Формирование развитой, многогранной, творчески активной личности — ведущая задача образования, решение которой начинается с раннего детства. Особенно важно стимулировать природную любознательность и познавательную активность дошкольника из подготовительной группы разнообразными увлекательными формами художественной деятельности. Благодаря конструированию из бумаги ребёнок откроет для себя волшебный мир разнообразия цвета и формы, познакомится с основными геометрическими фигурами, освоит первичные навыки моделирования, приобретёт начальные представления о правилах комбинаторики, разовьёт ручную умелость, а также внимание и наблюдательность.
Конструирование — в переводе с латинского означает создание модели, творческое выстраивание определённой гармоничной и целостной системы взаимоотношений между различными элементами, деталями или предметами.
Такой вид творческого моделирования как конструирование из бумаги оказывает благотворное воздействие на развитие творческих способностей, мелкой моторики, культуры трудовой деятельности, предметного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.
Содержание
Особенности конструирования из бумаги в подготовительной группе
Значение
- Интеллектуальное развитие — обогащение познавательного багажа понятиями о свойствах и закономерностях окружающего мира, расширение знаний о разнообразии форм, величин и цветовых оттенков предметов, пространственном расположении объектов по законам пропорциональности. Кроме того, формируются умственные операции сравнения, обобщения, абстрактное и логическое мышление, совершенствуется образная, связная речь.
- Нравственное воспитание — занятия пробуждают чувство товарищества, способствуют становлению таких волевых качеств характера, как инициативность, самоорганизация, сосредоточенность, целеустремлённость, умение преодолевать трудности.
- Развитие сенсорики — конструирование опирается на чувственное восприятие и стимулирует познание свойств и качеств предметов.
- Художественно-эстетическое развитие — формирование чувства вкуса к художественно-эстетической деятельности, благодаря которой развивается восприятие ритмической гармонии цвета и формы, конструктивной целостности и красоты окружающего мира.
- Трудовое воспитание — развиваются технические навыки ручных умений, формируются трудолюбие и бытовая самостоятельность.
Конструирование из бумаги считается художественно-эстетическим творчеством, т. е. дети воплощают некий образ (сказочный или литературный персонаж, украшение интерьера, образы из реальной жизни), передают его характер, опираясь на цвет, форму, выражают свою эмоциональную реакцию, личное отношение к этому образу. Педагогическую практику стоит выстраивать с учётом психоэмоциональных особенностей дошкольников.
Особенности детского творчества
- Субъективный характер новизны получаемого результата, т. е. продуктивная деятельность детей обладает новизной исключительно для них самих в процессе познания ими окружающего мира, проявляется в оригинальности создаваемого продукта и вариативности решений и является важнейшим фактором их интеллектуального и эмоционального развития.
- Сам процесс создания какого-либо продукта вызывает живой интерес и приносит большее удовольствие, чем собственно результат.
- Первоначально поведению ребёнка присуще свободное спонтанное экспериментирование, лишённое глубокого осмысления и анализа, поэтому новые действия превращаются в увлекательную лёгкую игру, не отягощённую страхом возможного поражения.
Этапы конструирования
- возникновение замысла, в основе которого лежит творческий поиск и мыслительная деятельность;
- исполнение, которое опирается на практическую деятельность.
Проблемные точки детского творчества, на которые необходимо обратить внимание во время занятия конструированием:
- размытость замысла, т. е. дети не могут чётко представить структуру образа;
- нестабильность замысла — в процессе деятельности цели меняются, т. е. создавали один объект, а получили другой, который также приносит чувство эмоционального удовлетворения;
- чрезмерная поспешность и увлечённость исполнением, замысел при этом перемещается на второй план;
- слабое представление о последовательности практических шагов, несовершенство навыков создания алгоритма действий и планирования;
- отсутствие умения анализировать задачу, что может привести к примитивизации детского конструирования.
