Развиваем творческие способности детей с помощью нетрадиционных техник рисования

Дата: 25 марта 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

Нетрадиционное рисование в старшей группе

Нетрадиционное рисование способствует развитию познавательного интереса детей, их творческих способностей, воображения, образного мышления. Детей очень легко увлечь творческим процессом создания необычных шедевров, каждый раз уникальных и неповторимых. Личность ребёнка эстетически обогащается, он начинает видеть прекрасное в окружающем мире, замечать детали, творчески мыслить, созидать. Материл статьи поможет и педагогам, и родителям использовать разные необычные техники для старшей группы с целью развития гармоничной и духовно богатой личности ребёнка.

Педагогические советы по развитию творческой личности дошкольника

Сегодня мы живём в мире с огромными возможностями для развития наших детей. Педагогика и психология находятся на том этапе научного развития, когда они могут предложить педагогам и родителям программы, тренинги, практические советы и рекомендации по вопросам комплексного всестороннего развития ребёнка. С ранних лет ребёнок шаг за шагом проходит разные сенситивные периоды развития, когда его интеллектуальный и творческий потенциал становится восприимчив ко всему новому, познавательная активность достигает своего апогея. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы каждый такой период в жизни ребёнка был максимально насыщен различными видами деятельности, раскрывающими его таланты, природные наклонности, скрытые возможности.

Дети дошкольного возраста открыты для новых видов деятельности, особенно когда они проходят в игровой форме. Познание мира в дошкольном возрасте происходит эмпирическим, то есть опытным путём. Дети приобретают знания, умения и навыки, из которых складывается их жизненный опыт.

Существует философская концепция нативизма, восходящая к Декарту и Платону, согласно которой дети рождаются с природными способностями, существующими в виде неких форм, которые необходимо наполнить содержимым.

В современном стремительно развивающемся мире, целью педагогов и родителей становится разработка воспитательной стратегии, которая бы включала богатую содержательную составляющую, позволяющую детям опытным путём познания раскрывать свои внутренние способности и таланты.

Нетрадиционное рисование: возможности и перспективы

Занятия рисованием — это прекрасная платформа для развития личности творческой и одухотворённой. Искусство положительно влияет на духовный мир ребёнка, воспитывает эстетическое восприятие мира, художественный вкус, фантазию, формируя творческую личность, способную принимать смелые решения и нестандартно мыслить. Традиционный подход в рисовании часто не даёт столь широкого простора для самовыражения ребёнка, загоняя его в рамки алгоритмов и стереотипов. Овладевая стандартными приёмами рисования и не двигаясь дальше, в богатый мир изобразительных возможностей, ребёнок не может выйти за пределы однообразных сюжетов, форм, превращая свои рисунки в однотипные, лишённые эмоций и индивидуальности работы.

Нетрадиционные методы рисования предоставляют сегодня колоссальные возможности для развития детей как на групповых и индивидуальных занятиях в детском саду, в кружках по рисованию, а также дома с родителями. Сейчас проводятся различные обучающие мастер-классы, где и педагоги, и родители могут научиться интересным изобразительным приёмам. Достоинством нетрадиционных техник является их универсальность, так как использовать их можно для обучения детей с самого раннего возраста, усложняя процесс обучения поэтапно по мере взросления ребёнка и освоения им всевозможных приёмов рисования. Такое рисование вызывает целую бурю положительных детских эмоций, раскрывает возможности использования знакомых предметов, пробуждает фантазию, воображение и желание заниматься творчеством. Возможности этой методики позволяют увлечь даже тех детей, которые не проявляют способности к рисованию, и при традиционном подходе не показывают должных результатов и умений.

В педагогической практике существует большое количество нетрадиционных техник рисования, которые будут варьироваться в зависимости от возраста детей. В старшем дошкольном возрасте дети могут осваивать сложные приёмы. В старшей группе добавляются такие техники, как граттаж, пейзажная монотипия, рисование пейзажа песком, кляксография трубочкой, батик. Усложняются сюжеты и композиции. Вводится декоративная роспись: городецкая, дымковская в нетрадиционных техниках, пейзажные мотивы становятся сложнее, в плане появляется тема космоса, сказочные сюжеты. Воспитатель может комбинировать и усложнять техники для знакомых сюжетов: например, «Одуванчики в траве» можно выполнить с помощью тычка жёсткой кистью и манки в старшей группе, в то время как в средней дети рисовали одуванчики восковыми мелками и тычкованием.

