Тест Г. Мюнстерберга: изучаем избирательность внимания у детей

Дата: 28 июня 2017 Автор: Рубрика: Школа 0

Ученик работает над заданием теста

Изучение избирательности внимания традиционно проводится с помощью методики Г. Мюнстерберга. Этот тест был разработан в начале XX века для диагностики профессиональной пригодности работников в сферах с повышенной нервно-психической нагрузкой. Современный вариант методики, в отличие от классического, универсален, прост в проведении и обработке результатов. Благодаря этим преимуществам, тест нашёл применение в области образования, где используется для решения разнообразных задач: от диагностики готовности к школьному обучению до профессиональной ориентации учащихся.

Характеристика теста Г. Мюнстерберга

Наше внимание — наш самый ценный ресурс. То, на что мы обращаем внимание, умножается в наших жизнях.

Павел Дуров

Тест Мюнстерберга — классическая методика, которая носит имя одного из основоположников прикладной психологии, неутомимого экспериментатора и выдающегося учёного, посвятившего свою жизнь поиску возможностей практического использования психологических знаний в различных сферах человеческой деятельности: юриспруденции, образовании, психотерапии, искусстве, военном деле, торговле, рекламе.

Портрет Гуго Мюнстерберга

Основатель прикладной психологии, автор оригинальной методики для диагностики внимания Гуго Мюнстерберг

Будучи руководителем лаборатории прикладной психологии Гарвардского университета, Г. Мюнстерберг занимался исследованиями в области психологии трудовых процессов, его интересовал широкий круг проблем: профессиональный отбор, управление персоналом и его мотивация, повышение производительности труда. Учёный предположил, а затем и экспериментально доказал, что одним из показателей успешности в профессии у работников, чей труд сопряжён со значительными нервно-психическим нагрузками, является высокий уровень избирательности внимания.

Изначально тест был предназначен для диагностики избирательности внимания вагоновожатых. Стремясь вызвать у испытуемых переживание ситуации управления трамваем на оживлённой улице, учёный собрал настоящую лабораторную установку. На специальных картах обозначались цифрами опасные для столкновения объекты: люди, конные экипажи, автомобили. Быстро двигаясь взглядом по карте, испытуемый должен был постоянно оценивать изменения дорожной ситуации, учитывать не только расстояние, но и скорость передвижения этих объектов.

Современный вариант методики Г. Мюнстерберга, используемый для диагностики избирательности внимания детей, мало напоминает сложный тест, который учёный использовал в своих исследованиях около ста лет назад. Он представляет собой массив букв, сгруппированных в строки без пробелов, среди которых испытуемому предлагается найти и выделить слова, потратив на выполнение задания как можно меньше времени. Несмотря на свою кажущуюся простоту, тест эффективно решает задачу создания модели деятельности, успешность которой зависит от сосредоточенности испытуемого на определённых, осознаваемых им объектах в присутствии помех.

ребенок мастерит поделку из дерева

Тест Г. Мюнстерберга помогает определить готовность ребёнка не только к учебной, но и к трудовой деятельности

При изучении личности ребёнка тест Г. Мюнстерберга применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими диагностическими методиками. Как правило, школьные психологи используют его для решения следующих задач: определения степени готовности ребёнка к школьному обучению, мониторинга развития познавательных процессов на этапе перехода из младшего школьного звена в среднее (из среднего в старшее), изучения причин трудностей в обучении, профессиональной ориентации учащихся и др.

Процедура проведения тестирования

Как и во всяком исследовании, успех теста в большой мере зависит от правильной организации. Следует учесть ряд моментов, которые являются специфическими для разных возрастных групп.

Организационные моменты

При тестировании детей 6–7 лет предпочтительнее проводить индивидуальное исследование. Психолог должен не только выдать бланк, доступно пояснить инструкцию и зафиксировать время выполнения теста, но и понаблюдать за поведением ребёнка, послушать, какими комментариями тот сопровождает выполнение задания. Кроме этого, большинству малышей трудно сосредоточиться на выполнении задания, находясь в группе. Они отвлекаются, мешают друг другу и как следствие показывают более низкий результат.

