Система современного дошкольного образования особое внимание уделяет реализации задач, которые сформулированы в образовательной области «Художественное творчество», а именно составной его частью — изобразительное искусство. Но часто традиционных способов и средств для этого вида деятельности оказывается недостаточно, чтобы малыш смог в полной мере проявить свою фантазию. Тогда в дело вступают нетрадиционные техники, например, ниткография. Рассмотрим все нюансы этого вида творчества, а также методические особенности проведения занятия рисунком с помощью ниток в старшей группе.
Содержание
Что это такое
Ниткография (сочетание слов «нитка» и «grafo» – пишу, то есть «пишу ниткой» или «рисую ниткой») – это создание картин с помощью ниток.
Основной целью художественно-эстетического образования дошкольников является пробуждение интереса у детей к изобразительной деятельности. Что касается целей использования нетрадиционных техник рисования, в частности, ниткографии в старшей группе, то к ним можно отнести
- формирование умения подбирать цветовую палитру для раскрытия смысла сюжета рисунка;
- развивать способность видеть цельный образ по отдельным его элементам;
- совершенствовать мелкую моторику;
- воспитывать положительное восприятие процесса творчества.
Виды и приёмы ниткографии, применяемые в детском саду
Есть 4 разновидности изобразительной деятельности с использованием ниток.
Вариант №1 — собственно ниткография
Разновидность техники, с которой начинается знакомство малышей с изобразительными возможностями ниток. Обычно это происходит в средней группе.
Что нужно:
- шерстяные нитки (чем более ворсистой она будет, тем замысловатее получится изображение);
- краска (гуашь или акварель);
- 2 листа плотной бумаги (акварельные листы подходят идеально, но можно и обычные).
Инструкция:
- Берём шерстяную нитку длиной 40–60 см.
- Окунаем её в краску (гуашь удобнее использовать, чем акварель), оставляя чистый хвостик.
- Выкладываем на листе бумаги (лучше брать плотные).
- Прикладываем чистый лист, прижимаем.
- Не открывая верхний лист, за хвостик водим нить влево-вправо.
- Снимаем верхний лист, убираем нить.
- Дорисовываем узоры, которые оставила нитка, придумывая образы.
Это интересно. Лист основы можно сложить пополам и накрывать нить половинкой, тогда рисунок получится симметричным.
Постепенно технику можно усложнять несколькими нитями, окрашенными в разные цвета.
Видео: как работать в технике ниткография
Вариант № 2 — ниткопись
В этом случае необходимы нити разных цветов, фактур, клей (ПВА или силикатный) и лист для основы.
Это интересно. Ниткопись можно выполнять на ткани, тогда нитки просто выкладываются на основу. Клей использовать не нужно. Только вот картинки получатся временные — пока ниточки не осыпятся.
Инструкция:
- На листе рисуем контур сюжета картинки (можно свой, а можно взять шаблон обычной раскраски).
- Наносим клей по контуру.
- Пока он не застыл, выкладываем нить и слегка прижимаем, чтобы она приклеилась.
- Теперь по элементам заполняем рисунок нитками подходящих цветов.
Технику можно усложнять способом выкладывания ниток:
- по спирали;
- по кругу;
- ровными линиями;
- зигзагообразными линиями и т.д.
Видео: учимся рисовать нитками по ткани
Вариант №3 — аппликация нитками
Как разновидность ниткописи вместо цельных ниток используются кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка. Такой способ считается более удобным в работе с детками помладше. К тому же он не требует много времени на выполнение задания.
Это интересно. Знакомство с ниткописью цельной ниткой обычно происходит в старшей группе, в то время как освоение техники из кусочков применяется в средней, а иногда и во второй младшей (только в качестве 1–2 дополнительных элемента композиции).
Вариант №4 — изонить
Эта техника ниткографии применяется не во всех детских садах в виду того, что малышам приходится работать с острыми предметами. Обычно изонить — прерогатива дошкольных учреждений с художественно-эстетической направленностью. Освоение этого вида техники ниткографии начинается в старшей группе.
Что нужно:
- нитки;
- кнопки в виде гвоздиков;
- дощечка;
- рисунок на бумаге;
- ножницы.
Инструкция:
- На дощечки прикладываем рисунок (можно из раскраски).
- По контурам всех элементов вставляем кнопки-гвоздики или булавки.
- Аккуратно, чтобы не вытащить гвоздики, вынимаем бумажный образец.
- Обматываем гвоздики нитками, делая по два оборота вокруг каждого, хорошо натягиваем ниточки.
Это интересно. Как более простой вариант, по контуру рисунка прокалываются дырочки, в которые малыши пропускают ниточки с помощью иголки.
Схема составления конспекта занятия для старшей группы
Удачный план занятия — это залог успешной деятельности малышей. Начинать работу над конспектом нужно с описания целей и задач урока. Кроме общих целей использования данной техники в старшей группе можно выделить
- систематизацию знаний о получении оттенков путём смешения красок;
- воспитание терпимого отношения к процессу творчества.
Задачи формулируются на основании темы занятия. В целом же «скелет» выглядит так:
- развивать память, мышление, креативность;
- расширять представления об окружающем мире;
- работать над развитием фантазии.
После того, как обозначены цели и задачи, необходимо чётко распределить время между всеми этапами работы над темой.
Занятие в детском саду длится 30 минут. За этот промежуток воспитатель должен отработать с малышами 3 этапа.
- Введение (около 5 минут). Включает мотивационные приёмы: чтение сказок, показ отрывка инсценировки, разучивание песен/стихотворений и пр. в зависимости от темы занятия.
- Основная часть (около 20 минут) – работа над рисунком, физкультминутка и пальчиковая гимнастика.
- Заключение (около 5 минут). Предполагает одобрение взрослым результатов работы малышей, а также рефлексию детей, можно в форме ответов на вопросы: «Тебе понравилось рисовать ниточками?», «Ты думаешь, твой рисунок удался?», «Чья картинка тебе нравится больше других?» и пр.
Пример конспекта
Муравлёва Дарья «Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему «Цветы для мамы» (техника «Ниткография»)» (фрагмент)
<…Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Хотите попробовать и научиться? Он называется “ниткография”. (Показывается прием рисования) – Берём нитку, а теперь круговыми движениями от центра по спирали выкладываем нить на лист бумаги. Теперь нитку нужно окунуть в выбранную краску, держась за конец нитки аккуратно помогая кисточкой, сворачиваем нить на листок по спирали , как это делали сухой ниткой. Конец сухой нити направляем вниз, держа ее в правой руке, а ладошкой левой руки, слегка придавливая, медленно вытягиваем нить из -под ладошки. Происходит волшебство! Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши краски, но не все, а лишь те из них, которые подходят для вашего необычного цветка. – Пробуйте, и посмотрим, получится ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу) В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения, а пока они подсыхают, самим превратиться в цветы и немножко поиграть…> |
Перспективный план по ниткографии и ниткописи
Перспективный план по нетрадиционным техникам рисования помогает организовать работу детей, скомбинировав тематику занятия с подходящей техникой для её изображения. Форма составления плана является стандартной. Обычно указывается
- месяц работы;
- темы занятий и техники выполнения рисунка;
- цели использования методики;
- источники, где подробно описан ход работы над данной техникой.
Отдельно выделяется графа для примечаний, в которой воспитатель делает пометки, касающиеся работы с конкретной группой.
Поскольку при работе в технике ниткографии сюжет рисунка выявляется уже после того, как изображение получено, то и методику сложно встроить в общую тематику занятий. В средней группе ниткография и ниткопись применяютя на тех занятиях, в которых в графе «техника» стоит пометка «различные». Как правило, это темы, связанные с природными явлениями (дождь, снег), созданием узоров, например, для вазы и пр.
В старшей группе нетрадиционной технике с нитками обычно посвящены занятия на свободную тему или уроки, посвященные разговорам о мечтах, фантазиях, другими словами, абстрактные темы.
Елизарова Ольга «Перспективное планирование по рисованию (старшая группа)» (фрагмент)
<…МАЙ «Страна цветных снов». Цель: закреплять умение использовать нетрадиционные техники – рисование «нитками»…> |
Что касается ниткописи, то её используют в тех темах, где возможно применение готовых шаблонов для раскрашивания или абстрактных рисунков.
Алексеева Надежда «Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в старшей группе» (фрагмент)
Рисование цветными ниточками
Цель: познакомить детей с техникой рисования цветными нитками, развивать фантазию и воображение, воспитывать аккуратность. |
Этапы работы над рисунком в технике ниткографии
«Козлик»
Необычность этого рисунка в том, что дети заранее получают задание: им необходимо нарисовать дымковскую игрушку — козлика.
Инструкция:
- «Рассмотрите внимательно дымковского козлика, определите, в какую сторону нить нужно поворачивать за верхний хвостик, а в какую за нижний (верх — вправо, низ — влево)».
- «Отрезаем нить около 40 см».
- «В тарелочку наливаем немного гуаши, разводим её водой».
- «Окунаем ниточку, держа её за верхний и нижний хвостики».
- «Прикладываем нить на лист, расположенный горизонтально перед вами».
- «Накрываем чистым листом и, придерживая его левой рукой, правой водим верхний хвостик нити вправо, а затем левый хвостик — влево».
- «Снимаем верхний лист».
- «Карандашом чёрного цвета дорисовываем контуры козлика, очертания мордочки, носик, рот».
- «Обводим контуры коричневым карандашом».
Это интересно. Приведённый пример можно прорабатывать с детьми, которые уже хорошо знакомы с техникой выполнения рисунков ниткографией, так как по заданию дети рисуют сюжет как бы «вслепую». Более лёгкие варианты — создание цветов, бабочек и пр., то есть тех сюжетов, которые придумываются на основе готовых узоров, сделанными нитками случайно.
Фотогалерея рисунков в технике ниткографии
Этапы работы над рисунком в технике ниткописи
Приведём пример работы в технике ниткописи с применением цельной нити и кусочков.
«Цветы»
Инструкция:
- «Располагаем лист бумаги зелёного цвета вертикально, клеем делаем «дорожку» для стебля цветка».
- «Берём нитку зелёного цвета и выкладываем ею стебель».
- «Делаем клеем большие капли и выкладываем на них листья, располагая нитки по кругу, как бы заматывая клубок».
- «Снова делаем большие капли клея, распределяя его равномерно по всей области бутона будущего цветка».
- «Заполняем элемент кусочками ниток, выкладывая сначала один слой, а затем второй в другом направлении».
- «Добавляем пару зелёных ниточек для чашечки цветка».
Фотогалерея рисунков цельной ниткой
Фотогалерея рисунков кусочками ниток
Ниткография, а также её разновидность ниткопись относятся к нетрадиционным техникам рисования, которые помогают малышам более полно выразить себя, показать свою индивидуальность. Главная ценность этой техники в том, что для её освоения вовсе не нужно обладать талантом художника, достаточно усидчивости, внимательности и аккуратности. Такая доступность позволяет включать ниткографию в перспективное планирование работы старшей группы детского сада любого типа: от обычных до учреждений, работающих с детьми с особыми потребностями.