Рассмотрим подробно несколько нетрадиционных техник рисования с детьми 5–6 лет.

Техники рисования с описанием методики рисования и используемых материалов, фотопримеры

Рисование ладошками

Технику рисования ладошками можно начинать использовать с детьми младшего возраста. В старшей группе воспитатель может усложнять тематические композиции и приёмы дорисовки изображения.

Материалы для рисования: гуашь, широкая кисть или плоская тарелка, тонкая кисть, бумага, банки с водой, салфетки.

Методика рисования.

  1. Краска наносится на ладонь ребёнка с помощью широкой кисти или наливается в широкую плоскую ёмкость, в которую ребёнок обмакивает ладонь.
  2. Ребята делают отпечатки ладоней на бумаге, а потом дорисовывают недостающие детали композиционного образа кисточкой или пальчиками.

Данная техника предоставляет возможности создания как индивидуальной, так и коллективной композиции. Темы также разнообразны: «Букет в вазе», «Подводный мир» или «Аквариум», «Пейзаж из летних или осенних деревьев»; «Хоровод дружбы» (коллективное рисование).

Фотопримеры детских творений

Отпечатками листьев

Техника отпечатки листьев позволяет получить интересное фактурное изображение с помощью натуральных листьев деревьев, кустарников и красок.

Материалы для рисования: листья деревьев и кустарников, гуашь, кисти, простые карандаши, бумажные салфетки, банки с водой.

Методика рисования.

  1. Дети создают своеобразный эскиз из листьев согласно теме занятия или придуманному сюжету. Можно сделать наброски простым карандашом и фон будущего рисунка.
  2. Дети покрывают гуашью обратную сторону листа, где хорошо видны прожилки. Необходимо напомнить детям, что с кисточки нужно убрать излишки воды.
  3. Ребята аккуратно кладут листок прокрашенной стороной вниз на бумагу. Сверху накрывают бумажной салфеткой и слегка придавливают. Снимают салфетку и листок с рисунка, на котором осталось изображение листочка. Процедуру повторяют с другими листьями.
  4. По окончании прорисовывают недостающие детали.

Техника применима как для создания индивидуальных, так и коллективных композиций на разные темы: «Осенний лес», «Букет из листьев», «Ёжик собирает дары леса».

Фотопримеры детских произведений

Рисование тычком

Материалы для рисования: гуашь, сухая жёсткая кисточка, простые карандаши.

Методика рисования.

  1. Сначала дети прорисовывают контур предмета простым карандашом или обводят по заранее подготовленному воспитателем шаблону.
  2. Потом опускают кисточку в краску и, держа вертикально, ударяют по листу бумаги. Начиная рисовать, дети должны делать тычки по контуру слева направо, стараясь не оставлять промежутки между тычками. После того как контур предмета готов, они начинают произвольно закрашивать пространство внутри контура.
  3. Если необходимо прорисовать детали образа или дополнить композицию некоторыми сюжетными элементами, дети делают это с помощью другой кисточки и краски.

Метод тычка позволяет передать фактурность образа (пушистый снег или шубка у белки, колючая ёлка или ёж).

Фотопримеры детских работ

Кляксография

Материалы для рисования: жёсткие и мягкие большие кисти, банки с водой, акварель, пластмассовые трубочки.

Методика рисования.

Создать рисунок с помощью метода кляксографии можно двумя способами: капельным методом и методом растекания.

Капельный метод.

  1. Ребёнок пропитывает широкую кисть краской и начинает разбрызгивать акварель над листом бумаги.
  2. Если нужно небольшое пятно, то можно слегка постукивать по деревянной ручке кисточки. Если для задуманного образа нужно большое пятно, то пропитанную краской кисть нужно встряхивать над тем местом, где должно быть пятно. С помощью капельного метода можно создавать красивые пейзажи.

