Что вы делаете, когда испытываете беспокойство? Или тревогу? А пробовали применить арт-терапию? Говорят, очень помогает. Одним из видов такой психологической разрядки является монотипия. Причём применяется эта техника уже с детского сада. Конечно, не для снятия стресса (разве что воспитателем), а для развития творческого потенциала карапузов. Рассмотрим тонкости составления занятия по монотипии в детском образовательном учреждении.
Содержание
В чём суть техники оттиска
В переводе с греческого монотипия обозначает рисунок одного отпечатка. На поверхность (гладкую, шершавую) наносится изображение, затем к картинке прикладывается лист бумаги, прижимается, аккуратно отделяется — рисунок в технике монотипии готов.
Монотипия зародилась случайно, и её распространению в России мы обязаны художнице начала ХХ века Елизавете Кругликовой, которая пролила краску на печатную доску, приложила бумагу, чтобы вытереть пятно, а когда подняла лист, то увидела интересный образ. Впоследствии она неоднократно пользовалась этим приёмом для создания своих картин.
В детском саду монотипия начинает применяться в работе с детьми 4–5 лет, то есть в средней группе. В этом возрасте ребята уже могут дополнять рисунки собственными образами, а не только повторять действия воспитателя. Полученные с помощью оттиска изображения можно оставлять в том виде, в котором они получились, а можно дорисовывать отдельные детали для более отчётливой картинки. Монотипия полезна для:
- развития воображения;
- расширения представлений об окружающем мире;
- развития творческих способностей и фантазии;
- воспитания самостоятельности в работе.
Особенности подготовительного этапа
От тщательности подготовки занятия воспитателем зависит реализация поставленных задач. Так что этапу планирования нужно уделить достаточно времени и усилий.
Краски и основа
Для монотипии можно использовать гуашь и акварель. Что касается последней, то её не стоит слишком сильно разводить водой, иначе изображение получится нечёткое. Акварель обладает неоспоримым преимуществом — она легко смывается, если, например, отпечаток немного расплылся. А вот из гуаши получаются очень красивые разводы.
В некоторых детских садах на занятиях изобразительным искусством используются акриловые краски. Но для монотипии они очень неудобны, так как быстро сохнут и практически не смываются.
Профессионалы используют для создания картин в технике монотипии масляные краски, но детям с ними работать сложно.
В качестве основы для рисунка (то есть самой «печатки») можно использовать:
- плотные листы бумаги (например, плотности ватмана);
- толстую глянцевую бумагу;
- плёнку (ввиду сложности работы с этим видом материала, он используется редко и только на занятиях с детьми постарше);
- пластмассовую доску;
- стекло;
- кафельную плитку.
Приёмы монотипии
Начало знакомства с техникой происходит с обучения создавать предметные изображения. Это значит, что лист бумаги складывается пополам, на одной части рисуем половину изображения и, пока оно не высохло, накрываем второй частью листа. Так получаются симметричные рисунки.
С детьми постарше можно применять пейзажную монотипию: на одной половине листа (или гладкой поверхности) рисуем пейзаж, совмещаем со второй частью и получаем цельный образ. Таким способом удобно рисовать, например, отражение леса в воде.
Следующий вариант создания оттиска на бумаге требует определённых навыков в работе. Нам потребуется пластмассовая доска. На неё наносится тёмная краска, затем ватной палочкой рисуется сюжет и прикладывается лист бумаги — получается отпечаток, похожий на рисунок, выполненный свечой.
Если для картинки используются светлые тона краски, то на доске рисуется образ красками потемнее, и используется кисточка, а не ватная палочка.
Ещё один необычный способ получить оттиск — смять лист бумаги и развернуть перед тем, как наносить на него краску. Так отпечаток получится более фактурным.
Видео: нетрадиционный вариант монотипии с нанесением красок на воду
Как можно дорисовывать картинку
Дополнить полученную картинку можно двумя способами:
- поэтапно добавляя элементы и совмещая поверхности для получения оттиска;
- дорисовывая уже готовую картинку.
Для создания ярких рисунков часто оттиск дорисовывается карандашами, восковыми мелками или даже фломастерами. Это позволяет сделать необходимые акценты в изображении. Кроме дополнения композиции обведением, можно использовать:
- раскрашивание (заполняя цветом отдельные детали рисунка);
- дорисовку (на готовый рисунок наносятся какие-то элементы, например, зверушки в лесу).
Схема составления и пример конспекта занятия
Чтобы создать на занятии ситуацию успеха, когда каждый малыш чувствует себя причастным к общему делу, получает удовольствие от работы, педагогу нужно очень подробно разработать конспект урока.
Задачи занятия по рисованию с применением монотипии:
- продолжение знакомства с монотипией;
- воспитание любви к природе;
- развитие воображения;
- прививание чувства коллективизма и взаимопомощи.
Не менее важно и рационально распределить время, отведённое на каждый из этапов работы над темой. Традиционно это три стадии освещения темы:
- Вводная часть (до 5 минут). На этом этапе воспитатель использует разные приёмы для того, чтобы правильно мотивировать ребят на работу (чтение книг, декламация стихотворений, ролевые игры, инсценировки из изученных сказок и пр.).
- Основная часть (до 20 минут). Этап, включающий работу над рисунком, а также «перерыв» на физкультминутку и пальчиковую гимнастику. Физкультминутка может быть заменена артикуляционной гимнастикой, особенно если до рисования у малышей были спортивные игры или прогулка.
- Заключительный этап (до 5 минут). Это время отводится на похвалу малышей за работу, создание выставки готовых работ и рефлексию детей (в форме ответов на вопросы, например, «Понравилось ли мне занятие?», «Доволен ли я своей работой?», «Чей рисунок мне кажется самым удачным? Почему» и т.д.).
Поскольку монотипия не требует слишком много времени, основную часть можно урезать в пользу вводного и заключительного этапов. Но не более, чем на 6–7 минут.
Фрагмент конспекта по рисованию в средней группе «Волшебные бабочки», автор Юлия Голомазова
Ниже приведён фрагмент конспекта, который может быть использован в подготовке занятия с детьми в детском саду.
- Воспитатель достаёт из конверта картинки с изображением бабочек и
размещает их на мольберте. Дети рассматривают их, выявляют сходства и отличия по цветам, форме, размеру, придумывают названия бабочкам. Воспитатель: «Я сейчас взмахну волшебной палочкой, и вы тоже превратитесь в бабочек и немного полетаете.» - Физминутка: Спал цветок и вдруг проснулся,
(туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел,
(туловище вперёд, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел,
(руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся.
(покружиться) - Воспитатель: «Бабочки отдохнули и им пора возвращаться обратно. Я
взмахну волшебной палочкой, и вы снова превратитесь в детей. Ребята, а давайте попробуем с вами нарисовать сегодня бабочек! Но у нас будут не простые бабочки, а волшебные! - Дети наносят краски по желанию на одну половину листов бумаги. Воспитатель: «Добавляйте больше воды, она нужна нам для того, чтобы наше чудо получилось.»
- -Хорошо, молодцы. А теперь согнём лист пополам и аккуратно погладим его ладошкой, разверните. Что же произошло? Рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа, благодаря чему Бабочка расправила
крылья и вот-вот взлетит!
Примеры выполнения работ в технике монотипии в детском саду
Ниже приводятся несколько инструкций работ в технике монотипии.
«Бабочка»
Инструкция:
- Ребята, согните лист пополам, расположив его горизонтально.
- Мы будем рисовать на левой половинке листа. Итак, ближе к середине делаем толстую линию голубой краской.
- От этой линии располагаем пятна красного, оранжевого, жёлтого тонов, делая их как бы в форме крыла бабочки.
- Складываем лист по сгибу и проглаживаем рукой.
- Разворачиваем рисунок, дорисовываем усики.
Видео: бабочки в технике монотипии
«Зима»
Для этого рисунка потребуется лист-основа (или плитка) и ватная палочка.
Инструкция:
- Разводим синюю гуашь водой, обмакиваем кисть.
- На плитку наносим мазки краской, стараясь делать их как можно гуще.
- Ватной палочкой делаем хаотичные линии, вытирая краску.
- Прикладываем лист бумаги и прижимаем его к основе.
- Аккуратно снимаем лист. Рисунок готов.
«Летний день» (пейзажная монотипия)
Этот пример монотипии показывает, как создать отражение в воде.
Инструкция:
- Складываем лист пополам по вертикали.
- Рисуем в верхней части. Слева обозначаем ствол дерева, дорисовываем листочки.
- На заднем плане делаем штрихи зелёной краской — лес.
- Справа вверху рисуем горизонтальные штрихи-облака.
- Складываем лист по сгибу, прижимаем.
- Медленно снимаем верхний край. Картинка готова.
Фотогалерея: рисунки в технике монотипии
Монотипия — это быстрый способ получить красивый и необычный рисунок. С помощью этой техники рисования даже те дети, чьи изобразительные способности далеки от оценки «хорошо», смогут проявить свои таланты в создании художественных шедевров. Двух одинаковых рисунков, какой бы способ монотипии вы ни выбрали, быть не может, так что малыши учатся создавать уникальные арт-объекты. К тому же занятия в этой технике успокаивают, настраивают на позитивный лад.