Формирование разносторонне развитой, яркой, самодостаточной, творчески активной личности — ведущая задача образования, решение которой начинается с раннего детства. Особенно важно стимулировать природную любознательность и познавательную активность дошкольника увлекательными видами художественной деятельности. Занятие в средней группе на тему «Украшение свитера» по декоративному рисованию поможет закрепить у детей представления о сезонных и гендерных отличиях одежды, сформирует умение создавать декоративные узоры для украшения одежды и использовать при этом различные элементы (полоски, колечки, точки), разовьёт у малышей чувство цвета.
Содержание
Декоративное рисование в средней группе
Декоративное рисование — создание абстрактных ритмических узоров и композиций для украшения предметов. Рисование орнаментов оказывает благотворное воздействие на развитие творческих способностей, мелкой моторики, воображения и фантазии, абстрактного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу. Знакомство с декоративным рисованием начинается именно в этой группе, в целом на обучение навыкам составления узоров отводится 8–10 занятий в год.
Задачи декоративного рисования
В рамках общей темы «Украшение одежды» можно выделить следующие общие задачи:
- освоение навыков композиционного размещения больших и маленьких геометрических элементов в ритмическом сочетании узора на силуэте свитера; силуэт обводится по трафарету, может быть разделён на полоски или предоставлять для украшения всю свою поверхность. Эта тема предлагается детям после изучения декоративного рисования на полосках и обучает использовать декоративные элементы для украшения изделия;
- обучение гармоничному сочетанию различных цветов, совершенствование цветопередачи.
- развитие умения пользования кистью, овладение более сложными техническими приёмами (лёгкий точечный мазок, нанесение мазка всей поверхностью кисти в процессе рисования полос).
Инструменты и техники рисования в средней группе
Классические инструменты рисования:
- простым карандашом;
- цветными карандашами;
- восковыми мелками;
- фломастерами;
- кистью с использованием гуаши — ритмичное нанесение красок с помощью кисти, создающее орнамент в геометрической или растительной стилистике. Главная задача — научить воспитанников составлять из идентичных узоров органичные целостные композиции;
- кистью с использованием акварельных красок. Для творческих занятий с дошкольниками используется классическая и медовая акварель.
Нетрадиционные инструменты и техники рисования:
- пальчиковая живопись — основана на отпечатке и требует дальнейшей доработки образа с помощью различных инструментов и подручных средств (стеки, ватные палочки и диски и т. д.). Первоначально дети осваивают технические приёмы точки, мазка и спирали, затем, по мере развития чувства цвета, ритма и пространственной композиции, обучаются смешивать цвета и добиваться нужного колористического исполнения;
- вертикальный тычок гуашью с помощью жёсткой полусухой кисти без использования воды для получения визуального эффекта фактурности (объёмность, рельефность);
- рисунок мятой бумагой — нанесение изображения с помощью шарика, сделанного из мятого кусочка бумаги;
- рисунок по мятой бумаге — интересный способ получения объёмного изображения по изгибам предварительно смятого, а затем слегка разглаженного листа бумаги.
Приёмы рисования в средней группе
На занятиях по рисованию дети также осваивают и закрепляют следующие навыки:
- Штриховка — довольно простой, но выразительный и эффективный способ передачи ритмического образа растительного или геометрического орнамента с помощью мягких карандашей, восковых мелков или фломастеров. Рисование штрихом помогает не только передать красоту узора, но и развить мелкую моторику, что очень важно для решения задачи подготовки к письму. Виды штриховки:
- вертикальная — штрихи ложатся в вертикальном направлении, плотно прижимаясь друг к другу. Используя карандаши разного цвета, можно добиваться эффекта плавного перехода разнообразных оттенков;
- хаотичная — штрихи плотно наносятся в свободном направлении, затем доводятся до образа дополнительной прорисовкой внешних контуров.