Метод растекания.

  1. Ребёнок хорошо пропитывает кисточку (необязательно жёсткую) краской и, встряхнув, делает большое пятно.
  2. При помощи пластмассовой трубочки для питья ребёнок раздувает краску в разные стороны, чтобы получилась большая клякса. Основа для творчества готова.
  3. Дети рассматривают кляксы и думают, что им напоминают очертания клякс. Чтобы образ получился законченным, прорисовываются недостающие детали. Метод растекания можно комбинировать с капельным методом, если это необходимо для реализации сюжетной идеи.

В кляксографии существует два направления, которые перекликаются с двумя вышеупомянутыми методами.

  • Ребёнок заранее продумывает образ, который он хочет создать на бумаге. Для этого уместнее подойдёт первый метод.
  • Ребёнок создаёт бесформенную кляксу, думает, какой предмет из окружающего мира она ему напоминает, и дополняет её деталями, чтобы этот образ воссоздать.

Фотопримеры детских работ

Рисование свечой и акварелью

Материалы для рисования: белая свеча, акварель, широкая кисть, банки с водой, бумага, простые карандаши.

Методика рисования.

  1. Дети рисуют набросок простым карандашом, так как белую свечу не видно на белом листе бумаги.
  2. Обводят контур свечой
  3. Широкой кистью закрашивают лист бумаги. В зависимости от темы можно закрасить весь лист одним или разными цветами.
  4. Как по волшебству появляются невидимые раньше белые узоры.

Этапы выполнения работы

Фотопримеры детских работ

Техника эбру

Рисование в технике эбру — одна из самых невероятных и фантастических техник, применяемых в изобразительном искусстве. Универсальность этой техники в том, что и дети всех возрастов, и взрослые могут создавать поразительные шедевры на воде. Особенно эта техника может увлечь и привить любовь к рисованию детей, у которых возникают трудности в передаче образов традиционными методами рисования.

Материалы для рисования: специальная вода (раствор из воды и крахмала) и краски, лоток, веерная кисть, палитра, палочки, бумага, салфетки.

Методика рисования.

  1. В специальный лоток наливается заранее подготовленная жидкость для рисования эбру.
  2. В палитре дети готовят краски разных цветов.
  3. Дети берут веерную кисть, обмакивают её в краску и разбрызгивают над водой, создавая фон для будущего рисунка. Фон можно сделать, используя несколько цветов. Можно набирать краску палочкой и касаться ей поверхности воды.
  4. Острым концом палочки дети плавно водят по воде, соединяя цвета. Не стоит думать о результате, можно просто отпустить себя и свою фантазию в удивительный мир творчества и наслаждаться процессом превращения точек и линий в завораживающий своей загадочностью узор.
  5. Дети (с помощью воспитателя) берут лист бумаги и шершавой стороной опускают на воду на несколько секунд. Потом берут лист за края и плавно вытаскивают его, убирая лишнюю влагу о бортик лотка.
  6. Примерно через час шедевр готов!

Эбру — это своего рода арт-терапия, позволяющая ребёнку выражать свои эмоции и чувства через рисование, когда каждый раз получается неповторимый рисунок, уникальный и индивидуальный.

Для детей с психическими проблемами, испытывающих трудности в общении, эбру — это находка, исцеляющая психику, гармонизирующая личность ребёнка через возможность самовыражения и познания окружающего мира.

Фотопримеры детских работ

Имитация батика

Батик — искусство росписи ткани, известное ещё с древних времён.

Материалы для рисования: натянутая на подрамник ткань (лён, шёлк, хлопок), резервирующий состав, стеклянная трубочка для нанесения резерва, краски для росписи тканей, кисти, банки с водой, палитра, заготовка рисунка на бумаге.

Методика рисования.

