Использование принципов воспитания, основанных на теории «Педагогической антропологии» М.Монтессори помогут родителям и учителям в организации неординарного образовательного процесса, нацеленного на интенсивное интеллектуальное развитие, формирование психологических навыков социальной солидарности, раскрытие творческого потенциала ребёнка. Полезными также будут знания о том, как правильно организовать обучение, какие дидактические материалы и инструменты при этом будут необходимы, каким образом приёмы системы раннего развития Монтессори–педагогики могут использовать родители в домашних условиях самостоятельно для того, чтобы помочь своему ребёнку глубже осознать и развить свою индивидуальность.
Содержание
Суть и принципы педагогики М. Монтессори
Имя Марии Монтессори (1870–1952) – итальянского психолога и педагога, детского врача, практически уже столетие вызывает подлинный живой интерес у многих. Она является автором экспериментальной педагогической системы, методики, которая поначалу была ориентирована на детей, испытывавших проблемы в интеллектуальном развитии и социальной адаптации, а затем получила широкое распространение и признание. Школа М. Монтессори пользуется заслуженным авторитетом, уважением и мировым признанием, это прекрасный пример эффективного педагогического принципа. Замечательная новация стала плодом мощного революционного гуманистического движения в европейской и американской педагогике рубежа XIX–XX вв., которое бросило смелый вызов заскорузлой, догматической традиционной системе образования.
Особенности педагогической теории Марии Монтессори
Нестандартность теории М. Монтессори заключается в том, что она предложила интеграционный сплав из религиозных, научных, философских знаний о человеке, который и стал фундаментом новой образовательной архитектуры. Такой органически целостной «Педагогической антропологии» в истории мировой педагогической мысли ещё не было. Технология нововведения отличалась стройностью и систематичностью, изобиловала методическим инструментарием, обладала универсальным характером применения как в официальной системе образования, так и частной, домашней, дистанционной.
Гуманистическая методика предлагает отталкиваться от наблюдения за непринуждённым поведением ребёнка в естественной среде и признания его права на своеобразие, а также призывает добиваться понимания его глубинной природы, наклонностей и способностей. Таким образом, новый педагогический подход противопоставляет себя общепринятому для того времени взгляду искусственной и насильственной «лепки» будущей личности по образу и подобию некоего «идеала», ребёнку должна предоставляться свобода действия для саморазвития, контроль и направленность действий необходимы лишь в особых случаях, которые несут угрозу здоровью или жизни.
Командовать слабым покорным ребёнком и наказывать его легко, но никто не сумеет «развить» в нём другую личность. Этого невозможно достичь обучением.
Обычная школа только сдерживает физическое и интеллектуальное развитие, сковывая его жёсткими дисциплинарными и учебными нормативами и предписаниями. Учитель так же своеобразный заложник такой тоталитарной системы обучения и воспитания. М. Монтессори считала, что взрослый, будь то учитель или родитель, не должен обучать, а лишь осторожно руководить свободными поступками и действиями подопечного, не ограничивая искренние порывы ребёнка, а направляя в безопасное для него русло. Девиз – «Помоги мне это сделать самому!»
Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным. Как паралитик. Но это личность уничтоженная, а не дисциплинированная.
Самые главные принципы методики
Если попытаться коротко сформулировать «формулу успеха» Монтессори–философии, то, прежде всего, стоит обратить внимание на главные её принципы:
- наблюдение и внимание — пристальное изучение природы ребёнка, глубокая, искренняя заинтересованность и понимание особенностей его внутреннего мира;
- гуманизм — отсутствие психологического насилия, неприятие тоталитарных методов педагогической практики;
- свобода и независимость — энергия творческой спонтанности не подавляется, а заботливо и терпеливо направляется в созидательное русло, здесь колоссальную роль играет мастерство педагога и его вера в ребёнка. Обучение и познание мира должны приносить радость, а свободная деятельность вызывать чувства удовлетворения и энтузиазма;
- индивидуальный подход — наличие системной программы, детально продуманной с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, направленной на пробуждение внутренних сил, развитие природной детской активности.
