В детском саду занятие аппликацией носит не только практический характер — дети учатся работать руками, – но и теоретический, так как малыши узнают интересные и важные детали о том, что окружает их с рождения. Так и с темой «Одежда и обувь»: маленькие мастера не только создают делать уменьшенные копии того, что на них самих надето, но и уясняют тонкости того, как правильно сочетать цвета, рисунки в предметах гардероба. Рассмотрим важные аспекты подготовки и проведения занятия по этой теме в старшей группе.
Содержание
Этап подготовки к проведению занятия в старшей группе
Это самое ответственное время, так как от того, насколько хорошо будет подготовлена и оснащена аудитория «творцов», зависит успех всего занятия.
Чем помогают дети?
Старшая группа — это возраст, когда вчерашние малыши уже «почти школьники», а значит, с особенностями психики столь нестабильной категории наблюдаемых нужно мириться. Вот и с занятиями так же: карапузы больше чем получить саму поделку в конце хотят помочь воспитателю подготовить все необходимые материалы и инструменты перед занятием. При этом круг навыков, касающихся аппликации, у них уже довольно обширен, так что ребятня может
- нарывать мелкие кусочки для мозаичной аппликации;
- делать заготовки из пластилина для деталей костюма;
- вырезать ножницами (если надо, то симметрично) крупные и не очень крупные детали;
- работать с природными материалами (в данном случае речь идёт о сухих листьях);
- раскладывать листы бумаги с заготовками для других членов группы;
- наливать клей в небольшие мисочки, готовить кисточки;
- распределять дополнительные материалы для украшения бумажной одежды.
Как определиться с размером аппликации?
Чем мельче предметы одежды и обуви, тем сложнее с ними работать. Поэтому оптимальным размером, например, для платья или пальто будет ½ А4. А вот основа может быть и А3, и А1 (этот вариант удобен, если аппликация коллективная, например, малыши должны составить свою коллекцию одежды и продемонстрировать, что из этого получилось на общем «подиуме»).
Материалы
В старшей группе дети уже знакомы со всеми техниками выполнения аппликации. Так что ограничений в материале не будет. Единственное «но»: если для поделки нужна ткань, то эти элементы лучше давать детям уже в готовом виде, так как материал обычно «сыпется», чем доставляет неудобства в работе. Самый удачный способ создания аппликации на тему гардероба — это комбинированная техника, когда дети работают с несколькими видами материала. Например, бумага, сухие листья для отдельных деталей одежды или для обуви, ткань для вставок разных фактур и декоративные элементы. Что касается последнего, то поделка на тему гардероба — благодатная почва для использования отделочных материалов, которые применяются в шитье. Это могут быть
- стразы;
- пайетки;
- тесьма;
- бусины (для удобства плоские);
- пуговицы (или конфетти в роли пуговиц);
- бисер;
- фантики от конфет (для создания курток или вечерних платьев);
- пряжа (войлок) для обуви и пр.
Классическая основа для аппликации — это картон. Кстати, в старшей группе его плотность может быть выше, то есть допускается использование толстого картона. Отдельно стоит сказать о тканевой подложке. Это довольно сложный вариант выполнения аппликации, но тем не менее возможный: дети получают тканевую основу, на которую нанесены контуры одежды. Задача карапузов состоит в том, чтобы украсить её пуговицами, стразами, тесьмой и т.д. Но крепят они эти элементы на клей. И всё же самой распространённой является аппликация, в которой предмет гардероба вырезается полностью, представляя собой 3D поделку.
Инструменты
Если за основу берётся бумага, то без клея не обойтись. А значит, нужны кисточки, которыми малыши будут дозировать соединительный материал. Обратите внимание, что клей в стике — также очень удобный для наклеивания — в старшей группе уступает место жидкому ПВА. С ним дети учатся работать аккуратно, а также приклеивать тонкие и мелкие детали. Обязательно нужно подготовить влажные салфетки, которыми дети смогут вытирать пальцы и излишки с основы.
Как мотивировать ребят?
От правильного настроя на работу зависит не только результат аппликации, но и настроение, с которым малыши уйдут домой. Так что воспитатель должен грамотно и точно ввести карапузов в творческую деятельность. Для этого можно использовать несколько проверенных способов.
Стихотворения
Работа по развитию речи предполагает заучивание рифмовок. А поскольку речь идёт о занятии в старшей группе, то стихотворения в качестве мотивирующего начала аппликации — это очень удачное сочетание работы над реализацией и развивающей, и обучающей целями.
- Бабушкины руки Это чья рубашка — Синие горошинки? Бабушка старалась, Шила для Алёшеньки! Это чей сарафан Белыми ромашками? Бабушка старалась, Шила для Наташеньки!
- Попросила мама сына: – Зашнуруй-ка свой ботинок: Раз-два — вправо, Раз-два — влево! — Он не хочет шнуроваться, — Митя думал оправдаться. И чтоб это доказать, Узелочки стал вязать: Раз-два — справа, Раз-два — слева.
— Вот! Мешают узелочки Мне продёргивать шнурочки! - Дарит бабушка-лисица Трём внучатам рукавицы. – Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки. Берегите, не теряйте, Сколько всех, пересчитайте.
Загадки
Один из самых быстрых, эффективных и любимых малышами способов настроится на рабочий лад — отгадать пару загадок.
- Входишь в одну дверь, а выходишь из трёх, Думаешь, что вышел, а на самом деле зашёл. (Рубашка)
- Если дождик, мы не тужим — Бойко шлёпаем по лужам, Будет солнышко сиять — Нам под вешалкой стоять. (Сапоги, галоши)
- Домики для пальчиков Девочек и мальчиков. (Перчатки)
- Черна, а не земля, Пушиста, а не снег, Греет, а не печка. (Печка)
- Я любой девчонке Прикрою волосёнки, Прикрою и мальчишке Стрижки-коротышки. От солнца я защита — Для того и сшита. (Панама)
Игры
Несмотря на то что вводная часть занятия в форме игры — довольно противоречивый момент, так как многие методисты небезосновательно считают их разлагающим дисциплину приёмом, воспитатели на практике всё же пользуются этим способом привлечь внимание детей. Например, игрой «Почини одежду». Её цель научить ребят складывать предметы одежды, разрезанные на половинки. Малыши берут с подноса разрезанные на половинки предметы гардероба и складывают из них целые вещи. Затем отвечают на вопросы взрослого (к примеру, «Что ты собрал?», «Из каких частей состоит твоё платье?» и т.д).
Сказки
Если детки в группе чересчур активны, то в качестве мотивирующего начала им подойдёт спокойный вид работы, которые поможет сосредоточиться. Например, прослушивание тематических сказок с беседой по вопросам после.
Минисказка про одежду — Про Свитер и Майку Однажды Майка попала в беду. Она так растревожилась, что чуть не заплакала. А всё потому, что она впервые попала в стиральную машину. Её крутило, вертело и подбрасывало так, что бедняжка думала, что её разорвёт на мелкие клочки. Но рядом стирался, уже не в первый раз, старый, мудрый Свитер. Он успокоил маленькую Маечку и сказал: — Скоро нас достанут из стиральной машины, всё будет хорошо. Хозяйка наденет тебя и будет очень тобой довольна! Потерпи! |
Вопросы:
- Почему расстроилась майка?
- Как Свитер её успокоил?
- Почему Свитер был мудрым и спокойным?
Сказка про то, как одежда обиделась Жил-был мальчик Андрюша. Он очень не любил одеваться. Летом бабушке удавалось с ним справиться, потому что ничего особенного одевать на Андрюшу не приходилось, а вот с наступлением холодов начиналось трудное время. – Не хочу, не буду, не надену… – кричал Андрюша и убегал от бабушки. Но однажды случилось вот что. Андрюша с бабушкой, как всегда, собирались гулять. – Надень колготочки, – упрашивала бабуля. – Не буду! – отпихнул бабушкины руки Андрюша. – Почему? – расстроилась бабушка. – Они некрасивые, – ответил Андрюша. – А какие колготочки ты бы хотел? – Я бы… Я бы… Я бы хотел зелёные, как листики на деревьях. Вот! – выпалил Андрюша и победоносно посмотрел на бабушку. В это мгновение колготки вдруг превратились в две тонкие ветки, покрытые густой зелёной листвой. – Ой, что это? – удивился Андрюша. – Колготки, как ты хотел, – ответила бабушка. Ветки изогнулись и звонко шлёпнули вредного Андрюшу по попе. – Ай, они дерутся, – испугался Андрюша. – Но ты сам захотел такие! – А какой свитер ты хочешь? – Я хочу, чтобы он был мягкий, как птичий пух! – ответил Андрюша. Внезапно свитер взмахнул рукавами и превратился в огромную птицу. Птица вытянула шею и постаралась ущипнуть непослушного мальчишку за коленку. – Ай, он щиплется, – испугался Андрюша. – Но ты сам захотел такой, – ответила бабушка. – А комбинезон ты наденешь? – Нет. У него слишком много всяких застёжек, я не люблю засовывать руки в рукава и ноги в штанины! Я хочу, чтобы он был живой и сам на меня надевался! Раз! И комбинезон ожил, затопал штанинами, захлопал рукавами и замахнулся на Андрюшу. – Ай, чего это он, – испугался Андрюша. – Но ты сам захотел такой, – ответила бабушка. – А ботиночки ты тоже не любишь? – Нет, у них шнурки. Я не хочу их завязывать. Хочу, чтобы они сами налезали мне на ноги, и чтобы никаких шнурков не было! В это мгновение шнурки, как две юркие змейки, выскочили из ботинок и куда-то уползли. А сами ботинки превратились в двух маленьких собачек и, свесив язычки, начали наскакивать на Андрюшу, пытаясь его укусить. – Ай, они кусаются, – испугался Андрюша. – Но ты сам захотел такие, – ответила бабушка. – Ну, а шапочка тебе тоже не по нраву? – Нет, – упрямо ответил Андрюша. – Она плохая, с помпоном! А я хочу, чтобы у неё были ушки, как у медвежонка! Тут же помпон подпрыгнул как мячик и ускакал вслед за шнурками. А шапка превратилась в ушастую медвежью голову, да как зарычит: – Ну, что тебе ещё не нравится, вредный мальчишка. Давай одеваться. Теперь все вещи такие, как ты хотел! – Бабушка, – заплакал Андрюша. – Я хочу, чтобы вернулись мои старые вещи. Расколдуй их, пожалуйста! – Как же я их расколдую, если ты их такими сделал. Только ты можешь вернуть все обратно. – Колготочки, свитер, комбинезон, ботинки, шапочка! – закричал Андрюша. – Вернитесь, пожалуйста, ко мне! Я теперь всегда буду одеваться сам и не буду спорить с бабулей! Раз! И зелёные ветки превратились в Андрюшины синие колготочки. Два! И злая птица сложилась на стуле аккуратным свитерком. Три! И комбинезон послушно лёг рядом. Четыре! И откуда-то приползли шнурки, а собачки перестали тявкать и превратились в Андрюшины ботиночки. Пять! Пёстрым мячиком прискакал помпон, прыгнул на медвежью голову, и она опять стала Андрюшиной шапочкой! – Ура! – обрадовался Андрюша. – Здравствуйте мои дорогие вещи! Какие вы, оказывается, замечательные. Бабуля! Давай одеваться и пошли гулять. Я обязательно должен рассказать друзьям эту волшебную историю. |
Вопросы к тексту:
- Почему бабушке было трудно с Андрюшей?
- Что произошло с его вещами?
- Почему Андрюша захотел, чтобы его одежда вернулась к нему?
- Как отреагировал мальчик на то, что к нему вернулись его свитер, колготки, комбинезон, ботиночки, шапка.
Ещё один пример — это сказка в стихах Корнея Чуковского «Чудо-дерево».
Как у наших у ворот Чудо-дерево растёт. Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное! Не листочки на нём, Не цветочки на нём, А чулки да башмаки, Словно яблоки! Мама по саду пойдёт, Мама с дерева сорвёт Туфельки, сапожки. Новые калошки. Папа по саду пойдёт, Папа с дерева сорвёт Маше — гамаши, Зинке — ботинки, Нинке — чулки, А для Мурочки такие Крохотные голубые Вязаные башмачки И с помпончиками! Вот какое дерево, Чудесное дерево! Эй вы, ребятки, Голые пятки, Рваные сапожки, Драные калошки. Кому нужны сапоги, К чудо-дереву беги! Лапти созрели, Валенки поспели, Что же вы зеваете, Их не обрываете? Рвите их, убогие! Рвите, босоногие! Не придётся вам опять По морозу щеголять Дырками-заплатками, Голенькими пятками! |
Беседа
Как уже упоминалось, беседа может быть частью работы над сказкой. Но также ответы на вопросы могут быть самостоятельным приёмом, когда в начале занятия воспитатель задаёт карапузам вопросы, на которые они отвечают либо хором, либо индивидуально. Этот приём также работает на развитие речи. Кроме того, дети учатся слушать и слышать других членов коллектива.
- Какая бывает одежда? (женская/мужская, зимняя/летняя, тёплая/лёгкая и т.д.)
- Назовите одежду по назначению (домашняя, спортивная, праздничная, детская и т.д.)
- Из каких деталей шьют брюки? (две штанины и пояс)
- Какая бывает обувь? (мужская/женская, зимняя/летняя/весенняя/осенняя, на каблуке/без каблука и т.д.)
Наглядность
При любом варианте мотивирующего начала без наглядных материалов не обойтись. Это могут быть и картинки, и фотографии. Если аппликация посвящена украшению одежды, например, валенок, то на фото должны быть представлены образцы подобных работ, выполненные профессиональными дизайнерами.
Это интересно. Известный на весь мир советско-российский модельер Вячеслав Зайцев начинал свою карьеру на фабрике, изготавливающей валенки. И однажды начинающий дизайнер одежды сделал целую партию разноцветных валенок. В этот момент на фабрику приехала делегация из Франции, члены которой были так впечатлены потрясающей обувью, что тут же договорились о том, что заберут радужные войлочные сапоги. Так началась международная слава Вячеслава Зайцева, без которого сейчас нельзя даже представить мировую индустрию моды.
Если предполагается создание нарядов для бумажной куклы, то должны быть картинки, на которых они одеты, а также примеры моделей готовой одежды без куколки-манекена.
Схема составления конспекта занятия по теме «Одежда и обувь»
Одним из основополагающих моментов успешной работы над аппликацией является правильное распределение времени на все этапы творческой деятельности. Занятие в старшей группе длится 30 минут, из которых
- на введение (мотивацию) отводится 5 минут;
- на основную часть (собственно саму аппликацию, а также физкультминутку, пальчиковую гимнастику) – 20 минут;
- на заключительный этап (самоанализ, подведение итогов, составление выставки готовых работ) – 5 минут.
Пример конспекта
Составление плана занятия начинается с формулировки целей и задач работы над аппликацией. Предлагаем такой вариант целеполагающего компонента:
- обучать обводить шаблон с мелкими деталями по контуру;
- продолжать работать над развитием умения симметрично вырезать детали по нарисованным линиям и работать с клеем;
- формировать навык создания композиции по образцу;
- расширять знания о видах одежды, а также о национальном костюме;
- воспитывать уважение к чужому труду.
Задачи занятия:
- учиться дополнять изображения одежды деталями (карманами, воротником и пр.);
- активизировать словарный запас по теме (штанины, пояс, выкройка, шерсть, войлок и пр.);
- развивать мелкую моторику, творческое воображение и слуховое восприятие;
- воспитывать собственное видение результатов творческого процесса.
Шумкова Наталья «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чудо-валенки» (с использованием ИКТ)» (фрагмент)
<…1. Вводная часть. Организационный момент (2 мин.). Дети заходят в зал. Здороваются с гостями. Педагог: – Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей) – На чём можно отправиться в путь? (ответы детей) – А пешком можно? (ответы детей) – Я предлагаю вам отправиться на волшебную, сказочную полянку… -Ой, ребята, смотрите: чьи — то следы? Как вы думаете, чьи это следы? А давайте посмотрим, куда они нас приведут? Дети идут по следам за воспитателем. Дети проходят в зал, там находят валенок, который лежит в «сугробе». Педагог: – Вот и наша волшебная полянка. Ой, ребята, посмотрите, что это такое здесь, в сугробе? (ответы детей) – А у кого из вас есть валенки, ребята? Может быть, кто-то из вас потерял его? (ответы детей) – Тогда давайте оставим его здесь, вдруг вернётся тот, кто его потерял (ответы детей).
Прослушивание стихотворения К. И. Чуковского «Чудо-дерево» (5–7 мин.).
Педагог предлагает отдохнуть после работы. |
Этапы работы над аппликацией
Прежде чем рассматривать схемы работы над поделками, нужно оговорить, что аппликация на тему одежды и обуви может быть «адресной», то есть создаваться для бумажной куклы (мальчика или девочки). В этом случае следует заранее подготовить «адресата» (вырезать, наклеить на плотную основу), чтобы дети могли видеть того, кому они «шьют» наряды. Это может быть 1–2 куколки на группу или же индивидуальные образцы.
«Платье»
Для этой аппликации потребуются бумажный шаблон платья и элементы декора для ткани: пайетки и тесьма.
Инструкция:
- Воспитатель раздаёт малышам листы, на которых нарисован контур платья.
- Дети вырезают заготовку.
- Примеряют декоративные элементы к силуэту, отмечая длину деталей. Обратите внимание, что начинать нужно с пояса (или отделки вдоль всей длины), чтобы у малышей создавалось общее впечатление пропорции.
- Намазывают клеем отделку и приклеивают на основу.
«Кокошник»
Это аппликация в смешанной технике: рисованные — красками, карандашами — элементы комбинируются с коллажем.
Инструкция:
- Дети получают листы бумаги и картонный шаблон кокошника (можно разных фасонов).
- Малыши обводят контур, а затем по нему вырезают основу.
- После этого, если нужно, малыши краской придают заготовке нужный цвет.
- Пока основа сохнет, вырезаем декоративные цветы из картинок в журнале. Если дети владеют элементарными навыками квиллинга (скручивать «кружкИ»), то можно украсить ими. Для этого нарезаем бумагу нужного цвета тонкими полосками и с помощью толстой иглы для бумагокручения делаем элемент.
- Располагаем декоративные элементы по основе и приклеиваем их.
- Дополняем поделку пайетками.
«Сапоги»
Это пример накладной аппликации на тему обуви народного костюма Татарстана. Но на этой базе можно создавать любую другую модель туфель.
Инструкция:
- Дети вырезают по контуру сапог. Обратит внимание, что для получения рельефного контура — эффекта короткой шерсти — можно воспользоваться детскими маникюрными ножницами. В этом случае край получится «с зубчиками».
- Обводят на цветной бумаге шаблоны цветов, листьев.
- Вырезают эти декоративные элементы.
- Приклеивают их на основу.
«Шляпка»
Изготовление этой поделки может быть в рамках обсуждения мультфильма про старуху Шапокляк. Дети готовят головной убор для подобревшей старухи.
Инструкция:
- Дети обводят картонный шаблон и вырезают заготовку шляпки.
- Располагают декоративные элементы на ней (бисер, пайетки, бусины для цветка, тканевый бантик).
- Приклеиваем детали.
Фотогалерея готовых работ
Фотогалерея шаблонов
Видео: Аппликация «Платье» в технике оригами
Видео: Аппликация-оригами «Рубашка»
Аппликация в старшей группе на тему «Одежда и обувь» – это благодатная почва для обучения детей работать с шаблонами, вырезать симметричные детали, а также подбирать декоративные элементы. Такое творческое занятие позволяет не только развивать художественные способности ребят, но и формирует эстетические представления о чувстве мере в выборе гардероба, а также знакомит с особенностями национального костюма и народного промысла. Вот поэтому особенно важно продумать не только ЧТО именно из гардероба делать, но и КАК эту поделку выполнять, а также КАКИМ ОБРАЗОМ настроить малышей на продуктивную работу.