- диагональная — штрихи накладываются под острым углом;
- горизонтальная — довольно сложный технический приём, поскольку требует от ребёнка менять привычное положение руки в процессе рисования;
- формообразующая — самый трудный способ, требующий изображения формы предмета, например, облака или кроны дерева.
- Технические приёмы нанесения точек и ритмического мазка кистью в гуашевой живописи.
- Регулирование набора краски, подбора цветов, мягкой передачи оттенков благодаря смешиванию основных цветов и специальным техническим приёмам работы с акварелью.
Обучение декоративному рисованию
Декоративное рисование обладает своими функциональными особенностями — оно позволяет сфокусироваться в большей степени на тех нюансах, которые общее рисование не всегда может задействовать: свободная фантазия сначала подчиняется чёткой структуре узора, а затем учится создавать такую структуру.
Этапы обучения
Первые шаги по ознакомлению с декоративным рисованием напоминают задания, связанные с наклеиванием готовых элементов композиции. Дети осваивают умение наносить ровные линии, а между ними размещать чередующиеся по цвету, форме и размеру точки и мазки, постепенно усложняя комбинацию узора, добавляя новые элементы.
Наиболее простой в плане техники исполнения декоративный элемент — это мазок, поскольку он не требует чёткой координации движений и получается в результате лёгкого прикосновения к бумаге. Поэтому целесообразно начинать составление декоративных узоров с мазков, затем подключать точки. Точечный рисунок основан на вертикальном движении руки и прикосновении кисти только кончиком, поэтому требует более уверенной и развитой моторики.
Композиционное решение первых работ в декоративном жанре будет состоять из элементарного ритмического воспроизведения одного и того же базового элемента, например, кружочка.
Следующий уровень сложности связан с освоением принципа чередования, поскольку опирается на сочетание нескольких форм. Для детей четырёх лет достаточно использования двух элементов, различных по форме и цвету. Постепенно уровень заданий повышается благодаря введению в узор новых художественных элементов и созданию более сложных композиций. Дети также активно используют приёмы рисования округлых форм, с которыми они познакомились на предыдущем этапе обучения.
Фотогалерея: «Принцип чередования элементов по форме и цвету» (презентация к занятию)
Темы «Украшение свитера»: варианты и формулировки
Эта тема занятия связана с изучением и украшением одежды и предлагается детям после выполнения ими более простых заданий, которые постепенно усложняются, например:
- шарфик (полоска);
- платочек (треугольник);
- салфетка (квадрат);
- фартук (квадрат или овал);
- шапочка и варежки.
Т.С. Комарова в своей работе «Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа» предлагает проводить занятие в ноябре и сделать акцент на необходимости тёплой одежды по сезону для сохранения здоровья.
Таблица: возможные темы занятий и их содержание
«Свитер для моих друзей» (рисование в нетрадиционной пальчиковой технике) | Задачи: знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. Оборудование: две куклы — мальчик и девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. |
«Ажурный свитер» (рисование гуашью с использованием ватных палочек) | Задачи: учить наносить узор на шаблон свитера с использованием простого карандаша и линейки; при помощи ватной палочки и белой гуаши, обводить свои ажурные узоры. |
«Свитер в стиле дымковского орнамента» (рисование в традиционной технике с помощью кистей и красок) | Задачи: закреплять умение украшать силуэт свитера, используя дымковскую роспись; учить подбору красок в соответствии с цветом свитера; воспитывать эстетический вкус и восприятие. Материалы: вырезанные силуэты свитера разного цвета, краски, кисть, баночка для воды, салфетка, музыка, таблица с элементами растительного орнамента. |
«Свитер для зайки» (рисование в традиционной технике с помощью кистей и красок) | Задачи: закреплять умение детей украшать предметы одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги; учить подбору красок в соответствии с цветом свитера; развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу. Оборудование для педагога: картинки свитеров с разными узорами, игрушки: мокрый заяц, сухой заяц, связанный на игрушку свитер, магнитная доска. Оборудование для детей: вырезанные из плотной бумаги свитеры, кисточки, краски, банки с водой, салфетки. |
«Украшение свитеров для мальчиков и для девочек» (рисование в традиционной технике с помощью кистей и красок) | Задачи: закреплять представление о зимней одежде и о важности тёплой одежды для сохранения здоровья; учить осознавать гендерные отличия среди сверстников; закреплять умение создавать узор на полосе, используя линии, мазки, точки, круги и другие знакомые элементы; учить подбирать цветовые сочетания. Оборудование демонстрационное: свитер мальчика, свитер девочки. Раздаточное: шаблоны свитеров, краски, кисти, подставки для кистей, салфетки. |
«Свитер для куклы» (рисование гуашью с использованием ватных палочек) | Задачи: закреплять умение детей украшать предметы одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги; учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера; развивать эстетическое восприятие, самостоятельность и инициативу. Материалы: бумажные куклы, вырезанные из плотной бумаги свитеры из разных цветов, краски, гуашь, кисти, ватные палочки, стаканы с водой, презентация на тему: «Одежда». |
Фотогалерея: детские работы по трафарету свитера для рисования в средней группе, раскрашенные гуашью с использованием ватных палочек – «Ажурный свитер»
Этапы занятия и методические приёмы
Перспективные планы, составленные на базе стандартных образовательных программ, включают четыре занятия по рисованию в месяц. Общая продолжительность занятия не должна превышать 20 минут. Методические пособия рекомендуют проводить внутри занятия также физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 2–3 минуты для снятия психологического напряжения, достижения умственного и физического расслабления.
Организационная часть
Информационно-ознакомительный этап (3–5 минут) предполагает пробуждение у детей интереса к заданию. Необходимо использовать игровые события, стимулирующие любознательность, вызывающие положительную эмоциональную реакцию и активность. Мотивирующими приёмами могут стать появление игрушечного персонажа, опора на известный сказочный сюжет, демонстрация картинок, музыкальная пауза, сюрприз, знакомство с новыми знаниями, личный артистизм воспитателя.
Таблица: «Украшаем свитер дымковским орнаментом» (пример организационной части занятия, автор Т. Коробских)
№ | Реплики воспитателя | Ожидаемые ответы (детей или педагога) |
1 | Кто мне скажет, что у меня в руках? | (Вырезанные из бумаги) свитера |
2 | Ребята, давайте мы сегодня с вами распишем свитера дымковскими узорами! | Да! |
3 | А кто мне расскажет немного об этой росписи? | Ответы детей (если есть) |
4 | Затрудняетесь? Хорошо. Я вам прочитаю стихотворение! | …Дым идёт из труб столбом, Только в дымке все кругом, Голубые дали, И село большое «Дымково» назвали. Там любили песни, пляски, Там рождались чудо-сказки, И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные, Белоснежные, как берёзки Кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. |
5 | Ребята, кто мне скажет какими элементами мы будем расписывать свитер? | Кругами, точками, клеточками |
6 | Но помимо этих элементов есть и другие. Давайте рассмотрим таблицу с другими элементами. | (Показываем картинку с дымковскими узорами) |
7 | Кто мне скажет, какая это роспись? | Дымковская роспись |
8 | Кто мне назовёт элементы росписи? | Точка, запятая, клеточка, полоски, круг |
9 | Давайте вспомним, как можно нарисовать эти элементы. Кто мне поможет? | (По желанию дети на мольберте показывают приёмы рисования) |
Таблица: «Свитер для зайки» (пример организационной части занятия, автор А. Дмитриева)
№ | Шаг | Содержание шага |
1 | Создание проблемной ситуации | Воспитатель вносит в группу Зайку, который «громко плачет». Зайку бросила хозяйка – Под дождём остался Зайка, Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок. (А. Барто) – Ребята, что случилось с Зайкой? (промок под дождём). Дети рассматривают Зайку и убеждаются, что он действительно мокрый. – Зайка промок, свитер его стал мокрый, краски побледнели, рисунка на нём не стало. Как можно помочь Зайке? (нарисовать узор) |
2 | Сообщение темы | Сегодня мы с вами будем украшать свитер линиями, точками, кружками и другими знакомыми элементами, для этого нам понадобятся краски разного цвета! |
3 | Дидактическое упражнение «Будь внимателен» | Красный цвет — похлопаем в ладоши, Жёлтый — потопаем, Зелёный — приседаем, Синий цвет — руки вверх. |
4 | Начало перехода к показу | – Видишь, Зайка, сколько ярких красок у нас есть. Ребята, вы готовы помочь зайчику? Да (садятся за столы). – А какой краски нет на столах? (оранжевой). Что вы должны сделать, чтобы она появилась? (ответы детей). Смешать красную и жёлтую краску. |
5 | Педагогический показ | Предложить вспомнить и показать у доски приёмы украшения. Показ на доске образцов украшения свитера: – Посмотрите, Зайка каждому из вас подарил свитер, давайте свитер украсим! |
6 | Пальчиковая гимнастика | А чтобы узоры у нас получились красивыми, мы сначала разогреем наши пальцы на руках. Жил-был зайчик (хлопают в ладоши), Длинные ушки (три пальца в кулак, указательный и средний — ушки). Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук) Носик на опушке (трут нос). Отморозил носик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук), Отморозил хвостик (машут рукой, изображая хвост). И поехал греться («крутят руль») К ребятишкам в гости. Там тепло и тихо (разжимают кулаки обеих рук), Волка нет (хлопают в ладоши), И дают морковку на обед (поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке). |
Фотогалерея: «Свитер для зайки» (презентация к занятию)
Практическая часть
Практический этап включает объяснение и демонстрацию воспитателем способа рисования (2–3 минуты).
При обучении декоративному рисованию обязателен показ, поскольку дети впервые изучают композицию абстрактного характера, и понимание ритмических закономерностей узора может появиться только в процессе копирования умелых движений рук воспитателя. Для закрепления новых умений можно дать аналогичное задание по созданию геометрического или растительного орнамента, например, на полосках цветной бумаги, но выполненном в ином колористическом решении и без опоры на образец.
Процесс освоения декоративного рисования содержит два этапа:
- Сначала дети в точности воспроизводят узор по образцам, выполненным воспитателем. Педагог показывает и объясняет, как строится узор, из каких компонентов состоит, в какой последовательности создаётся композиция. Воспитатель предлагает конкретное цветовое оформление. Воспитанники дублируют рисунок без изменений, иначе могут увлечься и уйти от поставленной задачи повтора декоративного узора.
- На последующих занятиях, в том числе посвящённых украшению одежды, детям предоставляется больше свободы: воспитатель не требует точного копирования образца, поэтому после знакомства с примерами ребёнок может создать свой рисунок, проявив фантазию и творческое воображение, но с соблюдением ритмических принципов построения композиции. В процессе пояснения задания воспитатель предлагает выбрать цвет, количество и месторасположение выполненных мазков и т. д. Воспитатель показывает вырезанные из бумаги шаблоны и предлагает украсить их, в форме беседы обсуждает с детьми, какие знакомые элементы они будут использовать, в каком порядке разместят, просит показать у доски технические приёмы выполнения работы.
Таблица: пример практической части занятия, автор В. Т. Мураева
Этап работы п\п | Речь воспитателя | Содержание этапа |
1 | Давайте рассмотрим свитер. У него есть горловина, манжеты и резинка | Воспитатель показывает детям вырезанные из бумаги свитера |
2 | Что можно сделать, чтобы они стали красивыми? | Воспитатель предлагает ребятам вспомнить и показать у доски приёмы украшения: примакивание, нанесение точек, кружочков, мазков |
3 | Где можно разместить украшения? | Дети отвечают |
4 | У меня в руках волшебная кисточка. Над бумажным листом | Воспитатель обращает внимание детей на кисточку |
5 | Кисточка напомнит нам, как правильно ей пользоваться и наносить узоры.
| Дети рисуют |
На самостоятельную работу детей отводится около 15 минут. После внимательного прослушивания объяснений педагога дети разрисовывают силуэт свитера. Воспитатель контролирует правильность выполнения задания, всё необходимое оборудование и заготовки желательно подготовить на рабочих столах заранее.
Анализ и подведение итогов занимают 2–3 минуты. Заключительный этап занятия проходит в форме выставки детских работ, воспитатель учит с радостью воспринимать свои и чужие успехи, проводит анализ, сопровождая его похвалой за старания и трудолюбие, вместе с детьми обсуждает степень аккуратности работ, отмечает удачные творческие идеи и оригинальные эксперименты.
Таблица: «Подарим львёнку тёплый свитер» (конспект занятия по рисованию)
Общая характеристика занятия | |
Цель | Закрепление пройденного материала по циклу «Народное творчество. Дымковская роспись» |
Интеграция | Художественное творчество, познание, коммуникация, чтение художественной литературы. |
Задачи | |
Область задачи | Содержание задачи |
Коммуникация |
|
Чтение художественной литературы |
|
Познание |
|
Художественное творчество |
|
Материалы | |
Для воспитанников | Для педагога |
Кисти, ватные палочки, печатка-тычок, краски, салфетки (сухие и влажные). | Игрушка Львёнок, рисунок Львёнка, изображение черепахи, пазлы для конструирования панциря, магнитофон (запись песни Львёнка), элементы дымковской росписи, рисунки дымковских изделий, иллюстрация села Дымково в зимний период, образцы свитера для Львёнка, художественная книга, моток пряжи и спицы, изображение солнца с лучиками. |
План занятия | |
Этап занятия | Содержание |
Организационная часть | В. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли сказочные герои вот из этой книжки, которую я вам читала. Как их зовут? (Черепаха и Львёнок Р-р-р Мяу) – Давайте поздороваемся с ними. (Здравствуйте) – Посмотрите на Львёнка, что это он нам принёс? (Кисточку, ватные палочки, пробки, бумажные тычки) – А как вы думаете, для чего Львёнок принёс кисточку и ватные палочки? (Чтобы мы ими порисовали) – А ещё чем мы можем позаниматься со Львёнком? (Поиграть, попеть его песню) |
Практическая часть | В. А давайте спросим Львёнка, почему он плакал? – Что мы видим на страницах этой книжки? (Мы видим Львёнка и черепаху, песок, деревья, море) В. Можно сказать, что Львёнок и Черепаха живут в тёплой стране, которая называется Африка. Это южная страна, сейчас там очень тепло. – А у нас сейчас какое время года? (У нас сейчас зима, показ иллюстрации зимнего пейзажа) – А кто из вас знает, какой сейчас месяц? (Декабрь) – Скажите, пожалуйста, какая погода у нас сейчас? Показываю иллюстрацию в книге. (У нас очень холодно) – Что мы с вами одеваем, чтобы не замёрзнуть? (Тёплую одежду) – Какую одежду мы одеваем зимой? (Мы одеваем шапки, куртки, кофточки, свитера…) – А для чего мы одеваемся тепло? (Мы одеваемся тепло, чтобы не заболеть) В: Эти изделия можно связать из шерсти с помощью спиц, чтобы они были особенно тёплыми. (Показ мотка шерсти. Дети трогают нить.) – Какие нитки, потрогайте? (Они тёплые, мягкие, пушистые) – А скажите, пожалуйста, вы думаете, Львёнку удобно без тёплой одежды при нашей погоде? (Без тёплой одежды ему холодно) Конечно, ему холодно, он замерзает. Вот потому-то он и плакал. – А вы хотите помочь нашему герою? (Да) – Во что мы можем одеть нашего героя, чтобы ему стало тепло? (Ответы детей) В. Я предлагаю вам украсить свитер для Львёнка, яркой росписью. – А какой, вы сами скажите. Давайте посмотрим на подружку Львёнка, Черепаху. Мне кажется, что она какая-то необычная. – Что же в ней необычного? (У нашей черепахи необычный панцирь) В. Чтобы узнать, какой рисунок на панцире у черепахи, нам нужно собрать пазлы. – Сколько пазлов поместится на панцире? Дети считают. – А сколько пазлов у меня на столе? (Один пазл лишний) Дети подходят к столу по одному и собирают пазлы на мольберте. В. Посмотрите, у черепахи на панцире появились какие-то кружочки, полосочки, сеточки. (Это элементы дымковской росписи) – Назовите, из каких элементов состоит дымковская роспись? (Это кружочки, волнистые линии, полосочки и сеточка) Молодцы. (Показ образцов на панцире черепахи) |
Физкультминутка | Я на солнышке лежу, Я на солнышко гляжу, Всё лежу и лежу И на солнышко гляжу!.. Носорог-рог-рог идёт, Крокодил-дил-дил плывёт, Только я всё лежу И на солнышко гляжу! Рядом Львёночек лежит И ушами шевелит. Только я всё лежу И на солнышко гляжу!.. В. Мы с вами немножко отдохнули, теперь давайте пройдём к столам, там вас ждут изделия. Усаживайтесь поудобнее, от этого будет зависеть качество ваших работ. В песенке вы смотрели на солнышко, а теперь солнышко будет наблюдать за вами. И оттого, насколько вы будете хорошо работать, у солнышка будут появляться лучики, и оно вам будет улыбаться. – Что у вас лежит на столах? (У нас на столе лежат краски, кисточки, изделие — свитер для нашего Львёнка) – Что в нём не так? (Свитер для Львёнка не украшен) |
Повторение элементов дымковской росписи | В. Давайте ещё раз посмотрим на черепаху. – Какие цвета мы будем использовать для украшения свитера? (Красный, жёлтый, синий, зелёный) – Посмотрите на образцы-схемы. Они вам напомнят элементы дымковского узора. |
Показ росписи на свитере педагогом | В. По краям рукава — манжет, по краю горловины — ворот, по низу свитера — резинка или пояс, по центру — планка. -Чем мы можем нарисовать узоры дымки? (Ватными палочками, пробками, тычками) – Давайте покажем кисточкой в воздухе круги, линии, точку. Стараемся безотрывно двигать рукой. – Чтобы кружочки получились ровными и красивыми, чем мы их рисуем? (Тычками) – Сейчас вы выберете понравившийся узор и как настоящие дымковские мастера украсите свои изделия. – Я предлагаю подумать немного о том, какими узорами вы распишите свои работы? (Дети думают) – Скажите, пожалуйста, как нужно пользоваться предметами, которые находятся у вас на столах, чтобы не испачкаться? (Ответы детей) Покажите, как нужно держать кисточку? |
Самостоятельная работа | Индивидуальная дозированная помощь воспитанникам |
Подведение итога | – А вам понравились ваши работы? Какие свитера у нас получились? (Яркие, красивые, тёплые, пушистые) – Элементами какой росписи вы украсили свои изделия? Львёнку они тоже понравились. Он даже захотел их примерить. Давайте подарим свои свитера нашему герою. (Дети прикладывают свои работы к портрету Львёнка, он их благодарит) – Расскажите, кем вы сегодня были? (Мастерами-художниками) – Чем занимались на нашем занятии? |
Занятия по декоративному рисованию научат детей составлять оригинальные ритмические узоры, геометрические, растительные или народные орнаменты, помогут освоить и закрепить технические приёмы работы кистью, карандашом, фломастерами, мелками; научат использовать способы нетрадиционного рисования. Кроме того, с помощью умелой работы воспитателя дети приобретут навыки самостоятельного творчества и инициативы, разовьют восприятие цвета и эстетический вкус, пополнят словарь новыми понятиями.
Очень все интересно в работе пригодиться спасибо