Занятия аппликацией в детском саду приносят массу положительных эмоций ребятне. Но кроме этого решают ряд важных образовательных задач, а значит, требует тщательной подготовки со стороны воспитателя. Важно не только выбрать тематику, но и методически грамотно обработать рекомендации для выполнения задания детьми конкретной возрастной группы. Рассмотрим этапы работы над занятием аппликацией на тему: «Рыбки в аквариуме» в подготовительной группе.
Содержание
Методические нюансы подготовки занятия
Роль воспитательницы в детском саду можно сравнить с работой дирижёра: нужно не только выбрать программу, но и знать партии каждого музыканта, а также переработать партитуру так, чтобы всем было удобно, и в целом произведение звучало гармонично. Так и с детьми: воспитатель выбирает подходящую календарному планированию тему аппликации, продумывает материалы, мотивирующую базу, составляет сценарий занятия так, чтобы всем ребятам было интересно, а на выходе получился вернисаж готовых работ для родителей карапузов или картина коллективного творчества.
Цели
Любое занятие в образовательном учреждении должно быть направлено на реализацию конкретных задач в рамках поставленных целей. Занятия по аппликациии с детьми 6–7 лет это:
- отработка навыка обращения с клеем и бумагой разной плотности (тонкой цветной, картоном) и разного объёма (если детали аппликации — элементы оригами);
- тренировка мелкой моторики, а также координации движений глаз и рук (при вырезании элементов по шаблону);
- воспитание чувства композиции;
- развитие умения работать индивидуально и в коллективе;
- работа над развитием речи (для достижения этой цели воспитатель должен просить ребят комментировать свои действия, задавать наводящие вопросы, вовлекать малышей в обсуждение каких-то элементов аппликации);
- расширение кругозора детей, связанного с обитателями глубин.
Выбор материала
Чтобы решить, из какого материала лучше выполнять аппликацию, следует учитывать уровень владения малышами навыками работы с ним.
- Бумага. Это самый универсальный материал, с которым дети знакомятся ещё до поступления в детский сад: родители читают с малышом книжки, перелистывая вместе с ним страницы, учат обращаться с ножницами, пытаются рисовать вместе с карапузом или обрисовывают его ручки-ножки. Вот почему если времени на изготовление работы на занятии мало, то бумажный вариант будет самым удобным — в подготовительной группе дети уже становятся «асами» в изготовлении аппликаций из бумаги.
Это интересно. Учёные, занимающиеся вопросами психического развития детей от 1 года до 6 лет, пришли к выводу, что учить малышей резать бумагу ножницами нужно уже с 1,5–2 лет, так как это помогает им вырабатывать способность сосредотачиваться, тренирует мелкую моторику, а также работает на развитие логического мышления.
- Картон. Работа с картоном, как и с бумагой, знакома малышам давно. Более того, уже можно использовать картон разной плотности, в том числе и толстый: у детей уже достаточно навыков резать и загибать его.
- Ткань. Использовать этот материал можно частично, причём для крупных деталей (например, воды в аквариуме), так как он требует определённой ловкости в обращении (сложно отрезать ровно, ткань сыпется и т.д). Если предполагаются тканевые детали, то лучше, чтобы заготовки делал взрослый или дети, но вместе с родителями, например, в качестве своеобразного «домашнего задания».
- Пластилин. Дети с удовольствием работают с пластилином, к 6–7 годам умеют не только скатывать «шарики» и «колбаски», но и создавать объёмные композиции (например, кораллы, морские камешки разного размера и формы). К тому же пластилин хорошо поддаётся формованию и его можно приклеивать-отклеивать много раз.
- Природные материалы. Это могут быть каштаны для подводных камней, листочки для водорослей. Главное, чтобы у детворы было таких элементов немного, так им будет проще сосредоточиться на работе именно с ними, то есть приклеить «камешек» или «водоросль» ровно. Да и не будет возникать перебора в составлении композиции.
- Декоративные элементы (пайетки, стразы, бусины). Как и в случае с природными материалами, такие вкрапления должны быть минимальны. Во-первых, чтобы у детей развивался вкус и воспитывалось чувство меры, а во-вторых, потому что ребёнку будет проще найти подходящее место для детали (обычно это центр всей композиции).
Выбор техники выполнения
Этот аспект подготовки занятия зависит от того, на каком этапе работы выполняется аппликация. Малыши 6–7 лет уже знакомы с аквариумом, рыбами разных видов (речными, морскими), то есть рисовали или раскрашивали картинки, значит, работу можно разнообразить
- объёмными бумажными деталями (рыб или других элементов подводного мира) в технике оригами;
- пластилиновыми элементами (причём это могут быть мелкие детальки, такие как, например, мальки, так как ребята уже хорошо освоили навык работы с пластилином);
- мозаикой, сделанной из крупы (когда вся рыбка или её отдельные элементы засыпаются манкой, гречневой крупой или пшеном);
- деталями ленточной аппликации, которая изготавливается по принципу хоровода — все детали вырезаются одновременно и связаны между собой;
- коллажем, когда на заготовку приклеиваются картинки из журналов или наклеиваются готовые наклейки.
Индивидуальный подход
В возрасте подготовки к школе образовательный процесс должен быть максимально индивидуализирован. То есть если взрослый видит, что кто-то из детей проявляет бОльшую усидчивость, то при выполнении коллективной поделки его задание может быть вырезание мелких деталей (например, мальков или водорослей). А вот если ребёнок непоседливый, то его стоит приобщать к приклеиванию элементов композиции — так, с одной стороны, он будет включён в работу, а с другой, не успеет заскучать в долгом процессе вырезания деталей. То есть воспитатель при распределении фронта работ учитывает
- темперамент детей (не нужно подгонять медлительного ребёнка, тем более в качестве мотива выбирать сомнительное «Посмотри, все уже справились!»);
- уровень подготовки (те детки, которые занимаются дома, имеют более обширные навыки и могут выполнять более сложные задания в группе);
- желания малышей (не стоит перечить, если ребёнок хочет вырезать рыбок, а не рисовать море).
Несколько слов о мотивации
Известное высказывание «Как корабль назовёте, так он и поплывёт» отлично иллюстрирует важность правильного побуждения детей для выполнения аппликации: какую мотивацию выберете, так и пойдёт дальнейшая работа.
Беседа
Самый простой и быстрый способ настроить ребят на работу. Отвечая на вопросы: «Где живут рыбки?», «А можно поселить рыбок у нас в группе или дома?», малыши приходят к заключению, что совсем необязательно ехать к морю или реке, чтобы увидеть рыбок -нужно всего лишь заселить аквариум. Беседу можно построить и от лица «рыбки», например, надев на руку куклу-рыбку и пригласив детей в гости в подводный мир.
Загадки
Дети очень любят разгадывать загадки (мало того, что это возможность «спрятаться» за хор, так ещё и очень весело, когда все говорят одновременно).
- Не хожу и не летаю А попробуй догони! Я бываю золотая Ну-ка в сказку загляни!
- Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле не хожу, Рот есть, да не говорю, Глаза есть — не мигаю, Крылья есть — не летаю.
- У родителей и деток Вся одежда из монеток.
Рассматривание картинок
Наглядность — обязательный элемент для обучения детей (вплоть до старших классов школы!). Дети должны видеть образ, чтобы его повторить. Так что фотографии рыб, аквариумов, рисунки — необходимый антураж для проведения занятия по аппликации «Рыбки в аквариуме».
Презентации
Если позволяет материально-техническая база, то можно показать малышам небольшой видео-ролик с рассказом о жителях подводных глубин. Это может быть и видео о конкретных видах рыб, обитающих в реках или морях, океанах. Найти подходящие материалы можно на https://www.youtube.com/
Сказки
Если вы выбираете это способ мотивации, то нет ничего более уместного, чем «Сказка о Рыбаке и Рыбке». Но опытные методисты советуют работать с произведением Пушкина не одно занятие, привлекая те или иные сюжетные повороты в разные занятия. Итогом работы над сказкой может стать изготовление поделки «Золотая рыбка», например, из блестящих обёрток от конфет. В итоге для этой рыбки создаётся аквариум — основа для аппликации.
Схема составления конспекта занятия
Стандартное занятие в детском саду — 30 минут.
- Мотивационные задания (5 минут): загадки, беседа и т.д.
- Объяснение задания (3 минуты).
- Работа над поделкой (10 минут).
- Физкультминутка (2 минуты).
- Продолжение работы над поделкой (5 минут).
- Рефлексия («Чем мы занимались?», «Вам понравилось?») и развешивание работ, если аппликация индивидуальная (5 минут).
Если продолжения работы после физкультминутки не требуется, и дети быстро справились с заданием, то оставшееся время можно посвятить играм или прослушиванию сказки. Последнее — лучший вариант, так как в сказках учебно-воспитательные задачи решаются более комплексно, чем в игре.
Пример конспекта занятия аппликацией «Рыбки в аквариуме»
Бестаева Галина, Конспект НОД по аппликации в подготовительной к школе группе «Рыбки в аквариуме», http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-aplikaci-podgotovitelnaja-k-shkole-grupa-rybki-v-akvariume.html
1. Организационный момент Ребята, к нам пришло письмо от кота Леопольда. Он пишет, что ему подарили аквариум, а там никого нет. Кто живёт в аквариуме? Отгадайте загадку. Воспитатель: Не хожу и не летаю А попробуй догони! Я бываю золотая Ну-ка в сказку загляни! (Рыбка) 2. А где ещё могут жить рыбки? Воспитатель показывает презентацию «Рыбки в воде» Воспитатель: Чем отличаются места обитания рыб: подводный мир и аквариум? (подвести детей к мысли, что аквариум создан руками человека, что это искусственный подводный мир) Воспитатель: Аквариум – это целый подводный мир в домашних условиях. Мы не можем жить без воздуха, так и рыбы не могут жить без воды — это их дом. На дне может быть много разноцветных камушков, ракушек, а ещё много разных растений. Как они называются? (водоросли). Водоросли очищают воду в аквариуме. Воспитатель: А какие рыбы живут в аквариуме? Дети называют их,воспитатель показывает слайды презентации. 3. В аквариум Леопольда может поместиться только 3 рыбки. А из скольких единиц состоит число 3?как из двух чисел составить число 3? Дети раскладывают раздаточный материал и повторяют состав числа 3. 4. Выполнение работы «Рыбки в аквариуме» -выбирают цветную бумагу для рыбок разного цвета, соответствуя составу числа 3. -1 рыбку обводят по шаблону, а 2 вырезывают по форме на глаз. 5. Физкультминутка. «Танец рыбок» Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, Мы плечами чик-чик. Раз — сюда, два — туда, Повернись вокруг себя. Руки к вверху все подняли, Раз — два, раз — два, Заниматься нам пора! 6. Дети вырезывают водоросли, камешки. Раскладывают предметы в аквариуме на бумаге и наклеивают. Приносят готовые работы на выставку и вместе рассматривают, любуются, высказывают своё мнение. Рефлексия: -Что научились делать? -Что получалось выполнить легко? -Что было трудно? -Что вам запомнилось? -У кого получился аквариум самый красивый? Каждый из вас может узнать много интересного о рыбах и морских животных из энциклопедий и разных книг. |
Схемы выполнения аппликации на тему «Рыбки в аквариуме» в подготовительной группе
Вариант №1
Это индивидуальная аппликация из гороха, гречки, риса, цветной бумаги и ракушками.
- Детям предлагается вырезать детали тела и хвоста рыбок из шаблона на листе белой бумаги. Тело имеет овальную форму, хвост — треугольную. «Ребята, давайте посмотрим на картинку и определим, какой формы у рыбки тело. Да, овал. А хвост? Треугольник, но с выемкой. Возьмите заготовку и с помощью ножниц закруглите её, как это делаю я. А теперь вырезаем треугольник, делаем хвост с уголками». Если ребята уверенно справляются с вырезанием деталей, то можно поручить им и вырезать плавники. Если же у группы не всё получается, то плавники можно раздать в качестве готовых деталей.
- Взрослый просит малышей взять лист-основу и расположить на нём детали аппликации. «Возьмите лист голубого цвета, вырежьте по контуру аквариум и положите на него детали так, чтобы получилась красивая рыбка. Смотрите, как это делаю я».
- Затем дети мажут детали клеем, используя кисточки, размещают их на основе.
- Затем наносят клей на хвост рыбы и засыпают по краям гречневую крупу, а посередине — рис.
- Повторяем то же с верхним плавником.
- Обводим контур рыбьего глаза, рта фломастером чёрного цвета.
- Обсыпаем «мордочку» гречкой, а остальное тело горохом.
- Украшаем голову рыбки короной из цветной бумаги, а морскую стихию ракушками, прозрачными кабошонами.
Вариант №2
Это тот самый вариант, когда на изготовление поделки остаётся совсем немного времени. Аппликация коллективная из заготовок-рыбок, вырезанных детьми, и белой основы-аквариума, подготовленной воспитателем. Потребуется также пластилин для чешуек.
Инструкция:
- «Ребята, сейчас мы будем делать наш собственный аквариум».
- «Вырежьте/возьмите по рыбке»
- Взрослый показывает, как нужно, отщипывая кусочки от разогретого в руках пластилина, делать рыбке чешуйки. «Отщипываем по маленькому кусочку и приклеиваем к рыбке, чтобы получились чешуйки».
- Затем дети аккуратно, чтобы не отвалились чешуйки, намазывают обратную сторону своей рыбки клеем и приклеивают поделку на общий аквариум.
Такая аппликация может стать отличным итогом занятия, посвящённого изучению видов морских рыб.
Вариант №3
Инструкция:
- «Ребята, сегодня мы делаем рыбок в аквариуме из листочков, которые нашли на прогулке».
- «Рыбки наши будут разных видов. Поэтому вы видите перед собой разные листики».
- «Берём самый большой, кленовый, лист, намазываем его клеем и прикладываем по центру нашего синего листа картона. Придавливаем, чтобы он «схватился».
- «Теперь берём берёзовый листик, разрываем его пополам и прикладываем «мордочку» нашей рыбки — смотрите, как делаю я».
- Повторяют этапы с двумя другими рыбками.
- «Теперь берём фломастер и рисуем нашим рыбкам чешуйки и глазки».
- «Теперь берём рябиновые листочки и оформляем морское дно, приклеивая водоросли».
- «Рыбы, как и люди, дышат, выделяя кислород, давайте нарисуем шарики кислорода». Как и в случае с чешуёй и глазами, это может сделать взрослый.
Фотогалерея: готовые аппликации «Рыбки в аквариуме»
Видео: аквариум из цветной бумаги
https://youtube.com/watch?v=sA441LKftr0
Видео: интересный способ выполнения аппликации «Рыбка в аквариуме»
Видео: как сделать объёмную рыбку для аквариума
Занятие по аппликации «Рыбки в аквариуме» при всей кажущейся простоте, нуждается в тщательной проработке. Помните, что от качества подготовительного этапа зависит результат всей работы, а значит, и всего занятия. Что же касается степени самостоятельности детей в выполнении аппликации, то она напрямую зависит от уровня подготовленности ребят, а также этапа изучения темы. Но в любом случае малыши подготовительной группы должны быть максимально включены во все этапы подготовки занятия, в том числе и выбора техники, материалов, а также создания заготовок.