ребенок и психолог беседуют

С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить индивидуальное исследование

Необходимые условия успешного исследования, конечно же, хорошее освещение и тишина.

Из оборудования потребуется:

  • секундомер,
  • стимульный материал (специальный бланк с буквенным текстом),
  • ручка или карандаш.

Детям школьного возраста дают инструкцию: «Перед вами текст, состоящий из последовательности букв, между которыми есть слова. Быстро просмотрите его, найдите эти слова и подчеркните их с начала до конца. Задание нужно выполнить точно. Закончив выполнение, поднимите руку. Я сообщу вам время, которое вы затратили на выполнение задания, запишите его в нижней части бланка».

Исследование может быть индивидуальным или групповым. При проведении группового тестирования удобнее ограничивать время выполнения задания, чтобы дети начинали и заканчивали работу одновременно. Для дошкольников и младших школьников лимит времени на выполнение теста составляет 5 минут, для учащихся средних и старших классов — 2 минуты.

Бланки тестов по методике Г. Мюнстенберга

Стимульный материал для проведения диагностики в каждой из возрастных групп представлен двумя вариантами. Они содержат случайную последовательность букв в виде нескольких строк без пробелов и 25 слов, размещённых между буквами. В тесте для младших детей «спрятано» 10–12 слов, для старших — 25.

Стимульный материал для дошкольников и младших школьников и ключи к нему

Для тестирования младшей возрастной группы используют два варианта текста:

Стимульный материал к тесту на избирательность внимания для дошкольников бланк 1

Стимульный материал по методике Мюнстерберга для дошкольников. Бланк 1

Ключевые слова к бланку 1: кот, мяч, рак, мыло, шуба, ум, мама, буран, палка, метла, уж, автобус.

Стимульный материал к тесту Мюнстерберга для дошкольников бланк 2

Стимульный материал по методике Мюнстерберга для дошкольников. Бланк 2

Ключевые слова к бланку 2: лиса, уж, лев, слон, барсук, мышь, бык, кит, утка, тигр.

Прежде чем начать тестирование дошкольника, попросите его прочитать вслух пару абзацев из детской книжки. Так вы убедитесь, что ребёнок достаточно владеет навыками чтения, чтобы выполнить задание.

Девочка читает

Перед тестированием дошкольника убедитесь, что он умеет читать

Стимульный материал для учеников средней и старшей школы и ключи к нему

Предлагаем вашему вниманию варианты текстов для старшей возрастной группы исследуемых:

Стимульный материал для школьников по методике Мюнстерберга бланк 3

Стимульный материал для школьников по методике Мюнстерберга. Бланк № 3

Ключевые слова к бланку № 3: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, кентавр, психиатрия.

Стимульный материал для школьников бланк 4

Стимульный материал по методике Мюнстерберга. Бланк № 4

Ключевые слова к бланку № 4: зеркало, номер, телефон, план, студент, клиника, стадия, футбол, суждение, лаборатория, внимание, мысль, радость, поэтесса, грусть, депутат, оператор, концерт, индивид, водолаз, трагедия, воодушевление, факультет, вершина, хирургия.

Наличие двух вариантов стимульного материала удобно при обследовании группы детей, так как ассоциируется у них с контрольной работой «по вариантам» и настраивает на соблюдение дисциплины.

Дети пишут в тетрадях

Наличие двух вариантов поможет школьникам сосредоточиться на тестировании

В некоторых случаях бывает необходимо провести повторное тестирование через определённый промежуток времени. Например, после серии занятий по развитию внимания или в начале (конце) учебного года. Многократное тестирование с помощью одного и того же стимульного материала ставит под сомнение результат процедуры, так как на его выполнение оказывает значительное влияние упражняемость.

Обработка и интерпретация результатов

Существует два варианта подсчёта результатов в зависимости от особенностей проведения теста (на время или нет).

Вариант для методики без ограничения по времени

Вне зависимости от возраста испытуемого, при определении уровня избирательности внимания учитывается время (в секундах), затраченное им на выполнение задания, и количество допущенных ошибок (пропуск слова, подчёркнута только часть слова или лишние буквы).

Оценка результата производится с помощью специальной шкалы перевода затраченного времени в баллы. От количества полученных баллов «за время» необходимо отнять количество допущенных ошибок (1 ошибка = 1 балл). Полученное значение и будет окончательным результатом.

Пример: время, затраченное на выполнение задания –115 с., что соответствует 14 баллам. Испытуемый допустил 1 ошибку — 1 балл. 14–1=13 — средний уровень избирательности внимания

Таблица: соотношение времени выполнения задания и уровня избирательности внимания

Время, с Балл Уровень избирательности внимания
250 и более 0 I низкий
240–249 1 I низкий
230–239 2 I низкий
220–229 3 I низкий
210–119 4 I низкий
200–209 5 I низкий
190–199 6 I низкий
180–189 7 II средний
170–179 8 II средний
160–169 9 II средний
150–159 10 II средний
140–149 11 II средний
130–139 12 II средний
120–129 13 II средний
110–119 14 III высокий
100–109 15 III высокий
90–99 16 III высокий
80–89 17 III высокий
70–79 18 III высокий
60–69 19 III высокий
Менее 60 20 IV очень высокий

Вариант для методики с ограничением по времени

При определении уровня избирательности внимания испытуемого учитывается количество правильно подчёркнутых слов. Нормативы для дошкольного и младшего школьного возраста:

  • 9–10 слов — высокий уровень;
  • 7–8 — выше среднего уровня;
  • 5–6 — средний уровень;
  • 3–4 — ниже среднего уровня;
  • 0–2 — низкий уровень.

Нормативы для учащихся среднего звена и старшеклассников:

  • 24–25 слов — высокий уровень;
  • 21–23 — выше среднего уровня;
  • 16–20 — средний уровень;
  • 10–15 — ниже среднего уровня;
  • 0–9 — низкий уровень.

Важным моментом является правильная интерпретация полученных результатов. К примеру, низкий уровень избирательности внимания может объясняться не только недостаточным развитием этого свойства у испытуемого, возможно, что у ребёнка близорукость, он болен или устал, чем-то сильно обеспокоен, не хочет тестироваться и т. д. Иногда дети пропускают незнакомые им слова (например, если русский язык для них не является родным), или те, что связаны у них с сильными эмоциями («любовь», «экзамен»). Сделать окончательный вывод помогут наблюдение и беседа с ребёнком.

Для испытуемых со средним уровнем избирательности внимания и выше достаточно периодически, в рамках учебных занятий или самостоятельно, выполнять «задания на внимание», соответствующие их возрасту по сложности.

дети выполняют упражнение на внимание

Дошкольники выполняют упражнение на внимание под контролем психолога

У испытуемых с уровнем избирательности внимания ниже среднего, как правило, встречаются следующие трудности в обучении:

  • пропуск букв в письменных работах;
  • орфографические ошибки;
  • невнимательность;
  • рассеянность на уроках.

У таких детей часто бывает «грязь» в тетради, они испытывают проблемы с заучиванием таблицы умножения, забывают дома учебные принадлежностей. Ребёнку с низким уровнем внимания трудно списывать с доски без ошибок, он постоянное переспрашивает учителя, опаздывает на уроки.

Случается, такие дети отвлекаются на посторонние дела на уроке (играют, едят, шалят). Этой категории детей требуется организованная коррекционная работа, выполнение специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.

Наибольшее опасение вызывают испытуемые, у которых уровень избирательности внимания «ниже среднего» выявлен при диагностике готовности к школьному обучению или в начальной школе. Это дети с неблагоприятным прогнозом в отношении школьной успеваемости, они постоянно должны находиться в зоне повышенного внимания учителя, воспитателя и психолога.

При необходимости, к коррекционной работе привлекают и других специалистов (логопеда, психотерапевта). Целесообразно провести разъяснительную работу с родителями ребёнка, порекомендовать упражнения, направленные на развитие внимания, для занятий в домашних условиях.

Тренировка избирательности внимания на основе теста Мюнстерберга

На основе стимульного материала теста Г.Мюнстерберга разработано большое количество упражнений для тренировки избирательности внимания.

Цепочки букв для тренировки избирательного внимания

Рассмотрим некоторые примеры заданий для детей 6–7 лет, при подготовке которых были использованы словарные слова, русские народные пословицы и загадки. Рекомендованные игры будут полезными и при использовании в кругу семьи.

Варианты:

  1. Найдите среди букв спрятанные слова, подчеркните их, составьте с ними предложение: ГРАДУГАТУМНЕБОЯЧЖУТУЧАШХТЮЫКЦДОЖДЬСП (радуга, небо, туча, дождь).
  2. Найдите среди букв спрятанные слова и исправьте в них ошибки: СЧЬМАЛОКОФХЗКАРЗИНАУЫЙЭКОПИТАНЬБОСАМАЛЁТ (молоко, корзина, капитан, самолёт).
  3. Найдите среди букв спрятанные словарные слова и подчеркните их. Какое из слов лишнее? ЗЕКАРАНДАШБРЙКАПУСТАМТМОРКОВЬЮЫКЦОГУРЕЦМП (карандаш, капуста, морковь, огурец).
  4. Найдите среди букв спрятанные словарные слова и составьте из них пословицу: ВАСТАРЫЙОТПДРУГЫУЛЮЛУЧШЕОПТНОВЫХЖФЦЩШДВУХЩФТП (Старый друг лучше новых двух).
  5. Найдите среди букв спрятанные слова и отгадайте загадку: ЫДСТОВШГПОДЁЖЕКРЖАШЬВСЕЖАЩШБЕЗПОЖВЗАСТЁЖЕКЩШТР (Сто одёжек все без застёжек, отгадка: капуста).

При подборе упражнений целесообразно учитывать интересы и возраст ребёнка, задания для детей 6–7 лет должны быть увлекательными и разнообразными, похожими на игру.

настольная игра Доббль кидс

Между любыми двумя карточками можно найти одно совпадение в картинке — по этому принципу устроено много детских настольных игр

Отличный вариант семейной настольной игры на развитие избирательности внимания — игра «Доббль». На видео мама с дочкой играют с самодельными карточками.

Видео: игра для развития внимания (изготовлена своими руками)

Вместо массива букв — значки и геометрические фигуры, но принцип тот же, что и в тесте Г. Мюнстерберга: нужно быстро находить определённые объекты среди множества подобных. Параллельно игра развивает мелкую моторику, улучшает отношения в семье, поднимает настроение!

Для оценки эффективности тренировки внимания целесообразно провести повторное тестирование испытуемого через 2–3 месяца, при этом стимульный материал теста необходимо обновить. О положительной динамике развития внимания также будут свидетельствовать: улучшение успеваемости и поведения на уроке (меньше ошибок в письменных работах, правильно списывает с доски), появление усидчивости, стремление к аккуратному ведению тетради.

Тест Г. Мюнстерберга — методика, которая десятки лет используется для диагностики избирательности внимания детей и взрослых. Она оказалась востребованной при проведении профессионального отбора сотрудников на работу, определении степени готовности детей к школе, исследовании причин слабой успеваемости учащихся. Модификации этого теста используются не только для диагностики, но и для тренировки избирательности внимания. Игры и упражнения на основе стимульного материала легко подготовить своими руками, требуется только проявить желание и фантазию.

Светлана Пиюкова

Здравствуйте! Меня зовут Светлана. Я живу в Самаре. Мне 43 года. Образование — психолого-педагогическое.

Метки: