Обучение изобразительной деятельности является важной составляющей образовательной программы детского сада. Рисование, лепка и аппликация — любимые занятия детей, тяга к творчеству сильнее год от года. Получая положительные эмоции от процесса создания поделок, ребята одновременно развивают необходимые в будущей школьной жизни умения. К возрасту 6–7 лет мелкая моторика дошкольников хороша развита, появляются способности к прогнозированию и анализу, к выявлению взаимосвязей между предметами явлениями окружающего мира. На занятиях по изобразительной деятельности детям предоставляется максимальная свобода выбора в выполнении задания: самостоятельное продумывание замысла, планирование действий к его выполнению, определение техники исполнения, необходимых инструментов и материалов. Сегодня мы расскажем, как должно проходить занятие по теме «Грибы и ягоды» в подготовительной группе детишек.
Содержание
Подготовка к занятию по рисованию на тему «Грибы и ягоды» в подготовительной группе детского сада
Рисование является одной из основных форм творческой деятельности ребёнка. Проводившиеся в детском саду занятия служат гармоничному и эмоционально позитивному развитию дошкольника, готовят к начальной школе и развивают личностные качества. Работа с кисть, карандашами и фломастерами развивает мелкую моторику и готовит кисть руки к освоению важному для будущей жизнедеятельности навыку — письму. На занятиях рисованием ребёнок получает знания о цветах и оттенках, учится видеть красоту в различных цветовых сочетаниях. Развивается пространственное мышление, закрепляются понятия композиции и перспективы. Активизируются образная память и мыслительные процессы.
Задачи обучения рисованию в подготовительной группе
- Развитие эстетических чувств: цветовое и композиционное восприятие предметов, чувство формы, ритма, пропорции. Направляя детей на конкретное зрительное восприятие объектов, педагог должен научить видеть предметную красоту, неповторимые свойства предметов.
- Развитие пространственного мышления, закрепление композиционных способностей. Старшие дошкольники должны уметь создавать трёхплановую композицию.
- Обучение выделению основных или наиболее значимых свойств предмета при помощи выделения цветом, размера изображения, расположения на переднем плане рисунка.
- Развитие навыка рисования по представлению (на темы окружающей действительности, по мотивам сказок).
- Побуждение к самостоятельной творческой деятельности, активизация воображения ребёнка.
Воспитанники подготовительной группы знакомы с основными видами рисования и используют различные техники и приёмы для реализации творческого замысла:
- Предметное рисование.
Ребята учатся реалистично передавать в рисунке характерную форму предмета или его частей, с соблюдением пропорций, цвета, объёма, движения. У детей 6–7 лет активно развивается аналитическое мышление, они учатся выделять общие признаки у предметов и особенности, по которым они отличаются один от другого. Срисовывание на занятиях в старшей и подготовительной группе не проводится. Возможно рассматривание образцов готовых работ на заданную тему, обсуждение техник исполнения, приёмов рисования. Прямой показ действий не проводится. Рекомендуется во время изучения технокарт и наглядных инструкций совместно с воспитанниками строить устный план выполнения действий. Большое значение отводится рисованию предметов с натуры: ребята учатся передавать характерные особенности строения и формы на конкретных примерах. В подготовительной группе ребята рисуют предметы и по представлению, оперируя образами зрительной памяти и следуя за воображением.
- Сюжетное рисование.
Дошкольники учатся передавать свои впечатления и ощущения, рисуя предметы и отображая своё понимание связи между ними, взаимодействия. В подготовительной группе детям даётся возможность самостоятельно придумать сюжет (небольшую сценку) по теме занятия. Развиваются композиционные способности юных художников: они располагают рисунок по всей площади листа, учатся определять положение объектов — передний и задний план. В выпускной группе детского сада дети осваивают умение передавать характерные движения объектов, преодолевают условность и статичность изображения.
- Декоративное рисование.
Обучение украшению бумажной заготовки или фигурки из папье-маше выполняет требование развития эстетического вкуса на занятиях по изобразительной деятельности. Дошкольники знакомятся с народными промыслами нашей страны, учатся видеть красоту в изделиях мастеров из народа. Полученные знания об особенностях гжельской, хохломской, городецкой росписей ребята применяют в создании собственных узоров по мотивам народной живописи.
Для темы «Грибы и ягоды» в подготовительной группе наиболее актуально предметное рисование с натуры или по представлению: «Еловые ветки», «Гроздь рябины», «Мухомор», «Грибы в лесу», «Семейка опят» и т. д. Ребята отрабатывают навыки создания композиции, расположения предметов на листе бумаги, учатся заполнять рисунком весь лист, создавать необычный фон. Рисование с натуры будет основным методом в школе. В подготовительной группе перед воспитанниками не ставится задача в изображении объёма предмета или создания светотени. Цель в обучении детей 6–7 лет состоит в научении выделять особенности предмета перед ними и отображать их в рисунке: форма предмета, его частей, соотношение деталей с основной фигурой. Анализирование предмета и передача его деталей успешно осуществляется детьми 6–7 лет при близком расположении предмета. Результативно проходят занятия, имеющие в основе игровой элемент. Например, перед каждым воспитанником кладётся на столе веточка рябины, которую по заданию нужно нарисовать с натуры. Каждый изучает только свою веточку, выделяет и изображает её особенности (одна или две грози ягод, раздвоенная веточка, количество листьев, свежая или пожухшая листва). В конце занятия воспитатель собирает веточки и кладёт их на общий стол, предлагая ребятам найти по рисункам, кто какую ветку рисовал.
Часто выполняются работы на эту тему способом сюжетного рисования: «Снегири клюют рябину», «Белка прыгнула на ветку», «Грибной ёжик», «Кто спрятался под грибком» и т. д. Воспитанники подготовительной группы учатся изображению характерных движений птиц и животных, продумывают небольшие сюжетные сценки. В декоративном рисовании также используются грибы и ягоды в создании растительного орнамента на заготовке.
В качестве основы рисунков используются наборы белой и цветной бумаги, специальной для акварели и гуаши, ватман (как правило, для создания коллективных работ или реализации творческих проектов). Тонированная бумага привлекается для работы редко, в основном для создания декоративного узора по мотивам народной живописи. На занятиях по предметному и сюжетному рисованию ребята учатся создавать фон самостоятельно (однотонный или с плавными переходами).
Техники и приёмы рисования
Рассмотрим в виде таблицы, какими приёмами должны овладеть старшие школьники в рамках обучения рисования в подготовительной группе:
Чем создаётся рисунок | Техника и приёмы рисования |
Карандаши, фломастеры | Создание наброска: лёгкой линией, без нажима на лист бумаги переносятся контуры предмета. Регулирование нажима карандаша. Создание штриховки с различной степенью нажима и размаха без выхода за контуры изображения. Использование цветных фломастеров для рисования контуров и деталей предметов. |
Краски: акварель, гуашь | Смешивание красок на палитре. Размывание краски на большой поверхности. Накладывание штрихов и мазков по форме предмета. Примакивание (наложение вертикальных мазков). Рисование кончиком кисти (наложение линий или тычков). Рисование по влажному фону. |
Сухая пастель | Освоение графической техники рисования (пастелью одного цвета). Создание основного тона растушёвкой, при помощи жёсткой кисти. Рисование плавных линий. Развитие аккуратности при рисовании пастелью: придерживание листа бумаги в процессе рисования, стряхивание пыли на салфетку. |
По теме «Грибы и ягоды» проводятся занятия по нетрадиционным техникам рисования: восковыми мелками с зарисовкой акварельной краской, ватными палочками, мелом на наждачной бумаге, в техниках граттаж, монотипия и т. д.
Примеры рисунков грибов, ветвей и ягод, выполненных в нетрадиционных техниках
В процессе образовательной деятельности должен осуществляться личностно-ориентированный подход. При подготовке к проведению занятий по рисованию в подготовительной группе воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Это степень владения конкретными приёмами рисования, умение работать в смешанных техниках, степень вовлечённости в коллективную деятельность. К осуществлению поставленной в начале занятия цели должны прийти все воспитанники. К тем, у кого возникают трудности в процессе создания рисунка, воспитатель применяет форму индивидуального показа. Успевающим воспитанникам дополнительно дают задания по украшению готового рисунка или оформление общей композиции в подгруппе (создание панно на листе ватмана).
Личностный подход реализуется через свободу выбора воспитанниками материалов для рисования. Детям должен быть предоставлен доступ к наборам бумаги, карандашей и фломастеров, красок и мелков. Старшие дошкольники, опираясь на оценку своих возможностей, вправе выбрать самостоятельно технику рисования для выполнения поставленной задачи.
Главное в осуществлении личностно-ориентированной концепции обучения — предоставление свободы замысла. Ребёнку предоставляется тема, которая предполагает активизацию воображения. Особенно располагает к фантазированию сюжетное рисование: ребёнок придумывает образы для рисунка, ситуацию, взаимосвязь предметов.
Варианты индивидуальных и коллективных композиций по теме «Ягоды и грибы»
Тема занятия | Форма организации занятия | Обучающие и развивающие задачи | Техника и приёмы рисования |
«Ветка рябины» | Индивидуальная. | Формирование умения рисовать с натуры, анализировать предмет и выявлять его характерные особенности. Развитие композиционных навыков. | Рисование акварелью. Оттачивание приёмов рисования кистью (всем ворсом/щетиной и кончиком). |
«Грибной ёжик» | Индивидуальная. | Формирование художественного мышления, развитие воображения. Развитие зрительного восприятия. | Создание предварительного наброска простым карандашом. Создание фона. Проработка деталей (штриховка, линии, мазки, тычки). |
«Грибная поляна» | Коллективная. | Развитие композиционных навыков. Формирование понятия о перспективе (передний и дальний план). Закрепление навыка предметного рисования с передачей характерных особенностей предметов. | Рисование на общем листе ватмана подгруппами. Приём примакивания кистью (грибы). Способ рисования мятой бумагой (трава). |
«Мухомор» | Индивидуальная. | Закрепление навыка предметного рисования. Развитие зрительного восприятия. | Как правило, в подготовительной группе занятие на эту тему проводится в технике пальчиковой живописи: Рисование вертикальных линий — длинных и коротких. Рисование точек. |
«Грибы в лесу» | Коллективная. | Активизация процессов памяти и внимания. Закрепление навыка предметного рисования. | Рисование в подгруппах. Рисование карандашами: Штриховка в пределах контуров наброска с различной степенью нажима. Создание контуров цветными фломастерами. |
«Кто спрятался под грибком» | Индивидуальная. | Развитие навыка сюжетного рисования. Активизация памяти, воображения. | Рисование в смешанной технике — акварелью и гуашью. Заготовка фона. Рисование по влажному фону. Рисование мазками разной направленности. Проработка мелких деталей тонкой кисточкой. |
«Снегири на ветке рябины» | Индивидуальная. | Развитие навыка сюжетного рисования. Активизация образной памяти, развитие умения анализировать и прогнозировать. | Рисование гуашью: Заготовка фона. Рисование мазками. Прорисовка деталей тонкой кисточкой. |
«Сказочный гриб» | Индивидуальная. | Развитие навыка рисования по представлению. Активизация воображения. | Рисование цветными карандашами: Создание наброска. Продумывание фона. Штриховка с различной степенью нажима. Прорисовка деталей (возможно, фломастером). |
Мотивирующее начало занятия на тему «Ягоды и грибы»
Обязательным этапом занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе является мотивирующее начало. Оно создаёт эмоционально позитивную атмосферу, активизирует образную память воспитанников, расширяет знания детей об окружающей действительности, настраивает на последующий творческий процесс. В качестве мотивирующего материала в начале занятия по рисованию используются:
- Наглядный материал: тематические плакаты, карточки, иллюстрации в книгах, игрушки и фигурки.
- Чтение стихотворений, сказок, пословиц и поговорок, отрывков из прозаических художественных произведений по теме занятия.
- Проведение беседы.
- Создание проблемных и игровых ситуаций, сюрпризных моментов.
- Использование технических средств: прослушивание аудиозаписей, показ слайдов на проекторе.
Примеры использования мотивирующих материалов в начале занятия по теме «Грибы и ягоды»
Тема занятия | Мотивирующее начало |
«Сказочный гриб» | Прослушивание пословиц о грибах: Грибы растут в деревне, а их и в городе знают. Весна красна цветами, а осень — грибами. Ягоды любят день, грибы — ночь и тень. и др. Беседа с воспитанниками: как они понимают ту или иную пословицу, где растут грибы, какую погоду они любят и т. д. Разучивание с воспитанниками скороговорки о грибах. |
«Ветка рябины» | Создание сюрпризного момента: В гости к ребятам приходит белочка (медвежонок, заяц, ёжик или другой лесной зверь). Она принесла ребятам в подарок букет из рябиновых веток. Белочка раздаёт ребятам по веточке и замечает, что у них на столах лежат листы бумаги, кисточки и краски, а смогут ли ребята нарисовать ветки рябины? После выполнения задания белочка обещает провести с ребятами игру «Найди свою веточку в букете». |
«Грибная полянка» | В начале занятия воспитатель загадывает детям загадки о грибах и прикрепляет к доске картинки с изображением отгадок (либо ставит на стол фигурки отгаданных грибов). Проведение беседы о грибах: где растут, какие места любят определённые грибы, какие грибы несъедобные. Детям даётся задание разделить на две группы изображения грибов — на съедобные и ядовитые. Физкультминутка «За грибами». |
Составление конспекта занятия по рисованию на тему «Грибы и ягоды»
Временной план занятия по рисованию в подготовительной группе
Длительность занятия по рисованию с воспитанниками 6–7 лет составляет не более 30 минут.
- Организационный момент 1–2 минуты.
- Мотивирующее начало 6–7 минут.
- Практическая работа 15–17 минут.
- Демонстрация и обсуждение готовых работ 2–3 минуты.
- Подведение итогов 1 минута.
Каждое проведённое занятие воспитатель анализирует по следующим критериям:
- Достижение цели занятия.
- Выполнение образовательных и воспитательных задач.
- Эмоциональный настрой воспитанников на каждом этапе занятия (чем было обусловлено то или иное состояние детей).
- Наличие задержек на каком-либо этапе занятие: выявление причины и пути коррекции в последующей образовательной деятельности.
- Анализ работ воспитанников: какие приёмы рисования требуют дополнительного закрепления.
- Самоанализ работы педагога: какие обучающие методы и приёмы были эффективны в проведении занятия, какие нет.
План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему «Ветка рябины».
Автор: Бондаренко Наталия Евгеньевна
Цель | Создание рисунка с использованием различных приёмов (примакивание, тычок, рисование концом кисти, элементы пальчиковой живописи). |
Задачи | Создать комфортные условия для позитивной творческой деятельности. Совершенствование навыков рисования акварельными красками. Закрепление навыка смешивания красок на пластиковой палитре или листе бумаги. Развитие чувства прекрасного через наблюдение объектов природы. |
Ход занятия | Воспитатель зачитывает стихотворение о красавице рябинке. Рассказывает ребятам об особенностях строения этого дерева и как меняется цвет его листьев с наступлением осени. Изучение и обсуждение наглядного материала — картинки с изображением рябины в разные времена года. Практическая часть: Тонирование листа бумаги при помощи краски и кусочка поролона. Пока бумага сохнет, воспитатель ещё раз рассматривает с ребятами изображение ветки рябины, обсуждают особенности строения, формы ягод и листьев, цветовые качества. Рисование кистью веток и листьев, кончиками пальцем — ягод рябины. Прорисовывание мелких деталей кончиком кисточки: прожилки листьев — штрихами, серединки ягод — точками. Демонстрация и анализ готовых работ. Благодарность воспитанникам за проделанную работу. |
Порядок выполнения рисунков на тему «Грибы и ягоды»
Воспитанники подготовительной группы активно развивают умение следовать устным инструкциям педагога. Поэтому до выполнения ребятами практической части задания воспитателю стоит обсудить с ними, какими способами и в какой последовательности они будут рисовать пейзаж, и путём наводящих вопросов и подсказок подвести их к рекомендуемому порядку действий. Можно рассмотреть примеры готовых работ на заданную тему и предложить ребятам определить, при помощи каких приёмов создавались эти рисунки. Для тех ребят, у кого возникают затруднения с выполнением задания, могут быть предложены карточки со схематическими инструкциями по рисованию предметов. Прямой показ действий для воспитанников подготовительной группы педагог осуществляет только в случае выполнения особо сложного элемента или индивидуально в ситуации крайнего затруднения у воспитанника.
«Ветка рябины»
«Рябиновая ветвь»
«Грибной ёжик»
«Кто спрятался под грибком»
Картинка «Семейка опят»
Образцы рисунков на тему «Грибы и ягоды»
Видеоматериалы
Обучающий ролик «Рисуем гроздь рябины»
Мастер-класс «Как нарисовать снегирей на рябине»
Мастер-класс «Как нарисовать грибы поэтапно»
Видеоурок по рисованию карандашом для детей на тему «Грибы»
Занятия рисованием с детьми 6–7 лет являются одним из средств подготовки к предстоящему обучению в школе. Рисуя кистью и карандашами, ребёнок тренирует руку к освоению сложного навыка — письма. На занятиях рисованием формируются понятия композиции и перспективы, активизируется образное и пространственное мышление. Продумывая замысел и способы создания рисунка, ребёнок развивает аналитические способности и пробует прогнозировать результат от планируемых действий. Рисование развивает творческий потенциал дошкольника. На занятиях изобразительной деятельностью воспитанники учатся следовать устным инструкциям педагога, а также развивают собственные речевые навыки при изложении этапов работы и анализе результата.