  1. Воспитатель предварительно рисует эскизы.
  2. Дети переводят эскиз: кладут его на изнаночную сторону ткани, а с лицевой стороны, слегка прикасаясь трубочкой с резервом, обводят эскиз по линиям. Главное — объяснить детям, что вести линию нужно, не отрываясь, чтобы не было пробелов, и краска не растеклась по ткани.
  3. Рисунок с обведённым контуром должен высохнуть. Это займёт приблизительно три часа.
  4. Работа с красками. На этом этапе можно напомнить детям о правилах смешивания красок и получения составных оттенков из трёх основных цветов палитры. Для этого воспитатель показывает таблицу смешивания цветов, напоминая также, что если добавить белый к любому оттенку, то можно получить пастельный тон разной насыщенности.
  5. Дети закрашивают сначала светлые детали рисунка, потом переходят к более тёмным элементам. Воспитатель напоминает детям, что если нужно сделать плавный переход от одного цвета к другому, то нужно наносить жидко разбавленную краску.

Таблица смешивания цветов

Фотопримеры детских работ

Рисование на мятой бумаге

Материалы для рисования: бумага, кисти, краски, палитра, банки с водой, салфетки.

Методика рисования.

  1. Подготовка листа для работы. Дети смачивают салфетку водой и протирают альбомный лист. Можно предварительно создать фон для будущего рисунка. Для этого на влажный лист кисточкой или салфеткой нанести несколько цветных пятен.
  2. Не дожидаясь пока, он высохнет, дети начинают аккуратно его комкать и мять.
  3. Пока лист бумаги ещё влажный, плавными движениями расправляют его, слегка разглаживая. Поверхность бумаги получилась неровная, или даже немного шершавая.
  4. Дети рисуют красками заранее придуманную композицию, согласно предложенной педагогом темы.

Фотопримеры детских работ

Изобразительное творчество на мокрой бумаге

Материалы для рисования: бумага, акварель, большие круглые кисти, тонкие кисти, банки с водой, губка, салфетки.

Методика рисования.

  1. Воспитатель помогает детям намочить листы бумаги с помощью губки. Можно предварительно сделать эскиз рисунка простым карандашом.
  2. Дети сначала заполняют фон рисунка с помощью большой кисточки, смешивая краски и подбирая прозрачные оттенки. Воспитатель напоминает детям, что нужно слегка прикасаться кистью к бумаге и смотреть как растекается краска по поверхности листа.
  3. Дети рисуют основные элементы лёгкими мазками или касанием.
  4. Тонкой кистью прорисовывают отдельные детали декора. Для нанесения тонких линий необходимо подождать, когда работа немного просохнет, чтобы избежать сильного растекания контура.
  5. Оставить рисунок на рабочей поверхности для полного высыхания.

Фотопримеры детских работ

Метод с использованием поролона

Материалы для рисования: трафареты, поролоновые губки, гуашь в плоских тарелках, кисти.

Методика рисования.

  1. Воспитатель готовит трафареты с изображением предметов согласно теме занятия.
  2. Дети прикладывают трафарет на лист бумаги, основываясь на задуманной композиции.
  3. Дети обмакивают губку в краску и постукивающими движениями закрашивают пространство внутри трафарета, потом аккуратно убирают трафарет.
  4. Кистью прорисовывают недостающие детали изображения.

Фотопримеры детских работ

Рисование штрихом

Материалы для рисования: простые и цветные карандаши, фломастеры, бумага.

Методика рисования.

  1. Воспитатель знакомит детей с графикой, с понятием штриха и показывает различные виды штриховки.
  2. Дети рисуют предметы согласно предложенной педагогом темы, отрабатывая размер, наклон и ритм штриховки. Учатся передавать не только цвет, но и форму, материал, характер.

Фотопримеры детских работ

Рисование песком

Материалы для рисования: белые или цветные листы бумаги, простые карандаши, клей ПВА, обычный песок/цветной песок.

Методика рисования.

  1. На листе бумаги дети рисуют рисунок, можно с помощью шаблонов.
  2. Поэтапно обводят контур получившегося рисунка клеем.
  3. Посыпают песком. Те части изображения, которые должны быть темнее, посыпают большим количеством песка. Остатки песка аккуратно стряхивают.
  4. В работе можно использовать цветной песок, тогда картины получатся яркими, интересными и с необычной фактурой.

Фотопримеры детских работ

Новое применение зубной пасты

Материалы для рисования: цветной картон, зубная паста, гуашь, кисти, банки с водой, салфетки.

