В ХХ веке большое внимание стало уделяться развитию мелкой моторики детей. Исследователями была установлена связь между частыми и регулярными занятиями детей с мелкими предметами и различными материалами и развитием мыслительных способностей. Ребёнок рисует пальчиковыми красками, мнёт руками пластилин, изучает разнообразные поверхности предметов — рецепторы на кончиках пальцев активизируются, нервные окончания передают сигналы в кору головного мозга, информация поступает в зрительный, мыслительный, речевой центры. Поэтому так важны занятия по изобразительному творчеству у дошкольников — рисованию, аппликации, лепке.
Содержание
Обучение лепке в младших группах детского сада: цели, задачи, приёмы
Лепка — один из древнейших видов изобразительного творчества. Работая с мягким, пластичным материалом, ребёнок учится создавать образы окружающего мира. Он знакомится с понятиями цвета, формы, пространства. В отличие от рисования, лепка позволяет сделать трёхмерное изображение, детям младшего возраста это даётся легче условных изображений в рисунке и аппликации.
Чтобы занятия лепкой приносили результат, важно не перегружать воспитанников работой, давать посильные их возрастным особенностям задания. Тогда процесс лепки будет приносить удовлетворение, интерес к творчеству не угаснет и будет расти желание совершенствоваться.
Рассмотрим в виде таблицы какие обучающие цели и задачи ставятся перед воспитанниками первой и младшей групп и какие приёмы лепки доступны к освоению в этих возрастных категориях.
Возрастная группа | Возрастные особенности | Цели на занятиях лепкой | Задачи | Приёмы |
Первая младшая (2–3 года) | преобладание наглядно-действенного мышления; развитие предметной деятельности; совершенствование зрительных и слуховых ориентировок; развитие самостоятельности | достижение понимания изобразительного характера лепки | вызвать у воспитанников интерес к изобразительной деятельности (лепке); познакомить с пластичным материалом и его свойствами; воспитание аккуратности, усидчивости | скатывание; раскатывание; сплющивание; отщипывание; прищипывание; соединение; создание простейших форм (шар, цилиндр, диск); расположение фигурок на основе |
Вторая младшая (3–4 года) | основным видом деятельности становится игра; потребность общения со сверстниками возрастает; формирование интереса к коллективной деятельности; координируется одновременная работа обеих рук; увеличивается потребность в познавательном общении со взрослыми | развитие интереса к созданию зрительных образов | обучить различению формы, размеру, количеству предметов; побуждать к творческой деятельности; вызвать интерес к коллективной деятельности | совершенствование ранее освоенных приёмов; попытки создания композиции; работа с инструментами (заострённая палочка, стеки); использование разнообразных материалов для украшения (в том числе бросового и природного) |
Отличие лепки от пластилинографии и мозаики из пластилина
Лепка — это создание предмета путём придания формы пластичному материалу (пластилину, глине, тесту). Когда дошкольники овладеют основными приёмами лепки, им будут доступны к освоению более сложные виды изобразительного творчества, сочетающие различные техники создания предметных образов. С пластилином воспитанники будут работать постоянно, в средней и старшей группах они познакомятся с пластилинографией и будут выполнять мозаику из пластилина.
Пластилинография — создание изображения путём нанесения на основу пластилина, проще говоря создание «пластилиновой картины».
Мозаика из пластилина — создание зрительного образа при помощи прикрепления пластилиновых элементов к основе, на которую нанесён контур изображения. К мозаичному творчеству воспитаннику приступят, когда будут освоены навыки создания аппликации.
Мозаика и пластилинография — это предстоящие этапы работы в средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Помните, перед ребёнком должна быть поставлена посильная к выполнению задача! Напряжение в работе, неудовлетворительный результат по причине переутомляемости — это стрессовые ситуации, которых следует избегать.
Разновидности лепки в младших группах
- Предметная лепка — создание трёхмерного предмета из окружающей действительности. На занятии воспитанники обучаются новым приёмам вылепливания предмета. Это может быть морковка, кубик, стульчик, снеговик, матрёшка, чашка и т. д.
- Сюжетная лепка — вылепливание отдельных предметов и создание из них композиции на горизонтальной основе. Этот вид лепки подходит для коллективной деятельности в младших группах. Готовая работа представляет собой изображение небольшого сюжета: птицы клюют зёрна, зайчик угощается морковкой, котёнок катает клубок и т. д.
- Декоративная лепка — создание посуды, украшение заготовок в стиле народного творчества. Например, украшение тарелки гжельским узором, вылепливание свистульки, игрушки, украшение основы элементами из пластилина (узор на варежках, платье и т. д.).
- Лепка на плоскости — прикрепление пластилиновых элементов на основу. Этот вид лепки подходит для тем: «Дождик пошёл», «Солнышко», «Ветка рябины», «Лесенка» и др.
- Коллективная лепка — это создание общей работы из пластилина. Каждый воспитанник изготавливает отдельные элементы или предметы, которые затем прикрепляют к основе в соответствии с композиционным замыслом. Применяется на занятиях: «Сороконожка», «Наш город», «Грибная полянка», «Угощение для куклы» и т. д.
Используемые материалы на занятиях лепкой в младших группах
Материал | Особенности | Доступность |
Пластилин | Мягкий, податливый, легко очищается с рабочей поверхности и кожи рук. | Наиболее подходящий материал для занятий лепкой в младших группах. Для создания композиции на бумажной или картонной поверхностях следует выбирать нежирный пластилин для избежания масляных пятен. |
Солёное тесто | Материал из экологически чистых материалов, безопасен для работы с самыми маленькими детьми. | Солёное тесто необходимо заранее приготовить к занятию: Рецепт №1. Рецепт №2. Рецепт №3. |
Глина | Природный материал, знакомство с которым расширяет знания воспитанников об окружающем мире. | Сложный для работы материал на занятиях лепкой у дошкольников. Требует владения основными приёмами лепки и большой аккуратности. Готовое глиняное изделие требует длительной сушки. Допускается проведения ознакомительного занятия во второй младшей группе. |
Готовые пластичные массы | Очень лёгкий и податливый материал. Быстро высыхает, что позволяет использовать изделие в играх. | Дорогостоящий материал. Следует выбирать пластичные массы без добавления сильных ароматизаторов во избежание аллергических реакций. |
Материалы для занятия лепкой
Лепка как тема по самообразованию воспитателя
Самообразования является важной частью педагогического процесса и профессионального роста воспитателя. В работу дошкольного образовательного учреждения необходимо постоянно внедрение инновационных технологий и новейших методик, но внедрять надо осмысленно.
Памятка по самообразованию:
- учитывать возрастные характеристики каждой возрастной категории дошкольников, выделять поведенческие, познавательные, творческие особенности для конкретной группы воспитанников;
- знакомство с новинками методической литературы;
- мониторинг педагогических порталов и периодической литературы, оценивать опыт и результаты использования инновационных методов образования другими педагогами;
- применение полученных знаний на практике (использование новых приёмов в работе, привлечение ИКТ и др.);
- повышение уровня педагогического мастерства;
- обязательное оформление результатов работы: проведение круглого стола, тематического семинара или мастер-класса, открытого занятия.
Варианты формулировок тем по саморазвитию:
- Использования интерактивных методов обучения на занятиях изобразительным творчеством (лепкой).
- Занятия лепкой в детском саду: применение современных методик раннего развития.
- Интегрированные занятия в младших группах детского сада.
- Продуктивная деятельность дошкольников и её развитие на занятиях лепкой.
Формы занятий по лепке
Занятие по лепке – это форма организации учебного процесса по передаче воспитанникам знаний, умений, навыков. Занятие чётко ограничено временными рамками. В первой младшей группе длительность занятия по лепке составляет 10 минут, во второй младшей — не более 15 минут. Первые ознакомительные занятия лепкой по возможности следует проводить в подгруппах по 5–6 человек.
Проект по лепке – это совместная деятельность всех воспитанников, направленная на достижение общей цели. Используемые методы и приёмы работы согласовываются для достижения лучшего результата. Проект по лепке предполагает большой временной охват. Например, подготовительный этап проекта — сентябрь, основной — октябрь, завершающий — ноябрь. Тема проекта должна быть актуальной. Рекомендуется планировать проектную деятельность так, чтобы окончание работы связывалось с каким-либо событием в жизни детского сада (Праздник осени, Новогодний утренник, 1 Мая, День Победы, День матери и т. д.). Темы для долгосрочных проектов: «Колобок», «Поварята», «Перелётные птицы», «Здравствуй, зимушка-зима!», «Грибная полянка».
Краткосрочный проект по лепке охватывает меньший отрезок времени, как правило, несколько недель. Здесь зачастую предполагается совместная деятельность воспитанников и их родителей (семейный проект). Примеры краткосрочных проектов: «Мой дом», «Моя комната», «Наша улица», «Наш город», «Ёлочная игрушка», «У самовара».
Лепка в первой младшей группе
В возрасте 2–3 лет дошкольники знакомятся с пластичными материалами — пластилином и солёным тестом. Основным обучающим приёмом на занятиях лепкой в первой младшей группе является показ действий. Воспитатель показывает, как скатать шарик, сплющить его в диск или раскатать из него колбаску, а дети повторяют. Воспитанники работают с пластилином пока одной рукой, они осваивают создание простых форм. Воспитатель раскрывает перед ребятами изобразительный характер лепки: показывает, как из фигур создать объёмное изображение предметов.
Картотека тем для занятий
Обобщённая тема | Варианты тем для индивидуальной формы работы | Варианты тем для коллективной и проектной деятельности |
«Овощи и фрукты» | «Морковка», «Огурцы», «Помидор», «Апельсин», «Ягоды» | «Морковка для зайчика», «Корзинка с фруктами», «Ягодное варенье» |
«Домашние животные» | «Кошка», «Свинка» | «Клубочки для котёнка», «Цыплята на лужайке» |
«Угощение» | «Пряник», «Сушка», «Баранки», «Конфеты» | «Пряники для мишки», «Орешки для белочки», «Испечём оладушки» |
«Птицы» | «Цыплёнок» | «Перелётные птицы», «Зёрнышки для курочки», «Червячки для цыплёнка» |
«Природа» | «Веточки», «Травка», «Солнышко», «Облако», «Подсолнух», «Шишка» | «Веточки для козы», «Шишки для белочки», «Букет подсолнухов» |
«Постройки» | «Лесенка», «Мостик», «Заборчик», «Палочки для крыши» | «Заборчик для козлёнка», «Бревенчатый домик» |
«Простые формы» | «Горошинки», «Витамины» | «Угостим мышку горошком», «Крошки для утят» |
«Зима» | «Снеговик», «Падают снежинки» | «Новогодний шарик», «Украшаем ёлку» |
«Игрушки» | «Дудочка», «Разноцветные шары» | «Неваляшки» |
Технологические карты по лепке в первой младшей группе.
Примеры работ по предметной лепке
Примеры работ по лепке на плоскости.
Временной план занятия лепкой в первой младшей группе
- Организационный момент 1 минута.
- Введение в тему занятия, использование мотивирующего материала 2–3 минуты.
- Демонстрация воспитателем выполнения приёмов 1 минута.
- Самостоятельное выполнение практического задания воспитанниками 4 минуты.
- Демонстрация и обсуждение работ 1 минута.
- Подведение итогов 1 минута.
Примеры использования вводного материала
Тема занятия | Использование вводного материала |
«Овощи для ёжика» | Игра «Собери овощи» Воспитателем заранее разложены в помещении пластиковые овощи (на столе, под столом, за занавеской, на полке шкафа и т. д.). Он предлагает собрать эти овощи в ведёрко, пока звучит мелодия (включает на аудиопроигрывателе). Когда овощи собраны, воспитанники садятся на стульчики, воспитатель достаёт из ведёрка по очереди овощи и проводит с ребятами беседу: какого цвета овощ, какой формы, каков наощупь. Игра «Узнай на ощупь» Как на нашей грядке Мама сделает салат, |
«Снег идёт» | Сюрпризная ситуация. В начале занятия неожиданно раздаётся стук в дверь (стучит заранее подготовленный младший воспитатель, наряженный в костюм обезьянки). Воспитатель приветствует обязьянку — гостью из далёкой Африки. Спрашивает у ребя, что им известно об Африке (какая там преобладает погода, какие растут деревья и фрукты, какие обитают животные). Затем спрашивает у обезьянки, знает ли она, что такое зима и снег (конечно, нет). Просит ребят по очереди рассказать об этом южной гостье. Обезьянка прощается с ребятами, благодарит за интересную беседу и говорит, что будет скучать по снегу. Тогда воспитатель предлагает детям слепить обезьянке в подарок снежинки из пластилина, чтобы она смогла забрать их с собой в Африку, ведь пластилиновый снег не растает. |
«Ягодки для птичек» | Игровая ситуация. В гости к ребятам прилетает птичка-синичка (игрушка, возможно, чирикающая; замечательно, если это будет игрушка на руку). Она рассказывает ребятам, как хорошо и сытно ей было летом, а сейчас (осенью) сложно найти пропитание. Птичка спрашивает, нет ли у ребя какого-нибудь угощения. Воспитатель предлагает ребятам слепить для птички ягодки из пластилина. Но птичка устала с дороги, поэтому воспитатель предлагает ей послучать вместе с ребятами потешку: Чики-чики-чикалочка, Едет Коля на палочке, Сашенька — в тележке, Щёлкает орешки. – и посмотреть, как дети умеют весело играть. Игра «Чики, чики». |
Пример программы занятия по лепке в первой младшей группе
Автор: Розанова Елена Викторовна, воспитатель ГБДОУ Д/с №1 Колпинского района Санкт-Петербурга.
Тема занятия: «Пряники».
- Программное содержание:
- Развитие владения приёмом скатывания пластилина.
- Обучение новому приёму — сплющивание.
- Воспитание аккуратности, усидчивости, вежливого общения со сверстниками.
Используемые материалы:
Кукла, пряник, пластилин, дощечки для лепки.Ход занятия:
В группе накрыт кукольный стол, вокруг которого воспитатель собирает детей. Ребятам сообщается, что к кукле на чаепитие придут в гости другие игрушки, она накрыла на стол, но угощения нет. Воспитатель проводит беседу с ребятами: спрашивает, пьют ли они дома с родилями чай, чем угощаются. Предлагает воспитанникам помочь кукле, даёт задание — приготовить угощение из пластилина.
Воспитанники садятся за рабочие столы, педагог демонстрирует им пряник, описывает его форму. Воспитатель демонстрирует работу с пластилином: скатывает в шарик, сплющивает между его между ладоней. Затем просит воспитанников показать руками в воздухе, какие действия они будут осуществлять с пластилином, чтобы слепить пряничек.Физкультминутка:
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай мамочка
Вкусные два пряничка
А ребяток позову
Пирожками угощу.
(Воспитанники сопровождают слова песни движениями руками.)- Лепка из пластилина.
Воспитанники самостоятельно работают с пластилином. Тем детям, у кого возникают сложности с выполнением задания, воспитатель должен индивидуально ещё раз показать приёмы скатывания и расплющивания. Оформление композиции.
Воспитатель предлагает каждому воспитаннику положить пластилиновый пряник на стол для чаепития.Завершение игрового сюжета.
Ребята рассаживают за кукольным столом игрушки (гости пришли), разливают чай, раздают гостям пряники. Чаепитие удалось!
Видео: Открытое занятие по лепке в первой младшей группе на тему «Зёрнышки для птички»
https://youtube.com/watch?v=GvnorEu0FL4
Лепка во второй младшей группе
Воспитанники второй младшей группы подготовлены к занятиям лепкой. Они знакомы со свойствами пластилина и солёного теста, знают, какие формы можно слепить из пластичных материалов и при помощи каких приёмов. Появляется восприятие размера разных предметов, их цвета, количества и положения в композиции. Связь между движениями руки и созданием формы становится более отчётливой для ребёнка. Формируется координированная работа обеих рук.
Основной формой деятельности у детей 3–4 лет становится игра, элементы которой воспитатель должен использовать в водном материале занятий. С детьми этого возраста можно чаще заниматься сюжетной лепкой и коллективной лепкой.
Картотека тем для занятий по лепке во второй младшей группе
Обобщённая тема | Варианты тем для индивидуальной формы работы | Варианты тем для коллективной и проектной деятельности |
«Угощения» | «Крендельки», «Пряники», «Печенье», «Бублики», «Баранки» | «Угощение для куклы», «Подарок котёнку», «Косточки для щенка», «Тарелки для трёх медведей» |
«Фрукты и овощи» | «Банан», «Яблоко», «Груша», «Редис» | «Консервируем фрукты», «Тачка с урожаем», «Ведро с морковкой» |
«Домашние животные» | «Кошка», «Цыплёнок», «Щенок» | «Цыплятки на жёрдочке» |
«Посуда» | «Тарелка», «Чашка», «Чашка и блюдце», «Ложка», «Нож» | «Весёлое чаепитие», «Миски для котят» |
«Мебель» | «Стул», «Стол», «Табурет» | «Моя комната», «Наша гостиная» |
«Одежда и обувь» | «Пуговица», «Варежка», «Шарф», «Тапочки», «Шапочка» | «Украсим варежки», «Туфли для мышки» |
«Насекомые» | «Гусеница», «Божья коровка», «Пчёлка», «Бабочка» | «Сороконожка», |
«Природа» | «Капли дождя», «Улитка», «Травка», «Пушистые тучки», «Рыбки», «Мухомор», «Радуга», «Цветок», «Дерево» | «Грибная поляна», «Лесная опушка», «Перелётные птицы» |
«Дикие и экзотические животные» | «Лиса», «Волк», «Зайчик», «Ёжик», «Змея», «Удав», «Морской конёк» | «В зимнем лесу», «Хоровод зайчиков», «На дне морском» |
Технологические карты по лепке во второй младшей группе
Примеры готовых работ воспитанников второй младшей группы
Временной план занятия лепкой во второй младшей группе
Организационный момент 1 минута.
Введение в тему занятия, использование мотивирующего материала 2–3 минуты.
Устные инструкции воспитателя по этапам выполнения работы, ответ на вопросы 2–3 минут.
Самостоятельное выполнение практического задания воспитанниками 5–6 минут.
Демонстрация и обсуждение работ 1–2 минуты.
Подведение итогов 1 минута.
Примеры использования вводного материала на занятиях лепкой во второй младшей группе
Тема занятия | Использование мотивирующего материала |
«Конфета для мамы» | Сюжетно-ролевая игра. Кукольный стол накрыт как для чаепития. Кукла-мама ждёт из школы куклу-дочку. Когда та приходит, они садятся за стол, ребята разливают в чашки чай. Мама угощает дочку конфетами. Педагог развивает игровую ситуацию таким образом, что кукле-дочке хочется угостить маму конфетами в ответ, но они уже закончились. Воспитатель при помощи вопросов и подсказок подводит воспитанников к идее слепить из пластилина конфеты, которые кукла-девочка сможет подрить своей маме. |
«Улитка — длинные рожки» | Физкультминутка по стихотворению: Ползёт улитка по тропе Прослушивание песни «От улыбки станет всем светлей». Можно попросить подпевать звучащей записи тех, кто знает слова песни. Возможно пение хором, если ребята уже знают эту песню. |
Пример конспекта занятия по лепке во второй младшей группе
Тема занятия: «Пуговицы для платья».
Задачи.
– развитие навыков лепки пальцами;
– обучать координированной работе рук и глаз;
– обучать использованию стеков для украшения предметов из глины.
– воспитание аккуратности, коллективной работе.Предварительная работа. Игры с куклами (в том числе силуэтными). Обращать внимание воспитанников на то, как застегивается одежда (молнии, крючки, липучки, завязки, пуговицы, кнопки). Это необходимо делать не только во время действий с кукольной одеждой, но и в обычных режимных моментах: когда ребята собираются на прогулку, когда засучивают рукава перед мытьём рук, когда переодевают перед тихим часом, когда завязывают фартуки перед занятием по рисованию красками и т. д.
Материал к занятию. Силуэты одежды (платья, сорочки, рубашки). Пуговицы в качестве демонстрационного материала (следует подобрать пуговицы различных форм и размеров — овальные, круглые, квадратные, сердечком). Глина, пластиковые стеки. Силуэтная кукла.
Ход занятия.
Воспитатель показывает ребятам различные виды одежды с пуговицами. Просит описать, какие пуговицы они видят: маленький/большие, деревянные/пластиковые/металлические, разнообразных форм и т. д. Каждому ребёнку воспитатель предлагает достать наугад одну пуговицу из заранее подготовленной коробки. Воспитанники по очереди описывают, какие пуговицы им достались.
Воспитатель говорит, что приготовила много одежды для силуэтной куклы, с которой они будут играть, но вот пуговиц не хватает. Как же быть? Путём вопросов-ответов ребята приходят к заключению, что пуговицы для силуэтной одежды они могут слепить из глины.Демонстрация приёмов работы.
Воспитатель показывает, как из кусочка глины слепить пуговицу.Физкультминутка.
Вот сюда надену шубку, а сюда надену юбку.
Голова наденет шапку, а нога наденет тапку.
Нет, сниму я лучше шубку, а теперь поправлю юбку,
Фу, как жарко, снимем шапку? Где же тапка?
Никуда я не пойду, да сначала всё начну.
(Воспитанники сопровождают движениями каждое описываемое в стихотворении действие)Лепка пуговицы.
Воспитанники самостоятельно работают с глиной. Тем из них, у кого не получается вылепить нужный предмет, воспитатель проводит индивидуальный показ приёмов работы.Пуговицы из глины ребята оставляют на просушку, чтобы затем использовать их в игре с кукольной одеждой.
Открытое занятие по лепке во второй младшей группе на тему «День рождения мышонка»
Анализ занятия по лепке в первой и второй младшей группе
Чтобы понять, насколько эффективны используемые педагогом методы и приёмы работы, следует анализировать проведённые занятия. Открытые занятия оценивает методист. Но каждое проводимое занятие должно подвергаться воспитателем самоанализу. Тогда проще будет наметить пути коррекции в образовательной работе, привлечение другого материала или использования технических средств.
Памятка по анализу занятия:
- Соответствует ли занятие содержанию программы этой возрастной группы и особенностям конкретной детской аудитории.
- Была ли сохранена связь с предшествующими занятиями.
- Узнали ли что-то новое воспитанники на занятии (познавательные факты, новые слова, практические навыки).
- Содержало ли занятие творческий компонент, не было ли оно скучным.
- На каком уровне была осуществлена подготовка к занятию (разработка конспекта, привлечение наглядных материалом, технических средств).
- Доступны ли были объяснения и/или демонстрация действий воспитателя.
- Завершилось ли занятие в срок. Не было ли задержек, каковы причины, если были, как их избежать в дальнейшем.
- Как воспитанники вели себя на занятии: заинтересованность, эмоциональное состояние, внимательность.
- Разбор детских работ: выполнено ли задание, что получилось, а что нет. Делаем выводы, какие приёмы лепки нужно закрепить.
Методика обучения лепки во второй младшей группе предполагает развитие самостоятельности, поэтому не стоит каждое занятие начинать с демонстрации приёмов, которым воспитанники уже владеют. Если во время анализа работ будут выявлены недочёты в выполнении каких-либо элементов, стоит уделить конкретным приёмам внимание на следующих занятиях. Лучше всего привлечь к объяснению и демонстрации действий с пластилином самих детей: «Кто знает, как получить из кусочка форму шара?», «Катя, пожалуйста, покажи, как из пластилина скатать колбаску» и т. д.
Частой причиной задержек в проведении занятия по лепке является несоответствие задания возрастной группе воспитанников. Когда не получается выполнить какое-то действие или выполнить его так, как показано на образце, ребёнок быстро устаёт, теряет интерес к дальнейшей работе, отвлекает остальных. Будьте внимательны в выборе заданий, ведь лепка — увлекательный и приятный процесс, который приносит радость каждому ребёнку, когда он видит результат работы своих рук.
Один из древнейших видов творчества, лепка по-прежнему привлекает детей и даже взрослых в современной жизни. Педагоги дошкольного образования во всём мире разрабатывают новые методы обучения работы с пластичными материалами. Исследователи отмечают более высокий уровень развития интеллекта у детей, которые занимались лепкой с раннего возраста. Говорят о психотерапевтическом эффекте, оказываемом на ребёнка во время работы с пластилином: лепка — отличный способ вымещения агрессии или обиды. Лепить просто весело и приятно.