Проводим диагностику внимания ребёнка с помощью методики «Запомни и расставь точки»

Дата: 19 июня 2016 Автор: Рубрика: Школа 0

Девочка за партой крупным планом

Внимание — один из важнейших показателей готовности ребёнка к обучению. Перед поступлением в школу с детьми часто проводятся психологические тесты для оценки степени его концентрации. Но не менее важно организовывать подобные диагностические процедуры на протяжении всего периода обучения в начальной школе, ведь в это время в подрастающей личности окончательно формируется механизм включения произвольного внимания в процессе усвоения новой информации. Для этого применяется методика «Запомни и расставь точки».

Коротко об авторе методики, её сути и целях

Тест «Запомни и расставь точки» оценивает особенности психической деятельности ребёнка 6–11 лет, которые обеспечивают наилучшее отражение одних предметов или явлений, но при этом отвлекают от других. Иными словами, методика может выявить качественные показатели объёма внимания школьника. Авторство приёма приписывается нескольким европейским психологам, работавшим в начале ХХ века с гештальтпсихологией — изучением восприятия мира не как суммы значимых пространственно-наглядных частей, а с точки зрения отдельных элементов целого. С методикой «Запомни и расставь точки» работал и Макс Вертгеймер — один из основоположников теории. В современные отечественные учебники по психологии тест в переработанном виде попал благодаря Виктору Богомолову, преподавателю Московского гештальт института, который рекомендовал приём в своём сборнике «Тестирование детей».

Задачи методики «Запомни и расставь точки» состоят в следующем:

  • исследование количества информации, на котором ребёнок может сосредотачиваться;
  • оценка способности качественно отбирать поступающие знания с учётом актуальных потребностей в конкретный промежуток времени;
  • стимулирование длительной и избирательной сосредоточенности на конкретном объекте.

    Учительница помогает школьнице

    Диагностика нарушений внимания позволяет подобрать коррекционную программу для ребёнка и свести помощь в выполнении заданий к минимуму

Процедура тестирования «Запомни и расставь точки»

Стимульный материал методики «Запомни и расставь точки» представляет собой 2 листа с 8 квадратами, поделёнными на 16 клеток. В последних в произвольном порядке изображены точки, их количество варьируется (от 2 в первом квадрате до 9 в последнем). Задача испытуемого — посмотреть на расположение отметок и перенести их в пустые квадраты, расположенные на втором листе бланка, сохранив правильный порядок.

Тест рекомендуется проводить индивидуально с каждым школьником, чтобы избежать вмешательства внешних обстоятельств (шума, возможности подсмотреть у соседа и так далее).

Инструкция по организации диагностики:

  • Учитель разрезает бланк с заполненными квадратами на отдельные фигуры.
  • Ребёнок получает лист с 8 пустыми квадратами.
  • Квадраты с точками экспериментатор складывает стопкой так, чтобы на верхнем было 2 точки, а на нижнем — 9. Все карточки должны лежать изображением вниз с последовательным увеличением количества точек.
  • Далее взрослый оговаривает условия теста: «Я буду показывать карточки по одной. Твоя задача — быстро запомнить, где стоят на ней точки, и изобразить их в таком же порядке на первом квадрате в бланке. Затем я покажу другую карточку, а ты отметишь точки во второй фигуре на своём листе».
  • На запоминание расположения отметок ребёнку выделяется 2–3 секунды, на расставление их в бланке — 15 секунд.

    Учитель и ученица

    Тестирование «Запомни и расставь точки» рекомендуется проводить индивидуально

Файл: Стимульный материал к тесту

Бланки для проведения тестирования

Оценка и интерпретация результатов

Для оценивания учитель выбирает тот квадрат, на котором ребёнок безошибочно отметил максимальное количество точек. Именно этот фрагмент работы и будет анализироваться:

  • За 6 и более точек школьник получает 10 баллов.
  • За 5 точек — 9. Если одну (кроме верных) ребёнок поставил с шагом в 1 клетку влево, вправо, вниз или вверх, то ставится 8 баллов.
  • За 4 точки — 7. За одну отметку (кроме расставленных правильно), расположенную с шагом в 1 клетку влево, вправо, вниз или вверх, ставится 6 баллов.
  • За 3 точки — 5 баллов. 4 засчитывается по схеме, описанной в предыдущих пунктах.
  • За 2 точки — 3 балла.
  • За 1 точку — 2 балла.

Оценка результатов проводится в соответствии со шкалой:

  • 10 баллов — очень высокий показатель объёма внимания.
  • 8–9 — высокий.
  • 6–7 — средний.
  • 4–5 — низкий.
  • 0–3 — очень низкий.

При средних и низких показателях ребёнку рекомендуется регулярно выполнять:

  • корректурные задания (например, в строчке с буквами вычеркнуть все «А»);
  • упражнения на точное воспроизведение образца (это могут быть тесты, предполагающие расставление цифр в квадратиках в порядке, предложенном в образце);
  • задания в форме игры «Меморина», при котором на столе выкладываются перемешанные карточки с изображёнными парными картинками, а задача школьника — быстро всё перевернуть и найти одинаковые).

Важно, чтобы все упражнения на начальном этапе были ребёнку по силам. В противном случае малыш откажется работать, и никакой пользы не будет.

Писатель А. Грин говорил: «Целеустремлённость в ребёнке можно воспитать только в том случае, если ставить перед ним реально достижимые цели. Тогда радость после удачного восхождения на вершину будет вести его на штурм новых — всё выше и выше».

Есть также задания, не требующие стимульного материала, их можно давать ребёнку во время прогулки, похода в школу. Например, предложить ученику за минуту найти как можно больше предметов одного цвета, встречающихся на пути.

Методика «Запомни и расставь точки» помогает оценить показатели внимания младшего школьника, а результаты тестирования позволяют сделать вывод о том, какие именно аспекты нуждаются в коррекции. Вовремя организованная работа по их исправлению способствует эффективной подготовке ученика начальных классов к увеличению объёма информации в среднем и старшем звене.

Метки: