Личность каждого человека складывается не только из генетически обусловленного набора индивидуальных черт, но и из отношения индивида к окружающему миру, другим людям и, конечно же, к природе. Современные дети имеют очень специфичные представления о живом, чаще всего ограниченные информацией, предоставляемой интернетом и касающейся конкретных проявлений мира флоры и фауны. Но такое фрагментарное изучение вопроса, незаинтересованность в сохранении условий для жизни, ведёт к потребительскому отношению к природе в целом и лишению себя важного нравственно-эстетического компонента жизни в частности. Решать эту проблему нужно как можно раньше, на что и направлена концепция воспитания детей, в том числе и дошкольного возраста.
Содержание
Актуальность вопроса
Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности учителя и воспитателя, если речь идёт о дошкольном детском развитии. Столь раннее формирование экологической направленности в росте личности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка
- создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе;
- идёт накопление ярких эмоций;
- непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко.
Это интересно. Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней.
Работа с малышами с 2,5 до 6 лет важна для формирования экологической культуры личности. Это понятие подразумевает понимание и принятие общих глобальных проблем, а также осознание личной ответственности за состояние планеты.
Принципы, цели и задачи экологического воспитания
Изучение природы на дошкольном этапе, также как и в последующем, затрагивает все области интеллектуального, духовно-нравственного развития малыша, а именно
- формирует сочувственное отношение к окружающему миру, то есть занимается формированием нравственных ценностей;
- наполняет систему экознаний и представлений, то есть развивает интеллект;
- учит видеть красоту мира через деятельностный подход (например, уход за растениями, домашними животными и т.д).
Для этого на каждом занятии, посвящённому изучению окружающего мира, нужно
- формировать простейшие представления о природе, о взаимосвязях всего живого;
- приобщать к труду, так как это показатель заботы об окружающем мире;
- воспитывать уважение и любовь к природе, а также прививать понимание важности заботы о ней.
Задачи воспитания экологического самосознания должны работать на реализацию поставленных целей, то есть
- формировать и развивать любознательность малышей;
- развивать креативность;
- давать элементарные представления о себе, других людях, отдельных составляющих природы (цвет, размер, материал, форма, звук, темп, причины и следствия того или иного явления), а также о взаимоотношениях между ними;
- воспитывать уважение к общему дому — планете Земля — и с пиететом относиться к народам её заселяющим.
Нормативные документы
Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания, то аспекты работы с этим компонентом регулируются
- Законом Российской Федерации “Об образовании”;
- Федеральным законом РФ “Об охране окружающей среды”;
- ФГОС ДО.
Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, начиная с 1 января 2014 года, компонент экологического воспитания подвергся некоторой переработке, в частности, вместо 10 стратегий образования было оставлено 5:
- социально‑коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие;
- художественно‑эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Знакомство с окружающим миром в дошкольном учреждении теперь регламентируется стратегией «Познавательное развитие» (раньше она называлась «Познание»). А вся работа приобрела интеллектуальный и познавательно-творческий характер вместо исследовательского и продуктивно-деятельностного, который был ведущим до 2014 года. Между тем сохранился принцип индивидуализации образования в целом, в том числе и экологической составляющей. Он заключается в том, что траектория обучения ведётся исходя из интересов каждого конкретного малыша. Так, если ребёнок любит наблюдать за птицами, кормить их и строить скворечники, то о видах атмосферных осадков ему лучше рассказывать на приметах, связанных с пернатыми. Например, если ласточки летают низко, то пойдёт дождь, а если куры гуляют в ненастье, то плохая погода скоро сменится солнечной. Таким образом, усвоение материала идёт легче и быстрее.
Программа ФГОС по эковоспитанию дошкольников
Программой Федерального Государственного Образовательного Стандарта предусмотрен системный подход к воспитанию экологической культуры дошкольников. Это значит, что ежегодно темы занятий повторяются, но при этом добавляются некоторые виды работ. Например, к аппликациям на заданную тему в младшей группе добавляется конкурс чтецов в средней, а в старшей — иллюстрирование книги о природе. В целом же предусмотрено изучение тем, связанных с
- сезонными изменениями в живой и неживой природе:
- переменой образа жизни растений и животных в связи со сменой времён года;
- воздействием человека на окружающий мир зимой, летом, осенью и весной.
Программа включает теоретическое и практическое осмысление темы, поэтому работа над каждым блоком ведётся по 6 направлениям:
- программный компонент (иначе говоря, собственно тема);
- региональная составляющая (аспект темы, имеющий территориальное значение, например, охрана местного леса или реки);
- вариативный компонент дошкольного учреждения (реализация общей концепции детского сада через конкретную тему, что особенно важно для специализированных заведений, для других же эта составляющая совпадает с программным компонентом);
- предварительная работа (дидактические игры, чтение по теме, наблюдение за явлениями природы, моделирование смены времён года с помощью лото, картинок или аппликаций);
- практическая деятельность (опыты, например, как быстро замерзает вода при минусовой температуре);
- сопутствующие формы работы (сбор мусора, творческие задания в виде рисунков, составления ребусов и т.д).
