Нет такого ребёнка, который бы не увлекался рисованием хоть изредка. Да и животных любят все ребятишки. Если объединить эти два предпочтения в одном занятии — высокая заинтересованность детворы обеспечена. Занятия по рисованию диких и домашних животных в подготовительной группе детсада направлены не только на обучение детей навыкам и техническим приёмам изображения объекта живой природы, передаче динамики, характерных особенностей формы, пропорций и так далее. Главное предназначение таких занятий — воспитание в маленьких людях доброты и заботливого отношения к живым существам и природе в целом, без которых невозможно становление полноценного человека.
Содержание
Техники и приёмы рисования, которые применяются на занятиях по теме «Дикие и домашние животные» в подготовительной группе
Занятие рисованием способствует формированию эстетического восприятия мира, стимулирует развитие творческих способностей, мелкой моторики, воображения и фантазии, художественного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка. Изобразительная деятельность расширяет знания о свойствах предметного мира, развивает абстрактное и пространственное мышление.
На занятиях по рисованию старшие дошкольники продолжают знакомиться с классическими и альтернативными изобразительными техниками, приобретают начальные представления о правилах композиции, развивают ручную умелость, а также внимание и наблюдательность. Всё это в полной мере относится и к рисованию животных.
Виды рисования:
- предметное — изображение какого-либо образа животного, например, лисички, ёжика, белочки и т. д.
- сюжетная композиция — изобразительная форма повествования о каких-то событиях с участием нескольких персонажей («Животные в зимнем лесу», «Зоопарк», «Наша ферма» и т. д.).
Задачи обучения детей рисованию животных
- Познакомить детей с пошаговой последовательностью создания изображения животного, а также с обобщённым способом прорисовки силуэта.
- Учить замечать отличительные внешние особенности животных и отображать в художественном образе, уметь самостоятельно анализировать общую форму и отдельные части объекта.
- Изучать приёмы выразительной передачи динамической позы животного (поворот туловища, шаг, наклон, бег).
- Развивать навыки прорисовки мелких деталей в образе животного (глазки, носик, ушки, лапки), совершенствовать способы передачи настроения и эмоционального состояния животного.
- Развивать умение грамотно составлять композицию рисунка, рисовать землю и небо широкой полосой, заполнять весь лист, располагая близкие объекты в нижней части листа, а удалённые — в верхней, но без изменения величины (перспективу дети изучают в школе).
- Учить рисовать набросок простым карандашом перед рисованием красками.
- Учить рисовать туловище животного овальной формы с плавным переходом от более широкой (грудь) к более узкой задней части.
- Развивать чувство цвета, изучать способы смешивания чистых цветов для получения нужного оттенка и учить самостоятельно находить оптимальные варианты цветопередачи окраса животных.
- Расширять диапазон материалов для рисования (в подготовительной группе детей знакомят с углём и сангиной).
Классические техники рисования
- Рисование простым карандашом.
- Рисование цветными карандашами.
- Рисование восковыми мелками.
- Рисование фломастерами.
- Рисование углём.
- Рисование сангиной.
- Комбинированный способ (цветные карандаши и акварель, фломастеры или восковые мелки).
- Рисование кистью с использованием гуаши — отличительным свойством этого материала является непрозрачность, что позволяет перекрывать слои новым цветом.
- Рисование кистью с использованием акварельных красок.
Для творческих занятий с дошкольниками используется обычная и медовая акварель. Основная проблема, с которой сталкиваются воспитатели в процессе работы с акварелью в том, что дети набирают слишком много краски, отчего получается слишком густой красочный слой и рисунок теряет лёгкость, воздушность, прозрачность. Детей необходимо обучать навыкам регулирования набора краски, подбора цветов, мягкой передаче оттенков благодаря смешиванию основных цветов.
Фотогалерея: классические техники рисования животных (белка, заяц, ёж, дельфин и другие)
Нетрадиционные техники рисования предполагают использование самых разнообразных материалов для создания изображений: ниток, природного материала, мятой бумаги, пробок, половинок яблок и груш. В дело идёт всё, что оставляет оттиск на бумаге и способствует дополнению образа животного.
