Show

Экологическое воспитание дошкольников: теория и практика по ФГОС

Дата: 28 марта 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

экологическое воспитание дошкольников

Личность каждого человека складывается не только из генетически обусловленного набора индивидуальных черт, но и из отношения индивида к окружающему миру, другим людям и, конечно же, к природе. Современные дети имеют очень специфичные представления о живом, чаще всего ограниченные информацией, предоставляемой интернетом и касающейся конкретных проявлений мира флоры и фауны. Но такое фрагментарное изучение вопроса, незаинтересованность в сохранении условий для жизни, ведёт к потребительскому отношению к природе в целом и лишению себя важного нравственно-эстетического компонента жизни в частности. Решать эту проблему нужно как можно раньше, на что и направлена концепция воспитания детей, в том числе и дошкольного возраста.

Актуальность вопроса

Планета в ладонях

Экологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты

Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности учителя и воспитателя, если речь идёт о дошкольном детском развитии. Столь раннее формирование экологической направленности в росте личности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка

  • создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе;
  • идёт накопление ярких эмоций;
  • непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко.

Это интересно. Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней.

Работа с малышами с 2,5 до 6 лет важна для формирования экологической культуры личности. Это понятие подразумевает понимание и принятие общих глобальных проблем, а также осознание личной ответственности за состояние планеты.

Принципы, цели и задачи экологического воспитания

Группа малышей с воспитательницей на улице

Лучший способ рассказать ребёнку о природе — это научить ей помогать

Изучение природы на дошкольном этапе, также как и в последующем, затрагивает все области интеллектуального, духовно-нравственного развития малыша, а именно

  • формирует сочувственное отношение к окружающему миру, то есть занимается формированием нравственных ценностей;
  • наполняет систему экознаний и представлений, то есть развивает интеллект;
  • учит видеть красоту мира через деятельностный подход (например, уход за растениями, домашними животными и т.д).

Для этого на каждом занятии, посвящённому изучению окружающего мира, нужно

  • формировать простейшие представления о природе, о взаимосвязях всего живого;
  • приобщать к труду, так как это показатель заботы об окружающем мире;
  • воспитывать уважение и любовь к природе, а также прививать понимание важности заботы о ней.

Задачи воспитания экологического самосознания должны работать на реализацию поставленных целей, то есть

  • формировать и развивать любознательность малышей;
  • развивать креативность;
  • давать элементарные представления о себе, других людях, отдельных составляющих природы (цвет, размер, материал, форма, звук, темп, причины и следствия того или иного явления), а также о взаимоотношениях между ними;
  • воспитывать уважение к общему дому — планете Земля — и с пиететом относиться к народам её заселяющим.

Нормативные документы

Сердечко из травы в руках

ФГОС регулирует направления эковоспитания детей на разных этапах образовательной лестницы

Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания, то аспекты работы с этим компонентом регулируются

  • Законом Российской Федерации “Об образовании”;
  • Федеральным законом РФ “Об охране окружающей среды”;
  • ФГОС ДО.

Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, начиная с 1 января 2014 года, компонент экологического воспитания подвергся некоторой переработке, в частности, вместо 10 стратегий образования было оставлено 5:

  • социально‑коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие;
  • художественно‑эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Знакомство с окружающим миром в дошкольном учреждении теперь регламентируется стратегией «Познавательное развитие» (раньше она называлась «Познание»). А вся работа приобрела интеллектуальный и познавательно-творческий характер вместо исследовательского и продуктивно-деятельностного, который был ведущим до 2014 года. Между тем сохранился принцип индивидуализации образования в целом, в том числе и экологической составляющей. Он заключается в том, что траектория обучения ведётся исходя из интересов каждого конкретного малыша. Так, если ребёнок любит наблюдать за птицами, кормить их и строить скворечники, то о видах атмосферных осадков ему лучше рассказывать на приметах, связанных с пернатыми. Например, если ласточки летают низко, то пойдёт дождь, а если куры гуляют в ненастье, то плохая погода скоро сменится солнечной. Таким образом, усвоение материала идёт легче и быстрее.

Программа ФГОС по эковоспитанию дошкольников

Дети делают на улице за столом поделки-цветочки

Большое внимание программой ФГОС уделяется практической деятельности

Программой Федерального Государственного Образовательного Стандарта предусмотрен системный подход к воспитанию экологической культуры дошкольников. Это значит, что ежегодно темы занятий повторяются, но при этом добавляются некоторые виды работ. Например, к аппликациям на заданную тему в младшей группе добавляется конкурс чтецов в средней, а в старшей — иллюстрирование книги о природе. В целом же предусмотрено изучение тем, связанных с

  • сезонными изменениями в живой и неживой природе:
  • переменой образа жизни растений и животных в связи со сменой времён года;
  • воздействием человека на окружающий мир зимой, летом, осенью и весной.

