Как методически грамотно составить и провести занятие по рисованию в средней группе на тему «Маленький гномик»

Дата: 25 июля 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

гном

Познавая и исследуя мир, дети непременно хотят отобразить свои впечатления о нём в разных видах деятельности: игровой. изобразительной, музыкальной. Особый интерес у них вызывают добрые и весёлые герои сказок. Выбирая для рисования в средней группе тему «Маленький гном», воспитатель способствует повышению заинтересованности детей, обеспечивает активность и позитивный эмоциональный настрой малышей в течение всего занятия.

Подготовка к рисованию на тему «Маленький гномик»

Эстетическое воспитание ребёнка — важная образовательная цель работы детских садов. Лепка, аппликации, рисование — «три кита» её реализации. В списке видов изобразительной деятельности особое место занимает именно рисование, так как оно позволяет проявиться талантам малыша наиболее ярко. Дети пятого года жизни очень любят рисовать сказочных героев, забавных человечков, своих воображаемых друзей. Способности к этому виду искусства у детей находятся в большинстве случаев на уровне, недостаточном для самостоятельного и полного воплощения замысла, но определённые навыки и умения уже сформированы.

Гномик с фонарём, картинка для детей

Добрый гном — любимый сказочный персонаж детворы

Дошкольники умеют использовать простые шаблоны, разукрашивать элементы рисунка разными цветами, не выходя за контур, дорисовывать мелкие детали, пользоваться штампами и некоторыми материалами для нетрадиционного рисования. Так что на плечи воспитателя ложится задача подобрать не только тематику, но и подходящую технику, помочь дошкольникам освоить разные приёмы для того, чтобы каждый из них мог почувствовать себя успешным творцом.

В средней группе рисунок на тему «Маленький гномик» чаще всего включает в себя работу с трафаретом или шаблоном. Малыши рисуют с их помощью геометрические фигуры, из которых состоит образ (либо весь, либо частично). Возможен также вариант рисунка с натуры, когда перед каждым малышом стоит гномик, игрушка или поделка из простейших форм.

Синий гномик-поделка из бумаги

Дети могут рисовать гнома с натуры, изображая игрушку или поделку

Такой вариант изобразительной деятельности наиболее приемлем из-за места занятия в учебном плане (в первом семестре, когда отрабатываются знания простых геометрических фигур и добавляется изучение конуса, или накануне новогодних праздников, когда готовятся карнавальные костюмы). Тем не менее маленьким творцам уже открывается определённая самостоятельность в рисунке, касающаяся выбора цветовой гаммы образа или выражения лица героя (весёлый гном или грустный, серьёзный).

Подбор материалов для рисования

Нелюбовь многих ребят к рисованию связана именно с тем, что первые опыты изображения картин окружающего мира были выполнены не теми материалами. Точнее, карандашами или акварелью.

Что касается карандашей, то в 3–4 года карапузы могут обводить ими трафареты (только простых форм). Делать наброски «из головы», не имея образца перед глазами, им сложно. Другими словами, рисование в средней группе — это раскрашивание обведённых карандашом фигур или простой рисунок с натуры. А вот акварель и вовсе не подходит для занятий. Она набирается на кисть неравномерно, на бумагу ложится неровно, растекается. И тем не менее её часто используют в детских садах, так как стоимость этих красок ниже гуаши.

Профессиональные художники считают владение акварелью высшим проявлением мастерства. Детям пятого года жизни оно недоступно.

К слову, не рекомендуются на занятиях и фломастеры, которые не дают чувства цвета (оттенок темнее-светлее ими не сделать и, уж конечно, не смешать). Лучше использовать гуашь или восковые мелки.

В самостоятельной художественной деятельности нельзя ограничивать желание ребёнка пользоваться тем или иным материалом. Каждый дошкольник — маленькая личность, у которой есть право выбора.

Банки с разноцветной гуашью

Гуашь — лучший выбор для рисования в средней группе

Техники и приёмы

В средней группе акцент делается на традиционные техники создания рисунка, в частности:

  • раскрашивание картинок-шаблонов;
  • дорисовка деталей к имеющимся (например, к имеющемуся лицу гнома можно дорисовывать остальные элементы);
  • обведение и раскрашивание трафарета;
  • рисование с натуры (в качестве натуры могут выступать изученные геометрические фигуры — квадрат, круг, треугольник, конус).

Многие методисты считают, что рисунки с натуры целесообразно начинать в старшей группе, когда малыши уже в достаточной мере освоили обведение трафаретов фигур. Но фигура гнома достаточно проста, чтобы дети средней группы смогли её изобразить.