Ведущей мотивацией для активного познания является любовь ребёнка к учению, его увлечённость и энтузиазм. Воспитание и обучение органично переплетаются, развивая навыки самостоятельности, эмоциональный мир ребёнка при этом обогащается чувством независимости, самоуважения и внутреннего достоинства. Особое внимание уделяется естественному формированию ответственности за собственное развитие на принципе добровольного выбора, а не принуждения со стороны взрослых.
Монтессори-материалы
М. Монтессори постоянно экспериментировала с новыми видами дополнительных материалов, стимулирующих обучение, для выявления наиболее эффективных. Был разработан целый комплекс Монтессори-материалов — ярких, привлекательных, способных заинтересовать ребёнка и активизировать его познавательные стремления. Вот лишь некоторые из них: фигурки-вкладыши, шершавые буквы, числовые станки, рамки с застёжками и другие. Эти методические пособия специально разрабатывались для стимулирования внимания, воли к достижению успеха, наблюдательности, сосредоточенности на задаче, при этом смысл их был ещё и в том, чтобы ребёнок сам нашёл и устранил свою ошибку, без помощи руководителя. Такой уважительный подход к малышу поднимал его самооценку, укреплял чувство собственного достоинства, способствовал проявлению активности и инициативности.
Значение Монтессори-материалов:
- вызывают живой интерес к выполнению задания, дополнительно мотивируют ребёнка;
- дают возможность ребёнку легко исправить ошибку без помощи взрослых;
- максимально активизируют сенсорное восприятие;
- отдают приоритет практической деятельности, а не абстрактным объяснениям, ребёнок много работает руками;
- разбивают процесс обучения на составные части, что позволяет совершенствовать каждый этап отдельно;
- развивают независимость и самостоятельность;
- усиливают концентрацию внимания, поскольку предполагают возможность повтора без ограничения времени на освоение навыка.
Ещё одно нововведение касалось объединения разновозрастных детей (2,5–6 лет) в одну развивающую группу. Ребёнок выбирал для себя коллективные или индивидуальные формы работы в соответствии со своим желанием и готовностью. Дети с радостью помогали друг другу, обретая социальные навыки взаимопонимания и поддержки.
Монтессори-класс включал несколько пространственных зон для занятий.
Зона практической деятельности
Главная задача зоны практической деятельности — привить навыки бытовой самостоятельности и независимости, научить малышей премудростям самообслуживания. Ребёнок будет учиться ухаживать за собой, делать работу по дому, готовить нехитрые блюда и т. д. Ориентирована на детей 2,5–3,5 лет.
Зона сенсорного развития
С помощью вспомогательных материалов активизируется чувства, которые малыш использует для познания окружающего мира. Роль сенсорного развития малыша в раннем возрасте огромная. Акцент делается на развитии:
- зрения (таблички разного цвета, розовая башня, геометрические фигурки для понимания различий формы, размера);
- слуха (музыкальные инструменты, колокольчики, шуршащие коробочки);
- обоняния (баночки с запахом);
- осязания (лоскутки тканей, доски).
Область развития речи
В языковой зоне проводится моторная подготовка к освоению навыков письма, развитие звукового слуха, обучение чтению. Целенаправленно работают над обогащением словарного запаса ребёнка, знакомят с буквами, учат написанию.
Опорный материал для развития мелкой моторики и освоения навыков письма и чтения:
- всевозможные рамки с контурными вкладышами для обводки;
- многочисленные серии карточек с шероховатыми буквами, слогами, словами;
- доски с динамичным алфавитом;
- поднос с рассыпанной манной крупой.
Математическая область
Математическое развитие ставит перед собой такие цели:
- знакомство с цифрами;
- представление о числовых разрядах и десятичной системе;
- освоение сопоставления математических символов;
- умение проводить основные математические действия по сложению, вычитанию, делению с четырёхзначными числами;
- знание квадрата числа;
- понимание дроби и действий с ней.
Однако, что из вышеперечисленного перечня умений и знаний ребёнок освоит, зависит от его заинтересованности и индивидуального темпа восприятия, педагог не оказывает никакого давления в стремлении заполучить быстрый результат, главное, сохранить вкус к познанию и удовольствие от процесса обучения.
Дидактический материал:
- наборы золотых бусин и коробки с цифровыми карточками для изучения арифметических разрядов и овладением навыками четырёх действий;
- штанги;
- веретена;
- доски Сегена.
Космическая или естественно-научная область
В этой зоне происходит знакомства малыша с окружающей его Вселенной. Ребёнок учится разделять понятия живая и неживая природа, дикие животные и домашние, узнаёт об органах внутри человеческого тела. Кроме того, он проведёт настоящие опыты и экспериментально убедится в том, что дерево горит, а камень тонет, смоделирует картонный вулкан и организует настоящее извержение, запустит бурлящий речной поток. В сознании малыша появится глубокое понимание закономерности и взаимосвязанности всего происходящего в окружающем мире, ценности и неповторимости каждого живого существа на Земле и необходимости бережного отношения к природе.
Фотогалерея: Монтессори-материалы для развития детей
Роль взрослого в раннем развитии ребенка
С каждым годом количество модных садиков, лицеев, специализированных школ только растёт, возникает потребность в педагогах и воспитателях с совершенно иным альтернативным стилем мышления, необходимым уровнем профессиональной подготовки, готовых совершенствоваться и развиваться, способных работать с верой и любовью к своему делу.
Монтессори-педагог косвенно воздействует на ребёнка, прибегая к помощи дополнительных дидактических материалов — организованных увлекательных игр, методических приспособлений. В этой системе отсутствует общепринятый в традиционной школе «учителецентризм». Рабочее место учителя — пространство всей классной комнаты, он не привязан к своему столу, активно перемещается от одного ребёнка к другому, проводя с ними индивидуальные занятия за столиком или на коврике. При этом личность педагога едва заметна, он не концентрирует на себе внимание, его роль вспомогательная, а не назидательная.
Видео: методика Монтессори. Доводы одного родителя
Каким должен педагог, работающий с ребёнком по системе Монтессори:
- наблюдательным;
- психологически гибким;
- обладать проницательностью и тонким чутьём в подборе оптимального обучающего материала лично для каждого ученика, чтобы обеспечить наибольшую эффективность работы;
- избегать сравнений с другими детьми, а также прямых оценок, заменяя их проявлениями своего отношения через чувства
Каждый ребёнок входит в продуктивную фазу сенситивного периода индивидуально, поэтому учебная нагрузка, её распределение должны быть персонально ориентированы. Воспитатель владеет навыками техники определения периодов чувствительности, поэтому в общении с ребёнком помогает ему раскрыться, максимально активизировав внутренний ресурс. Основной индикатор пробуждения чувствительности — неподдельный интерес ребёнка к какому-либо виду деятельности. Задача руководителя — вовремя уловить наступление активного периода обучения и предложить ребёнку применимый его возрасту и подготовке педагогический инструментарий развития.
Видео: работа педагога в Монтессори-центре
Советы родителям:
- Приобретайте одежду, с которой ребёнок легко справится самостоятельно: без сложных застёжек, с большими пуговицами, с широким воротником. Оборудуйте детскую удобной для возраста ребёнка и прочной мебелью: вешалка для вещей, зеркало, низкие полочки для игрушек, низкая кроватка, мобильные и лёгкие стол и стульчик.
- Гармонизируйте пространство детской комнаты, используйте материалы, которые легко мыть и чистить. Уберите из зоны доступности предметы опасные для малыша или те, которые он может сломать.
- Научите ребёнка пользоваться средствами уборки: тряпка для пыли, веник, ведёрко. Дайте в личное пользование предметы для уборки.
Фотогалерея: какой должна быть домашняя среда
Деятельность:
- Обеспечьте ребёнка дополнительными дидактическими материалами для развития — оборудуйте зону практической деятельности, сенсорную и научные зоны в его комнате. Не перегружайте детскую игрушками, даже если они развивающие, добавляйте их постепенно, возможно, заменяя другие.
- Посещайте вместе с ребёнком интересные места, которые будут способствовать его интеллектуальному, культурному, физическому и духовному развитию.
- Пусть ребёнок принимает активное участие в домашних делах, таких как поход за покупками, уборка, готовка, садоводство. Давайте ему конкретное задание и обеспечивайте условия для выполнения.
- Позвольте ребёнку вырезать картинки из журналов, обсуждайте с ним его творчество (рисунки, поделки), читайте ему вслух и проводите беседу на тему услышанного им.
- Рассказывайте ребёнку о своих увлечениях и интересах, это обогатит его мир знаниями о музыке, книгах, спорте, рукоделии и т.д.
- Приучите его ухаживать за домашними животными и растениями в доме. Пусть привыкает брать ответственность за них, но не заставляйте, если ему это не по силам.
- Ходите с ребёнком в гости вместе, но делайте визиты короткими, учитывая быструю утомляемость малыша, продумывайте заранее чем его можно будет занять, если он заскучает.
Как выстраивать отношения в семье:
- Если отец посвящает много времени работе и часто отсутствует дома, желательно, чтобы ребёнок наблюдал отца за работой дома, тогда он будет понимать слова «папа на работе».
- Будьте честны со своим ребёнком.
- Создайте атмосферу уважения и взаимопонимания.
- Расширяйте сферу его социальной адаптации, приучайте культуре общения с посторонними взрослыми людьми в больнице, школе, магазинах и т. д.
- В случае возникновения трудностей в воспитании, обращайтесь за профессиональной консультацией к опытным психологам или учителям.
Занятия по методу М. Монтессори
Приводится несколько примеров занятий, который будут полезны родителям для применения воспитания детей, для их саморазвития и гармоничного понятия окружающего мира.
Техника игры со счётными палочками
Инструкция:
- «Собери палочки» — способствует развитию мелкой моторики. Применяем с 9-месячного возраста. В коробочке от счётных палочек делается отверстие, затем малышу предлагают складывать палочки в коробочку по одной. Проводить под присмотром родителей.
- «Разложи по цвету» — начальное задание будет состоять из палочек двух цветов, показываем как разложить в две кучки и просим кроху повторить. Когда первое задание освоено, усложняем задачу, добавляя ещё один цвет. Занятие стимулирует способность сенсорного восприятия и формирует умение сравнивать.
- «Творим из пластилина» — в год, полтора можно приступать к играм с пластилином. Счётные палочки используем вместе с пластилином: забор, опора светофора, ствол дерева и т. д.
- «Игры в геометрию» — выкладывает из счётных палочек фигуры, попутно объясняя, что такое квадрат, угол или сторона. Чем одна фигура отличается от другой, как из одной фигура получить другую. Малыш просто наблюдает за игрой, а с возраста 4–5 лет можно предлагать ребёнку самостоятельно справиться с заданием.
- «Увлекательные дорожки» — из счётных палочек выкладываем яркие дорожки разной ширины и длины. Начинаем с одной (это короткая дорожка) и постепенно добавляем ещё по одной, проговаривая, что дорожка становится длиннее. Знакомим с понятиями длины («короткий», «длинный») и высоты, если добавить пластилин.
- «Учимся считать» — около двух лет малыш уже знаком с понятиями «один» и «много», учится считать до двух, к трём годам осваивает счёт до пяти, количественное измерение, а не числовую последовательность. Счётные палочки помогут освоить простейшие арифметические действия
Видео: песочная терапия, игры на развитие внимания
Чтение и письмо
Цель: развитие мелкой моторики и мускульного аппарата как подготовка к письму.
Материал: многочисленные рамки с фигурками, шершавые буквы.
Технология проведение занятия:
- Ребёнок обводит цветным карандашом внутренний контур рамки, при этом на белом листе бумаги остаётся прорисованная им геометрическая фигура. Дополнительно можно предложить вашему малышу раскрашивание фигурки, сделав её цветной. Вкладки могут представлять собой любые геометрические фигуры, позже к ним можно добавить фигурки животных или предметов, чтобы сделать занятие более увлекательным и разнообразным.
- Цель — освоить зрительные образы букв и усовершенствовать мускульную память мелкой моторики кисти руки для письма. Материал — таблички, на которые наклеены письменные буквы, вырезанные из наждачной бумаги. Начинаем процесс изучения букв с гласных, затем приступаем к согласным. Учимся произносить звук, а не букву. Начинаем с небольшого количества букв, двух или трёх, показываем, произносим и даём обвести пальчиком. Тактильное восприятие обязательно, так как это принципиальная основа метода. Можно включить игровой метод поиска ребёнком произносимой вами буквы: «Найди мне «К», а где «О»?».