Программа включает теоретическое и практическое осмысление темы, поэтому работа над каждым блоком ведётся по 6 направлениям:

  • программный компонент (иначе говоря, собственно тема);
  • региональная составляющая (аспект темы, имеющий территориальное значение, например, охрана местного леса или реки);
  • вариативный компонент дошкольного учреждения (реализация общей концепции детского сада через конкретную тему, что особенно важно для специализированных заведений, для других же эта составляющая совпадает с программным компонентом);
  • предварительная работа (дидактические игры, чтение по теме, наблюдение за явлениями природы, моделирование смены времён года с помощью лото, картинок или аппликаций);
  • практическая деятельность (опыты, например, как быстро замерзает вода при минусовой температуре);
  • сопутствующие формы работы (сбор мусора, творческие задания в виде рисунков, составления ребусов и т.д).

Примерная программа экологического образования дошкольников в средней группе

Тема
занятия
Примерная
программа
Региональный
компонент
Вариативный компонент
дошкольного учреждения
Предварительная
работа
Наблюдения, опытыСопутствующие формы
работы
Тема 1. «Неживая природа осенью»

«Я и природа»Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; прививать нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животныхПоказать уникальность природы Сибири, её хрупкость и , в то же время,
суровость
Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек — часть природы)Дидактическая игра «Природа- не природа»,
«Угадай, что в мешочке»
Наблюдения на экологической тропе «Что такое природа»Сбор мусора на экологической тропе
«Наш дом природа»Воспитывать бережное отношение к окружающей природеПродемонстрировать радость общения с природой своей местностиФормировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живогоЧтение художественной литературы: Э. Мошковская «Жил на свете человек », В.Орлов «Дом под крышей голубой»Сравнить: «Дом — жилище человека» и «Дом — природа»Аппликация «Я и природа»
Экскурсия в лес в период золотой осениСезонные изменения в лесуКрасота окружающей природы. Правила поведения в лесуЛес — это сообщество растений и животных. Взаимосвязь живой и неживой природыПоход с родителями в лес. Рисование «Мы в осеннем лесу»Рассматривание «Лесные находки»Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра»
Осенние явления в неживой природеСезонные изменения : день укорачивается , становится холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры. Зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природеОсобенности явлений природы Сибири. Календарь природыПознакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениямиЧтение художественной литературы, заучивание стихов. Дидактическая игра «Когда это бывает»Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных «Следы Осени»«Поэтические странички», «Осень»- конкурс чтецов.
«Солнце — большая звезда»Дать представление о Солнце как о звезде. Уточнить знания о строении Солнечной системыСоставление макета «Солнечная система»
«Почему бывают разные времена года»Солнце — как источник света и тепла. Смена времён года. Сезонные изменения в природе. Роль Солнца в жизни человекаИгра «День и ночь»Моделирование «Смена времён года»
«Знакомим детей с почвой»Почва как верхний слой земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия . Необходимость охраны почвыОпыт: свойства почвы, как происходит загрязнение почвыСезонные наблюдения за опавшими листьямиАкция «Поможем земле приготовиться к зиме»
Тема 2. «Растительный мир осенью»
Экскурсия на луг. «Луг-экосистема»Распознавать шесть растений луга. Закрепить правила поведения в природеПоказать красоту луга. Редкие, лекарственные, ядовитые растенияЛуг как экосистема. Связь растений с насекомыми. Влияние света, тепла, воды на жизнь растенийЧтение «Приключения кузнечика Кузи». Дидактическая игра «Угадай растения»Наблюдение «Живые барометры» (предсказание погоды)Рисование «Луг осенью»
