Любовь к своей Родине — нравственный ориентир, который во многом определяет личность. И начинать воспитывать это чувство необходимо с ранних лет жизни, только тогда патриотизм станет неотъемлемой частью духовного мира человека, достойного гражданина страны. Для реализации такой глобальной стратегии личностного роста в рамках программ дошкольной системы образования ведётся целенаправленная работа, регулируемая ФГОС, по воспитанию чувства патриотизма у дошкольников.
Содержание
На какие документы обратить внимание?
Любая работа, которая осуществляется с будущими школьниками в образовательных учреждениях, должна строго соответствовать принятым стандартам. Для реализации нравственно-патриотического компонента воспитания в детских садах при составлении плана работы методический совет в составе воспитателей, методистов, дефектологов, в также психологов конкретного детского сада основывается на таких документах, как
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»;
- ФГОС ДО;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Суть требований ФГОС
Совокупность обязательных требований к учебным планам на определённой ступени образования, то есть Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, определяет содержательную сторону реализации воспитательного процесса среди детей, в том числе и касающуюся патриотического воспитания дошкольников. И прежде чем говорить о факторах, формирующих эту воспитательную составляющую, остановимся на основополагающих понятиях вопроса.
Итак, патриотизм — это социальное свойство характера, определяющееся привязанностью ко всему, что связано с краем, где человек появился на свет и вырос.
Нравственно-патриотическое воспитание — это совокупность мероприятий, главная цель которых заключается в системном воспитании у граждан любого возраста национального самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, её благоустройству и безопасности.
Актуальность
Это интересно. Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Детство — каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Малыши с 3 до 6 лет, то есть с периода начала посещения детского сада, находятся в процессе закладывания и формирования ориентиров личности, что позволяет наиболее эффективно проводить воспитательную работу. Этому способствуют также следующие факторы:
- повышенная эмоциональность детей (готовность к сочувствию, сопереживанию позволяет использовать такие формы взаимодействия, как, например, подготовка проектов ко Дню победы, которые ставят малыша в позицию участника, сопричастного к тому или иному событию в истории страны);
- пытливость (в этом возрасте дети интересуются абсолютно всем, так что взрослому нужно только найти подходящую форму для реализации конкретных задач воспитания патриотизма);
- подверженность авторитетному влиянию старших (дошкольники априори воспринимают взрослого человека как объект для подражания, то есть доверяют и выполняют его требования).
Задачи
Это интересно. Известный советский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН Д.С. Лихачёв говорил: «Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Главное задание практической реализации системы патриотического воспитания заключается в том, что маленьким гражданам нужно привить
- любовь к своему городу, улице, на которой живёт малыш;
- чувство особой гордости за историю своей страны;
- уважение к культурному багажу предыдущих поколений;
- толерантность к разным чертам национального характера;
- самоуважение, которое является неотъемлемой частью самосознания гражданина;
- уважительное отношение к представителям других народов, а также своим сверстникам, родным и окружающим людям.
Требования ФГОС к воспитанию патриотизма у дошкольников
Цели, которые по требованиям ФГОС нужно достичь в рамках осуществления нравственно-патриотической воспитательной работы с детьми, сводятся к следующим
- воспитание гордости и безусловной любви к своей Родине;
- бережное отношение к природным богатствам и людям, населяющим страну;
- поддерживание связей поколений;
- сохранение и пестование традиций своих сограждан.
Для реализации этих требований работа с детьми должна быть
- целенаправленной (любая работа, проводимая в детском коллективе, должна содержать воспитательный компонент, касающийся патриотизма в отношении своей страны);
- систематической (работа должна проводиться регулярно, вписываясь в контекст разных занятий и игр, а накануне государственных праздников следует готовить отдельные мероприятия, проекты, например, утренник «Голоса Победы», посвящённый песням военных лет, который проводится накануне Дня победы);
- всеобщей (решение воспитательных задач должно происходить на всех уровнях взаимодействия ребёнка с другими людьми — семьёй, сверстниками и воспитателями).
Программа ФГОС
Система внедрения в практику программы патриотического воспитания малышей включает три этапа, каждый из которых решает определённые задачи.
Этап | Цели |
Знакомство с понятиями и предметами близкого окружения | · воспитание уважения к труду (результатам народного творчества, местным художественным промыслам); · знакомство с людьми, прославившими страну; · воспитание дружественного отношения к другим народам. |
Знакомство с жизнью общества страны | · воспитание ощущения сопричастности к прошлому, настоящему и будущему страны через знакомство с памятными датами и национальными праздниками; · бережное отношение к труду сограждан; · расширение представлений о стране, родном городе, столице, а также государственной символики; · изучение достопримечательностей города, памятников архитектуры, истории названий улиц. |
Знакомство с местной природой | · воспитание любви к окружающей природе; · изучение подходов к сохранению окружающего растительного и животного мира; · воспитание чувства личной сопричастности к делу охраны природы родного края. |
Эти этапы и цели идентичны на всех ступенях дошкольного образования, то есть в младшей, средней и старшей группах. Отличия будут только в объёме содержания, а также в выборе тех или иных форм, которые определяются методическим советом, исходя из системы работы конкретного детского сада (например, если речь идёт о дошкольных учреждениях культурных центров России, то посещение выставок, театров будет одной из предпочтительных форм работы с детьми). В целом же это могут быть
- тематические занятия;
- беседы о родном крае, природе, знаменитых людях;
- чтение книг на подходящие темы;
- подборка стихотворений и песен;
- просмотр научно-популярных фильмов и передач;
- игры;
- посещение выставок;
- составление альбомов;
- проекты и т.д.
Патриотическое воспитание также включает работу с родителями (например, совместная подготовка тематических утренников или проектов, выставок, поделок) и работниками местных культурных центров (например, подключение сотрудников местного музея для проведения экскурсии).
Диагностика патриотического воспитания дошкольников
Воплощением программы в жизнь занимается воспитатель, а также психолог, музработник, хореограф, методист. Для определения качества реализации целей нравственно-патриотического воспитания дошкольников применяется специальная диагностика, которая проводится воспитателем группы совместно с другими членами методического совета (чаще всего с дефектологом, если речь идёт о группе коррекции, или психологом). Диагностика основана на наблюдении за каждым ребёнком (а именно так и проявляется индивидуализация образования) в течение учебного года. По каждому из выделенных критериев осуществляется тематический контроль в виде таких оценок: высокий уровень, средний уровень или низкий. В середине и в конце учебного года методисты детского сада проверяют диагностические карты, совместно с воспитателем намечают, если необходимо, изменения в стратегии индивидуального образовательного маршрута ребёнка (см. статью Что такое индивидуальный образовательный маршрут дошкольника и как с ним работать), а также делают перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию на будущий год. Как правило, диагностика представлена в виде индивидуальной карты, в которую включаются такие позиции:
- название раздела;
- критерии оценивания;
- тематический контроль в начале учебного года;
- оценка в середине учебного года;
- контрольная оценка в конце учебного года.
Примерная карта мониторинга по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников (старшая группа)
Раздел | Критерии | Начал уч.год | Серед уч.год | Конец уч.год |
Представление о себе и своей семье | Знает своё имя и фамилию. | |||
Знает имена, отчества родителей, место их работы. | ||||
Знает домашний адрес, телефон. | ||||
Знаком со своей родословной. | ||||
Представления о детском саде | Ориентируется в помещении детского сада, знает их названия и функции. | |||
Знает адрес детского сада | ||||
Имеет представление о профессиях сотрудников детского сада. | ||||
Представление о человеке | Имеет представления о первобытных людях. | |||
Знает об основных потребностях человека (здоровый образ жизни). | ||||
Имеет представление о жизни людей других стран. | ||||
Имеет представления о народах, населяющих область. | ||||
Представления о родной стране | Знает название города, улиц, площади. | |||
Знает символы родного города (флаг, герб) | ||||
Знает достопримечательности города (музей, дворец молодёжи, дома культуры…) | ||||
Знает название страны, её столицы и символы России (флаг, герб, гимн) | ||||
Представление о культуре | Знаком с прикладным искусством («Дымка», «Хохлома», «Городец», «Гжель»…) | |||
Имеет представление о народных праздниках и традициях | ||||
Представление о географических компонентах | Имеет представление о планете Земля | |||
«Ориентируется» по карте и глобусу (вода-суша; море; океан-материк; полюс; экватор…) | ||||
Знает природно-климатические зоны и их обитателей (пустыня, тундра, тропики) | ||||
Знает о природных особенностях нашего региона (растения, животные, климат) |
Высокий уровень – знает своё имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнаёт (по иллюстрации) достопримечательности, зелёные зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнаёт флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень – знает своё имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зелёные зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень – не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнаёт флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Примеры проектов по патриотическому воспитанию в детском саду
Проект является наиболее удобной формой реализации задач патриотического воспитания дошкольников. Это связано с тем, что при подготовке работы малыш максимально полно погружается в тему, то есть возникает личностное переживание, которое и формирует нравственное отношение к вопросу. К тому же для подготовки работы необходимо подключать родителей, чтобы возникало чувство причастности ребёнка к общему делу. Конечно, формы и содержание проектов (даже в рамках одной темы) будут отличаться в зависимости от возраста малыша, а также целей работы и сроков их выполнения. Рассмотрим несколько примеров.
Младшая группа
Проект «Без корня и полынь не растёт» (автор Габдулхаева Татьяна Алексеевна, источник — http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/05/pedagogicheskiy-proekt-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov).
Цели: возрождать традиции семейного воспитания, развивать интерес к истории своего рода.
Вид: группой, исследовательский, творческий.
Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель физкультуры.
Срок выполнения — учебный год.
Приёмы реализации: ролевые игры («Дочки-матери»), лото «Моя квартира», «Родня», дидактические игры «Какие у меня мама и папа», выставка рисунков «Герб семьи», «Мамин портрет», фотовернисаж «Мой папа — солдат России» и т.д.
Результаты:
- дети получили представления о понятиях «род», «семья», «родные»;
- познакомились с имён и отчествами своих родственников;
- расширили кругозор, пополнили словарный запас такими словами, как «кровный родственник», «прадед», «прадед», «сводный брат» и т.д.
Средняя группа
Проект «Люби и знай родной свой край» (автор — Нащёкина Елена Валерьевна, источник — http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/02/12/proekt-po-nravstvenno-patrioticheskomu-vospitaniyu).
Цели: воспитание чувства личного достоинства через уважение к прошлому, настоящему и будущему своей страны.
Вид: группой, исследовательский, творческий.
Участники: дети, родители, воспитатели.
Срок выполнения — учебный год.
Приёмы реализации: тематические прогулки (например, «Моя улица»), разработка маршрута «Я иду в детский сад», беседы (например, «Красная книга области»), фотовыставка «Мой дом — моя крепость», создание аппликаций «Гжельский цветок», игра-путешествие «Я живу в России» и т.д.
Результаты:
- дети познакомились с символикой страны;
- получили представление о традициях, обычаях и народных промыслах края;
- познакомились с образцами пейзажной живописи и архитектуры.
Старшая группа
Проект «Моя малая Родина» (автор — Бекетова Ирина Александровна, источник — http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/05/03/proekt-moya-malaya-rodina).
Цели: развитие у детей патриотических чувств и социальной значимости, включение родителей в процесс нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Вид: группой, исследовательский, творческий.
Участники: дети, родители, воспитатели.
Срок выполнения — учебный год.
Приёмы реализации: конкурс рисунков «Моя любимая улица», беседы «Город раньше и теперь», «Улицы нашего города», «Транспорт»и др., чтение художественной литературы «Семь холмов над рекой» А.Лиханова; «Вятские жемчужины» Н. Дмитриева; «Мальчик из Уржума»; пословицы и поговорки, дидактические игры «Назови театр по афише», ролевые игры «Путешествие по городу», сбор коллекции «Музыка военных лет», выставка рисунков «Ордена и медали ВОВ», акция «Покормим птиц», составление сборника детских рисунков и высказываний «Я за мир на всей земле».
Результаты:
- дети получили представление о прошлом своего города;
- расширили литературный кругозор;
- узнали о героическом прошлом страны;
- продолжилась работа по охране природы края.
Что почитать по теме: список тематической литературы
- Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство». – С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
- Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
- Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… – М.: Изд-во «Скрипторий», 2003.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». – М.: АРКТИ, 2005.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. – М.: «Издательство Скрипторий», 2008.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» / Под ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2004.
- Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы — составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. – М.: АРКТИ, 2005.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Патриотическое воспитание — это неотъемлемая часть образовательного процесса в целом и дошкольного обучения в частности. В работе с детьми нужно руководствоваться требованиями и рекомендациями ФГОС, а также подключать методические пособия педагогов, основанные на опыте работы в детских садах. Но главное — заниматься этим вопросом систематически (то есть стараться включать нравственно-патриотический компонент в ежедневные игры, занятия) чётко формулировать цели того или иного вида деятельности и подключать родителей к выполнению некоторых заданий, связанных с изучением истории родного края. В результате ребёнок сможет всесторонне подойти к знакомству со своей страной, осознанно полюбить её той любовью, которая не зависит от местонахождения и других объективных обстоятельств, которая всегда в сердце и душе.