Аппликация в средней группе — это один из любимых видов деятельности в детском саду. К этому этапу образовательного процесса малыши уже освоили достаточно техник выполнения поделок, т. е. занятие априори создаёт ситуацию успеха. Но одновременно на воспитателя ложится большая ответственность за тщательную подготовку всех этапов творческой работы. Рассмотрим алгоритм создания сценария занятия на тему «Дом».
Содержание
Подготовительный этап
Ещё в младшей группе воспитательница привлекала малышей к подготовке проведения занятий. Тогда это были задания на уровне: «Возьми-принеси». В средней группе дети постепенно становятся «соучастниками» создания необходимых условий для работы. То есть их участие должно касаться не только организационных моментов, но и непосредственно подготовки материалов и заготовок для аппликации.
Какие техники аппликации можно использовать
Прежде чем определиться с кругом обязанностей детей по подготовке занятия аппликацией, составим чёткое представление о том, с какими техниками выполнения поделки они уже знакомы. Итак, в 4–5 лет малыши могут выполнять аппликации 6 типов:
- накладная — детали вырезаются из цветной бумаги и наклеиваются на основу-фон;
- обрывная — цветная бумага нарывается мелкими кусочками, которыми заполняется пространство шаблона на основе;
- мозаичная — контуры фигур на основе заполняются конфетти, крупой или макаронными изделиями, а также пластилином, ватой;
- ленточная — фигуры вырезаются по принципу хоровода: все детали одинаковые и соединены между собой какими-то элементами;
- силуэтная — на основе вырезаются фигуры по контуру, затем накладывается подложка, выделяющая силуэты. Этот вид аппликации нечасто используется в детском саду, т. к. участие детей из-за сложности технологии ограничивается только соединением основы с подложкой;
- коллаж — на основу наклеиваются вырезанные картинки. При кажущейся простоте малыши непросто осваивают технологию аккуратного вырезания деталей, а также гармоничного создания общей композиции коллажа
Что могут делать дети 4–5 лет
Исходя из списка техник выполнения аппликаций, понятно, какие действия ребята средней группы могут выполнять самостоятельно:
- вырезать ножницами крупные и средние по размеру элементы, а также делать это симметрично;
- создавать простые фигуры из пластилина на основе «шариков», «блинчиков» и «колбасок»;
- нарывать кусочки бумаги;
- работать с клеем (жидкий ПВА или в стике), дозировать его количество на поверхностях, которые нужно соединить;
- обращаться с разными материалами для аппликации (резать сухие листья, сгибать-разгибать нетолстый картон, выкладывать крупу в рамках контура и т. д.).
Материалы
Выбрав технику, воспитатель подбирает материалы для выполнения аппликации. Для поделки «Дом» это может быть:
- цветная бумага (разной плотности, так как малыши уже имеют представление о работе с тонким картоном и обычной цветной бумагой);
- кусочки ткани (такие детали заготавливает воспитатель, но малыши уже смогут правильно и ровно наклеить крупные кусочки ткани);
- пластилин (окна можно сделать из пластилина, показав линиями оконные рамы);
- природные материалы (листья, каштаны и т. д. для оформления палисадника);
- макаронные изделия, крупа, вата — материалы для заполнения больших пространств аппликации;
- карандаши, фломастеры, краски (если нужно дополнить фон другими элементами, например, облаками, солнцем).
Дополнительные инструменты и принадлежности
Кроме необходимых бумаги, клея и кисточек нужно приготовить:
- влажные салфетки для удаления излишков клея с основы и для очищения пальчиков;
- небольшие скатерти для работы, чтобы поддерживать рабочее место в чистоте;
- ножницы.
Чтобы поделка смотрелась оригинальной, продумайте способ применения таких элементов, как:
- гофрированная бумага (чтобы показать рельефность черепичной крыши, потребуется лишь треугольник из этого материала);
- вата или ватные диски (красиво смотрится при оформлении крыши, приусадебного участка в снежное время года);
- пайетки (для имитации снега, если изображаем домик зимой), тесьма (чтобы показать забор), фантики от конфет, например, для входной двери и т. д. Обратите внимание, что эти детали используются только если у детей уже нет проблем с определением того, какая фигура какой элемент постройки символизирует, т. е. основная цель занятия выполнена.
Как мотивировать к работе на занятии по аппликации на тему «Дом»
Ещё один важный этап подготовки занятия по аппликации — это мотивация. Малышей, как автомобильный двигатель, нужно завести, чтобы они слаженно и чётко выполняли работу. Для этого в арсенале воспитателя должны быть разные виды работ, подходящие под тему конкретного занятия, которые можно использовать по одному или в разных комбинациях.
Как огранизовать беседу
Это интересно. Известный педагог, философ, автор оригинальной методики развития ребёнка Мария Монтессори говорила о важности беседы с малышом так: «Разговаривайте с ребёнком как можно больше обо всём и везде — дома, на улице, в дороге. Ваши разговоры, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия».
Без этого ни один вид деятельности не обходится, тем более он работает на развитие речи — ключевую компетенцию дошкольника. Самая удобная форма беседы — короткие вопросы, подразумевающие как можно более краткие ответы. Например, если местоположение детского сада позволяет: «Выглянете во двор, что вы видите? Правильно, дома!». Или же: «Где живёт мышка? А мишка? Птичка? А где живёте вы, ребята?». Нужно разговор подвести так, чтобы ответом было слово «дом».
Картинки
Это следующий, логично вытекающий из предыдущего, этап. Дома бывают разные, так что рассмотреть их типы можно на картинках.
Стихи и песни
Ребята с удовольствием включаются в работу с рифмованными строчками и запоминающимся мотивом — повторяют, выполняют простейшие движения под них. Один классический «Кошкин дом» чего стоит! Малыши с удовольствием следят за тем, кто приходит в гости в новый дом к кошке, рассказывая слова почти за всех персонажей.
- Дом, в котором мы живём, Расположен за углом. Он — большой, многоэтажный, С новым лифтом, очень важный! Носит лихо шляпу-крышу, Всех домов-соседей выше! Сверху — круглая антенна В паутине проводов, В нём живут одновременно Сто людей и сто котов! – Эй, привет! — я дом встречаю, Кверху голову задрав, Крышей он в ответ качает: — С добрым утром, Ярослав!
- Вот квадратик, треугольник, получился целый домик! Мы в него кота поселим, вот ему будет веселье! Вот цветок на подоконник, чайный столик на балконе. Рядом с домиком — гараж, будочка и пёсик наш;
- У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь ему стучится!
тук-тук дверь открой,
там в лесу охотник злой,
зайка-зайка забегай лапу мне давайБыстро дверь олень открыл,
зайку в дом к себе впустил,
зайка, зайка забегай
лапу мне давай.
ой, ой, страшно мне,
что-то мне не по себе,
сердце в пятки всё ушло
и не отошлоНе дрожи зайчишка мой,
я смотрел в своё окошко,
убежал охотник злой,
посиди немножко
Да, да посижу,
я уж больше не дрожу,
у меня прошёл испуг,
ты хороший друг.
Сказки
Этот способ мотивировать ребят можно считать универсальным, так как сказки можно рассказывать и в начале занятия, и в процессе выполнения аппликации (чтобы поддерживать заинтересованность малышей в результатах работы).
Сказка Ирис Ревю «Улыбка Дома» с вопросами для беседы — таблица
Текст истории «Улыбка Дома» | Вопросы и задания к сказке про Дом |
У медведя есть берлога, у ласточки — гнездо, у Бабы Яги — избушка на курьих ножках, а у человека есть дом. Жил-был Дом. Четыре угла. Дом как дом. С надёжной крышей и доброй печью. С тёплым полом и красивыми стенами. Немножко сказочный, немножко волшебный. Дом стоял хороший, но он никогда не улыбался. Потому что в нём не было жильцов. Но вот однажды в нём поселились люди. Хозяйка стала наводить в Доме порядок. А хозяин следил за тем, чтобы всё в нём было исправно. И Дом как будто бы встрепенулся. Но ему всё равно чего-то не хватало… Как вы думаете, чего не хватало Дому? Я думаю так: детского смеха, детских игр, детских улыбок… Когда, наконец, в Доме появились дети: мальчишки и девчонки, то он очень обрадовался. Он подмигивал Солнцу, и от этого в Доме становилось светлее и теплее. И однажды Солнышко увидело, как Дом, наконец, улыбнулся. Озорно. Широко. Обворожительно. От искренней улыбки Дома всё улыбалось вокруг. Ведь дети — это счастье. Это мир. Это миллион улыбок… |
|
Схема составления конспекта занятия
Важно чётко сформулировать цели и задачи занятия по аппликации. Для выполнения поделки «Дом», в качестве целеполагающих образовательных направлений можно выделить:
- продолжение работы над закреплением знаний о простейших геометрических фигурах, а также первые шаги по преобразованию их друг в друга;
- создание условий для обучения малышей видеть трёхмерный образ за картинкой или устным рассказом;
- развитие умения воссоздавать образное представление конкретного объекта в уменьшенном масштабе;
- воспитание чувства пропорции и эстетического вкуса.
Задачи занятия:
- обучение складывать целое изображение из частей-геометрических фигур;
- закрепление умений разрезать бумагу на полоски по прямой;
- продолжение работы над аккуратным срезанием углов;
- повторение правил наклеивания деталей на основу;
- воспитание чувства меры при работе с разными материалами в рамках одной аппликации.
Чтобы дети с удовольствием выполняли аппликацию, воспитатель должен тщательно распланировать каждую минуту занятия. Примерный хронометраж можно представить так:
- Введение (реализация мотивирующего компонента — 5–7 минут).
- Основная часть (работа над аппликацией — около 18 минут с учётом перерыва на пальчиковую гимнастику и физкультминутку).
- Подведение итогов (5–6 минут на самооценку работы и похвалу от воспитателя).
Первый и последний этапы даны в интервале, чтобы в зависимости от уровня подготовки детей, воспитатель смог правильно скомбинировать другие виды деятельности. Так, для малышей со слабыми способностями на мотивацию нужно отдать больше времени, чем на подведение итогов, а для деток, которые включаются в работу моментально, наоборот, заключительный этап является самым важным во всём занятии.
Пример конспекта занятия для средней группы: Панчёхина Светлана «Большой дом» – таблица
Ход занятия |
|
Итоговые вопросы |
|
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-aplikaci-na-temu-bolshoi-dom.html |
Примеры работы над аппликациями на тему «Большой дом» в средней группе
Если придумать оригинальный фон и материал, то даже простая накладная аппликация, с которой малыши знакомы с младшей группы, превратится в новое и интересное задание.
«Дом, в котором я живу»
Эта аппликация — пример классической накладной поделки.
Инструкция:
- Большой оранжевый прямоугольник приклеиваем на основу.
- Складываем лист белой бумаги в 8 раз и, вырезав 8 небольших прямоугольников, наклеиваем их на нужную область оранжевого прямоугольника.
- Из листа зелёного цвета делаем два прямоугольника: узкий и широкий.
- От широкого отрезаем углы на длинной стороне.
- Приклеиваем над основанием для дома.
- Прямоугольник чуть длиннее (дверь дома) приклеиваем внизу в центре.
«Многоэтажные здания»
Для этой аппликации воспитатель готовит заготовки снежинок и ствола дерева.
Инструкция:
- Дети вырезают 2 прямоугольника-дома и располагают их вертикально с двух сторон при горизонтальной ориентации листа-основы.
- Малыши делают заготовки-квадраты (прямоугольники) для окон и приклеивают их на «дома».
- Разрезав 2 ватных диска пополам, делают заснеженную крышу и сугроб у дома.
- Клеят 3 ватных диска, расположив 1 вверху, а 2 слева и справа.
- Приклеивают заготовку дерева.
- Разрезают ещё несколько ватных дисков и оформляют ими сугробы на переднем плане. Для развития моторики можно задание усложнить, попросив ребят расслоить один кусочек на два.
- В завершение капают хаотично клей и приклеивают снежинки.
«Самый лучший дом»
В этой аппликации основная задача — научиться приклеивать детали ровно. Поэтому воспитатель сам нарезает заготовки из ткани.
Инструкция:
- Дети получают 4 прямоугольника (2 синих для окон, 1 оранжевый для дома, 1 голубой для дымохода) и 1 треугольник жёлтого цвета.
- Малыши располагают оранжевый прямоугольник по центру листа-основы.
- На нём размещают 2 окна.
- Приклеивают крышу.
- Располагают дымоход.
- В качестве усложняющего элемента (если детям это по силам и есть время) малыши могут из пластилина добавить снежную окантовку крыши.
«Наша улица»
Это коллективная аппликация. Но дети не работают над её элементами в группе, а объединяют уже готовые поделки в одну. Так мы получаем нашу собственную модель улицы, которой можно придумать название (например, как называется группа — «Ягодная улица» или «Вишнёвая»).
Инструкция:
- Малыши получают по заготовленному прямоугольнику из белой бумаги.
- Затем из листа цветной бумаги САМИ вырезают квадраты. Сложность заключается в том, что у карапузов есть только пунктирные контуры деталей. Так они учатся вырезать без опоры на проведённые линии.
- Дети располагают окна на домах.
- По желанию малыши могут вырезать и крышу своему дому. Она может быть и прямоугольной, и треугольной.
- Каждый приклеивает свой дом на общей подложке. Важно: воспитатель указывает каждому место расположения, иначе улица превратится в хаос.
«Дом для друзей»
Предварительно воспитатель распечатывает картинку с человечком — символом друга.
Инструкция:
- Дети получают листы с нарисованными контурами геометрических фигур (квадрат, 2 прямоугольника разного размера, треугольник и 3 овала).
- Воспитатель и малыши определяют, какая фигура какой части дома соответствует. Воспитатель подсказывает, что овалы — это воздушные шары — символ дружбы и радости. Если овалы сделать голубого цвета, они могут «сыграть роль» облаков.
- Малыши располагают слева большой прямоугольник, направив его вертикально.
- Затем приклеивают окно, палисадник внизу и крышу наверху. Эта поделка может использоваться и в старшей группе, и треугольник разрезается пополам — так дети получают представление о ещё одной геометрической фигуре — трапеции.
- Приклеиваем облака (или воздушные шарики).
- Если остаётся время, можно тёмно-зелёным карандашом прорисовать травку на палисаднике.
Фотогалерея: готовые аппликации на тему: «Дом»
Фотогалерея: варианты шаблонов для работы
Видео: объяснение накладной аппликации из бумаги «Домик»
На занятии по аппликации на тему «Дом» дети закрепляют знания о простых геометрических фигурах и тренируются делать симметричные детали из заготовок. В средней возрастной группе поделки имеют более разнообразную композицию, и воспитатель должен тщательно продумать, какие элементы малыши способны изготовить сами, а какие подготовит заранее. И руководствоваться нужно не только тем, какой общий уровень развития у детей в группе, но и выбранной техникой выполнения аппликации.