«Как растения готовятся к зиме» (целевая прогулка)Распознавать и называть по листьям и плодам 5–6 деревьев, 3–4 кустарника, 4–5 садовых цветущих растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание жизниЗнакомство с местными растениями ближайшего окружения. Календарь природыВосприятие растений как живых существ, сочувствие к ним, бережное отношение. Назначение всех органов. Влияние света, воды, тепла на жизнь растений. Деревья, кустарники, травы, их характерные признакиИзготовление моделей «Цветок», «Условия жизни»Наблюдение за цветущими растениями цветника, принесёнными в группуАппликация «Осенний пейзаж» (из засушенных листьев)
Цветущие растенияЗакрепить названия 4–5 цветущих растенийРазнообразие видов растений в природе. Части растений и их функции. Развитие растений. Эстетическое отношение к растениямПосев семян, уход за растениямиНаблюдение за ростом и развитием цветущих растенийСбор семян
Тема 3. «Животный мир осенью»
«Поможем дождевому червю найти свой дом»Почва как верхний слой земли. Обитатели почвы (на примере дождевых червей ), их роль в формировании почвыДомашнее задание: узнать о пользе дождевых червейНаблюдение за дождевыми червями после дождя
«Беседа о кроте»Дать детям представление об особенностях внешнего вида и поведении крота, о его приспособленности к подземному образу жизниЧтение книг «Слепые землекопы», В. Танасийчука, «Экология в картинках»Поиск кротовинРисование иллюстраций к книге «Слепые землекопы»
Сравнение диких и домашних животныхРасширять и углублять представление детей о диких и домашних животныхРасширять представления об особенностях внешнего вида животных, жизненных проявлениях, повадках, особенностях приспособления (линька, спячка), условиях, необходимых для их жизни.Условия жизни для домашних животных создаёт человек (польза, уход). Дикие животные заботятся о себе самиЧтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.ЗолотоваПоиск мест зимовки животных, насекомыхСбор корма для животных. Анкета для родителей «Ваше отношение к животным»
Сравнение рыб и лягушекЗакреплять представление о приспособлении диких животных в природных условиях (маскировка лягушки)Формировать обобщённое представление: рыбы -водные обитатели, лягушки — обитатели воды и суши. Приспособление к жизни в водеИгра — соревнование «Чем рыбы и лягушки отличаются друг от друга, чем рыбы и лягушки похожи между собой?»Цикл наблюдений за аквариумными рыбкамиДомашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями про разных водных животных
«У воды, на воде, и в воде»Сезонные изменения в природеБережное отношение к природе родного краяВодоём как среда обитания животных и растений. Приспособление к жизни в водных условиях среды обитанияРассмотрение иллюстраций, чтение книг об обитателях водоёмаНаблюдение за обитателями водоёма
Экскурсия к рекеСезонные изменения в природеПравила поведения в природе. Красота окружающей природыУчить наблюдать и сравнивать сезонные изменения в природе (лето — осень)Домашнее задание: загрязнение водоёмов и влияние этого фактора на жизнь растений, животных, человекаНаблюдение реки в разные сезоныПриродо –охранная акция «Мы хотим жить в чистом селе»
Беседа о перелётных птицахЗакреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелётных птицах. Отлёт птиц связан с исчезновением насекомых, замерзанием водоёмовЗнакомить с конкретными видами птиц своей местности. Календарь природыПриспособление птиц к наземно — воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Связь птиц со средой обитания. Заботливое отношение к птицамИзготовление кормушек, заготовка кормовНаблюдение за поведением птицАкция «Помогите птицам выжить»
Тема 4. «Человек и природа»