Методика рисования.

Описание методики обучения рисованию зубной пастой непосредственно связано с темой занятия. В зависимости от предполагаемого изображения будет зависеть способ нанесения зубной пасты на картон, процесс её размазывания и способ — пальцем или жёсткой кистью, а также дальнейшая прорисовка деталей.

Здесь мы опишем общие рекомендации по работе с зубной пастой, которые воспитатель должен варьировать в зависимости от сюжета.

  1. На лист цветного картона дети выдавливают зубную пасту.
  2. Пальцем или жёсткой кисточкой дети размазывают пасту, создавая изображение.
  3. Прорисовывают детали для создания законченного образа. Можно применять другие техники нетрадиционного рисования: пальцами, ватными палочками, граттаж, сочетать с пластилином.

Фотопримеры детских работ

Рисование мыльными пузырями

Техника рисования мыльными пузырями — это погружение в сказку, удивительный мир, который доставит много радости и позитивных эмоций детям.

Материалы для рисования: бумага, акварель, соломинки для коктейля, жидкое мыло, вода, пластиковые стаканчики.

Методика рисования.

  1. Воспитатель готовит раствор из воды, жидкого мыла и акварельных красок.
  2. Дети берут соломинки, опускают их в цветную воду и дуют до образования большого количества пузырей.
  3. Убирают палочку и прикладывают лист бумаги к пене из мыльных пузырей. Желательно взять растворы разных цветов, чтобы картинка получилась яркой, и было больше простора для фантазии.
  4. Рассматривают получившийся хаотичный узор из отпечатков пузырей.
  5. Придумывают сюжетную композицию и прорисовывают детали для завершения образа.

Фотопримеры детских работ

Манка — не просто полезная крупа

Материалы для рисования: затонированные листы бумаги/цветной картон, клей ПВА, манка, простые карандаши, гуашь, кисточки.

Методика рисования.

Техника рисования манкой очень сходна с техникой рисования песком. Преимуществом манки является то, что это экологически чистый и совершенно безопасный продукт, который можно использовать на занятиях с детьми самого раннего возраста.

  1. Дети простым карандашом делают набросок рисунка. В зависимости от темы и идеи конечного результата, воспитатель может заранее сделать эскиз будущего шедевра.
  2. Дети наносят клей на контур, отдельные элементы рисунка и посыпают манкой.
  3. Когда рисунок просохнет, аккуратно стряхивают лишнюю манку.
  4. Если это необходимо, дорисовывают отдельные детали картины.

В работе можно использовать цветную манку. Для этого в белую манную крупу нужно раскрошить в пыль грифель цветных карандашей или восковые мелки. Изображения получаются фактурные, яркие и привлекательные.

Фотопримеры детских работ

Техника граттаж

Граттаж — это техника процарапывания рисунка острым предметом.

Материалы для рисования: основа-заготовка для граттажа, ручка.

Методика рисования.

  1. Воспитатель заранее готовит основу для граттажа. Для этого лист бумаги закрашивается разноцветными восковыми мелками или белой свечой, выбор зависит от тематики будущего рисунка. Потом лист покрывается чёрной тушью, в которую добавляется немного жидкого мыла. После высыхания основа готова к работе.
  2. Дети начинают процарапывать рисунок не пишущей шариковой ручкой. Техника граттаж связана с техникой рисования штрихом. Дети могут создавать рисунки, используя различные виды штриховки.

Тематика работ в технике граттаж весьма разнообразна: «Натюрморт», «Ваза с цветами», «Подводный мир», «Космос» и многие другие.

Фотопримеры детских работ

Пуантилизм

Пуантилизм — техника рисования точками.

Материалы для рисования: бумага, простые карандаши, ватные палочки и гуашь или фломастеры.

Методика рисования.

  1. На листе бумаги дети рисуют простым карандашом эскиз будущей композиции.
  2. Точечная техника позволяет рисовать фломастерами или гуашью и ватными палочками. Дети ставят точки сначала по контуру нарисованных предметов, потом заполняют точками пространство внутри.
  3. По такой же схеме дети работают с гуашью и ватными палочками. После работы с определённым цветом аккуратно откладывают палочку в сторону и для другого цвета берут чистую палочку.