Примерная программа экологического образования дошкольников в средней группе
Тема занятия | Примерная программа | Региональный компонент | Вариативный компонент дошкольного учреждения | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы | ||||||||||
Тема 1. «Неживая природа осенью» | ||||||||||||||||
«Я и природа» | Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; прививать нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных | Показать уникальность природы Сибири, её хрупкость и , в то же время, суровость | Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек — часть природы) | Дидактическая игра «Природа- не природа», «Угадай, что в мешочке» | Наблюдения на экологической тропе «Что такое природа» | Сбор мусора на экологической тропе | ||||||||||
«Наш дом природа» | Воспитывать бережное отношение к окружающей природе | Продемонстрировать радость общения с природой своей местности | Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого | Чтение художественной литературы: Э. Мошковская «Жил на свете человек », В.Орлов «Дом под крышей голубой» | Сравнить: «Дом — жилище человека» и «Дом — природа» | Аппликация «Я и природа» | ||||||||||
Экскурсия в лес в период золотой осени | Сезонные изменения в лесу | Красота окружающей природы. Правила поведения в лесу | Лес — это сообщество растений и животных. Взаимосвязь живой и неживой природы | Поход с родителями в лес. Рисование «Мы в осеннем лесу» | Рассматривание «Лесные находки» | Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра» | ||||||||||
Осенние явления в неживой природе | Сезонные изменения : день укорачивается , становится холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры. Зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе | Особенности явлений природы Сибири. Календарь природы | Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями | Чтение художественной литературы, заучивание стихов. Дидактическая игра «Когда это бывает» | Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных «Следы Осени» | «Поэтические странички», «Осень»- конкурс чтецов. | ||||||||||
«Солнце — большая звезда» | Дать представление о Солнце как о звезде. Уточнить знания о строении Солнечной системы | Составление макета «Солнечная система» | ||||||||||||||
«Почему бывают разные времена года» | Солнце — как источник света и тепла. Смена времён года. Сезонные изменения в природе. Роль Солнца в жизни человека | Игра «День и ночь» | Моделирование «Смена времён года» | |||||||||||||
«Знакомим детей с почвой» | Почва как верхний слой земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия . Необходимость охраны почвы | Опыт: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы | Сезонные наблюдения за опавшими листьями | Акция «Поможем земле приготовиться к зиме» | ||||||||||||
Тема 2. «Растительный мир осенью» | ||||||||||||||||
Экскурсия на луг. «Луг-экосистема» | Распознавать шесть растений луга. Закрепить правила поведения в природе | Показать красоту луга. Редкие, лекарственные, ядовитые растения | Луг как экосистема. Связь растений с насекомыми. Влияние света, тепла, воды на жизнь растений | Чтение «Приключения кузнечика Кузи». Дидактическая игра «Угадай растения» | Наблюдение «Живые барометры» (предсказание погоды) | Рисование «Луг осенью» | ||||||||||
«Как растения готовятся к зиме» (целевая прогулка) | Распознавать и называть по листьям и плодам 5–6 деревьев, 3–4 кустарника, 4–5 садовых цветущих растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание жизни | Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. Календарь природы | Восприятие растений как живых существ, сочувствие к ним, бережное отношение. Назначение всех органов. Влияние света, воды, тепла на жизнь растений. Деревья, кустарники, травы, их характерные признаки | Изготовление моделей «Цветок», «Условия жизни» | Наблюдение за цветущими растениями цветника, принесёнными в группу | Аппликация «Осенний пейзаж» (из засушенных листьев) | ||||||||||
Цветущие растения | Закрепить названия 4–5 цветущих растений | Разнообразие видов растений в природе. Части растений и их функции. Развитие растений. Эстетическое отношение к растениям | Посев семян, уход за растениями | Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений | Сбор семян | |||||||||||
Тема 3. «Животный мир осенью» | ||||||||||||||||
«Поможем дождевому червю найти свой дом» | Почва как верхний слой земли. Обитатели почвы (на примере дождевых червей ), их роль в формировании почвы | Домашнее задание: узнать о пользе дождевых червей | Наблюдение за дождевыми червями после дождя | |||||||||||||
«Беседа о кроте» | Дать детям представление об особенностях внешнего вида и поведении крота, о его приспособленности к подземному образу жизни | Чтение книг «Слепые землекопы», В. Танасийчука, «Экология в картинках» | Поиск кротовин | Рисование иллюстраций к книге «Слепые землекопы» | ||||||||||||
Сравнение диких и домашних животных | Расширять и углублять представление детей о диких и домашних животных | Расширять представления об особенностях внешнего вида животных, жизненных проявлениях, повадках, особенностях приспособления (линька, спячка), условиях, необходимых для их жизни. | Условия жизни для домашних животных создаёт человек (польза, уход). Дикие животные заботятся о себе сами | Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова | Поиск мест зимовки животных, насекомых | Сбор корма для животных. Анкета для родителей «Ваше отношение к животным» | ||||||||||
Сравнение рыб и лягушек | Закреплять представление о приспособлении диких животных в природных условиях (маскировка лягушки) | Формировать обобщённое представление: рыбы -водные обитатели, лягушки — обитатели воды и суши. Приспособление к жизни в воде | Игра — соревнование «Чем рыбы и лягушки отличаются друг от друга, чем рыбы и лягушки похожи между собой?» | Цикл наблюдений за аквариумными рыбками | Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями про разных водных животных | |||||||||||
«У воды, на воде, и в воде» | Сезонные изменения в природе | Бережное отношение к природе родного края | Водоём как среда обитания животных и растений. Приспособление к жизни в водных условиях среды обитания | Рассмотрение иллюстраций, чтение книг об обитателях водоёма | Наблюдение за обитателями водоёма | |||||||||||
Экскурсия к реке | Сезонные изменения в природе | Правила поведения в природе. Красота окружающей природы | Учить наблюдать и сравнивать сезонные изменения в природе (лето — осень) | Домашнее задание: загрязнение водоёмов и влияние этого фактора на жизнь растений, животных, человека | Наблюдение реки в разные сезоны | Природо –охранная акция «Мы хотим жить в чистом селе» | ||||||||||
Беседа о перелётных птицах | Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелётных птицах. Отлёт птиц связан с исчезновением насекомых, замерзанием водоёмов | Знакомить с конкретными видами птиц своей местности. Календарь природы | Приспособление птиц к наземно — воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Связь птиц со средой обитания. Заботливое отношение к птицам | Изготовление кормушек, заготовка кормов | Наблюдение за поведением птиц | Акция «Помогите птицам выжить» | ||||||||||
Тема 4. «Человек и природа» | ||||||||||||||||
«Овощи и фрукты на нашем столе» | Знакомить детей с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах | Учить принимать посильное участие в труде взрослых; осенних посевах некоторых овощей, подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне | Приготовление салата из овощей | Наблюдение за ростом и развитием овощных культур | Сбор урожая | |||||||||||
«Хлеб всему голова» | Расширение представлений о культурных растениях поля (злаках) | В Сибири выращивают пшеницу | Понятие «Культурные растения». Уважение к труду хлеборобов, хлебу. Влияние света, тепла, влаги на рост растений | Рассматривание разных колосьев, их сравнение | Экскурсия на кухню, наблюдение за замешиванием теста для пирожков | |||||||||||
«Планета Земля в опасности» | Роль человека в природоохранной работе | Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. Чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучить её, бережно с ней обращаться | Рассматривание глобуса: материки, океаны, моря, Северный полюс и Южный | Осматривание территории детского сада, сбор мусора | Природоохранная работа: очистка поляны, «лечение»деревьев, кустов | |||||||||||
«Через добрые дела можно стать юным экологом» | Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе | Показать, что юный эколог — это ребёнок, который любит природу, заботится о живых существах, создаёт для них хорошие условия жизни | Раскрыть перед детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки | Наблюдение состояния деревьев, кустов участка | Модель «Сухое (несчастное) дерево». Стенд «Панорама добрых дел» | |||||||||||
«Беседы об осени» | Обобщать и систематизировать знания детей об осени | Календарь природы | Установление связи между ёродолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и растений и приспособление их к зиме | Чтение художественной литературы об осени, изменениях в природе; дидактические игры | Наблюдения за сезонными изменениями в природе | Осенний праздник | ||||||||||
Тема 5 «Экосистема — лес» | ||||||||||||||||
«Лес многоэтажный дом» | Лес как пример сообщества. Взаимосвязь живых организмов друг с другом. «Дома» лесных растений и животных. Бережное отношение ко всем лесным жителям | Домашнее задание: лес и его обитатели. Дидактическая игра «У каждого свой дом» | Экскурсия в лес. | |||||||||||||
«Цепочки в лесу» | Взаимодействие обитателей леса, их пищевая зависимость друг от друга | Домашнее задание: подобрать литературу о питании обитателей леса | Составление схем «Цепочки питания» | |||||||||||||
«Кто главный в лесу?» | Распознавать 5–6 деревьев, 3–4 кустарника | Главное звено в лесу- растения. Последствия уничтожения деревьев. Взаимосвязи живых организмов друг с другом. Бережное отношение к лесу | Игра «Что растёт в лесу?», «Кто в лесу живёт?», «Сведение лесов» | Целевая прогулка «Определение пород деревьев и кустов» | ||||||||||||
Тема 6. «Неживая природа зимой» | ||||||||||||||||