«Овощи и фрукты на нашем столе»Знакомить детей с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородахУчить принимать посильное участие в труде взрослых; осенних посевах некоторых овощей, подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окнеПриготовление салата из овощейНаблюдение за ростом и развитием овощных культурСбор урожая
«Хлеб всему голова»Расширение представлений о культурных растениях поля (злаках)В Сибири выращивают пшеницуПонятие «Культурные растения». Уважение к труду хлеборобов, хлебу. Влияние света, тепла, влаги на рост растенийРассматривание разных колосьев, их сравнениеЭкскурсия на кухню, наблюдение за замешиванием теста для пирожков
«Планета Земля в опасности»Роль человека в природоохранной работеДать представление о планете Земля, об обитателях Земли. Чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучить её, бережно с ней обращатьсяРассматривание глобуса: материки, океаны, моря, Северный полюс и ЮжныйОсматривание территории детского сада, сбор мусораПриродоохранная работа: очистка поляны, «лечение»деревьев, кустов
«Через добрые дела можно стать юным экологом»Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природеПоказать, что юный эколог — это ребёнок, который любит природу, заботится о живых существах, создаёт для них хорошие условия жизниРаскрыть перед детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступкиНаблюдение состояния деревьев, кустов участкаМодель «Сухое (несчастное) дерево». Стенд «Панорама добрых дел»
«Беседы об осени»Обобщать и систематизировать знания детей об осениКалендарь природыУстановление связи между ёродолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и растений и приспособление их к зимеЧтение художественной литературы об осени, изменениях в природе; дидактические игрыНаблюдения за сезонными изменениями в природеОсенний праздник
Тема 5 «Экосистема — лес»
«Лес многоэтажный дом»Лес как пример сообщества. Взаимосвязь живых организмов друг с другом. «Дома» лесных растений и животных. Бережное отношение ко всем лесным жителямДомашнее задание: лес и его обитатели. Дидактическая игра «У каждого свой дом»Экскурсия в лес.
«Цепочки в лесу»Взаимодействие обитателей леса, их пищевая зависимость друг от другаДомашнее задание: подобрать литературу о питании обитателей лесаСоставление схем «Цепочки питания»
«Кто главный в лесу?»Распознавать 5–6 деревьев, 3–4 кустарникаГлавное звено в лесу- растения. Последствия уничтожения деревьев. Взаимосвязи живых организмов друг с другом. Бережное отношение к лесуИгра «Что растёт в лесу?», «Кто в лесу живёт?», «Сведение лесов»Целевая прогулка «Определение пород деревьев и кустов»
Тема 6. «Неживая природа зимой»
«Круговорот воды в природе». «Эта волшебница — вода»Переход воды в твёрдое состояние и обратно при резком изменении температурыПоощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опытыСостояние воды в природе (жидкое, твёрдое в виде льда и снега, газообразное в виде пара). Основные свойства воды, снега, льда, параЗамораживание цветных льдинокИсследовательская работа, опыты по выявлению свойств. Наблюдение за снегом, изморозью«О воде живой и мёртвой». Выпуск листовок «Берегите воду»
«Вода и её загрязнение»Воспитывать бережное отношение к природным ресурсамИспользование воды человеком. Необходимость экономии воды. Вода и наше здоровьеЧтение экологической сказки «Как люди речку обидели»Наблюдение за морозными узорами, облаками, сосульками. «Какой бывает вода»Экологическая тревога «Грязная вода — для всех беда»
Беседа о воздухеСистематизировать знания о свойствах воздуха. Значение воздуха в жизни человека и других живых организмовИгры с вертушками, надувными игрушкамиОпыты по выявлению свойств воздуха
«Как рождается ветер»Дать представление о движении воздуха (ветре)Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, буриОпределение направления и силы ветраОпыт со свечами «Как рождается ветер»
Знакомство с термометромУстановление связи: похолодание ведёт к изменениям в растительном и животном миреПознакомить с термометром: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздухаЗарисовка признаков зимыОпыты: измерение термометром температуры воды, снега, воздухаСтенд «окно в природу». «Чем можно заняться с ребенком во время прогулки». «Проверь народную мудрость»
Беседа о зимних явлениях в неживой природеЗимние явления в неживой природе: холодно, часто бывают морозы, земля покрыта снегом, а водоёмы льдомЗимние явления природы Сибири(зима долгая, суровая, снежная, морозная и т.д.Ночь длинная, день короткий; солнце на небе высоко не поднимается, даёт мало тепла; холодно, мороз, небо часто серое, облачное; идёт снег, иногда бывает вьюга, метельНаблюдения за сезонными явлениями зимой; изменение положения солнца
Поход в лес «Зимнее царство»Сезонные изменения в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природеКрасота зимнего леса. Распознавать следы лесных обитателей на снегуВзаимосвязь различных компонентов природы (почвы, воды, растений, животных). Бережное отношение к окружающему мируДидактическая игра «Чей след?»Рисование «Зимнее царство»
Тема 7. «Растения зимой»
«Как растения приспособились зимовать»Деревья и кустарники без листьевТрудности в существовании живых существ СибириРазнообразие видов растений в природе. Способы приспособления растений к сезонным изменениям в природе. Деревья, кустарники, травы: их характерные признакиРазличать деревья и кусты по стволу, веткам, особенностям почекСочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой»
Комнатное растение — живой организмПонятие «комнатное растение». Узнавать и называть 5–6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблейРастение — живой организм. Части растений, их функции. Влияние тепла, света, воды на жизнь растений. Понимание роли растений в природе и жизни человека. Формирование навыков ухода за растениямиУход за комнатными растениямиЦикл наблюдений за комнатными растениямиГрупповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение»
Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растенияПоказать зависимость роста комнатных растений от условий. Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растенияхДифференцированные потребности комнатных растений во влаге и свете. Формировать навыки ухода в соответствии с их потребностямиУход за растениями уголка природыОпыт: влияние света, тепла и воды на жизнь растенийОпределить правильность ухода за растениями дома
Тема 8. «Животный мир зимой»
«Как звери проводят зиму в лесу?»Сезонные изменения в жизни животныхСочувствие к животным. Трудные условия жизни в СибириЗначение внешних факторов в жизни животных. Питание животных зимой, способы передвижения, места обитанияЧтение художественной литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картинНаблюдение за сезонными изменениями в природе
«Животные холодных стран»Приспособление диких животных к жизни в природных условияхОсобенности погодных условий. Приспособление растений и животных к условиям, особенности жизниЧтение художественной литературы о суровом климате Арктике, о жизни в холодном климатеИзготовление модели «Животные холодных стран»
«Почему белые медведи не живут в лесу?»Приспособление животных к жизни в природных условияхОбозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособленыЧтение книги «Экология в картинках»Рисование по книге «Экология в картинках». Изготовление книги
«Беседа о зимующих птицах»Распознавать зимующих птиц по внешнему виду, поведению, издаваемым звукам. Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птицПтицы ближайшей округиПриспособление к наземно — воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Подкормка птицДидактическая игра по классификацииЦикл наблюдений за зимующими птицамиАппликация «Птицы на кормушке»
Тема 9. «Природа и человек»
«Зимовка диких и домашних животных»Сезонные изменения в жизни животныхУточнить признаки диких и домашних животных, их сходства и различия. Роль человека в жизни домашних животныхДомашнее задание: подобрать литературу о зимовке диких и домашних животныхЭкскурсия по экологической тропе
Комплексное занятие «Пройдёт зима холодная…»Обобщение знаний о зимеКалендарь наблюдений за природойЗависимость всего живого от условий окружающей среды. Растения и животные приспособились к суровым условиям зимыВыставка «Зимние пейзажи». Разучивание стихов и песен о зимеЗимний праздник
«Красная книга»Бережное отношение к растениям и животным. Правила поведения в природеРедкие растения и животныеФакты отрицательного воздействия на природу. Примеры рационального использования природы человекомИзготовление «Красной книги»
«Мой край родной»Бережное отношение к природеПрирода нашего селаКак жить в дружбе с природой. Охрана редких животных и растенийИзготовление «Красной книги»Экскурсия в лесРисование (коллективная работа) «Природа нашего села»
Тема 10. «Неживая природа весной»
«Как солнце жизнь даёт земле»Роль солнца — источника света и тепла — в жизни живых существПоисковая деятельность по теме «Пробуждение живой природы»Цикл наблюдений за солнцемПраздник «Масленица»
«Весенние явления в неживой природе»Увеличивается день, становится теплее, тает снег, реки освобождаются ото льда. Взаимосвязь живой природойПотепление, половодье, оттаивание почвыУвеличение дня и укорачивание ночи. Солнце больше даёт света и тепла. Условия для жизни становятся все лучше, поэтому все оживаетСравнение признаков зимы и весныНаблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных»Субботник «Весну встречаем чистотой»
«Камни, песок, глина»Песок: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду. Глина: плотность, пластичность, вязкость. Как человек использует песок и глину. Отличительные признаки камней их разнообразиеОпыты по выявлению свойств песка, глины, камней
Экскурсия в лесПризнаки наступления весны. Изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизниПериоды наступления весныУстановление связей и зависимостей между изменениями в живой и неживой природеСоставление рассказов о весне по опорным картинкам, схемамЦикл наблюдений «Пробуждение природы»Работа с родителями «Окно в природу», «А знаете ли вы?» (народная мудрость)
Тема 11. «Растения весной»
«Растения весной»Набухают почки, появляются листья и цветыРастительный мир леса : зацветают деревья (ольха, затем осина, ива, тополь, берёза, черёмуха), распускание листьев (зеленеет лиственница, за ней осина, берёза, ива)Разнообразие видов растений в природе. Деревья, кусты, травы, их характерные признаки. Связь растений с насекомыми. Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. Эстетическое отношение к растениямСравнение: дерево — куст, куст — траваНаблюдения за состоянием растений в разные времена года
«Берегите первоцветы»Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветкамРедкие, исчезающие растения Сибири. Способы их сохраненияРоль растений в жизни человека и природной среды в целом. Все растения — живые. Особенности строения всех органовДидактическая игра о цветахЦикл наблюдений за первоцветамиВыпуск листовок «Берегите первоцветы»
«Зелёная служба Айболита: весенний уход за комнатными растениями»Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. Зависимость роста растений от условий окружающей средыОпределение хорошего или болезненного состояния растений по внешним