Приёмы, которые используются в средней группе, основаны на том, что в этом возрасте движение руки уже не ограничивается только краем листа, теперь границами служат и другие точки, определяемые изображением. Дети осваивают:

  • закрашивание мелких и крупных частей изображения;
  • прорисовку широких линий в наклонном положении кисти с опорой на весь ворс;
  • рисование тонких линий при вертикальном положении кисточки, касаясь бумаги лишь кончиком ворса;
  • смешивание разных оттенков для получения нужного цвета (например, для ручек и лица гномика потребуется розовый, то есть нужно будет смешать красный и белый тон);
  • приём закрашивания, когда карандаш держится наклонно по отношению к бумаге.

Дополнительные виды изобразительной деятельности

Ребёнок в детском саду должен получать представление о разных видах изобразительной деятельности. Однако для этого не всегда есть время, да и малыши — даже при том, что у них изобразительные способности примерно на одном уровне — по-разному относятся к тем или иным способам творческой работы. Вот почему воспитателю не стоит игнорировать такой приём, как комбинацию рисования с лепкой, конструированием и аппликацией. То есть в качестве «компаньона» кисточкам и карандашам можно использовать:

  • Природный материал: бересту, тонкие веточки, сухие листья.Например, воротничок и штанишки гномика можно сделать из сухих листьев, ручки — из веток, бороду из тонкого верхнего слоя берёзовой коры.
  • Кусочки ткани, ваты, синтепона — идеальное решение для заполнения больших пространств фона и деталей украшения рисунка. Тёмный тканевой фон и светлые облачка из ваты на нём отлично дополнят изображение гнома.
  • Пластилин. Колпачок может быть из пластичного материала, гномик может держать в руках цветы или ягоды, сделанные в технике пластилинографии.
  • Цветную бумагу используют, чтобы изобразить элементы костюма гнома и предметы вокруг него (траву, деревья, солнце и т. д.)

Главное, чтобы дополнительный материал не становился основным, то есть всё же акцент делается на рисование.

Фотогалерея: работы с привлечением разных видов изобразительной деятельности

Как реализовать индивидуальный подход

Учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка — важный аспект образовательной деятельности на всех этапах обучения. В детском саду найти «ключик» к предпочтениям малышей, казалось бы, сложно, так как все они находятся примерно на одном уровне развития. Но, с другой стороны, это легко, потому что ещё не так много навыков освоено, а значит, круг интересов не слишком широк. Итак, на занятии по рисованию на тему «Маленький гномик» индивидуализировать задание можно, оставив на выбор ребят:

  • подходящую для раскрашивания цветовую гамму (каждый выбирает те цвета, например, для колпачка, которые ему больше всего нравятся);
  • фон (детям можно предложить использовать основу для рисунка в виде листа цветной бумаги или тонкого белого картона);
  • дополнительные способы украсить одежду гномика (конфетти из цветной бумаги или кусочки пластилина).

Не стоит забывать и о том, что подготовка материалов для работы (раскладывание красок, карандашей, бумаги) – это также удачный момент, чтобы дать ребёнку почувствовать себя взрослым, включённым в общую деятельность.

Место занятия в учебном плане

Рисунок гномика может быть приурочен к целому ряду тем, но наиболее удачными можно считать варианты:

  • для закрепления изученных геометрических фигур (треугольник, круг, конус, прямоугольник);
  • в преддверии новогодних праздников;
  • после изучения сказки «Белоснежка и семь гномов».
Мальчик рисует в альбоме, тянется к банке с карандашами

Чтобы ребёнку было легче представить образ, занятие можно связать с изучением сказки про гномов или подготовкой новогоднего утренника

Варианты темы

Тема занятия может быть переформулирована в соответствии с тем, на каком этапе образовательного процесса дети рисуют гномов:

  • «Весёлый гномик»;
  • «В гостях у гнома»;
  • «Друзья Белоснежки» и т. д.

Что касается последнего варианта, то работать над этой темой можно не только индивидуально, но и коллективно: воспитатель предлагает на общем фоне формата А1 — комнате в домике — разместить нарисованных на ¼ листа А4 гномиков вокруг Белоснежки (нарисованной или наклеенной взрослым).

Как мотивировать дошкольников к изобразительной деятельности

Максимально заинтересовать детей процессом рисования может только чёткое представление о том, что они увидят в конце. Если говорить о теме «Маленький гномик», то это может быть человечек-сюрприз, который получится, если по порядку обвести все геометрические фигуры, или один из новых знакомых Белоснежки после чтения и пересказа сказки и т. д.

Картинка из диснеевского мультфильма про Белоснежку и 7 гномов

Чтение отрывка или инсценировка сказки про Белоснежку — удачное мотивирующее начало занятия

Сказка

В сознании большинства взрослых гном ассоциируется с Белоснежкой. Что уж там говорить о детях. Так что мотивирующий приём «на видном месте». Нужно только правильно его обыграть: например, инсценировать отрывок на куклах, провести ролевую игру или посмотреть фрагмент мультфильма.

Стихотворения

Рифмованные строки очень легко укладываются в памяти малышей. Подборку стихов или стихов-загадок можно сделать в виде домашней заготовки или от лица пришедшего в гости гномика, например, в канун Нового года.

  • Гномик — очень маленький,
    Но зато — удаленький!
    Улыбается игриво,
    Умный, добрый и красивый!
  • Гномик — чудо из чудес!
    Его домик — это лес.
    Гномику не страшно;
    Гномик ведь отважный!
  • Гномик! Скоро Новый год!
    Что с собой он принесёт?!
    Гномик рад его встречать.
    Улыбается опять.
  • Он носит вместо шапки
    Весёлый колпачок.
    И ростом он всего лишь
    С ребячий башмачок.
    С фонариком и с песней
    Идёт в лесу ночном.
    Не ошибёшься, если
    Ты скажешь: это… (гном).

Наглядность и беседа

Вопросы малышам, рассказ воспитателя сопровождают все этапы занятия. Для мотивации карапузов беседу следует подкрепить наглядностью, то есть картинками, игрушками. При этом вопросы можно составить таким образом, чтобы при ответе на них у малыша складывался план работы над рисунком:

  • Кто изображён на картинке? (Кто стоит на полке/столе?)
  • Гномы добрые или злые?
  • На что похож колпачок гнома?
  • Какую геометрическую фигуру напоминает плащ, голова гнома? и т. д.

Если рисунок не слишком сложен по технике (например, дети просто обводят цельную фигурку и раскрашивают), то можно предложить детям сложить пазл (не более 6 элементов), чтобы понять, кого же они будут рисовать на занятии.

Что нужно учесть при составлении конспекта занятия

Работа с детьми средней группы требует особого внимания воспитателя к организационным моментам, ведь это возраст повышенной активности и неусидчивости. Заинтересовать их чем-то очень сложно, так что сценарий занятия по рисованию должен быть продуман до мелочей.

Цели и задачи

Правильно организованное занятие — залог успешной реализации поставленных целей и задач. Именно с них и начинается планирование изодеятельности на любую тему. Для работы над рисунком маленького гномика цели выдвигаются следующие:

  • развивать у ребят художественный и эстетический вкус;
  • закреплять умение работать красками и кистью;
  • тренировать глазомер и пространственную ориентацию на листе бумаги;
  • продолжать работу над развитием речи;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  • работать над умением образно оценивать свою готовую работу и работу своих товарищей.

Задачи занятия:

  • обучать передаче в рисунке образа маленького человечка из простых геометрических фигур (круглой головки, конусообразной рубашки, треугольного колпачка, прямых ручек и ножек);
  • повторить знание геометрических фигур;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать терпеливое отношение к процессу творчества.

Структура занятия

Каждый этап занятия должен чётко вписываться в отведённое на него время:

  1. Введение (до 4 минут) – беседа, работа с наглядностью или другими видами мотивации.
  2. Основная часть (до 18 минут) – работа над рисунком, а также физкультминутка и пальчиковая гимнастика (обязательно).
  3. Заключительный этап (до 3 минут) – составление общей выставки работ или вывешивание готового коллективного рисунка, оценка воспитателя, а также рефлексия детей. Для этого малыши могут ответить на ряд вопросов, например, «Хорошо ли у тебя получился гномик? Что было сложно? Чей рисунок тебе нравится больше других и почему?»
    Дети с воспитательницей проводят физкультминутку, ручки приложили к щекам

    Обязательными этапами занятия по рисованию должны быть физкультминутка и пальчиковая гимнастика

Таблица: фрагмент конспекта НОД по рисованию в средней группе «Маленький гномик» (автор Л. Гуляганова)

Этап занятия Содержание этапа
1. Организа
ционная
часть
Воспитатель: Ребята, вы любите разгадывать загадки? Тогда я сейчас вам загадаю одну, слушайте и отгадывайте.

  • Он носит вместо шапки
    Весёлый колпачок.
    И ростом он всего лишь
    С ребячий башмачок.
    С фонариком и с песней
    Идёт в лесу ночном.
    Не ошибёшься, если
    Ты скажешь:
    Это… (гном).

Воспитатель: Отгадали? Молодцы! Это загадка про гномика. А какой он, гномик, вы помните? Сможете его описать? Какие у него ручки и ножки, голова? Что он носит?

