Современный педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения), живущий в мире быстро распространяющихся инновационных технологий, просто вынужден быть в курсе актуальных тенденций развития. Самообразование, работа над собой, освоение новых педагогических технологий и знаний, оттачивание своего мастерства — необходимость для каждого работника педагогической сферы.
Содержание
Понятие самообразования: цели и формы
Сама специфика работы педагога, направленная на воспитание и развитие детей, обязывает постоянно заниматься творческим поиском нестандартных решений, самообразованием, совершенствованием профессиональных навыков, а также личностных качеств. Хороший специалист не может быть пассивным: от него ежедневно требуются компетентность и инициативность.
Кроме того, уровень владения темами и планами в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) напрямую отражается на компетентности, квалификации и даже денежном вознаграждении специалиста. Не стоит забывать, что и родители, выбирая образовательное заведение, которое сможет предоставить оптимальные условия развития их ребёнку, интересуются прежде всего уровнем творческой активности и профессионализма работающих здесь воспитателей.
Потребность в самообразовании является характерным качеством развитой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за своё самосовершенствование.
Цели и направления работы
Необходимым условием совершенствования работы дошкольного учреждения является организация консультативной помощи воспитателям, которые столкнулись с какой-либо проблемой в своей работе с детьми или стремятся овладеть более эффективными педагогическими методиками. Старший воспитатель или методист даст мудрый совет, подскажет практические приёмы решения возникшего вопроса, однако успех проделанной работы в решающей степени будет зависеть от инициативности и заинтересованности самого педагога, его личных усилий и желания развиваться.
Самообразование — осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми, соответствующих современному уровню развития педагогики и психологии. Устаревшие методы работы могут препятствовать гармоничному развитию современного поколения детей. Воспитатель целенаправленно планирует освоение им в течение учебного года тематического направления, которое вызывает у него профессиональные трудности или представляет вопрос глубокой заинтересованности.
Основные направления работы по совершенствованию профессиональной компетентности:
информированность по поводу нововведений в базе нормативной документации, имеющей отношение к дошкольному образовательному звену;
знакомство с учебной литературой и методическими рекомендациями;
осведомлённость по поводу новейших научных достижений в области педагогической мысли, возрастной психологии и детской физиологии;
изучение современных комплексных и парциальных программ, новейших педагогических технологий, авторских методик, а также передового опыта других дошкольных учреждений;
качественное расширение личного образовательного кругозора, совершенствование общекультурного уровня.
Формы самообразования
К формам самообразования относятся следующие виды деятельности:
работа с библиотечным фондом, чтение специальных периодических изданий, монографий, создание собственной тематической картотеки;
плодотворная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, научных конференций, психологических тренингов;
обращение за профессиональной консультацией в учебные центры переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры высших учебных заведений;
сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик.
Перед руководителем дошкольной организации стоит задача по созданию творческой атмосферы, которая бы поощряла каждого педагога к самообразованию, пробуждала желание творить, искать, экспериментировать, учиться и помогать другим. В методическом уголке старший воспитатель комплектует фонд профильной литературы в помощь воспитателям:
периодика систематизируется по годам публикации и тематическим подборкам;
каждая книга из библиотечного каталога сопровождается дополнительной аннотацией с перечнем вопросов, которые рассматриваются автором.
Старший воспитатель, в силу своего опыта и компетентности, может оказать своему менее опытному коллеге следующую методическую и консультативную помощь:
определить тему, конкретизировать цели и задачи;
распланировать работу по самообразованию;
грамотно представить текущую информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий (игр, занятий, экскурсий, праздников и т. д.) и действий (изучения литературы, консультационной работы с родителями, подготовки презентаций и участия в практических семинарах);
подвести итоги, проанализировать качественные и количественные показатели проделанной работы.
Плановое повышение квалификации педагога происходит каждые пять лет на специальных курсах, а в период между курсами актуальной становится самостоятельная работа каждого воспитателя, осуществляемая под патронатом старшего воспитателя или методиста дошкольной образовательной организации. Самообразование воспитателя в ДОУ должно обязательно включать в себя обмен опытом с другими коллегами по вопросам воспитания и обучения, организации педагогического процесса.
Ключевые аспекты самообразования
Деятельность по самообразованию педагога можно разделить на определённые периоды для упрощения планирования и последующего анализа.
Таблица: структурное содержание самообразования воспитателей детского сада
Периоды деятельности | Действия воспитателя | Область компетенции старшего воспитателя/методиста |
---|---|---|
Подготовительно- диагностический | Осознание внутренней мотивации к самообразованию, потребности к расширению профессионального кругозора и сферы компетентности, определение цели и задач. | Диагностическое исследование и многогранный анализ деятельности педагога. Проведение индивидуальной беседы, анкетирования в целях выявления круга профессиональных интересов, творческих способностей и наклонностей. |
Планирование | Выбор темы, определение важных аспектов, указание основных этапов, форм и методов работы, оформление перспективного плана работы. | Консультирование и методическое сопровождение по возникшим вопросам в зависимости от опытности и квалификации педагога. |
Учебная деятельность | Знакомство с теоретическими аспектами и изучение методической литературы по выбранной проблеме. | Подбор учебной и методической литературы, видеозаписей мастер-классов и занятий, оформление тематического стенда и выставки с наглядным материалом. |
Практическая деятельность | Подготовка и проведение занятий, игр, проектов с детьми, изготовление дополнительных дидактических пособий. | Посещение занятий, диагностика и оценка практического опыта педагога. |
Подведение итогов | Заполнение рабочей тетради о проделанной теоретической подготовке и опыте практической реализации, отчётной папки с данными о динамике результатов у детей, организации выставки детских работ, проведение творческого отчёта или презентации. Итоговый доклад на педагогическом совете, методическом семинаре, конференции по обмену опытом. | Консультативная помощь в оформлении результатов проделанной работы, пополнение информационного банка методических пособий. |
Советы по организации самообразования:
целесообразно завести специальную рабочую тетрадь и записывать в неё важнейшие инновационные предложения различных образовательных методик, включая авторские;
желательно останавливать свой выбор на темах, которые будут иметь практическую реализацию и помогут в разрешении реальной образовательной или воспитательной проблемы;
самообразование предполагает формирование собственных суждений по той или иной тематике, поэтому важно научиться всесторонне анализировать изучаемый вопрос;
чтобы вовремя обнаружить пробелы в собственных знаниях и скорректировать свои действия, необходимо обращаться за советом и помощью к своим коллегам.
Фотогалерея: оформление рабочей тетради по самообразованию (пример)
Особенности планирования работы по самообразованию
Специалист может столкнуться в самообразовании с типичными проблемами, возникающими при самостоятельной индивидуальной работе. Для их решения существуют определённые рекомендации.
Таблица: возможные проблемы в самообразовании и их решение
Вопросы, которые могут возникнуть | Рекомендации по решению |
---|---|
Тяжело определить и сформулировать тему | Выявите ключевую проблему, которая является для вас значимой в ближайшей перспективе. Диагностировать важнейшие вопросы помогут наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы, исследование уровня сформированности практических умений и навыков у детей. На стадии формулировки темы берите во внимание нормативно-правовые документы (государственные стандарты, учебные программы). |
Затруднения в выборе необходимой методической литературы | Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги, следовательно, поможет и оценить степень полезности этого источника лично для вас. Чётко определите для себя круг вопросов, на которые вы ищете ответ. Начните свои поиски с более традиционных методик, постепенно переходите к рассмотрению и обсуждению современных технологий, в выборе которых учитывайте позитивный опыт своих коллег. |
Трудности с осмыслением прочитанного методического материала | Используйте практику конспектирования в форме записи ключевых тезисов. В процессе работы постарайтесь систематизировать информацию: выделяйте главные факты, понятия и мысли, которые могут оказаться полезными в практической деятельности, фиксируйте свои вопросы и комментарии. Используйте толковые словари, справочные источники для уяснения смысла неизвестных терминов. |
Проблема выбора темы согласно требованиям ФГОС
Рекомендуемые темы для самообразования определяются в соответствии с опытом работы педагога.
Для начинающих воспитателей (стаж до 5 лет):
освоение практических навыков проведения конструктивной работы;
формирование базисного уровня профессионального мастерства;
осознание важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели образования и воспитания.
Для воспитателей, опыт работы которых свыше 5 лет:
освоение методов проектирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;
раскрытие творческих способностей, практическое применение учебно-методических знаний.
Для опытных мастеров педагогического дела, творчески активных и ищущих:
развитие профессиональной гибкости, способности к подстраиванию своей деятельности под требования современного общества;
практика наставничества и помощи молодым специалистам;
исследовательская работа, основанная на многолетнем педагогическом опыте;
полное раскрытие творческих сил и возможностей.
Для педагогов, не имеющих профильного образования:
изучение азов методической работы с малышами;
адаптация к образовательному и воспитательному процессу в дошкольном учреждении.
Тема для работы по самообразованию разрабатывается и оформляется при сотрудничестве педагога и старшего воспитателя. Педагог может выбрать тему самостоятельно, если подготовит чёткое аргументированное обоснование её практической ценности и перспективности. Темы можно условно разделить на два вида:
краткосрочные — проект реализуется в течение года;
долгосрочные — тема дорабатывается, претерпевает изменения во временном промежутке от трёх до пяти лет.
Примеры обозначения темы по самообразованию согласно ФГОС
Социально-коммуникативная область:
Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях дошкольной образовательной организации.
Формирование у младших дошкольников навыков осознанного и ответственного поведения на основе знаний о безопасности жизнедеятельности.
Социализация детей среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.
Становление нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания.
Художественно-эстетическая сфера:
Становление эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Раскрытие творческих возможностей детей среднего дошкольного возраста посредством освоения техники лепки и конструирования.
Развитие навыков самостоятельности и творческой свободы самовыражения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Область речевого развития:
Активизация речевой деятельности младших дошкольников в процессе приобретения элементарных знаний о природном мире.
Развитие навыков диалоговой речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованных постановок.
Речевое развитие старших дошкольников посредством наглядного моделирования.
Познавательная область:
Формирование у младших дошкольников начальных представлений об окружающем природном мире в процессе игровой деятельности.
Активизация познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
Ознакомление старших дошкольников с традициями этнической культуры в процессе познавательно-речевой деятельности.
Область физического развития:
Опыт оздоровления детей посредством дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Практическое применение техники «оригами» для развития гибкости пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.
Формы и методы здоровьесберегающей деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни посредством современных игровых технологий у старших дошкольников.
Для старших воспитателей и методистов:
Формирование у воспитателей ДОУ профессиональной подготовки в сфере патриотического воспитания детей.
Методическое сопровождение художественно-эстетического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Методическое обоснование внедрения эффективных образовательных технологий в дошкольном учреждении в условиях существующих образовательных стандартов.
Моделирование развивающей среды дошкольной образовательной организации в условиях модернизации содержания дошкольного образования и воспитания.
Таблица: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (пример плана годовой программы)
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь — май | 1. Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников». 2. Козлова С.А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью». 3. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека». | По усмотрению воспитателя. |
Работа с детьми | Сентябрь | Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина — Россия». Экскурсии по родному городу. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. | Стенд «Моя Родина — Россия». Картотека игр. |
Октябрь | Беседа по теме «Улица, на которой я живу» | Выставка рисунков «Улицы нашего города». | |
Ноябрь | Ознакомление с символикой России, родного города, области. Экскурсия в краеведческий музей города. | Выставка работ детского творчества. | |
Январь | Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. | Коллективное оформление книги «Русское народное творчество». Развлечение «Игры наших бабушек». | |
Февраль | Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России». Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». | Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. | |
Март | Беседы «Моя мама — лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» | Выставка детских работ «Мамин портрет». | |
Апрель | Краткосрочный проект «Космос» | Викторина «Что вы знаете о космосе». Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей». | |
Май | Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. | Утренник, посвящённый Дню Победы. | |
Сентябрь — май | Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. | По усмотрению воспитателя. | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» | Фотовыставка «Моё любимое место в городе». |
Октябрь | Консультация «Воспитание маленького гражданина». | По усмотрению воспитателя. | |
Ноябрь | Оформление альбома «История нашего города». | Альбом «История нашего города». | |
Февраль | По усмотрению воспитателя. | Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии». | |
Март | По усмотрению воспитателя. | Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников. | |
Апрель | Работа по благоустройству территории детского сада. | Акция «Посади дерево». | |
Май | Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». | По усмотрению воспитателя. | |
Самореализация | Январь | Показ открытого мероприятия. | Развлечение «Игры наших бабушек». |
Май | Отчёт по теме самообразования. | Выступление на педсовете. |
Отчёт о проделанной работе и выход темы
В конце учебного года каждый воспитатель заполняет отчётные документы по теоретической части и практической апробации темы и выступает с докладом на педсовете. Педагог обязательно должен обозначить выбранную тему и цель работы.
Также в отчёте он должен осветить такие вопросы:
совершенствование профессиональных умений и навыков;
изучение литературы педагогического профиля и методических пособий по теме;
практика внедрения инновационных методов педагогической работы;
подготовка конспектов и тезисов;
проведение мастер-класса или тематического семинара;
анализ проделанной работы, обобщение и систематизация выводов.
Мастер-классы, открытые занятия, методические разработки — всё это также может служить основой для отчётности.
Видео: «Капелька-волшебница» (открытый показ: занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе)
Здесь показан комплексный подход к организации детского образовательного мероприятия в младшей группе детского сада.
Видео: развивающие игры В. В. Воскобовича, мастер-класс педагога-психолога
https://youtube.com/watch?v=S7nRolZUnsQ
Запас игровых методик и техник педагога должен постоянно пополняться новыми разработками. Проверенные инструменты также работают лучше, если их время от времени пересматривать, сочетая с новыми элементами.
Мастер-класс по изготовлению папки-передвижки
- Подготавливаем следующие материалы: картон коробочный, обои (размер 25см*32см), 4шт., ткань для обклейки краёв, клей ПВА, файлы 4 шт., двухсторонний скотч для крепления файлов.
- Из картона вырезаем 4 заготовки размером 28см*36см, из обоев вырезаем 4 детали (можно 8, если папка будет двухсторонней) размером 25см*32см. Ткань разрезаем на полосы 7 шт. 36см*5см и 2 шт. 115см*5см.
- Сначала соединим наши листы картона, для этого проклеиваем соединения тканью, оставляя между листами картона зазор около 1 см.
- Затем оклеиваем боковые стороны и оставляем для высыхания на 1–2 часа, чтобы изделие не прилипло к столу.
- Далее переворачиваем папку и проклеиваем соединения с другой стороны; в последнюю очередь оклеиваем верхнюю и нижнюю стороны.
- Наклеиваем заготовки-обои, отступая от края на равное расстояние со всех сторон.
- От файлов аккуратно отрезаем белый кант и приклеиваем файлы к нашей папке на кусочки двухстороннего скотча.
Вставляем в карманы распечатки и… Любуемся!
Видео: развитие конструктивных и творческих способностей способами художественного конструирования в технике «Оригами» (творческий отчёт по самообразованию)
Развитие творческо-познавательной активности у детей при помощи различных упражнений и манипуляций с бумагой широко используется современными педагогами.
Тест для самодиагностики: личная заинтересованность в саморазвитии
Отмечайте те утверждения, которые верны по отношению к вам:
- Я стараюсь изучить свои интересы и потребности.
- Стремлюсь работать над собой, несмотря на занятость.
- Я много читаю.
- Обращаю внимание на мнение обо мне окружающих, для меня важна обратная связь.
- Обдумываю свой жизненный опыт и чувства.
- Осмысливаю свою деятельность, посвящая этому специальное время.
- Возникающие преграды стимулируют меня искать выход из ситуации.
- Я открыто обсуждаю интересующие меня темы, прислушиваюсь к авторитетному мнению.
- Стараюсь сохранять веру в свои силы и возможности.
- Анализирую влияние окружающих людей на мою личность.
- Стараюсь добиваться положительного результата в своей деятельности.
- Мне нравится изучать и познавать новое.
- Возрастающая ответственность не угнетает меня.
- Я позитивно отнесусь к карьерному росту.
Результат: большая часть положительных ответов дают основания сделать вывод о вашей готовности к осознанной работе по самосовершенствованию.
Профессиональное самосовершенствование не сводится к формальному заполнению отчётов, подготовке докладов, оформлению выставок и демонстрационных стендов. Смысл многогранной работы по самообразованию в том, чтобы раскрыть творческие способности воспитателя, дать стимул к повышению его уровня мастерства и развитию личностных качеств. Знаток своего дела, обладающий яркой индивидуальностью, всегда будет вызывать интерес у воспитанников и служить авторитетом для родителей.