Проблемы традиционного подхода к конструированию из бумаги:
- обучение базируется на подражательной деятельности — демонстрируется образец, показ и детальное разъяснение этапов изготовления поделки;
- большое количество пошаговых операций, которые ребёнок может только механически запомнить и воспроизвести без увязывания всех этапов в единое целое;
- невозможность экспериментальной апробации самостоятельно найденного ребёнком решения в силу технической сложности приёмов (складывание, надрезание), поэтому решения не носят универсальный характер и не могут широко использоваться, а привязаны к алгоритму изготовления конкретной поделке.
Эффективные методические приёмы в обучении конструированию:
- Обучение нескольким опорным и довольно простым способам конструирования (для каждого возраста), благодаря комбинации которых можно создавать разнообразные поделки.
- Задания проблемного характера, которые направлены на переориентацию детей с получения конечного результата (поделки) на поиск способов и средств создания новых образов с использованием знакомых приёмов.
- Самостоятельное творчество детей (особенно для старшего школьного возраста) — задачи самостоятельного конструирования по произвольному замыслу.
Основная задача конструирования по замыслу для старших дошкольников — сформировать независимое творческое конструирование, проявляющееся в умении самостоятельно изготавливать оригинальные образы, изобретать нестандартные способы, находить необычные решения, комбинировать изученные приёмы, выбирать материал по цвету, форме.
Принципы системы обучения конструированию:
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, которые развивали качества согласованности и ответственности поведения;
- взаимосвязь с ролевой или театрализованной игрой, рисованием, аппликацией и т. д., что способствует повышению уровня осознанности действий, заинтересованности, развитию творческого мышления и речи.
Технические приёмы работы:
- сминание и разрывание (три-четыре года);
- сгибание и разрезывание (с пяти лет).
Разновидности конструирования из бумаги:
- Оригами — традиция, пришедшая из Японии, техника получения изделия путём многократного сгибания. Оригинальная поделка из бумаги — трогательный подарок с символическим смыслом и проявление сердечного отношения.
- Киригами — техническое сочетание приёмов складывания и вырезания (силуэты декоративных цветов и снежинок, разнообразные фигурки). Обе эти техники требуют концентрации внимания, дисциплинированности, трудолюбия, усидчивости и точного следования определённому порядку действий.
- Скульптура из бумаги (осваивается детьми старшего дошкольного возраста) – изготовление широкого спектра разнообразных поделок как по тематике, так и по конструктивному решению путём сочетания самостоятельно созданных детьми разных форм.
Планирование и методика обучения конструированию из бумаги воспитанников подготовительной группы
Этапы обучения
Этап 1 (5 занятий) – освоение новых приёмов и способов конструирования объёмной скульптуры.
Приёмы создания объёмной скульптуры, которые осваивают и совершенствуют дети в подготовительной группе:
- закручивание круга в форму конуса (приземистый);
- закручивание полукруга в конус (стройный);
- трансформация квадрата в куб или кирпичик способом складывания и надрезания;
- плетение из бумажных полосок и ленточек (новый способ).
Методика:
В начале занятия дети изучают и закрепляют новый технический приём без привязки к конкретному образу, а затем самостоятельно изготавливают различные модели из бумаги, используя основные способы, трансформируя их и дополняя произвольными деталями. Для эффективного изучения новых приёмов используются игровые сюжеты волшебного превращения плоской фигуры в объёмную (как квадрат превратился в кирпичик). Заметим, что игровая линия не предусматривает показа, а ограничивается лишь словесными формулировками и описанием, например:
«Красный круг так расхрабрился, взял и пополам сложился, половинки приподнял, в конус закрутил и встал».
- На первом занятии на основе низкого конуса дети могут создавать такие поделки, как колокольчик, зонтик, грибочки, лягушку, шапочку, лукошко и др.
- На втором занятии, используя высокий конус как основу, дети конструируют ёлочку, колпак петрушки, ракету, цветок, лису с сачком и др.
- На третьем занятии дети техникой «плетения» создают разноцветный коврик, сумочку, вазочку для цветов, коробочку и др.
- На основе коробочек кубической и брусковой формы (четвёртое и пятое занятия) дети конструируют грузовую машину, автобус, домик, телевизор, стол, кухонную мебель, мордочки для кубикового театра и др.
Примеры детских работ (фотогалерея)
Второй этап (5 занятий) – решение проблемных задач.
Занятия выстраиваются в соответствии с логикой усложнения заданий.
Первые два занятия — индивидуальная работа с поиском своего решения задачи. Воспитатель показывает разнообразные варианты конструкций строений и предлагает проанализировать и обозначить известные детям способы трансформации плоской фигуры (круг, квадрат) в объёмную (куб, конус, кирпичик) путём закручивания и надрезания. Затем дети выбирают заинтересовавшее их строение и пытаются самостоятельно по образцу воспроизвести конструкцию. Результатом может стать коллективная композиция «Наш город» из домов разных конфигураций и этажности.
Второе занятие — педагог озвучивает условия, которым должно соответствовать изделие, например, нужно сделать столик: обеденный, журнальный или письменный, с овальной или прямоугольной поверхностью, определённой высотой и формой ножек.
Третье занятие — работа в парах по изготовлению одной поделки для коллективной композиции. Воспитатель демонстрирует скульптуры животных, состоящих из нескольких деталей разного размера в форме конуса, воспитанники должны определить способ комбинирования и трансформировать путём сплющивания или надрезания один из конусов. Эту задачу дети должны выполнить самостоятельно.
Четвёртое занятие — педагог называет два приёма, которые освоены детьми, (скручивание конуса и отгибание углов) и формулирует задачу создания образа одного из героев сказки «Теремок» по выбору детей.
Пятое занятие — объединение нескольких новых приёмов и одного их освоенных в старшей группе, например, создание цилиндра из прямоугольника. Воспитатель оговаривает только тему, например, «Железнодорожный транспорт», вместе с детьми обсуждает возможные варианты поделок (вагончики, рельсы, здание вокзалов и станций) и объединения их в единую сюжетную композицию. Дети работают в подгруппах из четырёх-пяти человек, сами выбирают материал, придумывают способы конструирования, комбинирую известные им приёмы.
Третий этап (несколько занятия и самостоятельная работа детей вне формата плановых занятий) – дети конструируют коллективные композиции, опираясь на свой опыт создания поделок из бумаги.
Примеры творческих идей и коллективных работ, выполненных детьми (фотогалерея)
Шаблоны для конструирования из бумаги (фотогалерея)
Планирование занятия по конструированию из бумаги
Примерные общеобразовательные программы для дошкольных образовательных организаций ориентируют на получасовую продолжительность непрерывного занятия в подготовительной группе с перерывами на физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5–10 минут. Занятия по конструированию рекомендуется проводить один раз в две недели.
Схема проведения занятия:
- Подготовительная организационная часть — беседа мотивирующего и развивающего характера, которая сопровождается демонстрацией наглядного материала, чтением стихов и загадок, прослушиванием фрагмента музыкального или литературного произведения (примерно 5 минут).
- Практическая часть — воспитатель показывает и объясняет детям что и как они должны сделать (3–5 минут).
- Самостоятельная работа детей над созданием аппликаций (примерная продолжительность 20–25 минут).
- Заключительная — показ и анализ детских работ (3–5 минут).
Пример обыгрывания задания в организационной части.
Воспитатель обращает внимание детей на геометрические фигуры и начинает рассказывать забавную историю. «Был летний день. Братья-круги сидели на лавочке. Вдруг, откуда ни возьмись, интересная фигура — конус. Подкатился он к кругам, да и говорит: «Рад видеть вас, братья!» Удивились круги и спрашивают: «Какие же мы с тобой братья?» Рассмеялся конус и воскликнул: «Как же вы меня не узнали! Я тоже круг, только взял да и превратился в конус». — «Как же тебе это удалось?» — спросили круги. — «Очень просто», — отвечал маленький красный конус и запел свою песенку:
|
В сценарии занятия педагог указывает цели и задачи.
В процессе планирования, организации и проведения занятий по конструированию со старшими дошкольниками обычно ориентируются на решение таких задач:
- Продолжать знакомить детей со способами техники бумажной скульптуры.
- Знакомить детей со способами закручивания круга в конус, трансформации квадрата в куб или кирпичик, плетения из бумажных полосок и ленточек.
- Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок.
- Активизировать воображение детей.
- Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.
Конспект занятия по конструированию из бумаги по теме «Домики для гномов» (автор Немыслова О.В.)
Задачи:
Материал: квадратные листы цветной и белой бумаги (20×20 см) для дома, полоски цветной бумаги (10×10 см) для крыши, обрезки и мелкие полоски цветной бумаги — для украшения, образец, ножницы, карандаши, клей, письмо от гномов. Ход занятия. 2. Показ способов работы. |
Видео: конспект НОД по конструированию из бумаги в подготовительной группе
Программа кружка по оригами в подготовительной группе
Цель программы – развитие творческих способностей и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста путём ознакомления их с искусством модульного оригами. Программа кружка «Модульное оригами» рассчитана на 33 часа (1 год обучения в подготовительной группе, 1 занятие в неделю по 1 часу), в ходе которого предполагаются как групповые занятия, так и оказание педагогом индивидуальной помощи каждому ребёнку. Содержание программы
|
Схемы для оригами (фотогалерея)
Конспект занятия по оригами в подготовительной группе по теме «Рыбка» (автор Тасмиля Н. Б.)
Задачи: – Учить детей складывать угол ступенькой (угол вперёд, потом назад), уметь аккуратно работать ножницами — делать надрезы, распушить хвост. Вспомнить базовую форму «двойной треугольник». – Развивать у детей мыслительную деятельность, умение дополнять свою работу цветными карандашами, фломастерами. Закрепить знания о геометрических фигурах: квадрат, треугольник, углы верхние и нижние, уметь ориентироваться на листе бумага. Оборудования: волшебный сундучок, поделка «рыбка», ножницы, простой и цветные карандаши, лист квадратной белой бумага размером 20×20, шаблоны. Ход занятия. 1. Организационная часть. В воде живёт, немой слывёт. Одета в латах, спит в зелёных палатах, на обед червячок — и молчок… (рыбка). Из волшебного сундучка появляется «золотая рыбка». Вспомнить в каких сказках она присутствует, какие роли (положительные или отрицательные) исполняет. Хорошо ребята, а сейчас приступим к работе. На столах лежит все необходимое к работе: шаблоны, ножницы, простой и цветные карандаши. 2. Практическая часть. Все готовы, внимательно слушаем. Вначале мы изготовим знакомую нам базовую форму «двойной треугольник». Таня, выйди и покажи нам это делается. Девочка самостоятельно изготавливает базовую форму, т. к. дети знакомы с ней со старшей группы. Садись, далее продолжу я. Для этого мне нужно на нашем треугольнике нарисовать, пометить хвост и плавники. На поделке, в увеличенном виде на доске показываю, рисую хвост и плавники. Затем по отмеченным линиям вырезаю точно, не срезая лишнего. Дорисовываю простым карандашом туловище, глаза, рот. Цветными карандашами или фломастерами разукрашиваю поделку, не выходя за линии. Вот и готовая поделка «рыбка золотая «. 3. Самостоятельная работа. Предлагаю детям приступить к работе. Новеньким помогаю в складывании формы, слежу за правильным загибанием углов и изображения хвоста и плавников. Провожу пальчиковую гимнастику «Рыбка» Рыбки весело резвятся. В чистой тёпленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. (Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом). После гимнастики дети продолжают работу в оформлении поделки. Воспитатель оказывает посильную помощь, следит за последовательностью в работе. 4. Подведение итогов. По истечении времени на доске появляется огромное море, в котором размещаются работы детей. Дети анализируют свои работы, делятся своими впечатлениями. Воспитатель желает детям, чтобы в их жизни попалась тоже им «золотая рыбка», которая исполнит только одно заветное желание. В конце занятия дети высказывают свои желания. |
Работы в технике оригами (фотогалерея)
Видео: занятие по оригами в подготовительной группе
Схемы и идеи конструирования в подготовительной группе
«Рыбка» в технике бумагоплетения
Инструкция:
- Из полосок для квиллинга начинаем плести ромбик способом перекрёстного плетения.
- Когда появился ромбик, склеиваем кончики.
- Ножницами вырезать полукруглую форму плавников.