Техника пуантилизма развивает усидчивость и мелкую моторику рук, а также любовь к искусству, так как «точечные» изображения отличаются от традиционных рисунков, раскрывая возможности для творчества.

Фотопримеры детских работ

Тематика занятий по нетрадиционному рисованию: основные моменты

Расписные ткани

На занятиях по нетрадиционному рисованию воспитатель может использовать ткани вместо альбомных листов бумаги и провести занятие на тему «Расписные ткани» (роспись по замыслу). Расписывая ткани, педагог предлагает сочетать традиционные приёмы рисования гуашью с техникой нанесения узора с помощью штампов и многое другое.

Угольные пейзажи

Расширяя представление детей о графике, педагог может познакомить детей с техникой рисования угольными карандашами, рассказать об их возможности передавать настроение, несмотря на то, что рисует художник только чёрным цветов, варьируя лишь его насыщенность. Кроме того, воспитатель знакомит с двумя способами работы углём: рисование кончиком для нанесения тонких линий, и плашмя для затушевывания больших поверхностей или фона. Интересными получаются пейзажи в угольной технике, позволяющей передавать настроение природы, погоду.

Рисование птиц восковыми мелками

Рисование восковыми мелками можно сочетать с работой акварелью. При работе над темой «Перелётные птицы» воспитатель учит детей изображать птиц, использовать разные виды штриховки, держа карандаш под разным углом. Потом в композицию можно добавить акварельные детали, а то, что нарисовали мелками, будет чудесным образом переливаться и выделяться на фоне акварельных мотивов.

Рисование слона ладошкой

На занятии по теме «Рисование слона ладошкой» воспитатель уточняет знания о пропорциях, строении, характерных особенностях животного, а также развивает умение дорисовывать детали изображения до получения нужного образа. Для того чтобы получился слон, дети закрашивают краской ладонь, большой палец и остальные пальцы до первой фаланги, прикладывают к листу бумаги, отводя большой палец в сторону. Недостающие детали композиции дорисовывают кисточкой.

Фотопримеры детских работ

Практические советы по составлению конспекта занятия по рисованию в старшей группе

Обязательным условием является мотивирующее начало занятия, как и в случае работы в традиционной технике рисования. Воспитатель должен помнить и об игровых моментах, о проведении физкультминутки. Если планируется использование сложной техники или непосредственного участия педагога, то лучше проводить такое занятие в небольших подгруппах или организовывать ИЗО кружки.

При составлении конспекта занятия необходимо обратить внимание на последовательность и виды работ, которые планируется задействовать и правильно распределить время на каждый учебный этап:

  1. Предварительная работа (2–3 минуты)
  2. Основная часть (15–17 минут)
  3. Физкультминутка (1–2 минуты)
  4. Заключительная часть (подведение итогов) (2–3 минуты)

Приведём пример конспекта занятия по рисованию в старшей группе.

О.Н. Мищук. Занятие по нетрадиционному рисованию на тему «Зимний лес»

Авторский конспект занятия по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования манкой

Организационная образовательная деятельность
Вид деятельности Тема/Материалы Задачи/Программное содержание
Рисование «Зимний лес»
Материалы.
Голубой картон, манная крупа, клей ПВА, гуашь, кисточки, банки с водой
Познакомить детей с новой техникой изображения зимней тематики (манной крупой).
Развивать творческое мышление, фантазию, мелкую моторику рук.
Воспитывать интерес к творчеству, художественный вкус.
Этап занятия Содержание НОД
Предварительная работа Рассмотреть картинки с изображением зимнего пейзажа. Понаблюдать за снегом, обсудить его свойства. Рассказать о возможностях использования манной крупы в рисовании.
Основная часть Беседа с детьми
Воспитатель говорит, что сегодня к ним на занятие пришла необычная гостья, потому что она пришла прямо из сказки. Читает отрывок из сказки «Снежная королева», предлагая детям отгадать, какая это сказка и кто пришёл к ним в гости.
– Конечно, это маленькая, но очень храбрая Герда, которая отправилась на поиски Кая.
Задаёт вопросы по сказке.
Показывает иллюстрации.
– А вот тот самый ледяной дворец, в котором живёт Снежная королева и Кай. У него ледяное сердце, он живёт в царстве холода. Герда уже очень долго ищет Кая, и, кажется, очень устала и немного заблудилась.
– Ребята, вы хотите, чтобы Герда нашла Кая и растопила его сердце? (Ответы детей).
– Давайте поможем ей и нарисуем зимний лес, дорогу, которая приведёт её в царство Снежной королевы. Вы можете также нарисовать лесных зверей (зайчат), которые смогут помочь ей добраться до ледяного замка, или избушку, в которой Герда сможет отдохнуть перед долгой дорогой.