- Цель — научиться составлять слова. Материал — вырезанные из карточек буквы, каждая буква должна быть минимум в двух экземплярах. Кладём буквы перед ребёнком и чётко произносим хорошо знакомое слово, например, ма-ма. Малыш находит и выкладывает перед собой букву «М», подготовленный к занятию ребёнок справится с задачей составить простое слово. Если ребёнок не определяет звук, то вы слишком торопитесь, будет уместным поиграть с ним в звуковые игры в качестве подготовки. Подготовленный ребёнок сам стремится писать с удовольствием, можно предложить ему писать пальчиком по рассыпанной манной крупе или мелками на доске, прежде, чем осваивать письмо карандашами на бумаге.
Фотогалерея: материалы для чтения и письма
Обучение счёту
Цель: малыш овладевает математическим навыком счёта с помощью бусин. Он учится сравнивать конкретное количество бусин с их цифровым изображением, осваивает четыре арифметических действия. Ребёнок получает навык систематизации, развивает абстрактное мышление, усваивает понятие числа, осознаёт взаимосвязь отдельных явлений.
Основной материал для организации проведения занятия — инструмент «Золотые бусины», которые объединены по разрядам (десятки, сотни, тысячи). Основная единица счёта — золотая бусина, один десяток — нанизан на стержень, сотня — пластинка из десяти стерженьков, тысяча — куб из десяти пластинок. Для проведения полноценного занятия по обучению счёту необходим дополнительный дидактический материал, который представляет собой коробку с символическим изображением цифр (1, 10, 100, 1000).
Организация и проведение упражнения:
- Ребёнку показывают одну бусину и называют её: «Это одна единица». Малыш может её рассмотреть, взять в руки, после чего положить на поднос с Золотым материалом. Затем ему демонстрируют стерженёк, проговаривая вслух: «Одна единица, две единицы, три единицы, четыре единицы и т. д.», в финале пересчёта малышу сообщают «Десять единиц — один десяток». Потом ребёнку предлагают самостоятельно повторить процедуру счёта бусинок. Аналогично вместе с ним пересчитывают десятки в пластинке и тысячи в кубе. Второй шаг — знакомство с числом, усвоение значения 0. Наконец, третьим этапом станет сравнение усвоенного понимания разрядов, выраженных в количестве бусинок, и числового их изображения. Перед ребёнком выкладывают бусинку и предлагают положить рядом соответствующую карточку с цифрой 1, таким же образом исследуются десятки, сотни и тысячи.
- Материал: два коврика, куб-тысяча, коробка с 9 пластинками, коробка с 9 стерженьками и 9 бусин-единиц, коробка с большими цифрами 1000, 900, 90, 1.В правой части одного ковра выкладываются 9 бусин, далее ребёнку говорят: «Если мы добавим десятую бусинку, у нас получится десяток». Задача ребёнка выложить столбик десятки-стерженьки, а, затем столбик из пластинок и завершить работу появлением на коврике куба. Параллельно, на другом коврике, второй ребёнок, следуя аналогичной логике, раскладывает картинки с цифрами.
- Детям предлагают собрать любое четырёхзначное число, сначала они проделывают это из бусин, затем находят правильное число. Следующим этапом будет переход к изучению арифметических действий с четырёхзначными числами.
Основные достоинства и недостатки системы воспитания Монтессори
Мастерская М. Монтессори не оставляет равнодушным никого из тех, кто хотя бы прикоснулся к изучению и знакомству с ней, или, например, привёл своего ребёнка в такую школу. Мнения бывают самые полярные — от категорически восторженных до резкой критики. Минусы, основанные на критических замечаниях противников метода можно изложить в нескольких тезисах:
- ярко выраженное доминирование индивидуальной и самостоятельной работы, ребёнок мало времени проводит в живом общении со сверстниками, преобладает деловой стиль;
- отсутствие спонтанных творческих игр, урок превращается в работу;
- противники метода осторожно относятся к стимулированию раннего развития в целом, придерживаются того мнения, что «всему своё время» и такое ускоренное, преимущественно интеллектуальное развитие, принесёт свои побочные эффекты в виде искажения психологии ребёнка, лишит его атмосферы беззаботной радости детства;
- в Монтессори-центрах отдают предпочтение развитию логики, а развитие образного мышления, воображения при этом страдает, нарушается принцип гармоничного развития;
- мало внимания уделяется творческому и эстетическому развитию, эмоциональная жизнь ребёнка теряет насыщенность и глубину, становится сухой и примитивной;
- выражают сомнение по поводу того, а стоит ли специализированные педагогические приёмы для умственно отсталых детей, которые, несомненно, доказали свою эффективность, столь широко популяризировать и внедрять для всех детей;
- предупреждают родителей о том, что в России нет сертифицированного центра подготовки Монтессори-педагогов для детей 2,5–3 лет.
Следует как можно дольше оставлять ребёнка в его нежном образно-сказочном мире, в котором он приспосабливается к жизни, дать ему возможность как можно дольше не расставаться с воображением, образностью, «безыинтеллектуальностью». Ибо, если предоставить его организму возможность окрепнуть в «безынтеллектуальности», он сможет позже правильным образом освоиться и интеллектуальности, необходимой современной цивилизации.
Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5–3 лет. Но на сегодняшний день уже есть большой мировой опыт по созданию Монтессори-групп для занятий с детьми до 3 лет. Правда, в нашей стране пока нет сертифицированных Монтессори-педагогов для детей от 0 до 3 лет, во всяком случае я не нашла подобной информации. И ещё, не все Монтессори-центры в нашей стране официальные и действительно работают по системе Монтессори. Уточнить список Монтесори-центров (садов и школ), можно, например, на страницах интернет-журнала Монтессори. Монтессори-школ в мире также значительно меньше, чем Монтессори-групп для детей до 6 лет (дошкольников). В России Монтессори-школ единицы и официально они таковыми не числятся. Эти и другие правила, позволили научить отстающих в развитии детей одевать себя, организовывать порядок окружающих вещей, систематизировать окружающий мир. Но это не значит, что подобная программа подходит и принесёт пользу большинству «обычных» детей. Речи не шло о выращивании гениев и опережающем развитии. Да и для «обычных» детей методика не предназначалась.
Развитие ребёнка сводится для неё исключительно к развитию сил способностей организма: развитие мускулов, грудной клетки, зрения, осязания, слуха и т. д. Понятие образования определяется ею всецело материалом, подлежащим воспитанию. Что должно воспитать? — вот вопрос, который она только и ставит, естественно отвечая на него: надо воспитать в человеке все, что только находит и нем физиология и психология! А между тем — даже максимальное развитие органов восприятия и движения обеспечивает ли на деле то, что мы называем идеалом развитого человека? Разве виртуозная тонкость в различении оттенков цветов и глазомер, не уступающий глазомеру дикаря, не сочетаются часто с полным непониманием живописи и рисунка, а способность улавливать тончайшие шумы и наличие даже абсолютного слуха — с банальным музыкальным вкусом, предпочитающим пошлую слащавость глубокой и серьёзной музыке? Ведь художественное восприятие есть восприятие не вещества, по его живописного или музыкального смысла, и потому для понимания живописи или музыки далеко недостаточно развитого зрения и развитого органа слуха… Система Монтессори отрицает все, могущее так или иначе питать воображение. Она отвергает изобразительные игры, отрицает даже сказки, как уводящие ребёнка в мир ирреального. Развивая чисто сенсуалистическую теорию воображения, Монтессори знает одно лишь пассивное воображение, которое есть не что иное, как подражательно-произвольная комбинация воспринятых элементов реальности. То, что психология называет творческим воображением, есть для неё лишь усложнённое пассивное воображение. Детское творчество ею решительно отвергается… Система Монтессори кроет в себе опасность преждевременного превращения игры в урок, т. е. в работу…Ошибка Монтессори состоит в том, что, отрицая творчество ребёнка, она выбрасывает за борт и его активность.
Отзывы родителей
Отзыв: Детское развитие по методике Монтессори — Великолепная альтернатива традиционному дошкольному воспитанию! Развитие личности ребёнка — основная задача метода Монтессори. Достоинства: делается все для гармоничного развития личности ребёнка. Недостатки: мы не нашли когда внучке исполнилось год и три месяца, мы с дочерью задумались о её правильном развитии и начали изучать различные методики. Как раз началась осень и начали работать дошкольные развивающие клубы, в них проводились «дни открытых дверей». Первый же клуб мне очень не понравился. Следующие два мы тоже отмели — не по душе пришлись. На форуме узнали, что недалеко от нас, в обычном детском саду открыты классы Монтессори. Заинтересовались, пошли посмотреть. Об этой методике мы ничего не слышали. Нас встретила приятная женщина-педагог и провела в большой, но удивительно уютный зал. В нём было огромное количество разных шкафчиков, полочек, скамеечек, сначала даже не поняли, что и для чего предназначено. В середине зала стояла деревянная горка.
Детское развитие по методике Монтессори — Мой ребёнок от первого посещения остался просто в восторге. Достоинства: Эта методика захватывает все области развития детей от музыкального слуха до координации. Ребёнок с удовольствием идёт на занятия, многообразие развивающих игрушек, все игрушки по методике деревянные, что очень приятно и экологически чистые. Недостатки: Не всегда удобно добираться с ребёнком до развивающего центра, и, конечно, все это стоит денег, хотя на детях сейчас не экономят в нашем городе очень много развивающих комнат и центров. Для своей дочки выбрала занятия по методике Монтессори. Система развития направлена чтобы ребёнок сам себе выбирал игрушки и ту или иную область, в которой не осознано будет развивать свои навыки и умения. У нас комната разбита на секции мелкая моторика, крупная моторика, логика, мышление, цветотерапия и, конечно, любимые поделки, которые мы с удовольствием делаем на занятиях. По методике занимаемся уже больше года и результаты не оставляют себя ждать. Дочка очень любит играть в деревянные игрушки, они очень приятные на ощупь и экологически чистые. Ребёнок не просто играет он сразу же учится социальному общению с другими детьми, развивается логическое мышление и фантазия, уходит застенчивость и робость ребёнка, он мыслит более глубоко.
Достоинства: Помогает развитию детей. Недостатки: Цена. Так как мы все ещё ждём очередь в садик, начали искать альтернативу, куда бы отвезти ребёнка, чтоб и ей нравилось, и помогало развитию, да и нам было удобно. В нашем доме есть Монтессори центр «Я-Сам». По приходу туда увидели, что очень много деток приводят, у них есть как группы «мама с малышом», так и для взрослых деток от 3 лет. Мы оставили дочку на пробное занятие на 3 часа, чтоб посмотреть останется ли без мамы, понравится ребёнку? Когда пришли забирать — дочка была довольная и счастливая! Очень хорошие, ответственные, творческие и профессиональные педагоги, активные личности, которые обучают детей по методике Монтессори. Дети играют, рисуют, танцуют, занимаются гимнастикой, есть водные игры, а также обучают английскому языку (пока все в игральной форме, какие-то слова, словосочетания). В центре развивают в ребёнке творческие активности, приучают к ответственности, трудолюбию. Уже после первых занятий, в ребёнке замечаются изменения: более спокойная, внимательная, употребляет новые слова в лексиконе, появилось желание получать новые знания. Конечно же, это очень радует родителей, когда есть положительный результат. За детьми следят хорошо, к каждому отдельный подход, хорошо находят общий язык с ребёнком. Деток кормят, если испачкались или намочили одежду их переодевают, помогают справиться с горшком. В помещении порядок, чистота.
Видео: отзывы родителей о монтессори-группе, плюсы и минусы
В современной России более 400 Монтессори–групп в детских садах, с каждым годом растёт популярность и школ, работающих по этой системе. Правда, стоит заметить, это результат энтузиазма поклонников идей М. Монтессори, а не целевого внедрения государственных программ. Как правило, это небольшие экспериментальные группы, организованные в частном порядке при садиках или в домашних условиях, по инициативе «продвинутых» родителей или подвижников воспитателей. И всё же многие из них верят в большое будущее метода М. Монтессори.