Требования современного мира таковы, что привычных разрозненных знаний из разных наук, освоением которых занимаются дети в школе, мало. Человек нуждается в понимании механизмов постижения из абсолютно разных источников, которые могут находиться на стыке двух, трёх, четырёх или более областей знаний. Поэтому задача современной школы заключается в том, чтобы поменять тип сознания и учеников, и учителей, помогая переходить от закостенелости информационных ограничений к метапредметным связям, то есть взаимосвязям разных предметов на более высоком, практическом, уровне их применения в жизни. Понятие «метапредметные результаты» обучения включено в регламентирующий процесс образования ФГОС.
Содержание
Суть метапредметных результатов обучения по ФГОС
Чтобы понять, о каких результатах идёт речь, следует начать с определения понятия метапредмет. Это экспериментальная установка, в рамках которой ребёнок осваивает не только предметную область, но и деятельность, причём, как правило, не одну. Реализация этой установки происходит в рамках хронометража обычного учебного занятия в школе. Таким образом, получается, что метапредметные результаты — это реальная возможность для каждого участника образовательного процесса усвоить несколько способов деятельности в рамках работы над одним или несколькими учебными предметами или при решении тех или иных проблем в реальной жизни, то есть выработка универсальных учебных действий (УУД).
Предполагаемые итоги образования детей по систему
Это интересно. Известный советский педагог и психолог Василий Васильевич Давыдов говорил: «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причём всех детей, без всякого исключения».
Стандартом Образования обозначены следующие ожидаемые от ребёнка на разных уровнях образования (то есть в начальной, основной и старшей школе) метапредметные результаты:
- способность прогнозировать своё речевое и неречевое поведение в разных ситуациях;
- формирование коммуникативной компетенции;
- умение адекватно устанавливает границы уже известного и неизвестного;
- способность ставить и формулировать для себя цели действий, прогнозировать результаты, анализировать их (причём как положительные, так и отрицательные), делать выводы в процессе работы и по её окончании, корректировать намеченный план, ставить новые цели;
- умение извлекать нужную информацию из разных видов источников, систематизировать её, анализировать и представлять в разных формах;
- рефлексия (то есть самооценка, самонаблюдение, самоконтроль) в процессе коммуникации;
- умение выделать ключевую мысль в прочитанном, определять главные факты, устанавливать между ними логические цепочки.
Другими словами, метапредметные результаты — это «мостики», которые соединяют все источники познания (УУД), давая возможность каждому ребёнку отреагировать на собственные действия, осознать процесс выполнения и проанализировать итог.
Виды метапредметных результатов
Виды результатов (или, как они называются в методической литературе, уровней) для работы над метапредметами следующие:
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
|
|
|
Виды активности
Виды активности, определяющие успешность какждого уровня метапредметных результатов, представлены 5 позициями:
- Личностные. Их основополагающим критерием является ответ на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?», а также способность к самоидентификации, самоанализу и ориентированию в разных социальных ролях.
- Связанные с познанием. То есть умение поставить задачу обучения, выбрать способы её достижения, обрабатывать источники информации, структурировать то, что почерпнул, умение найти проблему и способ её разрешения и т.д.
- Связанные с логикой. Определяются способностью анализировать, устанавливая причинно-следственные тонкости, доказывать своё мнение.
- Обусловленные условиями коммуникации, то есть способность вступать в диалог, формулировать мысли и т.д.
- Планирование, коррекция (если в ходе выработки тех или иных УУД у ребёнка возникают сложности, например, учащийся не может контролировать свои реакции, когда получает отрицательные оценки).
В этом перечне два последних пункта остаются прерогативой учителя, в то время как первые три предполагают деятельность учеников. Однако нельзя утверждать, что эти позиции носят устойчивый характер, ведь и учитель, готовясь к уроку, обрабатывает информационные источники, ищет проблему, способы её разрешения и т.д. Точно так же, как и дети, должны учиться вступать в диалог, чётко формулировать свои мысли и уметь вносить коррективы в план работы. Отдельно нужно остановиться на функциях методических объединений педагогов, действия которых полностью опираются именно на деятельность, связанную с планированием работы (всего образовательного учреждения, а также каждого учителя в отдельности) и коррекцию, если метапредметные результаты не соответствуют предполагаемым итогам. Суть работы методических объединений сводится к тому, что учителя, а также завучи по учебно-воспитательной работе и директор школы, собираются на регулярные (еженедельные или 1 раз в 2–3 недели, ежеквартальные и ежесеместровые) заседания, где обсуждаются
- вопросы оценивания работы детей (обычно, каждое заседание посвящено анализу результатов по предметам отдельным циклов);
- трудности с реализацией того или иного вида активности в рамках отдельных уровней метапредметных результатов;
- замечания в отношении работы конкретных классов или отдельных учеников, у которых наблюдается отставание по 3 и более метапредметам (эту информацию, как правило, предоставляет классный руководитель).
Также на заседаниях вырабатывается общая стратегия решения возникших трудностей.
Порядок проверки метапредметных результатов
Качество формирования УУД, то есть метапредметные результаты, проверяется регулярно на всех уровнях: от ученика до учителя и методиста. И систематичность эта проявляется в оценивании на каждом этапе работы над темой урока (при постановке целей, проблемы, разработке собственного продукта, сопоставлении с уже существующими, рефлексии). Затем результаты отдельных уроков суммируются при составлении оценок за временные промежутки (месяц, четверть, семестр, учебный год), а впоследствии и за все годы обучения (именно в этом и состоит масштабность инновационной технологии метапредмета, описанного ФГОС). Последнее планируется внести обязательным пунктом в план составления характеристики выпускника 9, 11 классов. Таким образом, привычные баллы приобретают несколько иную содержательную сторону выставления: оценивается не способность репродуктивно воспроизводить полученную информацию, а умение практически адаптировать полученные сведения на практике в разнных областях знаний.
Распределение оценивающей деятельности
Оценивающая деятельность ученика заключается в
- выполнении заданий, полученных от учителя (тестового характера или создании проектов, интегрирующих знания, умения и навыки из разных предметов);
- ведении дневника или листа самооценки;
- выставлении оценок своей работе, а также работе одноклассников.
Оценивающая деятльеность педагога сводится к
- проектированию заданий для учеников;
- наблюдению за ходом их деятельности (с занесением в специальный журнал/карту наблюдений);
- выбору формы проверки (фронтальной, групповой, индивидуальной, письменной, персонифицированной, неперсонифицированной);
- выставлению баллов и комментированию ответов.
Оценивающая работа методистов заключается в
- разработке методических указаний для составления заданий для учащихся;
- составлении карты оценивания учащегося;
- анализе работы конкретного класса на основании персонифицированных или неперсонифицированных проверок.
Ход работы
При оценке результатов по каждому метапредмету анализу подлежат все уровни УДД.
В начальной школе
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
|
|
|
Видео: работа на метапредметный результат в начальной школе
По русскому языку (5 класс, урок обощения по темам «Фонетика», «Морфология», «Синтаксис»)
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
| ·
|
|
По английскому языку (урок по теме «Дружба» в 6 классе)
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
|
|
|
По математике
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества | Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования | Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности. |
Людмила Чугугнова «Метапредметные результаты на уроках математики» (фрагменты) http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/12/03/statya-metapredmetnye-rezultaty-na-urokakh-matematiki
<…I. Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче Задание № 1 Запиши наименьшее четырехзначное число, которое составлено с помощью четырёх разных цифр. Ответ: _________________ К о м м е н т а р и й . Проверяется способность «удерживать» все (4) условия поставленной задачи. Получение ошибочного ответа (например, 1111) говорит о несоответствии полученного результата поставленной учебной задаче (не выполнено условие «разные цифры»). Пример верного выполнения: Ответ: 1023. Задание № 2 Реши задачу: У Светы есть 105 рублей. Она хочет купить две ручки по 30 рублей и линейку за 50 рублей. Хватит ли ей денег на эту покупку? Ответ: _______________________ К о м м е н т а р и й . Проверяется способность сопоставить полученный результат и поставленный. В ответе должно быть указано, что денег не хватит. Ответ о стоимости покупки считается неверным. Верное выполнение Денег не хватит.
Задание № 3 |
По биологии (на уроке в 6 классе по теме «Наше богатство — лес»)
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Формулировка темы урока на основании просмотра видеоролика о лесах Сибири («Берегите лес!») | Подготовка презентации или буклета о способах сохранения лесных богатств | Круглый стол с составлением перечня необходимых для каждого способов действий, направленных на заботу об окружающих зелёных насаждениях |
По физкультуре
Например, для 7-ми классников, изучающих тему «Самоконтроль на уроке и вне его» на регулятивном уровне задание может быть такое
Определите для себя свой уровень тренированности, с помощью несложного вычисления и данные запишите в таблицу.
Максимальная задержка дыхания в покое, с (Х) Максимальная задержка дыхания после нагрузки, с (х1) Разница с
(У = Х — х1)Изменение продолжительности задержки (У х 100%Х) Источник: показатель до 30% – это тренированный человек, а после 30% – недостаточно тренированный.
На познавательном уровне в 5 классе при изучении темы «Способы преодоления спусков и подъёмов на лыжах» задание может быть сформулировано так: «В предложенном вашему вниманию видеоролике пропущен момент преодоления лыжником опасного спуска. Выберите из картотеки рисунков те, которые эти пропуски иллюстрируют».
Коммуникативный уровень в 5 классе при повторении темы «Кувырки вперёд и назад» можно представить таким заданием: «Посмотрим видеоролик и составим по нему план-подсказку выполнения кувырка».
По информатике
Метапредметные результаты при изучении курса ИКТ можно сформулировать так:
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
|
|
|
Приём«Что? Где? Как?» на регулятивном уровне
При составлении алгоритмов деятельности учащиеся отвечают на три вопроса:
Первый вопрос «Что?» определяет результат деятельности.
Второй вопрос «Где?» определяет место поиска команд.
Третий вопрос «Как?» раскрывает последовательность действий для достижения цели.
Пример вычисления произведения 366 и 36 в программе Калькулятор.
1 способ.
«Что?»- вычислить
«Где?»- на панели программы
«Как?»- алгоритм: щёлкая мышью на соответствующие цифры набрать 366, нажать *, щёлкая мышью набрать 36 и нажать знак равенства.
2 способ.
«Что?»- вычислить
«Где?»- на клавиатуре
«Как?»- алгоритм: набрать на клавиатуре 3666, нажать *, набрать 36 и нажать клавишу Enter.
Приём «Краткость — сестра таланта» на уровне познания
При возможной классификации объектов рассматриваются различные способы записи структуры («сплошной текст», список, таблица, схема и т.д.)
Приём «Зачем мне это надо?» на уровне коммуникации
Когда новая тема рассмотрена, идёт поиск возможного применения знаний в других предметных областях.
По химии
Для работы на познавательном уровне при изучении химических соединений, обладающих полезными и вредными свойствами одновременно (8 класс), задания могут быть такими:
- Для подкормки цветов, растущих в кабинете химии, необходимо приготовить 15%-ый раствор нитрата калия. Как это сделать? Необходимое лабораторное оборудование и реактивы имеются в наличии.
- Пользуясь учебниками химии и биологии, объясните заметку в газете «Московский комсомолец»: В час пик (около 18.00 по московскому времени) были зафиксированы случаи обморочного состояния сотрудников патрульно-постовой службы на Ленинском проспекте. Чем могут быть вызваны подобные случаи? (Из-за концентрации выхлопных газов от проезжающих автомобилей).
Коммуникативный уровень можно представить заседанием круглого стола на тему «Нужен ли в нашем городе нефтеперерабатывающий завод?»
По географии
При изучении темы «Земля во вселенной» в 5 классе задание на регулятивном уровне можно предложить такое: составьте из сторон горизонта на компасе различные геометрические фигуры.
Для иллюстрации познавательного уровня на этой же теме задание формулируется так: с помощью карты укажите, с какими городами граничит ваш город. На коммуникативном уровне педагог даёт возможность детям выбрать: составить рассказ о правилах работы с компасом, ориентированный на понимание мамой, папой, младшим(ей) братом (сестрой). Или же составить туристический маршрут по родному краю для гостя, приехавшего из-за границы.
Видео: диагностика метапредметных результатов обучения в рамках проектной и учебно-исследовательской деятельности
https://youtube.com/watch?v=EgcZIMyHuCw
Метапредметные результаты дают возможность контролировать процесс образования, направленный на освоение детьми разных способов познания. Такой современный подход к мониторингу обучения, развития и воспитания основывается на проверке качества применяемых ребёнком универсальных учебных действий. Ребята могут обрабатывать информацию из максимального количества областей знаний. На сегодняшний день это самый прогрессивный способ «отформатировать» привычный репродуктивный способ передачи нового подрастающему поколению.