признакам , выявление недостающих условий , способы ухода, которые могут их восполнить. Светолюбивые- тенелюбивые, засухоустойчивые — влаголюбивые
«Огород на окне». Уход за растениями уголка природыОпыты с семенамиОпределение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями
Размножение растенийУчить пересаживать комнатные растения . Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений(черенками, усами, листьями)Размножение побегами (герань, фуксия, бегония), черенками (фиалка, сансевьера), кустами (хлорофитум)Стадии роста и развития растений. Влияние света, тепла, влаги на жизнь растений. Новые комнатные растения можно вырастить из черенка, листа, луковицы, делением кустаПересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассадуНаблюдение за ростом и развитием пересаженных растений
Тема 12. «Животный мир весной»
«Особенности жизни зверей весной»Особенности жизни зверей весной. Изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животныхРазмножение животных на примере 1–2 видов, обитающих на территории СибириРазмножение животных на примере 1 – 2 видовПросмотр видеофильма «Дикая природа» (рост и размножение животных)Наблюдения за птицами в период выведения птенцов
«О животных, которых не любят»Знакомство с некоторыми представителями земноводных, рептилий. Их отличительные черты. Значение внешних особенностей в жизни животных. Понимание необходимости существования всех видов без исключенияДомашнее задание: подобрать информацию о пользе земноводных, рептилийИзготовление модели аквариума
«Встречаем птиц»Совершенствовать знания о перелётных птицах. Сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов)Первый прилёт скворцов, трясогузок, затем водоплавающих птиц — уток, гусей, чаекФормирование обобщённого представления о птицах, как животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. Помощь животным, обитающим рядом с намиКлассифицировать птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищныеНаблюдение за прилетающими птицами, их поведением
«Когда животных в природе становится мало или много».Нарушение равновесия в природе. Взаимосвязь обитателей леса, цепочек питания. Положительная роль хищников в равновесии лесного сообщества«Экология в картинках», чтение «Взрыв без шума», «Что делать с кроликами?» дидактическая игра «Невидимые нити»
Экскурсия на водоёмПриспособление диких животных к жизни в природных условияхСоблюдать правила поведения на природеВодоём — это сообщество водных обитателей, приспособившихся к жизни в воде и у водыФормирование представлений об отдельных видах растений и животных водоёма (рисование их, показ картинок, чтение рассказов)Наблюдение за животными и растениями аквариума
«Море бывает в беде»Приспособление диких животных к жизни в природных условияхПредставление о море, его обитателях. Отношения современного человека с природой. Факторы отрицательного воздействия человека на природуЧтение книги «Экология в картинках», «Нефть в море, «Отчего погибли киты». Дидактическая игра «Кто в море живет?»Эксперимент «Птицы и нефть», «Нефтяная речка»Рисование иллюстраций к прочитанным рассказам
Тема 13. «Природа и человек»
«Земля — живая планета»Жизнь на земле, общие условия для растений, животных и людей. Чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречьЧтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах, необходимых условиях жизни. Дидактическая игра «Где чей дом?»Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизниВыпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу»
«Мы в ответе за тех, кого приручили»Познакомить с животными уголка природы, рассказать, как за ними ухаживатьОбобщение представлений о том что, что животные, растения — живые существа и нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. Создание соответствующих условий, близких к природнымЗнакомство детей с жизнью животных в природных условиях. Выделение правил общения с животнымиЦикл наблюдений за животнымиУход за обитателями природного уголка. Выращивание зеленого корма
«Мы — туристы» (экскурсия)Закреплять умение вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусорЭкологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природеИзготовление знаков «Берегите природу»Операция «Осторожно, муравейник!»
«Этот удивительный мир насекомых» (экскурсия)Сезонные изменения в жизни насекомыхСроки пробуждения насекомых: комары, жуки (майский), бабочки (лимонница, крапивница), муравьиМногообразие насекомых. Значение внешних особенностей в жизни животных. Насекомые в разных средах обитания. Положительные и отрицательные взаимосвязи в экосистемахИсследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе»Цикл наблюдений за развитием насекомыхВикторина «О насекомых». «Таинственные превращения»
(игра)
Экскурсия на лугРаспознавать четыре травянистых растения луга. Светолюбивые растенияИзучение местных растенийТипичные представители. Связь между условиями и потребностями растений и животных. Охрана редких видов животных и растений. Природа как среда обитания – «дом человека»Цикл наблюдений за насекомымиКонсультация «Почему дети обижают насекомых?»
Беседа о веснеСезонные изменения в природе. Взаимосвязь живой и неживой природы. Весенние работы на огороде, в саду, полеВедение календаря природы на местном уровнеПоследовательность весенних изменений в природе, зависимость от изменений погодыЧтение художественной литературы о веснеЦиклы наблюдений за сезонными изменениями в природе, за жизнью растений и животныхТруд на детском участке

Экологические проекты для дошкольников

Мальчик и девочка высаживают дерево

Экологические проекты для дошкольников — это обычно долгосрочные работы, например, высаживание и уход за фруктовыми деревьями

Одной из самых актуальных последние годы форм работы с детьми считается проект. Этот вид деятельности позволяет объединить компоненты предварительной работы, практической деятельности и сопутствующих форм рассмотрения темы. Тематика проектных заданий выбирается исходя из индивидуального подхода к обучению, но также и с учётом возраста малыша.

Младшая группа

Дети делают поделки из пророщенных мешочков-эколюдиков

Малыши с удовольствием наблюдают за тем, как прорастают семена в поделках, так называемых, «эколюдиках»

Вся работа детей в этой возрастной категории ведётся совместно с родителями.

  • «Чудо-огород». Цели: формирование интереса к исследовательской деятельности, получение знаний об условиях, необходимых для выращивания растений, знакомство с многообразием семян, развитие сенсорики, воспитание чувства гордости за результаты своего труда, а также уважения к результатам труда других людей. Суть проекта сводится к тому, что в Красном уголке детского сада нужно создать мини-огород, для этого каждый ребёнок получает задание прорастить семена определённой сельскохозяйственной культуры. Проект долгосрочный.
  • Оформление уголка «Мир природы». Цели: формирование осознанных представлений о природе, развитие навыков наблюдения за окружающим миром, создание условий для формирования умения предвидеть результаты некоторых своих действий. Суть проекта в том, что дети создают поделки из природного материала, доступного в разное время года.

Средняя группа

Дети с воспитательницей рассматривают траву в горшочке

Один из проектов в средней группе заключается в наблюдении и сравнении пророщенных семян

  • «Здравствуй, дерево». Основная цель этого проекта — познакомиться с деревьями родного края. А также формировать представления о жизни деревьев, развивать наблюдательность, фантазию, речь, воспитывать уважение к природе родного края. Суть проекта в том, что дети совместно с родителями выбирают дерево, за которым наблюдают 12 месяцев, описывая изменения с ним происходящие. Эти наблюдения представляются в виде рисунков, заучивания стихотворений, поделок из природного материала.
  • «Секреты воды». Цели: формировать представления детей о важности воды в жизни, показать свойства воды в разных её состояниях, а также её свойства при этих переходах (изменения вкуса, цвета, запаха). Суть проекта: подборка загадок, стихотворений о воде, создание стенгазеты, проведение экспериментов по замораживанию, нагреванию воды, а также смешиванию с другими веществами (пищевыми красителями, сахаром, солью).

Старшая группа

Дети с запрещающими знаками о том, чего нельзя делать в лесу

В старшей группе проекты нацелены на наглядное представление правил бережного обращения с природой

  • «Чудо-семена». Цели: познакомиться с семенами овощей, особенностями их высаживания, проследить процесс проращивания семян, развивать умение сравнивать, делать выводы, применять теорию на практике, развивать речь, прививать уважение к труду, а также ответственное отношение к делу. Суть проекта сводится к тому, что дети в период с апреля по май занимаются проращиванием семян овощных культур, сравнивая их, изучая особенности ухода за конкретными растениями.
  • «Чистый мир». Цели: формировать у детей экологические знания, развивать практические навыки бережного отношения к окружающей среде, умение творчески перерабатывать бросовый материал, развивать представления о природе родного края. Суть проекта заключается в том, что дети регулярно проводят уборку территории, составляя фотоотчёт о проделанной работе, а также выполняя поделки из бросового материала, то есть из безопасного для жизни и здоровья мусора.

Дидактические игры

Дети делают зарядку на улице

Дидактические игры по экологии направлены не только на интеллектуальное развитие, но и на физическое

Практически все проекты экологической тематики являются долгосрочными, и, принимая во внимание возраст детей, нельзя не остановиться на одной из самых любимых форм взаимодействия малышей и взрослых — игре. Такая форма работы позволяет закрепить знания по экологии или же преподнести их в доступной и занимательной форме.

Для младшей группы

  • «Человечки настроения»

Цель: развивать умение сопоставлять эмоции и причины их появления, развитие чувства эмпатии, положительного отноше­ния к окружающему миру.

Материал: карточки-модели «Человечки настроения» с изоб­ражением двух основных эмоций (радость, грусть). Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть растения уголка природы и определить, как они себя чувствуют, подобрать «чело­вечков настроения».

Вопросы к детям: «Как себя чувствует сухое растение? Как себя чувствует политое растение?» (Дети сопровождают отве­ты демонстрацией карточек.)

  • «Цветок» (сопровождается плавной музыкой)

Цель: снятие мышечного, психоэмоционального напряжения, формирование способности выражать чувства и эмоции.

Ход. Педагог предлагает детям «превратиться» в семечко — теп­лый солнечный луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цве­ток. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каж­дый свой лепесток.

  • «Изобрази животное»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Темы: «Злая собака», «Весёлый щенок», «Грустный зайчик», «Весёлый зайчик», «Хитрая лисичка», «Озорной котенок», «Ис­пуганный птенец», «Косолапый мишка», «Трусливый зайчишка», «Смелый заяц», «Грустная кошка», «Весёлый котёнок».

Для средней группы

  • «Дождик»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций. Материал: листы бумаги, ножницы.

Ход. Педагог предлагает детям мелко нарезать бумагу — сде­лать «дождинки-капельки» (в течение 3 мин). По окончании рабо­ты дети по очереди подбрасывают вверх «капельки», осыпая друг друга. Затем обсуждается, какие чувства дети испытывают, когда попадают под теплый (холодный) дождик, под ливень, морося­щий дождь и т.п. (Аналогично может выполняться игра-тренинг «Снег».)

  • «Прогулка по ручью»

Цель: стимулирование активности, развитие сплочённости, снятие мышечного напряжения.

Ход. На полу мелом рисуется извилистый ручеёк, то широ­кий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кла­дут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно пере­двигаются вдоль берега ручейка.

  • «Беседы с деревьями»

Цель: учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.

Предварительная работа. Чтение сказок и рассказов по теме.

Ход игры. Воспитатель. Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберете дерево, которое вам нравится, подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам «расскажет». По моему сигналу возвращайтесь.

Вернувшись, дети по желанию рассказывают о «своём» дереве.

Можно провести «Беседу с цветами» с использованием растений из цветника или уголка природы; «Беседу с животными» с использованием животных из уголка природы.

Для старшей группы

  • «Радости и огорчения»

Цель: формировать собственное отношение к природе.

Материал: старичок-лесовичок кукла; фишки яркие — жёлтого, зелёного, красного цвета; тёмные — серого, коричневого цвета .

Предварительная работа. Экскурсия в парк, на берег озера и т.д.

Ход игры. 1 вариант. Игра проводится по типу «закончи предложение». Воспитатель начинает предложение, а дети по желанию его заканчивают. Например:

Самое красивое место в парке \ сквере \…

Мне было радостно, когда …

Я очень огорчился \ ась \, когда …

Мне стало грустно, когда … и т.п.

За каждый ответ дошкольники получают фишку: яркую — за продолжение первых двух предложений и тёмную — за продолжение двух последних. После игры проводится итог — каких фишек оказалось больше: если тёмных \ например, в парке много мусора, сломаны ветки деревьев и т.п.\, обсуждается, что могут сделать дети, чтобы исправить ситуацию.

2вариант. Игра проводится по типу «вопрос-ответ ». Старичок-лесовичок задаёт детям вопросы. Например:

Что тебя порадовало во время прогулки?

Что тебя огорчило?

За каждый ответ дети получают фишку определённого цвета. После игры подводятся итоги (как в первом варианте).

  • «Путешествие»

Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

Материал. Картинки с изображением зайцев, кошки, цветов; фишки.

Ход игры. В разных местах групповой комнаты оборудованы обстановки: расставлены картинки с изображением зайцев, кошки, цветов. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. На каждой остановке рассказывает об изображении на картинке.

1 остановка – «Дед Мазай и зайцы»

Однажды во время весеннего половодья речка вышла из берегов и затопила лес. Дед Мазай поехал на лодке за дровами, и вот что он рассказывает: «Вижу один островок небольшой — Зайцы на нём собрались гурьбой. С каждой минуты вода подбиралась к бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, – ничего!» Воспитатель задаёт детям вопросы, например: Что мы узнали о деде Мазае?

Как люди могут помогать животным, попавшим в беду? Дети отвечают.

2 остановка – «Кошка »

На улице мяукала кошка. Мальчик Саша попросим маму дать для неё еды. Он вышел на улицу, дал кошке молока и смотрел, как она ест. Кошка была рада, и Саша рад… Что можно сказать о Саше?

3 остановка – «Цветы»

Весной вместе с мамой Лена посадила цветы на клумбе. Летом они выросли и зацвели. Однажды Лена подошла к клумбе, чтобы нарвать цветов, но потом подумала и решила: «Пусть лучше цветы растут здесь, дома всё равно скоро завянут, и их придётся выбросить».

Что можно сказать о Лене?

  • «Что такое хорошо, а что такое плохо »

Цель: уточнить представления детей об экологически правильном поведении. Материал: сюжетные картинки \ дети сажают деревья, поливают цветы; дети ломают ветки деревьев, рвут цветы; дети делают скворечник; дети разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки \. Карточки тёмного и яркого цвета — на каждого ребёнка.

Ход игры. Воспитатель показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем по просьбе воспитателя оценивают действия персонажей — поднимают карточку светлого (если оценка положительная) или тёмного цвета.

Полезная литература

Дети со сковречником

Праивльное экологическое воспитание — это важный аспект развития цельной личности

  • Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
  • Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н.Николаева.
  • Программа по экологическому образованию дошкольников «Наш дом природа» Н.А. Рыжова.
  • Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет»
  • Бондаренко Т.М. Методическое пособие Прогулки в детском саду
  • Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста
  • Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду.
  • Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми.

ФГОС определены основные стратегии экологического воспитания дошкольников. Задача методистов и воспитателей, учитывая индивидуальность каждого карапуза, найти правильный подход к малышу, чтобы показать, насколько важно жить в гармонии с природой. И если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем мире, если для них это станет естественным, то в будущем мы сможем говорить о мирном и добрососедском сосуществовании Человека и Природы как о реально существующем понятии, а не как о далёкой мечте.

Метки:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Экологическое воспитание дошкольников: теория и практика по ФГОС"

Внимание: все отзывы проходят модерацию.