2. Основ
ная часть.
Вступительная беседа
Посмотрите, кто у меня здесь. Кто скажет, из чего сделан этот гномик? Какие фигуры вы здесь видите? Да, круг, треугольник, прямоугольник. У вас на столах тоже есть такие фигуры, и вы из них можете сложить своего гномика на половинке белого листа. Попробуйте, сложите, а я вам расскажу стихотворение про гномика (читает стихотворение Саши Чёрного «Скрут»).
Дети выкладывают гномика из фигур.
Воспитатель: Хорошо, теперь у всех есть гномик. Сейчас уберите с листа все, оставьте только окружность, положите её выше середины и обведите карандашом. Сильно не нажимайте, держите карандаш правильно, делайте тонкие линии. Получается? Кому нужно помочь? Теперь наложите сверху треугольник-колпачок и обведите его. (Воспитатель следит за выполнением, помогает).
Пальчиковая гимнастика
Ребята, чтобы гномик у всех получился, давайте подготовим пальчики.

  • Мы сегодня рисовали,
    Наши пальчики устали.
    Наши пальчики встряхнём,
    Рисовать опять начнём.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем пальчики считать,
    Все такие нужные,
    Крепкие и дружные.

Выполнение работ детьми.
Приступаем к работе. У нас уже есть эскиз карандашом. Сейчас мы будем раскрашивать рисунок гуашью. Лицо и руки гномика какого цвета (розового)? Чтобы у нас получился розовый, какие краски нужно смешать? Белую и немного красной. Цвет колпачка, одежды и плаща можете выбрать сами, какие вам нравятся. Когда у гномика подсохнет личико, не забудьте нарисовать ему глазки и ротик, очень маленькие.

3. Заклю
чительная часть
Рассматривание и коллективная оценка каждой работы индивидуально.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии у нас получились прекрасные гномики. Когда они высохнут, вы можете их взять домой или подарить другу.
Цит. по :
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-risovaniyu-v-srednei-grupe-malenkii-gnomik.html

Варианты поэтапного рисование гнома

Рисовать фигурку гномика малыши могут как простым карандашом с последующим раскрашиванием, так и сразу красками или цветными карандашами (восковыми мелками).

Выполнение рисунка простым карандашом

  1. Рисуем голову и колпачок — круг и два треугольника.
  2. Затем пририсовываем туловище — большой треугольник.
  3. Затем изображаем ноги — три прямые линии.
  4. Дорисовываем башмаки — овалы.
  5. Затем делаем рукава — маленькие треугольники.
  6. Варежками будут два полукруга.
  7. Украшаем нашего гномика ремнём.
  8. Оживляем личико маленького героя глазами и улыбкой.
  9. Добавляем последние штрихи.

Дорисовывать обувь, рукава и варежки детям помогает воспитатель, так как малыши ещё не в совершенстве владеют навыком симметричного расположения маленьких деталей рисунка на листе.

Фотогалерея: поэтапное выполнение рисунка гнома простым карандашом

«Весёлый гном» цветными карандашами

Для этого рисунка дети не используют простой карандаш, делая контуры деталей карандашами нужного цвета.

Инструкция:

  1. Берём трафарет большого треугольника и обводим для рубашки гнома.
  2. Маленькие треугольники располагаем по бокам и тоже обводим.
  3. Дорисовываем овал головы.
  4. На голове рисуем шапку-треугольник, расположив широкую сторону на овале.
  5. Дорисовываем рукавички на руки.
  6. Двумя линиями, похожими на грабельки для песочницы, показываем ножку.
  7. Повторяем для другой ножки.
  8. Делим колпачок на две горизонтальные полосы, раскрашиваем в жёлтый и красный, не забывая провести линию для пушистой кисточки.
  9. Двумя жирными точками показываем глазки.
  10. Вертикальным штрихом рисуем нос.
  11. Дорисовываем улыбку.
Гном в красной рубашке и с красно-жёлтым колпачком

Карандаши для рисования должны быть очень мягкие, чтобы малышу не приходилось прилагать дополнительные усилия для прорисовки элементов

Фотогалерея готовых работ по теме «Маленький гномик» в средней группе

Видео: как научить ребёнка 4–5 лет рисовать гномика

Средний дошкольный возраст — пора неуёмного выплёскивания энергии. Маленьких шалунов так непросто увлечь серьёзным, требующим внимания и усидчивости делом. Но разве откажутся ребятишки изобразить в рисунке обожаемого забавного гнома — такого же озорника, как они сами? Да и узнать новые стихи и загадки о нём детям будет интересно. Успех занятия по рисованию на тему «Маленький гном» полностью зависит от того, насколько тщательно и творчески подойдёт к его подготовке воспитатель.

Метки: