В старшей группе детского сада ребята расширяют навыки рисования, включая в творческий процесс мотивы народных традиций. Благодаря этому реализуются основные задачи образовательного процесса, которые касаются знакомства с культурным наследием родного края.
Содержание
Что нужно знать при подготовке к занятию по декоративному рисованию
Успех занятия по рисованию на тему «Городецкая роспись» с детьми 5–6 лет во многом зависит от того, насколько тщательно оно будет продумано. И, конечно, эта миссия полностью ложится на плечи воспитателя.
Выбор красок для «Городца»
Прежде всего стоит уточнить: для росписи используются только краски, никакие карандаши, фломастеры или маркеры не смогут имитировать оригинальные мотивы. Выбор между акварелью и гуашью склоняется в сторону второй. Дело в том, что отличительной чертой городецкого промысла являются яркие, густые мазки для узора. Акварелью такого эффекта не добиться. Если говорить о цветах красок, то это:
- красный;
- зелёный;
- синий;
- оранжевый.
Для благоприятного сочетания ярких оттенков используются белый и чёрный цвета.
Сложность рисования элементов городецкой росписи в старшей группе
Рисунок в этой технике имеет свои особенности, которые заключаются в разделении изображения на 2 или 3 яруса (третий ярус используется в больших панно):
- верхний — это местоположение основного сюжета (сцены застолья, массовые гуляния, выезды на охоту);
- поясок — ярус, который разделяет верх и низ (здесь изображаются цветы или цветок с листьями, которые расходятся в разные стороны);
- нижний ярус посвящён сценам сражений, придающим рисунку грандиозность и батальность.
Это интересно. Иногда на «пояске» рисовали птиц или кошек.
Занятия декоративным рисованием — неотъемлемая часть процесса обучения малышей в детском саду. Однако далеко не все дети обладают выраженными способностями к изобразительному искусству. Вот почему для освоения элементов росписи берутся, как правило, простые сюжеты:
- бутон;
- розан;
- купавка или роза;
- ромашка.
Видео: как рисовать городецкую купавку
Что взять в качестве основы для рисунка
Для детей старшей группы в качестве основы предлагается лист бумаги, желательно, чтобы он был окрашен в желтоватый цвет, имитирующий деревянную поверхность. Поскольку воспитатель перед началом работы рассказывает об истории этой росписи, обязательно упоминая, что первоначально этими мотивами украшали посуду, то на листе-основе можно изобразить в качестве трафарета вазу, разделочную доску или тарелку.
Городецкие мастера живописи прославили свой край сочными и живописными рисунками (цветами, сценами застолий, выездами на охоту и т. д.), которые они наносили на деревянную посуду.
Что касается росписи конкретных предметов, то для этого нужно использовать масляные краски, что не рекомендуется делать в детском учреждении из-за их высокой токсичности.
Какие приёмы используются
Прежде всего стоит учесть возраст малышей. Хоть это уже и старшая группа, но выстроить композицию рисунка самостоятельно у них вряд ли получится. Поэтому воспитатель на основе рисует несколько квадратов и прямоугольников, которые помогут ребёнку сориентироваться, где какой элемент должен быть. Каждый этап работы над узорами городца носит определённое своеобразие в технике выполнения.
- Подмалёвок. Этот этап предполагает прорисовывание главных элементов рисунка одним цветом.
- Оттенёвка. Взяв другой цвет краски, наносим полудуги, придающие рисунку образ сказочного цветка.
- Оживка. Работа над мелкими деталями изображения: края и прожилки листьев и лепестков, сердцевина цветка.
- Разживка. Заключительный этап, подразумевающий работу белой и чёрной красками.
Видео: рисуем ягодки в технике «городца»
Подходящие материалы
- гуашь;
- кисточки «белка» № 1, 5;
- ёмкость с водой;
- влажные салфетки для удаления излишков краски и загрязнений с кожи ручек малышей;
- листы бумаги (с шаблонами кухонной утвари, например).
Форма работы
Существует 2 формы работы с детьми в детском саду: индивидуальная (когда каждый малыш делает поделку самостоятельно) и групповая (когда карапузы выполняют отдельные элементы рисунка). Как правило, на занятии воспитатель использует комбинацию из этих способов организации рабочего времени. В частности, для выполнения заданий вводной части дети обсуждают варианты ответа хором. Зато выполнять поделку должны только индивидуально. А вот в конце можно всем вместе составить список самых удачных работ.
Как заинтересовать детей
Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Для работы с детьми этот принцип особенно актуален. Тем более, если дело касается работы над рисунком в определённой технике. Поэтому пальму первенства среди мотивирующих приёмов занимают образцы городецкой посуды. Однако не всегда есть возможность показать ребятам эти предметы «вживую», так что стоит рассмотреть и другие способы заинтересовать малышей.
Презентация и картинки
В старшей группе дети уже достаточно хорошо могут концентрироваться на том, что видят на экране. Так что хороший выход из положения — показать им презентации с картинками-образцами росписи, которые можно найти в интернете. Воспитатель должен обязательно прокомментировать слайды или видеонарезку об истории возникновения этого направления в народном творчестве. Кроме этого, нужно развесить плакаты или картинки предметов обихода, расписанные городецкими мотивами, а также с увеличенными изображениями самих узоров.
Беседа на основе прослушанных стихотворений
Как уже отмечалось, любая работа в старшей группе должна идти на развитие речи. Так что беседа — неотъемлемая часть занятия. Однако чтобы диалог с аудиторией состоялся, дети должны что-то узнать об этом направлении в живописи. Для этого можно предложить несколько стихотворений:
- Городецкая роспись — как её нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
- Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь. Птицы смотрят из ларца. Чудо-роспись Городца.
- Велика Россия наша и талантлив наш народ. О Руси родной умельцах на весь мир молва идёт. Городецкие узоры — столько радости для глаз. Подрастают мастерицы, может быть, и среди нас. Ты играй моя гармошка, ты, подруга, подпевай, мастеров Руси великой во весь голос прославляй!
Вопросы для беседы
- Откуда пришла к нам эта роспись?
- Что изображается на узорах?
- Насколько известна эта роспись?
Этими вопросами лучше предварить более подробное изучение традиции, например, рассматривание картинок.
План составления конспекта занятия
- знакомство с историей возникновения росписи;
- обучение писать отдельные элементы городецкой техники (например, розан, листок, купавка и т. д.);
- закрепление навыка работы с красками и кистью.
К задачам относятся:
- продолжение работы над развитием умения строить композицию рисунка;
- обучение работы с элементами техники (точками, оживками, чёрточками и т. д.);
- воспитание эстетического восприятия народного искусства.
Примерный хронометраж будет таким:
- вводная часть — 7 минут (рассказ об истории росписи с просмотром презентаций, беседы по поводу увиденного или услышанного, если речь идёт о рассматривании картинок);
- основная часть — 18 минут (работа над рисунками по инструкциям воспитателя с перерывами на пальчиковую гимнастику, физкультминутку);
- заключительный этап — 5 минут (составление стихийной выставки работ малышей, выбор наиболее похожей, краткий самоанализ: «Что получилось?», «Что вызвало затруднения?», похвала воспитателя).
Фрагменты конспекта открытого занятия по росписи в старшей группе — таблица
Автор и название темы | Название части занятия | Ход работы |
Лапёхина Татьяна, «Городецкая роспись» | Организационный момент | <…Ребята посмотрите на эти деревянные расписанные изделия. Кто знает, как называется эта роспись? …><…Ребята, а вы знаете, почему она так называется? |
Основная часть. Изложение новой темы | Воспитатель: На берегу Волги раскинулся древний город Городец — древнейший русский город-крепость. Здесь давным-давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать ее различными узорами. Это могли быть сцены застолья, гуляний, изображались поездки и выезды на охоту. Также рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями. Существовали и другие варианты, с мотивами птиц и кошек. Изображались сцены сражения — это были целые картины. Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Был промысел прялок. В то же время была фабрика. Фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта: детские стулья, столы, конь-качалка, шкатулки, чашки, разделочные доски, блюда, хлебницы. В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева. Ребята, скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? Цвета в узоре немногочисленны, но в очень ярких сочетаниях — красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение. Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию. Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера? Ответы детей (уточнение названий: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы). Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах, так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У неё много тонких лепестков. У купавки центр смещён. Ребята, а хотели бы вы попробовать себя в роли мастеров, научиться выполнять элементы цветочной росписи? Хорошо, давайте займём свои рабочие места. | |
Практическая работа | На доске вы видите образец написания цветка, который называется ромашка, его поэтапное выполнение. 1 этап называется «подмалёвок» (изображение голубого круга в центре листа, 2 этап называется «оттенёвка» (синей краской круг в центре и лепестки ромашки) и 3 этап называется «оживка» (белой и чёрной краской выполнены завитки, точки). У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет (можно предложить детям на выбор разные формы посуды: вазы, разделочные доски и т. д.). Давайте приступим к первому этапу выполнения. Берём голубой цвет и рисуем подмалёвок — круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию. Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Синим цветом выполняем оттенёвку: рисуем синий круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки друг напротив друга. Кто мне подскажет, как можно это сделать? (путём примакивания кисти). Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска. Проводим физминутку или гимнастику для глаз. Заключительный этап – «оживка». Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью. | |
Итог | Дети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями и высказывают свои пожелания о том, какой элемент они бы хотели научиться выполнять на следующих занятиях. Читают выученные заранее стихи. Выставка детских работ…> | |
Цит. по: | http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-v-starshei-grupe-po-teme-gorodeckaja-rospis.html |
Схемы работы над городецкими узорами
На занятиях по рисованию для освоения элементов росписи используются простые сюжеты. Но каждую работу нужно выполнять в определённом порядке.
«Бутон»
- Начинаем с подмалёвка. Набираем мокрой кисточкой красную краску, удаляем излишек и ещё раз окунаем в воду, чтобы цвет был размыт.
- Прорисовываем круг — делаем нажим кистью, затем проводим полукруг и опускаем кисть вниз.
- Далее делаем оттенёвку — набираем концентрированный красный и проводим полудуги на бутонах, прорисовываем точки. Не забываем держать кисточку строго вертикально.
- Зелёной краской делаем оживку — зелёные листья.
В эту работу можно внести разживку, то есть добавить элементы.
«Ромашка и купавка»
- Сначала работаем с ромашками.
- Делаем подмалёвок розовой краской (размываем красную краску).
- Насыщенным красным создаём оттенёвку — штрихи, расположенные по диаметру ромашки. Не забываем кисть держать перпендикулярно вниз.
- Приступаем к оживке. Делаем красную сердцевину цветка.
- Для разживки белой краской разбавляем оттенёвку — чередуем чёрные штрихи с белыми, а также делаем точки на серединке.
- Создаём подмалёвок купавки — рисуем круг.
- Оттенёвка представляет собой прорисовку серединки.
- Делаем разживку — рисуем белые прожилки-лепестки в виде двух полудуг с перемычками.
«Розан»
- Для подмалёвка делаем красный круг и по два листика слева и справа.
- Белой краской рисуем полудуги в верхней трети розана.
- Соединяем их штрихами.
- Делаем лепестки, исходящие от нижней полудуги.
- В каждом лепестке делаем вертикальные штрихи.
- На листьях проводим линии-прожилки.
Фотогалерея: готовые работы дошкольников в технике городецких мотивов
Для того чтобы знания, полученные во время занятия по теме «Городецкие мотивы», прочно закрепились в сознании малышей, необходимо практическое применение полученной информации. В связи с этим воспитателю придётся потрудиться над подготовкой и планированием занятия, то есть сформулировать цели, задачи, выбрать мотивирующий компонент и просчитать до минуты каждый этап работы над рисунком.