Фотогалерея: нетрадиционные техники рисования
Приёмы рисования в подготовительной группе
В подготовительной группе больше рисуют карандашами, мелками и фломастерами, поскольку окрепшая мускулатура и более развитая моторика кисти руки позволяет использовать эти материалы более активно. Ребята развивают технические приёмы штриховки и растушёвки.
Основные элементы рисунка:
- Линия — основной способ для создания наброска, созданию которого обучают шестилетних детей. Линия может быть разной длины и ритма и помогает изобразить контур, передавая характер формы объекта, его размер, динамику и пропорции.
- Штриховка — довольно простой, но выразительный и эффективный способ передачи характера персонажа (лёгкость, тяжесть, гибкость, пластичность и т. д.) и фактуры предмета. Рисование штрихом помогает не только раскрыть образ предмета, но и развить мелкую моторику, что очень важно для решения задачи подготовки к письму. Виды штриховки:
- хаотичная — штрихи плотно наносятся в свободном направлении, затем доводятся до образа дополнительной прорисовкой внешних контуров;
- вертикальная — штрихи ложатся в вертикальном направлении, плотно прижимаясь друг к другу; используя карандаши разного цвета, можно добиваться эффекта плавного перехода разнообразных оттенков;
- диагональная — чаще всего применяется в пейзажной тематике для изображения, например, дождя или силуэтов гор;
- горизонтальная — довольно сложный технический приём, поскольку требует от ребёнка менять привычное положение руки в процессе рисования;
- формообразующая — самый трудный способ, требующий изображения формы предмета, например, облака или кроны дерева.
- Растушёвка помогает добиться разной степени насыщенности цвета в зависимости от степени нажима карандаша. Детям следует пояснить, что прорисовка контура и деталей требует более сильного нажима, чем закрашивание изображения предмета или фона.
- Точка, ритмический мазок, примакивание кистью в гуашевой и акварельной живописи, освоенные в более раннем возрасте.
Занятия по рисованию в рамках темы «Домашние и дикие животные»
Тема «Животные» довольно сложная и объёмная, поэтому целесообразно процесс её изучения разделить на несколько занятий, которые будут равномерно распределены на протяжении всего учебного года.
Тематические блоки
- «Лесные обитатели» — одной из самых популярных является тематическая серия рисунков «Как зимуют животные». Каждый зверёк рассказывает, как он готовится к зиме: меняет окрас шубки, делает заготовки (грибы, орешки, шишки), готовит жилище (дупло, берлогу, нору) и т. д.
- «Домашние животные» — поможет сформировать доброе отношение к домашним животным, закрепит представления об особенностях их внешнего вида, научит грамотно передавать в рисунке форму тела, величину и позу фигуры животного.
- «Животные южных стран» — пополнит кругозор новыми знаниями об экзотических животных, пробудит интерес к животным и желание изображать их, используя различные материалы и технические приёмы.
- «Животный мир севера» — расширит представления детей о животных севера, особенностях среды обитания и образа жизни.
Фотогалерея: работы детей по разным тематическим блокам (животные жарких стран, северные, наших лесов)
Сложные большие композиции, которые основаны на развёрнутом сюжете и включают много разнообразных элементов, как правило, создаются коллективно. Подготовительный этап, во время которого закрашивается фон, рисуются отдельные детали или фигурки, проводится в небольших подгруппах по 3–4 человека, а затем дети вместе составляют сюжетную картинку на ватмане, приклеивая подготовленные ими силуэты, попутно развивая способности пространственного мышления, а также навыки согласованных действий. При создании коллективного рисунка дети ориентируются на заданное условие или замысел, а сам процесс коллективной работы развивает навыки взаимопонимания и товарищества.
Важно уделить пристальное внимание проблеме обучения детей пониманию и соблюдению правильной последовательности работы по созданию сюжетной композиции или коллажа. Воспитатель должен пояснить, что сначала нужно подготовить фоновый рисунок, закрашивая всё пространство ватмана, затем нарисовать объекты второго плана (деревья, солнышко, облака, дома, цветы, грибы и т. д.) и только потом прорисовать или разместить заранее подготовленные и вырезанные силуэты животных на основе.
Фотогалерея: коллективные работы дошкольников
Мотивирующие приёмы работы с детьми
В процессе занятия необходимо подключить игровые моменты, стимулирующие любознательность, вызывающие положительную эмоциональную реакцию и активность.
Мотивирующими приёмами могут стать появление игрушечного персонажа, опора на известный сказочный сюжет, демонстрация картинок, музыкальная пауза, сюрпризный момент, знакомство с новыми знаниями, личный артистизм воспитателя. Важно развивать умение концентрировать внимание и видеть предмет, производить его чувственный (осязание и зрение) анализ. Занятие будет интересным, если воспитатель продумает игровую линию сценария, взяв за основу один из популярных сказочных сюжетов.
Таблица: примеры вопросов, игр, динамической гимнастики для занятия на тему «Дикие и домашние животные»
Автор и тема НОД | Содержание фрагмента конспекта |
Ваганова О. Г. «Лесные жители» | Игровой момент
Дети вместе с воспитателем идут по воображаемой тропинке со словами:
Воспитатель: Ребята, вот мы и в лесу. В этом лесу много деревьев и кустов, но совсем не видно животных. Ребята посмотрите, что это? Под ёлкой лежит конверт (ответы детей). А в конверте загадка, послушайте:
Воспитатель достаёт из конверта и показывает иллюстрацию с лисой.
Воспитатель достаёт из конверта иллюстрацию с зайцем.
Воспитатель: Ребята, а какой медведь? (ответы детей). Конечно, у медведя лапы сильные, большие, но маленькие круглые уши. Тело крупное, мощное.
|
Левочкина Т. П. «Рисование белых медведей» | Беседа воспитателя с детьми:
|
Чеснокова О. А. «Путешествие в дальние страны» | Дидактическая игра «Добавь словечко» Педагог называет определение, дети угадывают, что это за зверь.
|
Схема и конспект занятия
В подготовительной группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение одного занятия по рисованию в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 25–30 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.
Схема занятия:
- Организационная часть (5 минут). Информационно-ознакомительный этап предполагает пробуждение у детей интереса к изображаемому предмету, изучение его формы, цвета и составных частей.
- Практическая часть — воспитатель поясняет последовательность рисования частей объекта, опираясь на поэтапную схему создания изображения (5 минут). Шестилетним детям предоставляется больше свободы в процессе рисования, образец используется, как правило, только в декоративном рисовании. Демонстрация картины или образца, подготовленного воспитателем, не должны использоваться для срисовывания, а только для формирования правильного понимания задания или его уточнения. Работа производится с натуры или на основе жизненного опыта и наблюдения, основные приёмы уже освоены, поэтому не требуют дополнительного показа, за исключением первичного использования нового материала, например, сангины.
- Самостоятельная работа детей (20–25 минут).
- Заключительная часть — производится сравнивание детских изображений с предметом, оценивается степень схожести оригинала и художественной копии (3 минуты).
Фотогалерея: схемы рисования животных (лошадь, кошка, собака, овечка, лиса и другие)
Таблица: конспект НОД на тему «Домашнее животное корова» (автор Мальцева И. А.)
Этап НОД | Содержание этапа |
Цель и задачи | Закрепить и расширить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего вида. Учить рисовать корову, продолжать развивать умение продумывать композиционное построение изображения, продолжать учить смешивать краски, развивать воображение, память. Поощрять инициативу и самостоятельность детей при внесении в работу тематических дополнений |
Организационная часть | Педагог. У людей есть верные друзья и помощники — домашние животные. Закройте глаза. Прислушайтесь. Что вы услышали? Звучит аудиозапись «Голоса домашних животных» или педагог имитирует голоса животных. 1-й ребёнок. Я услышал, как собака лает. 2-й ребёнок. Я услышал, как кошка мяукает. 3-й ребёнок. Как корова мычит. 4-й ребёнок. А я услышала, как лошадь ржёт. 5-й ребёнок. Как поросёнок хрюкает и т. д. Педагог. Верно. А почему этих животных называют домашними? Дети. Они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает. Педагог: Подскажите как называют детёныша коровы? Дети: Детёныша коровы называют телёнком. Педагог: Как вы думаете, какую пользу приносят коровы людям? Правильно, они дают нам молоко и мясо. Из молока люди научились готовить много полезных вкусных и питательных продуктов. |
Практическая часть | Педагог: сегодня мы с вами изобразим корову, гуляющую на лугу. Начнём рисовать с туловища. Оно похоже на овал. Потом рисуем круглую голову. На голове овальную мордочку. На мордочке носик и ротик. На голове есть ещё уши и рога. Чтобы наша корова увидела травку, ей нужны глаза. Теперь нашей корове нужно нарисовать ноги — на концах которых копыта. Теперь нужен хвост, чтобы наша корова отгоняла мух. Для того чтобы корова давала молоко, ей нужно вымя. Вот какая красивая корова у нас получилась! Корова пасётся на широком, зелёном лугу. Сверху на неё светит тёплое солнышко. Где-то вдалеке, в деревне, её ждёт добрая хозяйка. |
Самостоятельная работа детей | Дети рисуют животных под спокойную музыку. Педагог при необходимости проводит индивидуальную работу. |
Заключительная часть | Педагог: Теперь наши коровы все соберутся в стадо. Дети вешают свои работы на доску. Педагог просит ребёнка дать имя своей корове, рассказать какой у неё характер. |
Поэтапное описание порядка выполнения работ
Рисунок «Жираф» выполняется в комбинированной технике (рисунок простым карандашом, гуашь, печать, тычок) на цветном картоне.
«Жираф» — мастер-класс для воспитателя
Материалы: простой карандаш, гуашь, цветной картон, кисти.
Инструкция:
- Провести линию горизонта простым карандашом, разделяя лист цветного картона пополам.
- Смешать краски на палитре, зарисовать розовым цветом небо над линией горизонта.
- Нарисовать белый круг, полукруглые линии (солнце).
- Коричневую гуашь слегка разбавить водой и нарисовать неровную поверхность земли.
- Над линией горизонта нарисовать горы.
- Простым карандашом нарисовать по схеме набросок жирафа: большой овал (туловище), небольшой овал (голова), соединить оба овала линией.
- Дорисовать линии, передающие объём шеи, прорисовать плавные переходы к голове и туловищу.
- Нарисовать круги, намечающие суставы ног, провести линии ног.
- Прорисовать форму ног, соединяя контуры ног на первом плане с кругами.
- Стереть каркасные вспомогательные линии.
- Дорисовать ушки, рожки, мордочке придать более заострённую форму.
- Дополнить рисунок гривой и хвостиком.
- Приступить к закрашиванию силуэта жирафа.
- Коричневой гуашью прорисовать пятнышки (на животе и ногах ниже колен пятен нет).
- Чёрной краской прорисовать детали (глаза, грива, копыта, кончик хвоста).
- Кончиком кисти аккуратно прорисовать силуэты низкорослых деревьев.
- Небольшим куском картона (ширина два сантиметра) прямоугольной формы в технике печать, изобразить траву, обмакнув в гуашь и оставляя отпечатки коричневого и зелёного цвета.
- Аналогичным способом оформить крону деревьев.
- Готовый рисунок.
«Белочка с орешком» — мастер-класс для воспитателей (набросок простым карандашом, гуашь, печать, тычок)
Инструкция:
- Середину листа зелёного картона тонировать жёлтой гуашью с помощью поролонового тампона, используя приём примакивания.
- В нижней части листа простым карандашом нарисовать ветку.
- Нарисовать большой овал (туловище).
- Дорисовать небольшой круг (голова).
- Нарисовать лапки, круги для обозначения передних и задних лап.
- Дорисовать хвостик, затем ушки и разукрасить.
- Закрасить грудку, животик, спинку, хвостик.
- Прорисовать ветку, кончиком тонкой кисти оформить штрихами пушистую шёрстку, детали мордочки (глазки, носик).
- С помощью поролонового тампона и зелёной гуаши пропечатать крону ёлки.
- Иголки оформить с помощью картонной полоски, обмакнув в гуашь и приложив к листу.
11. Готовый рисунок.
«Ёжик делает заготовки на зиму» — нетрадиционные техники (рисунок простым карандашом, акварель по сырому, оттиск мятой бумагой, оттиск пробок)
Инструкция:
- Обвести простым карандашом шаблон изображения ёжика.
- Дорисовать глазик, рот и носик.
- Провести линию горизонта чуть ниже центра листа, закрасить фон зелёной и синей акварелью, используя технику рисунка «по сырому», предварительно смочив мокрой чистой кистью поверхность бумаги.
- Смешать чёрную и белую краску на палитре для получения серого оттенка.
- Пропитать поролон серой, синей, красной и жёлтой краской.
- Смять тонкую бумагу в комочки.
- С помощью смятого бумажного комочка создать эффект рельефной фактуры иголок.
- Аналогично оформить фон.
С помощью пробок пропечатать силуэты яблок и грибов.
- Пробками круглой формы нарисовать красные яблоки на иголках.
- Дорисовать ножки грибов, используя пробку продолговатой формы.
- Добавить шляпки.
- Закрасить серым цветом силуэт мордочки, чёрным цветом лапки, прорисовать глазик, ротик и носик.
«Лошадка» — рисунок цветными карандашами
Инструкция:
- Нарисовать прямоугольник (туловище) в центре листа.
- Над прямоугольником нарисовать треугольник (шея).
- Под прямоугольником нарисовать два узких треугольника (ноги).
- Дорисовать треугольник для хвоста.
- К треугольнику (шея) дорисовать овал (голова).
- На спине прорисовать плавную вогнутую линию.
- Прорисовать изгибы задней ноги животного, выделяя сустав и копыто.
- Закруглить контур живота.
- Рисуем переднюю ногу, сделать набросок второй передней и второй задней ног.
- Прорисовать плавные очертания груди и шеи.
- Оформляем штрихами форму головы и ушей.
- Дорисовать хвост.
- Дорисовать гриву и чёлку.
- Добавить мелкие детали (ноздри и глаз). Стереть вспомогательные линии.
- Закрасить рисунок цветными карандашами или мелками, красками.
«Слонёнок» — графический рисунок из геометрических элементов
- Нарисовать большой широкий прямоугольник (туловище), квадрат (голова), вытянутые прямоугольники (ноги и хобот), многоугольник (ухо).
- Сделать контурную прорисовку, закругляя линии спины и ног, сглаживая места соединения отдельных частей тела.
- Дорисовать детали (глаз, бивни, хвост) и сделать штриховку, имитирующую объём и формы.
Выставка детских работ «Слонёнок»
«Три медведя» — рисунок, выполненный с помощью простого карандаша, кисти и гуаши
Инструкция:
- Простым карандашом нарисовать набросок силуэтов трёх медведей, соблюдая правильные размеры фигур папы, мамы и сына (большой, поменьше, самый маленький).
- Дорисовать цветными красками одежду в стиле народного костюма (рубахи, сарафан).
- Методом тычка передать эффект пушистой шерсти.
- Тонкой кистью прорисовать детали (мордочка, глазки, носик и ротик). С помощью ватных палочек украсить одежду, методом тычка прорисовать траву.
Обучающие видео по теме «Рисование животных»
Научить детей рисовать можно и с помощью интересных видеороликов.
Видео: как нарисовать белого медведя гуашью
Видео: рисование «Усатый-полосатый» (фломастеры + восковые мелки)
Рисование диких и домашних животных нацеливает детей на передачу особенностей изображаемого объекта, развивает эстетическое чувство цвета и формы. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь воспитанникам научиться изображать животных как в статической, так и в динамической позе, соблюдая при этом пропорциональность частей тела, используя разнообразный материал и средства художественной выразительности. Кроме того, важно, чтобы дети научились самостоятельно продумывать и воплощать в рисунке сюжетные эпизоды, правильно передавая характер взаимоотношения между персонажами.