В контексте образовательного процесса для школьников важно не просто научиться механически запоминать и воспроизводить предлагаемый материал, но овладеть навыком установления причинно-следственной связи. С этой целью применяются методические приёмы развития логического мышления ученика, в числе которых обучение умению ставить вопросы и отвечать на них — как кратко, так и развёрнуто. Часто для этого используется такой приём, как «Толстые и тонкие вопросы».
Содержание
Суть методики
«Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. Педагогический приём «тонких и толстых вопросов» направлен на формирование умения задавать корректные вопросы и грамотно отвечать. Уровень интеллектуального развития школьника определяется по вопросам, которые формулирует ребёнок по заданной теме. Учитель видит, изучен ли материал, доступен ли для понимания ученика, способен ли ученик устно изложить изученное. Обучая детей мыслить, педагог помогает им доказательно обосновывать ответ.
Цели методики
Применение «тонких» и «толстых» вопросов преследует три цели:
- Умение последовательно перейти от информации к аргументированному раскрытию темы.
- Закрепить навык формулирования вопросов.
- Научить культуре дискуссии, уважению к чужому мнению.
Структура школьного урока включает три этапа: повторение, изучение нового материала, закрепление. «Тонкие» и «толстые» вопросы можно использовать на каждом из них.
Таблица: применение вопросов на разных этапах урока
Этапы урока | Реализация приёма |
Повторение пройденного | Дети отчитываются по домашнему заданию, отвечая на вопросы в конце статьи учебника. |
Изучение нового материала | Учитель освещает новую тему, контролирует степень понимания, задавая «толстые» вопросы. |
Закрепление материала | Дети с помощью учителя составляют вопросник, находя связь между полученными на уроке и уже имеющимися знаниями. |
«Тонкие» и «толстые» вопросы на уроках начальной школы
Вопросы — вот тот простой инструмент, который позволяет педагогу направить процесс обучения в конструктивное русло.
Примеры заданий для младших классов:
- составить «тонкий» вопрос по какой-либо теме и записать;
- дополнить формулировку какого-либо «толстого» вопроса;
- самостоятельно придумать «толстый» вопрос и ответить на него.
Таблица: природоведение — урок по заповедникам в 4 классе
Этап урока | Содержание |
Повторение пройденного | Отвечая на «тонкие» вопросы, ученики последовательно связывают событие с дальнейшими действиями государства по созданию заповедников на территории России и охране национального достояния. Они могут проследить логическую цепочку действий по улучшению экологической обстановки. «Тонкие» вопросы:
|
Изучение нового материала | Учитель ставит перед классом проблемные вопросы. Отвечая, дети начинают понимать, что человек должен относиться бережно к дарам природы:
|
Закрепление | На этапе закрепления детям предлагается составить два «толстых» вопроса по содержанию статьи учебника, разделённой на абзацы. Класс делится на группы, каждая работает над одной частью. Учитель проверяет варианты вопросов, комментирует, вносит поправки. Учащиеся записывают. |
Урок чтения: творчество А. С. Пушкина
Изучая творчество А. С. Пушкина, дети тоже могут научиться различать «тонкие» и «толстые» вопросы. Ученикам можно предложить следующие задания:
- «тонкий» вопрос: назовите дату рождения А. С. Пушкина (ответ: 1799 г.);
- составьте «толстый» вопрос, дополнив: почему «Сказки» А. С. Пушкина… (любят взрослые и дети, читают во всём мире, переведены на иностранные языки).
- «толстый» вопрос: как в произведениях поэта раскрывается мудрость народа?
Отвечая, ученик приводит примеры из произведений, вспоминает содержание, подкрепляет ответы текстом.
Использование приёма в средней школе
В средней школе умение обдумывать и размышлять, ставить вопросы и отвечать на них отвечает ряду задач соответствующего возрастного периода и облегчает их прохождение. Для подростка важно и самосознание, и общение со сверстниками; то и другое требует вопросов и ответов. В качестве задания на дом учитель может предлагать составить «толстые и тонкие» вопросы по содержанию произведения, текста статьи, дополнительного источника.
Таблица: использование вопросов на примере урока литературы в 7 классе
Тема | Рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник» |
Форма | Урок-беседа (поможет учащимся раскрыть главную мысль произведения, выяснить отношение автора к событиям, изображённым в рассказе, выразить свою точку зрения). |
Цели |
|
Предварительное задание | После прочтения произведения дома составить свои «тонкие» вопросы. (На уроке проверяется выполнение, вопросы корректируются и записываются). |
«Тонкие» вопросы от учителя |
|
«Толстые» вопросы от учителя |
|
Примечания | В течение занятия учитель акцентирует внимание учащихся на ответах на «тонкие и толстые вопросы», спрашивает: «Можно ли, используя только вопросы с конкретными ответами, раскрыть тему?» |
Итоговое задание | Составить к рассказу «толстые» вопросы, которые помогут охарактеризовать главного героя рассказа «Злоумышленник». (Таким образом, размышления и оценка учениками материала продолжается дома и завершается на следующем уроке, когда учитель организует опрос или, например, коллоквиум по составленным толстым вопросам, а затем подведение итога по рассмотренной теме). |
«Толстые» и «тонкие» вопросы в старшей школе
В старшем звене навык постановки вопросов совершенствуется, а педагог корректирует и анализирует грамотность формулировок. Умение анализировать материал и составлять вопросы требуется при написании сочинений, рефератов, комплексной работе с текстом, помогает в устной речи выдержать логику, в дискуссиях — обосновать свою позицию.
Таблица: использование вопросов на примере урока литературы в 10 классе
Тема | Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» |
Форма | Дискуссия |
Цели | Научить вести спор, высказывать отношение и понимание проблемы, слушать оппонента. |
Предварительное задание | В романе Ф .М. Достоевского «Преступление и наказание» найдите главы, повествующие о переживаниях Раскольникова после преступления. Для работы предлагается самостоятельное прочтение текста с последующим обсуждением и выделением главной мысли. |
«Тонкие» вопросы от учителя |
|
«Толстые» вопросы (могут быть подготовлены учениками, откорректированы учителем) |
|
Примечания | В ходе занятия учащиеся озвучивают собственную позицию, приводят подтверждение из текста, делают выводы о психологическом состоянии Раскольникова, который совершил преступление. |
Итоговое задание | Подготовить сочинение по одному из «толстых» вопросов, озвученных на занятии. |
Ответы на «тонкие» вопросы подготовят почву для дискуссии и использования текста произведения, для аргументированного ответа на последующие вопросы. «Толстые» вопросы заранее подготовлены учениками и откорректированы учителем.
Варианты «тонких и толстых вопросов» на различных уроках
Вопросы можно смело назвать методическим средством, доступным абсолютно любому учителю ещё с древности. Их легко встраивать в план урока, они позволяют работать и индивидуально, и в парах, и в группах.
Таблица: «толстые» и «тонкие» вопросы на уроках по различным дисциплинам (примеры)
Предмет | Тема | «Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Русский язык | Имя прилагательное |
|
|
Литература | Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» |
|
|
История | Война 1812 года |
|
|
География | Италия |
|
|
Сформированное умение правильно задавать вопросы и отвечать на них развивает интеллект ученика, помогает дальнейшему самообразованию. Учит вести спор, аргументировано отстаивать позицию. Текст, рассматриваемый с точки зрения «тонких и толстых» вопросов, легче запоминается и воспроизводится. Школьники обучаются самостоятельной работе над содержанием статьи, произведения. Чтение становится вдумчивым, осознанным.