Читает стихотворение о Снежной королеве.

У Снежной королевы
одежды так белы,
Бриллиантами в караты
усыпаны они.
Из шубы Королевы —
снежинки, словно пух,
Летят и кружат в танце –
захватывает дух.
Сама сидит и правит
конями, что в санях,
И кони белой тройки
копытом бьют в снегах.
У Снежной королевы
дыханье — сущий хлад,
Морозит без разбора –
нет дела стар иль млад.
Нет дела Королеве
вообще ни до кого,
Совсем не бьётся сердце
холодное её.

Воспитатель рассказывает детям, что рисовать они сегодня будут необычными материалами — манкой и клеем, так как у них в гостях сегодня девочка из сказки, то и лес у них должен получиться сказочный.
Предлагает потрогать манку, посмотреть, что она похожа на снег, такая же пушистая и белая.
Педагог говорит, что с помощью манной крупы и клея можно создавать интересные рисунки. Просит проявить фантазию и аккуратность в работе.

Объяснение схемы рисования.

Физкультминутка Зимняя гимнастика
Снова к нам пришла зима, Дети разводят в стороны руки,
Стали белыми дома, складывают руки домиком над головой,
Снег на улице идёт, показывают, как падает снег,
Дворник улицу метёт, показывают,
Мы катаемся на санках, приседают, руки вперёд,
Во дворах снеговики, катают снежный ком,
Быстро бегаем на лыжах, показывают лыжников,
И играем мы в снежки. лепят и бросают снежки.
Заключительная часть (подведение итогов) – Какие красивые у вас получились рисунки. Настоящая зимняя сказка: пушистый снег, деревья и ёлочки в снегу, белые зайчата, домики. В чьём домике отдохнёт Герда? Кто из лесных зверей покажет ей дорогу к замку Снежной королевы?
– Ребята, вы большие молодцы! Теперь Герда точно найдёт своего Кая, растопит его ледяное сердце, они снова будут вместе играть, кататься на санках, и, может быть, даже придут вместе к вам гости.
Выставка детских работ. В центе рисунок дворца Снежной королевы.

Объяснение этапов работы рисования манкой

Особое внимание педагогу следует уделить объяснению всех этапов рисования манкой.

  1. На светло-голубом листе картона дети простым карандашом делают наброски зимнего пейзажа. Воспитатель оставляет простор для детской фантазии, поэтому каждый ребёнок может изображать то, что хочет: заснеженные ёлки, деревья, домики, зайчиков.
  2. Дети наносят клей на контур, отдельные элементы рисунка и посыпают манкой.
  3. Когда рисунок просохнет, аккуратно стряхивают лишнюю манку.
  4. Дети дорисовывают отдельные детали гуашью и кисточкой.

Картинки для показа детям

Иллюстрации к сказке «Снежная королева»

Зимние пейзажи

Фотогалерея детских работ

Владея основными изобразительными навыками, пытливый и любознательный ум ребёнка ищет других форм познания, безграничное воображение нуждается в правильном обрамлении. Традиционное рисование даёт фундамент, который может послужить основой для дальнейшего развития ребёнка. Нетрадиционные техники предоставляют огромное количество возможностей для проведения интересных занятий по рисованию, мастер-классов для педагогов и родителей, организации ИЗО студий и кружков. Придумывайте и воплощайте самые необычные художественные идеи в жизнь. Творите вместе с детьми и для детей.

Метки: