Методика В.И. Жохова для начальной школы: анализ ключевых позиций

Дата: 12 апреля 2017 Автор: Рубрика: Школа 0

Девочка в джинсовом сарафане и белой футболке улыбается, приложив руку с карандашом к щеке, на переднем плане глобус, карандаши

Определяя малыша в первый класс школы, родители должны решить один очень важный вопрос: по какой программе их ребёнок будет получать образование. От ответа на него зависит будущее карапуза, ведь школьник должен не только усваивать полученную информацию, но и применять знания в жизни, быть заинтересованным в процессе обучения. Существует целый ряд различных методик, по которым работают классы в начальном звене. И одной из наиболее востребованных (но при этом неоднозначных) в последние годы стала методика Владимира Ивановича Жохова.

Суть методики для начальной школы

Кто автор?

Отличительной чертой многих авторских программ преподавания является то, что создаются они учёными-теоретиками. Неоспоримым преимуществом программы Жохова является то, что Владимир Иванович создавал её, основываясь на своём педагогическом опыте не только в работе с детьми, но и с учителями, для которых он преподаёт курсы повышения квалификации при Московском городском институте усовершенствования педагогических кадров. Таким образом, 50-летний практический опыт Жохова воплотился в программе для обучения начальных классов, которая носит название «УниК».

Жохов в жилете стоит в коридоре

В.И. Жохов — педагог-практик с большим опытом работы

Что в результате?

Анализ любой образовательной методики необходимо начинать «с конца», то есть с прогнозируемого результата.

3 мальчиков и девочка показывают жест большим пальцем — класс

Методика Жохова не угнетает интерес к познанию, а наоборот, стимулирует его

Что касается методики «УниК», то уроки по данной программе судя по всему это практически мечта любого родителя.

  • Дети будут реже в 2–3 раза болеть.
  • Учебный материал 2 первых лет обучения дети усвоят уже за 4 месяца работы по программе Жохова. Так, в конце первого класса ребята уже смогут решать уравнения и задачи с дробями.
  • Малыши начнут много и с удовольствием читать, охотно ходить в школу.
  • У ребят нормализуется познавательная активность, что обеспечит полноценную работу не только в школе на уроках, но и дома, в кружках и секциях.
  • Социально-психологические показатели развития личности ребёнка в процессе работы существенно улучшатся, что выразится в отсутствии страха перед публичными выступлениями, коммуникабельности и в позитивном настрое.

Принципы программы «УниК»

Владимир Иванович Жохов выделил два основных принципа, на которых построена его методика.

Девочка в белой кофточке, мальчик сзади кричит, расставив руки

Двигательная активность — основа полноценного физического развития ребёнка

  • Принцип природосообразности, то есть образование малыша должно идти в согласии с его природным развитием, то есть сочетаться с темперамента ребёнка (холерик, флегматик и пр.), индивидуально-психологическим типом личности (интроверт, экстраверт и пр.). Это позволяет развивать заложенные генетикой таланты и способности. Более того, при соблюдении требования природосообразности, не возникает сложностей с обучением — дети стремятся узнавать новое (это заложено природой!), следовательно, учатся легко и с удовольствием.
  • Принцип здоровьесбережения, то есть дети, попадая в школу, не должны приобретать сколиозы из-за неподвижности позы в  течении 45 минут, жертвовать зрением в угоду сделанным урокам (когда для проработки заданий нужно сидеть до полночи) и стремлению увидеть текст на доске с плохим покрытием. В методике Жохова принцип здоровьесбережения реализуется, прежде всего, особым вниманием к двигательной активности малышей: детки не сидят постоянно за партами, а свободно передвигаются по классной комнате. Кроме этого, на каждом уроке проводятся зарядки и для ума, и для тела, домашнее задание минимизируется.

Как начать работать по методике?

Казалось бы, подобная перспектива должна сделать «жоховскую» методику самой востребованной, а между тем о ней знают далеко не все. Это связано с тем, что проект основывается на инициативе родителей. То есть, чтобы открыть класс, который будет заниматься по принципам образования Жохова, нужно

  • найти единомышленников среди таких же родителей будущих первоклассников (не менее 16 человек, желательно поровну девочек и мальчиков);
  • убедить директора школы и учителя в целесообразности открытия «жоховского» класса (обычно такие классы открываются на базе государственных школ, что позволяет учебному заведению повысить рейтинг среди других школ города);

Это интересно. В 2016–2017 учебном году в России открыто 75 классов, обучающихся по жоховской методике.

  • внести годовую стоимость пользования методикой (55–80 тысяч рублей с класса).

Если все условия соблюдены, то в начале учебного года участники образовательного процесса, а именно родители и учитель, получают съёмный жёсткий диск с мультимедийными материалами, а педагоги ещё и доступ к еженедельным онлайн семинарам.

Что нового предлагает автор?

Прежде всего, это активное (скорее даже постоянное) использование на уроках проектора, так как все уроки по программе «УниК» — мультимедийные. Кроме этого

  • информация распределена в небольшие блоки (например, при изучении такой обширной темы, как «Народные сказки», материал разбит на несколько тем-уроков, посвящённым отдельным историям, при этом на уроках по другим предметам малыши также обращаются к изучаемому тексту, например, при рассмотрении «Колобка», на уроке математики решение примеров становится способом убежать от зайца, волка и др. — в классической методике на одном уроке изучается 1–2 сказки одновременно, в работу по другим предметам они переносятся крайне редко, это скорее исключение, чем правило, в отличие от уроков по Жохову);
  • материал подаётся нелинейно — темы повторяются и перекликаются (это очень удобно, если малыш, к примеру, проболел какую-ту тему — информация по ней ещё не раз будет дана);
  • отсутствуют прописей в 1 семестре 1 класса, вместо них — маркерные доски;
  • нет зацикленности на «отступаем 4 клеточки/2 строки» и пр.- автор предлагает развивать мозг, а не мелкую моторику (дети со 2 семестра 1 класса пишут в тетрадях в линию и клетку, а не в косую; буквы учатся писать не так, как учитель пишет на доске, а так, как удобно конкретному малышу повторить буквенный образ — к слову, эта особенность методики имеет довольно много отрицательных отзывов: малыши в конце 4 класса пишут быстро, но очень криво и некрасиво);
  • домашнее задание на выходные и каникулы не задаётся;
  • предпочтение отдаётся работе в коллективе, группе, хоровым ответам, хотя и индивидуальная работа (выполнение домашнего задания, контрольных работ, проведение фронтального опроса и пр.) также ведётся;
    6 ребят за сдвинутыми 2 партами, на столе табличка — исследовательская

    Предпочтение отдаётся групповым видам работы

  • нет ограничений в передвижениях во время занятий — дети подходят к учителю, выходят в туалет, помогают друг другу;
  • возраст одноклассников может варьироваться от 5 лет и 3 месяцев до 7 лет и 5 месяцев.

Это интересно. Жохов при создании «УниК» опирался на данные исследований, по которым мозг малыша (а конкретно — лобные доли) раскрывается именно с 5 до 7 лет. А вот если эти нейроны не задействовать вовремя, то есть не загрузить, то они начнут сбрасываться. Это значит, что новую информацию станет запоминать сложнее. Такая особенность развития мозга и определила возрастные рамки работы по системе.

Преимущества программы

Поскольку в учебном процессе задействованы не только дети, но и учителя, родители, руководители образовательного учреждения, то плюсы методики следует рассматривать с каждой из сторон.

Для школьников

  • Всестороннее и гармоничное развитие подрастающей личности за счёт комбинации умственной и физической активности (причём на каждом уроке они представлены почти в равных частях, так как учитель проводит не только одну традиционную физкультминутку, но и зарядку для глаз, пальчиковую гимнастику, а в некоторых случаях эти виды активности могут даже дублироваться).
  • Высокое качество усвоения материала в кратчайшие сроки (дети, обучающиеся по методике Жохова показывают стабильно высокие результаты на предметных олимпиадах, так в одном из районов Челябинской области 90% победителей среди четвероклассников учатся по программе).
  • Работа в дружном и положительно настроенном классном коллективе.
    Дети тянут руки для ответа, на переднем плане мальчик, на заднем — девочка в розовой водолазке

    Дети, обучающиеся по системе Жохова, не подвержены страху перед публичным ответом

  • Стимуляция желания к открытию нового и интересного для себя.

Для мам и пап

  • Укрепление иммунитета и улучшение общего здоровья (физического, психологического, эмоционального).
  • Эффективность образовательного процесса.
  • Отсутствие необходимости контролировать выполнение домашних заданий (главное, увидеть, что малыш отправился делать уроки, а оторваться от них он уже не сможет — задания сформулированы таким образом, что выполнение набора упражнений в тот или иной день объединены общим «сюжетом», своеобразный квест, найти разгадку которого малышу будет очень интересно самому).

Для педагога

  • Соотнесение методических аспектов программы с требованиями ФГОС.
  • Детальное календарно-тематическое и поурочное планирование.
  • Возможность онлайн консультаций с автором методики.
  • Перспектива профессионального развития.

Для руководства учебного заведения

  • Гарантированно успешный результат учебно-воспитательной работы.
  • Полноценное методическое оснащение педагогов.
  • Инициатива малышей в активном проявлении своих знаний, умений и навыков в конкурсах, олимпиадах и смотрах.
  • Возможность публичного представления урока по методике в любое время.

Недостатки методики

Как и во всякой методике, в программе «УниК» есть ряд минусов.

  • «Туманные перспективы» для продолжения образования по Жохову. После окончания 4 класса детям придётся переходить к стандартной системе обучения, так как методики, близкой по сути к «жоховской», в нашей стране нет.
  • Программа по Жохову несколько лет реализуется в качестве эксперимента в одной из школ Копейска. У меня мама(филолог высшей категории,федеральная грамота Министерства образования,процент качества по ЕГЕ около 80%) взяла таких деток в 5-ом классе,говорит,что дети очень плохо справляются с заданиями по русскому,не могут толком излагать свои мысли, в отличие от детей,обучающихся по той же традиционной программе, у них рассеянное внимания на уроке, плохая концентрация, сложно собрать их всех в кучу…зато по математике,конечно, они обгоняют традиционников на несколько шагов вперёд.

    sedwer

    http://deti74.ru/forum/index.php/topic,27399.90.html

  • Невозможность полноценного образования для гиперактивных малышей, а также детей с дефицитом внимания. Как показывает практика, слишком активные дети или, наоборот, те, которым не хватает внимания, должны обучаться в классах с хорошей, «традиционной» дисциплиной и с грамотно выстроенным индивидуальным подходом, чтобы эти особенности личности «уравновешивались». Жоховская же система не учитывает этот фактор.
  • Браться за реализацию программы может только педагог, фанатично верящий в неё, иначе просто не выдержать «балагана» на уроке, смещение акцента с привычных навыков (например, каллиграфии) на общие (такие, как развитие творческого подхода в написании букв).
  • Затруднения в использовании методики в частных школах. Это связано с высокой стоимостью программы. Для сравнения: в государственных школах коллектив одного класса платит за материалы 55 000 рублей за учебный год, а в частных эта цена повышается до 80 000 рублей за учебный год.
  • Малое количество учебников для обучения (в основном все материалы мультимедийные). Основная часть урока строится на работе с презентациями на мультимедийном проекторе. У детей даже при наличии в классе энциклопедий, справочников, просто не хватает навыков обращения с ними.
    Дети за жёлтыми партами что-то обсуждают, у мальчика в очках и девочки в руках лист в файле

    Одним из недостатков системы является нехватка учебников для 2–4 классов

  • В отзывах некоторые педагоги и учителя отмечают, что после первого года обучения автор ограничивает методическую помощь. Это выражается в сокращении набора методических рекомендаций для учителя, что ведёт к снижению качества подготовки уроков.

Особенности применения методики Жохова

Как уже было отмечено, изложение материала на уроках по программе «УниК» идёт нелинейно, то есть материал повторяется из урока в урок, из предмета в предмет (вспомним пример с изучением сказки про Колобка на уроке чтения и использование сюжета, а значит, и повторение текста, на математике). То же самое можно сказать и о целеполагающих установках — для каждого урока на каждый день они будут едины:

  • Каждый день — зарядка для ума и гимнастика для тела.
  • Каждый урок — хорошая песня и классическая музыка.
  • Каждая тема — богатый визуальный ряд, то есть дети видят много картинок, образов, позволяющих запомнить материал.
  • Каждый ребёнок — личность самобытная и яркая.
  • Каждая личность — достойна уважения. Учитель не ругает детей, он может сделать замечание. По словам самого Жохова, все дети плохо себя ведут в 1 классе, этот период нужно просто перетерпеть. Контролировать поведение в этом случае становится очень сложно (кстати, это основная причина, почему многие учителя отвергают жоховский подход). Оценок эта методика не предполагает. 
  • Каждая книга — источник становления нравственной позиции. Именно с этой точки зреня учитель прорабатывает учебники: дети не просто читают, а анализируют: какие качества личности положительные, какие отрицательные у того или иного героя. При этом стремятся найти хорошее даже у отрицательных. Например, волк из сказки про семерых козлят — персонаж негативный, но и в нём есть что-то привлекательное: он очень артистичный. 
  • Каждый праздник — способ самовыражения. Дети с удовольствием готовят представления к разным датам, участвуют в ролевых играх, постановках, декламируют стихотворения.
  • Каждый рисунок — яркий образный мир ребёнка.
  • Каждые каникулы и выходные — без обязательных домашних заданий и зубрёжки.

Что же до конкретных разработок уроков по методике, то можно лишь привести видео материалы проведения отдельных занятий, так как по условиям сотрудничества с автором программы любые публикации материалов «УниК» запрещены.

Видео. Обучение по системе Жохова: теория и практика

Отзывы

Поскольку у системы Жохова есть как сторонники, так и противники, то и мнения будут соответствующие. Рассмотрим некоторые из них, а начнём с отзывов педагогов, которые должны работать по методике, так сказать, «изнутри».

Видео. Первые результаты работы по методике: мнение учителя

Да, я не могу сказать, что все было идеально, что я ни разу не вставала в тупик, не понимая, что мне делать. Это касается как воспитательных, так и учебных моментов. Что-то мы решали с родителями класса на собраниях и в личных разговорах, часто, как уже говорила, я просила совета и оценки ситуации у Жохова. Например, был у меня такой казус. Писать слова и предложения мы начали почти сразу, как только стали учить письменные буквы, ещё большая часть класса читать не умела. За урок ребята писали четыре строчки вперемешку с устными упражнениями, а к концу урока получался какой-нибудь забавный стишок на листочке. (У нас не было тетрадей до середины третьей четверти, каждый урок дети писали на новых, специально разлинованных листочках). Кто умел читать, сразу же прочитывал эти стишки, все весело смеялись, я была страшно довольна их успехами. И вот однажды, спустя чуть ли не две недели, я случайно обнаружила, что один мальчик просто копирует крючочки, не читая текст. Ну, ему было сложно прочесть, я не просила, он и не читал. И какой же был мой ужас, когда я поняла, что таким же образом пишут ещё четыре ребёнка! Пятеро из семи. Я прямо волосы на себе готова была рвать, так мне было стыдно, что не отследила этот момент, так хотелось идеальности. Сейчас мне смешно, ведь ничего экстраординарного не произошло, ну, не прочитали, и ладно, чтение тренировали на других заданиях, а там навык крючочков отрабатывали.

Ludmila Barulina

https://vk.com/topic-76808966_31727404

А вот и доказательство успешности внедрения системы Жохова в учебный процесс.

В Сосновском районе Челябинской области прошла районная олимпиада для учащихся четвёртых классов. Из двенадцати победителей олимпиады одиннадцать — ученики университетских классов, использовавших в обучении методику В.И.Жохова.

Елена Ефимова

https://vk.com/topic-76808966_31727404

Родительские мнения довольно разноплановые.

Как всё красиво написано! прям красота. Только по сути я не вижу никакого отличия от обычной школы, кроме отсутствия запрета на движение. Да, это важно, конечно. Но нельзя сказать, что это какой-то страшно новаторский приём. Остальное — позитивный настрой и т.п. — можно приложить к любому обычному классу, если в нём учитель — энтузиаст.

Amatum

http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=7271408

Прочла и посмотрела… На видео какой-то балаган в классе, слайды, шум-гам, «свобода слова и мысли», театральная студия, пение песен (правда, некоторые дети и слов даже на видео видно, что не знают)- по мне так хаос какой-то)). С таким поведением детей, как у нас в классе- ввести свободное передвижение… или высказывание без поднятия руки…ух! Ну ладно, допустим, слайды привлекут внимание, пение — тут спорно (не все, в частности, мальчики любят петь), выход в туалет, подход к другу и что??? Что в итоге получится? Не мешать делать дз, тоже дети разные кому-то и подходить не придётся — пока родителей не позовут в школу обсудить такое выполнение дз))). Допустим, закончили детки начальную школу «свободного обучения в слайдах и в театральном костюме с песнями»- а дальше, как они адаптируются к старшим классам- теперь надо будет сидеть, руку поднимать и прочее, что тут будет с обучением? Не знаю… У ребёнка будет шок, учителя будут относиться, как к больному, типа не обращать внимания — он же учился по той странной системе…П.с.: считать до миллиона — ерунда к концу первого класса, объяснив принцип можно за пару вечеров и наших детей научить, таблица умножения учится, для скорости чтения- надо читать больше, все что там описано — не велика премудрость, но надо ли так рано забивать голову детей?

Федясанмам

http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=7271408

Огромное спасибо В.И.Жохову. Сын учится очень легко, радостно. Просто восхищаюсь насколько система продумана до мелочей, как легко даются детям сложные казалось бы вещи. Методика не только учит, а именно: развивает ребёнка всесторонне — и в плане здоровья, и эстетики, взаимоотношений. Вчера пришёл из школы и настойчиво просил научить его мыть посуду. Второй день моет)))). Задания делает только сам, все получается, столько песен поёт. Мы оооочень рады, что сын учится именно по этой замечательнейшей системе. Надеюсь, что во 2 классе продолжим.

Аюна Соржеева

http://zhokhovzelenograd.ru/category/feedback/

«Хочу помочь!!!!» Какая простая фраза и как Сильно она может помочь ребёнку в жизни!!! Сегодня посчастливилось «краем глаза» увидеть кусочек урока по математике в нашем Жоховском классе. Маленькая фраза, два простых слова, которые ребёнок учится с радостью говорить! Это слова «Хочу помочь!!!» — вскакивая с парты несколько детей тянет руку когда хочет помочь однокласснику решить пример по математике. Дети привыкают с радостью говорить — «Хочу помочь» и помогают. Как это здорово пригодится в жизни!!!! Для большинства детей, гораздо важнее, чем научится складывать два числа на математике или решать сложные примеры из алгебры.

Сергей Степанюк

http://zhokhovzelenograd.ru/category/feedback/

Изучив суть методики Владимира Ивановича Жохова, принципы её работы, отзывы родителей и педагогов, можно сделать ряд выводов. Первый: несмотря на ряд недостатков, программа всё же даёт положительные результаты. Второй: для того чтобы методика заработала, необходимо найти единомышленников и среди родителей, и среди педагогов. Третье: для успешного внедрения теории в практику нужна серьёзная и систематическая методическая поддержка автора. И если вы родитель, который стоит перед выбором подходящей программы обучения для своего будущего первоклассника, то стоит помнить: какую бы методику вы ни рассматривали в качестве образцовой, это не освобождает вас от личной ответственности за гармоничное и всестороннее развитие подрастающей личности.

Метки: