Дети старшего дошкольного возраста — это маленькие первооткрыватели, исследующие и познающие окружающий мир посредством эмоционального восприятия и личного чувственного опыта. Важно, чтобы родители и педагоги активно развивали естественную любознательность и творческую инициативность ребёнка, занимаясь вместе с ним изобразительной деятельностью. Аппликация введёт малыша в мир цвета и формы, познакомит с геометрическими фигурами, даст первичные навыки пространственного моделирования, разовьёт представление о пропорции и правилах композиции.
Содержание
Технические особенности, цели и задачи занятий по аппликации в старшей группе
Аппликация — это создание сюжетных или предметных композиций из прикреплённых к основе (картон, дерево, ткань) фигурных элементов или узоров, вырезанных из бумаги, сухих листьев, ткани, кожи. Разноцветная композиция может крепиться путём приклеивания или пришивания. Такой вид творческого моделирования оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой моторики, образного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка.
Старшие дошкольники благодаря кропотливой работе педагогов совершенствуют свои технические навыки работы с ножницами, что позволяет смелее и увереннее творить и экспериментировать, создавать интересные художественные образы и сюжетные композиции в жанре аппликации. Для воспитанников старшей группы нет тематических ограничений в проведении занятий по аппликации. Это могут быть известные литературные сюжеты или вымышленные истории, праздничные открытки, изображения любимых сказочных или анимационных героев, пейзажи и т. д.
Виды аппликаций по теме «Птицы»:
- Предметная — моноизображение какого-либо образа птицы, например, утёнка, ласточки, совы и т. д.
- Сюжетная коллективная композиция — изобразительная форма повествования о каких-то событиях с участием нескольких персонажей (перелётные птицы, пингвины на льдине, птичий двор, кормушка для птиц и т. д.).
Видео: предметная аппликация «Синица»
Развитие абстрактного мышления и умственных способностей детей этого возраста к совершению логических операций позволяет расширить и усложнить задания, связанные с конструированием из бумаги на плоскости, например, использовать симметричные приёмы вырезания и пропорциональное размещение деталей. Кроме того, усиливается способность концентрировать и стабильно удерживать внимание, продолжительность периода осознанной сосредоточенной деятельности увеличивается до 20–25 минут.
Масштабные композиции, которые основаны на развёрнутом сюжете и включают много разнообразных деталей, как правило, создаются коллективно. Подготовительный этап, во время которого вырезаются отдельные детали или фигурки, проводится в небольших подгруппах по 2–3 человека, а затем дети вместе составляют сюжетную картинку на ватмане, приклеивая подготовленные ими силуэты, попутно развивая способности пространственного мышления, а также навыки согласованных действий. При создании аппликации дети опираются как на заданную схему, так и на заранее оговорённое условие или замысел, а сам процесс коллективного моделирования формирует стремление к солидарности и взаимопомощи. Важно, чтобы дети научились соблюдать правильную последовательность работы по созданию многослойной композиции, т. е. воспитатель должен пояснить, что сначала нужно подготовить фоновый рисунок, затем поместить детали второго плана (дерево, облака, звёзды, цветы) и только потом приклеить фигуры первого плана (силуэты птиц).
Коллективные аппликации по теме «Дикие и домашние птицы»
Программные задачи:
- Пополнить знания о свойствах и характеристиках предметов. Продолжается обучение умению находить различные геометрические формы, различать квадрат и прямоугольник по признакам равенства и параллельности противоположных сторон, улавливать разницу между овалом и кругом. Для формирования понимания геометрических закономерностей занятие аппликацией, которая позволяет сравнивать и сопоставлять детали разной формы, размера и цвета, является незаменимым по эффективности практическим приёмом.
- Расширять диапазон цветового восприятия, т. е. не только правильно называть цвет, но и определять уровень интенсивности цвета (яркий, тусклый, светлый, тёмный), а также смешанные цвета и оттенки (голубой, розовый, фиолетовый и т. д.). Подобное совершенствование цветовой культуры позволит детям проявлять больше инициативности, свободы и самостоятельности в художественном творчестве, создавать более выразительные и колоритные образы.
- Развивать пространственное мышление. Дети 5–6 лет испытывают трудности в определении левой и правой стороны, а такой вид художественной деятельности, как аппликация будет способствовать формированию правильного представления о пространственных понятиях.
- Осваивать новые приёмы работы с ножницами, прежде всего, вырезание многочисленных одинаковых деталей из сложенной гармошкой продолговатой ленты (ленточная техника) и симметричного или парного вырезания из сложенного пополам листа бумаги.
- В начале учебного года уделяется пристальное внимание развитию и закреплению навыка округлого вырезания, поскольку в средней группе дети только приступили к освоению этого нового технического приёма.
- Следующий шаг педагогической работы будет направлен в сторону освоения эффективного метода множественного вырезания.
- Наиболее сложной задачей будет являться обучение приёмам симметричного вырезания, поскольку детям тяжело осознать, что, вырезая половинку контура предмета или детали, можно получить цельное изображение.
- Основное содержание работ — предметное изображение, основанное на методе плоскостного конструирования.
Навыки, которые необходимо усовершенствовать и освоить:
- вырезать округлые силуэты;
- вырезать множество одинаковых элементов из бумаги, сложенной гармошкой;
- освоить приём симметричного или парного вырезания;
- самостоятельно выполнять замысел, определять сюжетную композицию, выбирать цвет и форму, придумывать декоративные дополнения, соблюдать пропорциональное соотношение при размещении деталей;
- развивать чувство цвета, приучать к аккуратности, воспитывать художественный вкус;
- создавать коллективные работы.
Технические приёмы, которые используются в работе со старшими дошкольниками.
Все нижеописанные навыки по силам освоить пятилетним детям при активной целенаправленной работе с ними воспитателей или родителей.
- Обрывная техника — приём отлично подходит для передачи иллюзии объёма, декоративной фактуры образа, добавляющей ему визуальной эффектности и яркости (облака на небе, пушистый цыплёнок, оперение птицы).
- Квиллинг — в буквальном переводе с английского означает перо птицы. Плоскостная или объёмная композиция складывается или дополняется декоративными спиралевидными скрученными из цветной бумаги деталями, которые прекрасно передают фактуру оперения птицы. Одной из разновидностей квиллинга является техника торцевания, которая позволяет добиться эффекта «пушистости» деталей из бумаги довольно незамысловатым и простым в исполнении способом, когда с помощью палочки бумажным квадратикам придаётся форма воронки.
- Мозаичное выполнение аппликации — основными деталями являются фигурки геометрической формы (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник) различного размера, заранее подготовленные воспитателем, которые выкладываются внутри нарисованной схемы изображения.
- Симметричная аппликация — заготовку, подготовленную воспитателем, с изображением силуэта детали или предмета, образа (цветочек, листочек, облачко, контур птицы без мелкой детализации) ребёнок складывает пополам, затем, придерживая сгиб сложенного листа, вырезает по контуру.
- Многослойная техника — при создании образа детали меньшего размера накладываются на детали большей величины (снегирь из кругов разного диаметра).
- Ленточная аппликация — такой способ очень практичен и удобен для быстрого получения множества одинаковых деталей для коллективной композиции (элементы забора, глазки, клювики, ягодки, фигуры птиц). Продолговатый лист бумаги складывается гармошкой и вырезается необходимый контур.
- Силуэтная техника исполнения — доступна детям, которые уверенно оперируют ножницами и достигли высокого уровня ручных умений. Воспитатель или ребёнок (это может быть несложный рисунок цыплёнка или пингвина) наносит контур образа на лист бумаги или очерчивает готовый трафарет, затем вырезает.
- Нетрадиционная — использует необычные материалы, например, пластилин, вату, крупы, макаронные изделия, поролон, ткань, яичную скорлупу, нитки и т. д. Конструирование оригинальных композиций из необычных материалов расширяет границы творческой фантазии, пробуждает вкус к художественной импровизации, развивает и тренирует ручные умения, проявляет чувство формы, цвета.
- Аппликации из салфеток — дети с удовольствием применяют как яркое и разноцветное декоративное украшение или самостоятельный материал для создания аппликаций. В работе с ним можно обходиться без ножниц, обрывая и скатывая комочки, из которых конструируется композиция. Такой приём прекрасно развивает мелкую моторику.
- Аппликация из ткани — особенностью работы с тканью является сложность вырезания, поскольку из ткани вырезать элементы аппликации гораздо труднее, чем из бумаги. Кроме того, материя может осыпаться по краю, что вызовет дополнительные проблемы. Поэтому такую разновидность аппликации можно прорабатывать с детьми, у которых развиты навыки свободного владения ножницами.
- Включение в композицию сухих растений или листьев (флористика) — такой вид работы требует предварительного этапа подготовки, когда во время прогулки вместе с детьми воспитатель собирает необходимый природный материал. Во время занятий по аппликации со старшими дошкольниками можно комбинировать сухие листья разных деревьев (клён, осина, берёза, рябина и т. д.). Аппликации в жанре флористики выглядят оригинально, а из детских работ можно составить картинную галерею, которая станет достойным украшением интерьера детского сада.
Примеры работ в жанре флористики
- Ладошковая — основой такой аппликации является силуэт обведённой карандашом ладошки малыша. Небольшие усилия и дополнительные декоративные элементы, украшающие аппликацию, превратят подобную простую заготовку, например, в сказочную причудливую птицу. Творческий подход и совместная фантазия воспитателя и детей помогут скомпоновать разноцветные силуэты ладошек всех детей в большой яркий хвост волшебной птицы или чудесный цветок, тогда такая аппликация станет символической эмблемой группы.
Планирование занятий по аппликации
В старшей группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение одного занятия по аппликации в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.
Схема занятия:
- Вводная часть — включает познавательную или игровую беседу мотивирующего характера, стимулирующую активность детей и настраивающую на работу с конкретным сюжетом (приблизительно 3–5 минут).
- Практическая часть — воспитатель объясняет и показывает последовательность и технические приёмы работы, обращает внимание детей на необходимость соблюдать осторожность во время работы с ножницами, аккуратно пользоваться клеем (3–5 минут).
- Самостоятельная работа детей (15–20 минут);
- Заключительная часть — дети рассматривают и обсуждают созданные ими аппликации или коллективную работу (3 минуты).
Стихотворения и загадки, которые можно использовать для беседы по теме «Птицы»
Аист — долог, Аист — тонок, Дом построил без крыльца. Поглядите — аистёнок Уродился весь в отца. Он ещё похож на маму, Воробей по лужице Белая голyбка, Сизый голyбь говорит: Собрались гуси-лебеди Спешат они, прощаются Всё меньше дни осенние Два утёнка подцепили | Журавли летят Курлы-кувы! Курлы-кувы! Куда ваш путь? Откуда вы? В болоте ветры стали злы. Курлы-кувы! Кувы-курлы! Луга пустынны и мертвы. Кувы-курлы! Курлы-кувы! Дрожат осины без листвы. Кувы-курлы! Кувы-курлы! Чернеют голые стволы. От белых вьюг — на синий юг. – Курлы-кувы! Курлы-кувы! – Прощай до молодой травы! (Н. Венгров) Милая певунья, Под оконцем вьётся Пингвины Синичка А мне холодно. Обидно: А ещё б немного сала Если вам не жалко крошек – | Он живёт на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист) Буян-мальчишка В серой шубке перовой Красные лапки, Встали братья на ходули, Квохчет, квохчет, Съем червя, попью водицы, Кто такой весенним днём Прилетает к нам с теплом, На скале он строит дом. Проживает в странах жарких, В деревне есть часы такие, Скажи ты мне, какой чудак |
В сценарии занятия педагог указывает цели и задачи. В процессе планирования, организации и проведения занятий аппликацией со старшими дошкольниками обычно ориентируются на решение таких задач:
- Обучение конструированию из кусочков ваты, ткани, листьев на картонной или бумажной основе, использование пластилина, дальнейшее совершенствование умений работать с ножницами, клеем и цветной бумагой.
- Развитие самостоятельности и творческой инициативности при определении сюжета или жанра (предметная картина, пейзаж) аппликации.
- Развитие умения слышать и понимать музыкальное или поэтическое сопровождение, которое звучит во время исполнения творческого задания. Такое интересное объединение различных способов эмоциональных и художественных инструментов воздействия нацелено на достижение всестороннего эстетического развития детей, формирование художественного вкуса и чувства прекрасного.
Конспект творческого занятия по аппликации на тему “Жар-птица». На основе конспекта занятия по аппликации «Птица счастья» Рейторовской Н.Ф.
Цель: овладение техническими навыками силуэтного вырезания, размещения и закрепления отдельных элементов материала композиции на фоне, освоение приёмов создания объёмной аппликации.
Задачи.
Развивающие:
- Научить различать образы окружающей действительности и сказочного мира фантазии.
- С помощью увлекательного рассказа, оригинального музыкального сопровождения, демонстрации интересных иллюстраций по теме пробудить воображение, стимулировать творческую инициативу детей и предложить им воплотить образ сказочной птицы в форме аппликации, используя яркие и необычные фрагменты декоративных деталей.
Образовательные:
- Продолжать знакомство воспитанников с искусством изготовления объёмной аппликацией.
- Продемонстрировать силуэтный и ленточный способ вырезания шаблона деталей.
- Развивать такие качества, как усидчивость, внимательность, умение уверенно оперировать ножницами и контролировать действия рук.
- Позволить каждому ребёнку проявить творческую фантазию в выборе элементов украшений, способствовать развитию художественных способностей, нестандартного мышления, самостоятельности с опорой на свободный выбор.
Воспитательные:
- Создать комфортную эмоциональную атмосферу, воспитывать доброжелательность и желание помочь товарищам.
- Формировать трепетное и заботливое отношение к природе, учить замечать, ценить красоту и неповторимость окружающего мира.
Подготовительный этап:
- организация художественной галереи на тему «В поисках Жар-птицы»;
- знакомство с картинками или репродукциями к сказочному сюжету об огненной птице;
- чтение русской народной сказки «Жар-птица и Василиса-царевна», сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»;
- проведение тематического занятия «Сказочная птица» по лепке и рисованию.
Материалы: готовые трафареты деталей, цветная бумага, лист картона (основа), ножницы, простой карандаш, фломастеры. Клей.
Технические приёмы: силуэтное и ленточное вырезание, накладное приклеивание.
Сценарий занятия.
1. Вводная беседа.
– Доброе утро, ребята. Представьте, что мы оказались на сказочной поляне волшебного леса и нас с вами окружают чудесные птицы, изготовленные детьми и взрослыми (рисунки, аппликации, объёмные фигуры в технике «Оригами», лепные фигурки). Назовите, пожалуйста, птиц, которых вы узнали. А те птицы, названия которых вам не известны, наверное, живут в сказке, поэтому и называются сказочными.
– Что у этих птиц особенного, чем их облик отличается от облика знакомых вам обитателей живой природы окружающего мира?
– А чем они похожи, что у них общего?
– Каких птиц вы заметили раньше других и почему? Какие из них вам понравились больше?
– Вокруг нас много разнообразных птиц, реальных и вымышленных, но не видно главной виновницы нашего путешествия в загадочный лес — Жар-птицы. Наши далёкие предки верили, что живёт на белом свете птица, питающаяся молодильными яблоками, приносящая жизнь, пробуждение природы после долгой зимней спячки, весеннюю радость и солнечное тепло. Да и сама она осенью умирает, а весной вновь возрождается в новом золотом наряде и от её хвоста исходит сияние, которое может даже исцелять, возвращая здоровье больным. Как бы её описали, расскажите, как она выглядит (дети отвечают).
– А теперь предлагаю вам создать образ этой прекрасной птицы в виде аппликации.
(Дети рассаживаются за заранее приготовленные рабочие места.)
2. Практическая часть.
– Итак, вы сами обратили внимание на то, что несмотря на всё разнообразие, у них много общего, например, настоящие птицы из реальной жизни и необычные жители волшебных миров имеют голову, туловище, оперение, хвост и т. д.
Воспитатель наглядно демонстрирует и комментирует правильный пошаговый алгоритм действий для детей.
– Какой получится именно ваша сказочная героиня, зависит только от вашей фантазии и изобретательности, выбор цветовых оттенков и дополнительных украшений — всё это только в ваших руках. Поэтому у каждого получится своя, не похожая ни на какую другую, особенная Жар-птица. Чем оригинальнее, своеобразнее будет ваша аппликация, тем больше радости она принесёт окружающим.
3. Самостоятельная работа детей.
Дети самостоятельно работают, но воспитатель подсказывает и помогает воспитанникам, испытывающим затруднение в процессе изготовления аппликации, напоминает о необходимости придерживаться правил безопасной работы с ножницами.
Пошаговая инструкция:
- Обвести большой контур шаблона хвоста.
- Вырезать основу хвоста, на которую будут накладываться детали меньшего размера.
- Аналогично обвести и вырезать второй силуэт хвоста меньшего размера.
- Приклеить основу хвоста к картону-фону, смазывая клеем только центральную часть.
- Наклеить вторую деталь хвоста птицы.
- Вырезать декоративные детали для оформления перьев, для этого сложить гармошкой ленту цветной бумаги и вырезать по шаблону деталь №1, по внешнему контуру сделать неглубокие надрезы, которые придадут эффект пышности оперения.
- Аналогично вырезать деталь № 2 и 3.
- Скомпоновать декоративное украшение пера, используя накладную технику.
- Приклеить перья, промазывая деталь наполовину таким образом, получим визуальный эффект объёма.
- Обвести по шаблону туловище и голову птицы, вырезать.
- Дорисовать глаза, клюв.
- Приклеить нижнюю часть туловища к хвосту так, чтобы оно было чуть ниже линии хвоста.
- Вырезать две детали для крыла.
- Надрезать по контуру и склеить (вторую деталь приклеить наполовину, кончик загнуть).
- Приклеить крыло к туловищу.
Ещё один вариант аппликации «Птица счастья» можно создать как коллективную работу, если на занятии по рисованию предложить каждому ребёнку разукрасить перо (вырезанное по шаблону) сказочной птицы по нарисованному карандашом узору, образцу, продуманному воспитателем. Каждый ребёнок трудится над своим пёрышком, а на занятии по аппликации всё складывается в изображение чудесной птицы.
4. Заключительная часть.
Выставочная галерея для родителей и гостей группы.
– Ребята, мы создали целую стаю ослепительных Жар-птиц, давайте порадуемся этой красоте и поблагодарим друг друга. Дети рассматривают работы и высказывают своё мнение.
– Ребята, Жар-птица является символом жизни, весны, приносит долголетие и здоровье, поэтому станет замечательным подарком, в котором будет частичка вашего сердца, любви и тепла. Чем больше радости и света мы дарим другим, искренне желаем здоровья и счастья, тем больше этого душевного богатства появляется у нас. С кем бы вы хотели поделиться своим душевным теплом, кому подарите своё творение?
Схемы и поэтапное описание выполнения аппликаций
«Павлин» — коллективная работа в ладошковой технике
Материалы: шаблон туловища птицы, цветная бумага, картон для основы, конфетти, ножницы, клей.
Инструкция:
- Каждый ребёнок обводит простым карандашом свою ладошку на листе цветной бумаги, затем вырезает по контуру.
- По трафарету вырезать туловище птицы.
- На лист-основу в накладной технике приклеить разноцветные ладошковые силуэты, на получившийся хвост прикрепить туловище.
- Туловище украсить конфетти.
«Сказочный павлин» — аппликация из ткани
Материал: лоскутики ткани, шаблон, картон и ткань для основы, бисер, ножницы, клей.
Обвести по шаблону на лоскутиках ткани контуры хвоста и туловища с головой. Вырезать и приклеить на основу (картон с тканью), украсить бисером.
«Петушок» из цветных салфеток
Петушок — связан с солнцем, царством света, тепла и жизни, символизирует изгнание тьмы и борьбу за правое дело (только петух справляется с вероломством хитрой лисы, обманом захватившей избушку зайки). Самый известный образ солнечной птицы связан со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке».
Материал: шаблон петушка, цветные салфетки, клей, ножницы.
- Распечатать или нарисовать силуэт петушка на плотной бумаге.
- Из кусочков цветных салфеток скатать яркие разноцветные шарики.
- Постепенно промазывать клеем внутреннее пространство прорисованных контуров силуэта (голова, клюв, гребешок, бородка, перья хвоста, крылья, шейка, лапки) и заполнять шариками разного цвета.
- Оформить фон голубыми и зелёными шариками (небо и травка). Работа закончена.
«Синичка» из крупы
Материал: шаблон птицы, пшено, семечки, бумага, картон, ножницы, клей.
- Обвести шаблон птички, вырезать силуэт, затем приклеить на картонную основу.
- Нанести клей на силуэт синички, подождать пока немного подсохнет, затем присыпать пшеном грудку, голову и спинку выложить чёрными семечками. Зёрна пшена и семечки выкладывать плотно друг к другу, чтобы не было пробелов, прижимая пальцами.
«Птицы в небо улетают» — объёмная аппликация
Материалы: шаблон птицы для симметричного вырезания, кусочки цветной бумаги разного цвета и размера (вполне подойдут обрезки), лист синего картона (основа), фломастеры, клей, ножницы.
Техника исполнения: симметричное вырезание.
Инструкция:
- Хорошо смять листочки цветной бумаги, затем расправить.
- Сложить мятые кусочки пополам и срезать верхние уголки, получатся кроны деревьев в осенней палитре.
- Приклеить силуэты деревьев на нижнюю часть листа, создавая, таким образом, прекрасный лес.
- Сложить белые прямоугольники пополам, обвести шаблон птицы простым карандашом, вырезать по контуру силуэты трёх птиц.
- Приклеить одну половину силуэта птицы, вторую загнуть так, чтобы возник визуальный эффект размаха крыльев, а фигурки птичек приобрели объём. Сделать по краю крыла неглубокие надрезы, дорисовать глазики и клювики, стволы деревьев и веточки.
«Аист» из ватных дисков
Журавли, аисты — птицы солнца, их возвращение символизирует весеннее пробуждение жизни, долголетие, пополнение семейства, процветание. Сказки «Лисица и аист», «Журавль и аист».
Материал: ватные диски, деревянная палочка, цветной картон, красная нить, клей, фломастер.
Инструкция:
- Нанести клей на ватный диск и приклеить к деревянной палочке.
- Приклеить второй диск по примеру первого.
- Вырезать из картона клювик и приклеить между дисками, таким образом, получили голову аиста.
- Повторяем шаги с приклеиванием ватных дисков к палочке, создавая туловище.
- Вырезать из чёрного картона круг такого же диаметра, как и ватный диск, затем круг сложить пополам, смазать клеем внутри и приклеить к туловищу, получим крыло.
- Чуть ниже туловища привязать красную нить и намотать на палочку (лапка), глазик дорисовать фломастером.
- Вот таким оригинальным украшением интерьера садика может стать наш декоративный аист.
«Лебедь» — объёмная аппликация-открытка
Материалы: шаблон лебедя, белый лист бумаги, синий картон, клей, ножницы.
Инструкция:
- Обвести шаблон лебедя, получится силуэт птицы.
- Вырезать с помощью силуэтной техники, дорисовать фломастерами глазик.
- Приклеить к синему картону (основа).
- Вырезать полоски белой бумаги (20 см х 1 см), затем разрезать их пополам.
- Склеить края получившихся полосок так, что они будут напоминать пушистые перья лебедя, придавая плоской фигуре птицы объём.
- Приклеить первый ряд перьев, начиная с края силуэта.
- Доклеить полоски, заканчивая создание образа лебедя.
«Снегирь на ветке»
Предваряем занятие небольшим рассказом о среде обитания, особенностях внешнего вида (красная грудка), поясняя, почему именно эта птица является своеобразным символом зимы.
Инструкция:
- Вырезать по шаблону два полукруга красного и чёрного цвета, полукруг для головы, крыло и хвостик из чёрной бумаги.
- Нарисовать на основе синего цвета ветку рябины, приклеить красный (грудка) и чёрный (спинка) полукруг.
- Приклеить голову.
- Добавить хвост с надрезами по краю, имитирующим оперение.
- Присоединить крыло.
- Вырезать кружки (ягоды рябины), используя ленточную технику.
- Приклеить ягоды, глазик. Аппликация готова.
«Пингвины на Северном полюсе»
Вводная беседа «Путешествие на северный полюс»: информация о Северном полюсе, Ледовитом океане, превратившимся в ледяную пустыню, животном мире (загадки о животных станут уместной подсказкой и оживят беседу) этого сурового, морозного края. Когда дети догадались, что речь идёт о пингвинах, стоит поговорить об образе жизни, питании нелетающих птиц.
Материалы: шаблон пингвина, серебристый или голубой картон (основа), белые салфетки, цветная бумага, клей, ножницы.
Техника вырезания: силуэтная и ленточная из сложенной гармошкой бумаги (глазки, клювики, животики, силуэты пингвинов).
Инструкция:
- На картоне-основе нарисовать контуры ледяных гор, нанести клей на силуэты айсбергов.
- Оторвать уголок салфетки и приклеить к вершине горы, оставшуюся часть приклеить, полностью повторяя силуэт айсберга.
- Аналогичным образом приклеить салфетки к оставшимся айсбергам. Произвольно оторванные мелкие кусочки салфетки приклеить в нижней части композиции (льдины).
- Обвести шаблон пингвина на бумаге чёрного цвета. Сложить гармошкой бумагу и вырезать три одинаковые фигуры пингвинов, затем приклеить к основе.
- Вырезать глазики, клювики, животики и приклеить к фигуркам пингвинов.
- Вырезать по шаблону силуэт ёлочки.
- Используя ленточную технику множественного вырезания одинаковых фигур, подготовить звёздочки и шарики для ёлки. Затем дополнить этими декоративными деталями фон, приклеить ёлочку с шарами. Композиция готова.
«Вестник весны» — накладная аппликация
Аппликация посвящена месячнику птиц, который начинается с 22 марта. Именно с этой даты издавна начинались праздничные мероприятия, связанные с ожиданием прихода весны: по старинной традиции пекли булочки в форме птичек, которые назывались жаворонками, развешивали скворешники, пели песни, устраивали хороводы, проводили игры.
Материалы: шаблоны птицы и цветов, краски, цветная бумага, клей и ножницы.
Инструкция:
- Вырезать птицу по распечатанному шаблону.
- Разукрасить силуэт птицы красками и приклеить к голубой бумаге (основе).
- Отрезать полоску от листа бумаги зелёного цвета, скрутить в форме стебелька, вырезать листочек и приклеить к клювику.
- Вырезать два цветочка одной формы, но разного размера, приклеить меньший на больший, добавить серединку.
- Из кусочков ваты сделать облака. Композиция готова.
«Утята» — коллективная объёмная аппликация, выполненная способом торцевания и с помощью мозаичной и обрывной техники
Материал: шаблон уточки, ватман, цветная бумага, клей, ножницы, карандаши.
Инструкция:
- Обвести простым карандашом шаблон уточки.
- Нарезать многочисленные мелкие квадратики (примерно 2х2 см) из жёлтой бумаги с помощью ленточной техники. Сделать торцовки (объёмные элементы), сжимая карандашом жёлтые квадратики в форме воронки.
- Приклеить получившиеся торцовки (пёрышки) на силуэт утёнка.
- Каждый ребёнок создаёт своего утёнка, затем вырезает по контуру.
- Оторвать голубую, синюю, розовую и зелёную бумаги и приклеить на ватман-основу.
- Приклеить утят, результатом коллективных усилий ребят станет симпатичное оригинальное панно.
«Птичья столовая» — коллективная работа о зимующих птицах
Создание композиции включает несколько этапов. Сначала воспитатель рассказывает детям о зимующих птицах и о том, что нужно им помочь пережить суровую зиму, показывает картинки, читает стихотворения и небольшие рассказы. Дети выбирают птичек, рисуют их силуэты по шаблону и разрисовывают красками, затем можно приступать к воплощению художественного замысла.
Инструкция:
- Нарисовать фон, деревья.
- Вырезать и приклеить кормушку.
- Каждый ребёнок вырезает свою птичку и приклеивает на фон.
- Приклеить зёрнышки (крупу) в кормушке.
- Дорисовать сугробы.
- Ягодки рябины сделать из салфеток, затем покрасить красной краской.
- Ват такая красота получится в итоге.
Видео: объёмная аппликация «Попугай»
https://youtube.com/watch?v=7gxGGhINAW4
Шаблоны птиц
Путешествие в мир художественного моделирования из бумаги малыш начинает с наклеивания готовых деталей, подготовленных взрослыми, но со временем, овладевая разнообразными приёмами и навыками вырезания, размещения отдельных элементов материала композиции на фоне, ребёнок может выполнять всё более сложные задания, самостоятельно придумывать и воплощать оригинальные сюжеты и образы. Задача воспитателя состоит в том, чтобы развить ручные умения, пробудить воображение, стимулировать творческую инициативу детей, предложив им воплотить образы мира природы в жанре аппликации, используя классические и нетрадиционные художественные техники. Ваша фантазия может быть безгранична, а творческая игра принесёт не меньше удовольствия, чем детям.
Очень хорошие статьи,в помощь педагогу, спасибо.