«Круговорот воды в природе». «Эта волшебница — вода» | Переход воды в твёрдое состояние и обратно при резком изменении температуры | Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты | Состояние воды в природе (жидкое, твёрдое в виде льда и снега, газообразное в виде пара). Основные свойства воды, снега, льда, пара | Замораживание цветных льдинок | Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств. Наблюдение за снегом, изморозью | «О воде живой и мёртвой». Выпуск листовок «Берегите воду» | ||||||||||
«Вода и её загрязнение» | Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам | Использование воды человеком. Необходимость экономии воды. Вода и наше здоровье | Чтение экологической сказки «Как люди речку обидели» | Наблюдение за морозными узорами, облаками, сосульками. «Какой бывает вода» | Экологическая тревога «Грязная вода — для всех беда» | |||||||||||
Беседа о воздухе | Систематизировать знания о свойствах воздуха. Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов | Игры с вертушками, надувными игрушками | Опыты по выявлению свойств воздуха | |||||||||||||
«Как рождается ветер» | Дать представление о движении воздуха (ветре) | Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури | Определение направления и силы ветра | Опыт со свечами «Как рождается ветер» | ||||||||||||
Знакомство с термометром | Установление связи: похолодание ведёт к изменениям в растительном и животном мире | Познакомить с термометром: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха | Зарисовка признаков зимы | Опыты: измерение термометром температуры воды, снега, воздуха | Стенд «окно в природу». «Чем можно заняться с ребенком во время прогулки». «Проверь народную мудрость» | |||||||||||
Беседа о зимних явлениях в неживой природе | Зимние явления в неживой природе: холодно, часто бывают морозы, земля покрыта снегом, а водоёмы льдом | Зимние явления природы Сибири(зима долгая, суровая, снежная, морозная и т.д. | Ночь длинная, день короткий; солнце на небе высоко не поднимается, даёт мало тепла; холодно, мороз, небо часто серое, облачное; идёт снег, иногда бывает вьюга, метель | Наблюдения за сезонными явлениями зимой; изменение положения солнца | ||||||||||||
Поход в лес «Зимнее царство» | Сезонные изменения в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе | Красота зимнего леса. Распознавать следы лесных обитателей на снегу | Взаимосвязь различных компонентов природы (почвы, воды, растений, животных). Бережное отношение к окружающему миру | Дидактическая игра «Чей след?» | Рисование «Зимнее царство» | |||||||||||
Тема 7. «Растения зимой» | ||||||||||||||||
«Как растения приспособились зимовать» | Деревья и кустарники без листьев | Трудности в существовании живых существ Сибири | Разнообразие видов растений в природе. Способы приспособления растений к сезонным изменениям в природе. Деревья, кустарники, травы: их характерные признаки | Различать деревья и кусты по стволу, веткам, особенностям почек | Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой» | |||||||||||
Комнатное растение — живой организм | Понятие «комнатное растение». Узнавать и называть 5–6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей | Растение — живой организм. Части растений, их функции. Влияние тепла, света, воды на жизнь растений. Понимание роли растений в природе и жизни человека. Формирование навыков ухода за растениями | Уход за комнатными растениями | Цикл наблюдений за комнатными растениями | Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение» | |||||||||||
Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения | Показать зависимость роста комнатных растений от условий. Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях | Дифференцированные потребности комнатных растений во влаге и свете. Формировать навыки ухода в соответствии с их потребностями | Уход за растениями уголка природы | Опыт: влияние света, тепла и воды на жизнь растений | Определить правильность ухода за растениями дома | |||||||||||
Тема 8. «Животный мир зимой» | ||||||||||||||||
«Как звери проводят зиму в лесу?» | Сезонные изменения в жизни животных | Сочувствие к животным. Трудные условия жизни в Сибири | Значение внешних факторов в жизни животных. Питание животных зимой, способы передвижения, места обитания | Чтение художественной литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин | Наблюдение за сезонными изменениями в природе | |||||||||||
«Животные холодных стран» | Приспособление диких животных к жизни в природных условиях | Особенности погодных условий. Приспособление растений и животных к условиям, особенности жизни | Чтение художественной литературы о суровом климате Арктике, о жизни в холодном климате | Изготовление модели «Животные холодных стран» | ||||||||||||
«Почему белые медведи не живут в лесу?» | Приспособление животных к жизни в природных условиях | Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены | Чтение книги «Экология в картинках» | Рисование по книге «Экология в картинках». Изготовление книги | ||||||||||||
«Беседа о зимующих птицах» | Распознавать зимующих птиц по внешнему виду, поведению, издаваемым звукам. Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц | Птицы ближайшей округи | Приспособление к наземно — воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Подкормка птиц | Дидактическая игра по классификации | Цикл наблюдений за зимующими птицами | Аппликация «Птицы на кормушке» | ||||||||||
Тема 9. «Природа и человек» | ||||||||||||||||
«Зимовка диких и домашних животных» | Сезонные изменения в жизни животных | Уточнить признаки диких и домашних животных, их сходства и различия. Роль человека в жизни домашних животных | Домашнее задание: подобрать литературу о зимовке диких и домашних животных | Экскурсия по экологической тропе | ||||||||||||
Комплексное занятие «Пройдёт зима холодная…» | Обобщение знаний о зиме | Календарь наблюдений за природой | Зависимость всего живого от условий окружающей среды. Растения и животные приспособились к суровым условиям зимы | Выставка «Зимние пейзажи». Разучивание стихов и песен о зиме | Зимний праздник | |||||||||||
«Красная книга» | Бережное отношение к растениям и животным. Правила поведения в природе | Редкие растения и животные | Факты отрицательного воздействия на природу. Примеры рационального использования природы человеком | Изготовление «Красной книги» | ||||||||||||
«Мой край родной» | Бережное отношение к природе | Природа нашего села | Как жить в дружбе с природой. Охрана редких животных и растений | Изготовление «Красной книги» | Экскурсия в лес | Рисование (коллективная работа) «Природа нашего села» | ||||||||||
Тема 10. «Неживая природа весной» | ||||||||||||||||
«Как солнце жизнь даёт земле» | Роль солнца — источника света и тепла — в жизни живых существ | Поисковая деятельность по теме «Пробуждение живой природы» | Цикл наблюдений за солнцем | Праздник «Масленица» | ||||||||||||
«Весенние явления в неживой природе» | Увеличивается день, становится теплее, тает снег, реки освобождаются ото льда. Взаимосвязь живой природой | Потепление, половодье, оттаивание почвы | Увеличение дня и укорачивание ночи. Солнце больше даёт света и тепла. Условия для жизни становятся все лучше, поэтому все оживает | Сравнение признаков зимы и весны | Наблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных» | Субботник «Весну встречаем чистотой» | ||||||||||
«Камни, песок, глина» | Песок: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду. Глина: плотность, пластичность, вязкость. Как человек использует песок и глину. Отличительные признаки камней их разнообразие | Опыты по выявлению свойств песка, глины, камней | ||||||||||||||
Экскурсия в лес | Признаки наступления весны. Изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни | Периоды наступления весны | Установление связей и зависимостей между изменениями в живой и неживой природе | Составление рассказов о весне по опорным картинкам, схемам | Цикл наблюдений «Пробуждение природы» | Работа с родителями «Окно в природу», «А знаете ли вы?» (народная мудрость) | ||||||||||
Тема 11. «Растения весной» | ||||||||||||||||
«Растения весной» | Набухают почки, появляются листья и цветы | Растительный мир леса : зацветают деревья (ольха, затем осина, ива, тополь, берёза, черёмуха), распускание листьев (зеленеет лиственница, за ней осина, берёза, ива) | Разнообразие видов растений в природе. Деревья, кусты, травы, их характерные признаки. Связь растений с насекомыми. Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. Эстетическое отношение к растениям | Сравнение: дерево — куст, куст — трава | Наблюдения за состоянием растений в разные времена года | |||||||||||
«Берегите первоцветы» | Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветкам | Редкие, исчезающие растения Сибири. Способы их сохранения | Роль растений в жизни человека и природной среды в целом. Все растения — живые. Особенности строения всех органов | Дидактическая игра о цветах | Цикл наблюдений за первоцветами | Выпуск листовок «Берегите первоцветы» | ||||||||||
«Зелёная служба Айболита: весенний уход за комнатными растениями» | Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. Зависимость роста растений от условий окружающей среды | Определение хорошего или болезненного состояния растений по внешним признакам , выявление недостающих условий , способы ухода, которые могут их восполнить. Светолюбивые- тенелюбивые, засухоустойчивые — влаголюбивые | «Огород на окне». Уход за растениями уголка природы | Опыты с семенами | Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями | |||||||||||
Размножение растений | Учить пересаживать комнатные растения . Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений(черенками, усами, листьями) | Размножение побегами (герань, фуксия, бегония), черенками (фиалка, сансевьера), кустами (хлорофитум) | Стадии роста и развития растений. Влияние света, тепла, влаги на жизнь растений. Новые комнатные растения можно вырастить из черенка, листа, луковицы, делением куста | Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду | Наблюдение за ростом и развитием пересаженных растений | |||||||||||
Тема 12. «Животный мир весной» | ||||||||||||||||
«Особенности жизни зверей весной» | Особенности жизни зверей весной. Изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных | Размножение животных на примере 1–2 видов, обитающих на территории Сибири | Размножение животных на примере 1 – 2 видов | Просмотр видеофильма «Дикая природа» (рост и размножение животных) | Наблюдения за птицами в период выведения птенцов | |||||||||||
«О животных, которых не любят» | Знакомство с некоторыми представителями земноводных, рептилий. Их отличительные черты. Значение внешних особенностей в жизни животных. Понимание необходимости существования всех видов без исключения | Домашнее задание: подобрать информацию о пользе земноводных, рептилий | Изготовление модели аквариума | |||||||||||||
«Встречаем птиц» | Совершенствовать знания о перелётных птицах. Сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) | Первый прилёт скворцов, трясогузок, затем водоплавающих птиц — уток, гусей, чаек | Формирование обобщённого представления о птицах, как животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. Помощь животным, обитающим рядом с нами | Классифицировать птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные | Наблюдение за прилетающими птицами, их поведением | |||||||||||
«Когда животных в природе становится мало или много». | Нарушение равновесия в природе. Взаимосвязь обитателей леса, цепочек питания. Положительная роль хищников в равновесии лесного сообщества | «Экология в картинках», чтение «Взрыв без шума», «Что делать с кроликами?» дидактическая игра «Невидимые нити» | ||||||||||||||
Экскурсия на водоём | Приспособление диких животных к жизни в природных условиях | Соблюдать правила поведения на природе | Водоём — это сообщество водных обитателей, приспособившихся к жизни в воде и у воды | Формирование представлений об отдельных видах растений и животных водоёма (рисование их, показ картинок, чтение рассказов) | Наблюдение за животными и растениями аквариума | |||||||||||
«Море бывает в беде» | Приспособление диких животных к жизни в природных условиях | Представление о море, его обитателях. Отношения современного человека с природой. Факторы отрицательного воздействия человека на природу | Чтение книги «Экология в картинках», «Нефть в море, «Отчего погибли киты». Дидактическая игра «Кто в море живет?» | Эксперимент «Птицы и нефть», «Нефтяная речка» | Рисование иллюстраций к прочитанным рассказам | |||||||||||
Тема 13. «Природа и человек» | ||||||||||||||||
«Земля — живая планета» | Жизнь на земле, общие условия для растений, животных и людей. Чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь | Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах, необходимых условиях жизни. Дидактическая игра «Где чей дом?» | Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни | Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу» | ||||||||||||
«Мы в ответе за тех, кого приручили» | Познакомить с животными уголка природы, рассказать, как за ними ухаживать | Обобщение представлений о том что, что животные, растения — живые существа и нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. Создание соответствующих условий, близких к природным | Знакомство детей с жизнью животных в природных условиях. Выделение правил общения с животными | Цикл наблюдений за животными | Уход за обитателями природного уголка. Выращивание зеленого корма | |||||||||||
«Мы — туристы» (экскурсия) | Закреплять умение вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор | Экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе | Изготовление знаков «Берегите природу» | Операция «Осторожно, муравейник!» | ||||||||||||
«Этот удивительный мир насекомых» (экскурсия) | Сезонные изменения в жизни насекомых | Сроки пробуждения насекомых: комары, жуки (майский), бабочки (лимонница, крапивница), муравьи | Многообразие насекомых. Значение внешних особенностей в жизни животных. Насекомые в разных средах обитания. Положительные и отрицательные взаимосвязи в экосистемах | Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе» | Цикл наблюдений за развитием насекомых | Викторина «О насекомых». «Таинственные превращения» (игра) | ||||||||||
Экскурсия на луг | Распознавать четыре травянистых растения луга. Светолюбивые растения | Изучение местных растений | Типичные представители. Связь между условиями и потребностями растений и животных. Охрана редких видов животных и растений. Природа как среда обитания – «дом человека» | Цикл наблюдений за насекомыми | Консультация «Почему дети обижают насекомых?» | |||||||||||
Беседа о весне | Сезонные изменения в природе. Взаимосвязь живой и неживой природы. Весенние работы на огороде, в саду, поле | Ведение календаря природы на местном уровне | Последовательность весенних изменений в природе, зависимость от изменений погоды | Чтение художественной литературы о весне | Циклы наблюдений за сезонными изменениями в природе, за жизнью растений и животных | Труд на детском участке | ||||||||||
Экологические проекты для дошкольников
Одной из самых актуальных последние годы форм работы с детьми считается проект. Этот вид деятельности позволяет объединить компоненты предварительной работы, практической деятельности и сопутствующих форм рассмотрения темы. Тематика проектных заданий выбирается исходя из индивидуального подхода к обучению, но также и с учётом возраста малыша.
Младшая группа
Вся работа детей в этой возрастной категории ведётся совместно с родителями.
- «Чудо-огород». Цели: формирование интереса к исследовательской деятельности, получение знаний об условиях, необходимых для выращивания растений, знакомство с многообразием семян, развитие сенсорики, воспитание чувства гордости за результаты своего труда, а также уважения к результатам труда других людей. Суть проекта сводится к тому, что в Красном уголке детского сада нужно создать мини-огород, для этого каждый ребёнок получает задание прорастить семена определённой сельскохозяйственной культуры. Проект долгосрочный.
- Оформление уголка «Мир природы». Цели: формирование осознанных представлений о природе, развитие навыков наблюдения за окружающим миром, создание условий для формирования умения предвидеть результаты некоторых своих действий. Суть проекта в том, что дети создают поделки из природного материала, доступного в разное время года.
Средняя группа
- «Здравствуй, дерево». Основная цель этого проекта — познакомиться с деревьями родного края. А также формировать представления о жизни деревьев, развивать наблюдательность, фантазию, речь, воспитывать уважение к природе родного края. Суть проекта в том, что дети совместно с родителями выбирают дерево, за которым наблюдают 12 месяцев, описывая изменения с ним происходящие. Эти наблюдения представляются в виде рисунков, заучивания стихотворений, поделок из природного материала.
- «Секреты воды». Цели: формировать представления детей о важности воды в жизни, показать свойства воды в разных её состояниях, а также её свойства при этих переходах (изменения вкуса, цвета, запаха). Суть проекта: подборка загадок, стихотворений о воде, создание стенгазеты, проведение экспериментов по замораживанию, нагреванию воды, а также смешиванию с другими веществами (пищевыми красителями, сахаром, солью).
Старшая группа
- «Чудо-семена». Цели: познакомиться с семенами овощей, особенностями их высаживания, проследить процесс проращивания семян, развивать умение сравнивать, делать выводы, применять теорию на практике, развивать речь, прививать уважение к труду, а также ответственное отношение к делу. Суть проекта сводится к тому, что дети в период с апреля по май занимаются проращиванием семян овощных культур, сравнивая их, изучая особенности ухода за конкретными растениями.
- «Чистый мир». Цели: формировать у детей экологические знания, развивать практические навыки бережного отношения к окружающей среде, умение творчески перерабатывать бросовый материал, развивать представления о природе родного края. Суть проекта заключается в том, что дети регулярно проводят уборку территории, составляя фотоотчёт о проделанной работе, а также выполняя поделки из бросового материала, то есть из безопасного для жизни и здоровья мусора.
Дидактические игры
Практически все проекты экологической тематики являются долгосрочными, и, принимая во внимание возраст детей, нельзя не остановиться на одной из самых любимых форм взаимодействия малышей и взрослых — игре. Такая форма работы позволяет закрепить знания по экологии или же преподнести их в доступной и занимательной форме.
Для младшей группы
- «Человечки настроения»
Цель: развивать умение сопоставлять эмоции и причины их появления, развитие чувства эмпатии, положительного отношения к окружающему миру.
Материал: карточки-модели «Человечки настроения» с изображением двух основных эмоций (радость, грусть). Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть растения уголка природы и определить, как они себя чувствуют, подобрать «человечков настроения».
Вопросы к детям: «Как себя чувствует сухое растение? Как себя чувствует политое растение?» (Дети сопровождают ответы демонстрацией карточек.)
- «Цветок» (сопровождается плавной музыкой)
Цель: снятие мышечного, психоэмоционального напряжения, формирование способности выражать чувства и эмоции.
Ход. Педагог предлагает детям «превратиться» в семечко — теплый солнечный луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток.
- «Изобрази животное»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Темы: «Злая собака», «Весёлый щенок», «Грустный зайчик», «Весёлый зайчик», «Хитрая лисичка», «Озорной котенок», «Испуганный птенец», «Косолапый мишка», «Трусливый зайчишка», «Смелый заяц», «Грустная кошка», «Весёлый котёнок».
Для средней группы
- «Дождик»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций. Материал: листы бумаги, ножницы.
Ход. Педагог предлагает детям мелко нарезать бумагу — сделать «дождинки-капельки» (в течение 3 мин). По окончании работы дети по очереди подбрасывают вверх «капельки», осыпая друг друга. Затем обсуждается, какие чувства дети испытывают, когда попадают под теплый (холодный) дождик, под ливень, моросящий дождь и т.п. (Аналогично может выполняться игра-тренинг «Снег».)
- «Прогулка по ручью»
Цель: стимулирование активности, развитие сплочённости, снятие мышечного напряжения.
Ход. На полу мелом рисуется извилистый ручеёк, то широкий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно передвигаются вдоль берега ручейка.
- «Беседы с деревьями»
Цель: учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.
Предварительная работа. Чтение сказок и рассказов по теме.
Ход игры. Воспитатель. Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберете дерево, которое вам нравится, подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам «расскажет». По моему сигналу возвращайтесь.
Вернувшись, дети по желанию рассказывают о «своём» дереве.
Можно провести «Беседу с цветами» с использованием растений из цветника или уголка природы; «Беседу с животными» с использованием животных из уголка природы.
Для старшей группы
- «Радости и огорчения»
Цель: формировать собственное отношение к природе.
Материал: старичок-лесовичок кукла; фишки яркие — жёлтого, зелёного, красного цвета; тёмные — серого, коричневого цвета .
Предварительная работа. Экскурсия в парк, на берег озера и т.д.
Ход игры. 1 вариант. Игра проводится по типу «закончи предложение». Воспитатель начинает предложение, а дети по желанию его заканчивают. Например:
Самое красивое место в парке \ сквере \…
Мне было радостно, когда …
Я очень огорчился \ ась \, когда …
Мне стало грустно, когда … и т.п.
За каждый ответ дошкольники получают фишку: яркую — за продолжение первых двух предложений и тёмную — за продолжение двух последних. После игры проводится итог — каких фишек оказалось больше: если тёмных \ например, в парке много мусора, сломаны ветки деревьев и т.п.\, обсуждается, что могут сделать дети, чтобы исправить ситуацию.
2вариант. Игра проводится по типу «вопрос-ответ ». Старичок-лесовичок задаёт детям вопросы. Например:
Что тебя порадовало во время прогулки?
Что тебя огорчило?
За каждый ответ дети получают фишку определённого цвета. После игры подводятся итоги (как в первом варианте).
- «Путешествие»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе.
Материал. Картинки с изображением зайцев, кошки, цветов; фишки.
Ход игры. В разных местах групповой комнаты оборудованы обстановки: расставлены картинки с изображением зайцев, кошки, цветов. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. На каждой остановке рассказывает об изображении на картинке.
1 остановка – «Дед Мазай и зайцы»
Однажды во время весеннего половодья речка вышла из берегов и затопила лес. Дед Мазай поехал на лодке за дровами, и вот что он рассказывает: «Вижу один островок небольшой — Зайцы на нём собрались гурьбой. С каждой минуты вода подбиралась к бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, – ничего!» Воспитатель задаёт детям вопросы, например: Что мы узнали о деде Мазае?
Как люди могут помогать животным, попавшим в беду? Дети отвечают.
2 остановка – «Кошка »
На улице мяукала кошка. Мальчик Саша попросим маму дать для неё еды. Он вышел на улицу, дал кошке молока и смотрел, как она ест. Кошка была рада, и Саша рад… Что можно сказать о Саше?
3 остановка – «Цветы»
Весной вместе с мамой Лена посадила цветы на клумбе. Летом они выросли и зацвели. Однажды Лена подошла к клумбе, чтобы нарвать цветов, но потом подумала и решила: «Пусть лучше цветы растут здесь, дома всё равно скоро завянут, и их придётся выбросить».
Что можно сказать о Лене?
- «Что такое хорошо, а что такое плохо »
Цель: уточнить представления детей об экологически правильном поведении. Материал: сюжетные картинки \ дети сажают деревья, поливают цветы; дети ломают ветки деревьев, рвут цветы; дети делают скворечник; дети разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки \. Карточки тёмного и яркого цвета — на каждого ребёнка.
Ход игры. Воспитатель показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем по просьбе воспитателя оценивают действия персонажей — поднимают карточку светлого (если оценка положительная) или тёмного цвета.
Полезная литература
- Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
- Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н.Николаева.
- Программа по экологическому образованию дошкольников «Наш дом природа» Н.А. Рыжова.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет»
- Бондаренко Т.М. Методическое пособие Прогулки в детском саду
- Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста
- Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду.
- Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми.
ФГОС определены основные стратегии экологического воспитания дошкольников. Задача методистов и воспитателей, учитывая индивидуальность каждого карапуза, найти правильный подход к малышу, чтобы показать, насколько важно жить в гармонии с природой. И если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем мире, если для них это станет естественным, то в будущем мы сможем говорить о мирном и добрососедском сосуществовании Человека и Природы как о реально существующем понятии, а не как о далёкой мечте.