«Рыбки» — фигурки из бумаги в технике киригами
Материалы: двухсторонняя цветная бумага, фломастеры, оборудование и инструменты.
Инструкция:
- Вырезать квадрат, сложить по диагонали, развернуть, затем к линии образовавшегося сгиба завернуть уголками внутрь две стороны как показано на фотографии.
- Снова сложить квадрат по диагонали и сделать параллельные надрезы до линии сгиба.
- Склеить деталь корпуса рыбки так, чтобы она приобрела объёмную форму, вырезать детали для глаз, плавничков и хвоста.
- Приклеить все мелкие дополнительные детали и разрисовать фломастером.
- Вот так легко и быстро можно сконструировать ярких и разнообразных рыбок для целого аквариума или композиции на морскую тематику.
«Два лебедя» — сюжетная композиция из бумажных фигур в технике киригами
Работа по созданию композиции может быть приурочена к Международному дню птиц (1 апреля) и стать практическим занятием в рамках тематики о перелётных птицах, их возвращению из тёплых краёв и наступлению долгожданной весны. Детям будет интересно узнать, почему эти благородные и грациозные птицы в культуре разных народов воспринимаются как символ верности.
Материалы: цветная бумага, инструменты и оборудование.
Инструкция:
- Вырезать из белой бумаги прямоугольник (20х15 см), затем сложить его пополам.
- Обвести шаблон и вырезать по контуру силуэт птицы, прочертить полоски примерно по 1 см и сделать надрезы по линии сгиба.
- Хвостик загнуть внутрь заготовки.
- Края подтянуть к грудке фигурки и зафиксировать клеем.
- С обеих сторон приклеить детали глаз и клюва.
- Аналогично смастерить чёрного лебедя, поместить поделки на синем картоне, дополнить композицию лилиями (конструкция из простых конусов).
«Лебедь» — силуэтная конструкция из бумаги и салфетки
Инструкция:
- Вырезать из плотной бумаги в силуэтной технике две фигурки лебедя.
- Склеить два силуэта по верхнему краю так, чтобы фигурка была устойчивой, сложить салфетку гармошкой и протянуть её через надрез, завернуть вверх и распушить крылья.
«Ласточка» — объёмная фигурка из бумаги
Материалы: шаблоны, цветная бумага, инструменты и оборудование.
Инструкция:
- Вырезать необходимые детали по шаблону.
- Короткую полоску из чёрной бумаги завернуть в форме цилиндра и скрепить с помощью степлера или клея. Деталь туловища (длинная полоска с раздвоенным хвостиком) завернуть, придавая объём, и скрепить.
- Приклеить белые декоративные детали к брюшку и голове.
- Соединить голову и туловище. Оформить голову, приклеив глаза и клюв, затем приклеить крылья к корпусу.
- Ласточка готова к полёту.
«Птица счастья» — с элементами конструирования из подручного материала
Материалы: шаблоны птицы, цветные карандаши, наклейки, яблоко, салфетка, инструменты и оборудование.
Инструкция:
- Разрисовать цветными карандашами шаблоны деталей для фигурки птицы.
- Вырезать силуэт и украсить птичку с помощью наклеек.
- Положить яблоко на салфетку, собрать салфетку пучком и закрепить резинкой (тело птички), распушить хвостик.
- Приклеить голову и крылья, чудесная фигурка птицы готова стать домашним оберегом и символом счастья и процветания.
«Зимняя прогулка» — объёмная сюжетная композиция из плоских деталей
Материалы: шаблоны, тонкий картон, простой карандаш, краски, инструменты и оборудование.
Инструкция:
- Обвести простым карандашом силуэты деталей по шаблону, вырезать и разукрасить детали белой и синей краской.
- Дорисовать чёрным фломастером глазки и носики.
- Собрать детали фигурок.
- Можно оживить композицию фигурками из конструктора «Лего», тогда игра станет по-настоящему увлекательной.
«Алёнушка» — бумажная скульптура на основе конуса
Материалы: шаблоны, цветная бумага, инструменты и оборудование.
Инструкция:
- Распечатать и вырезать шаблоны. Обвести контуры деталей на цветной бумаге и вырезать.
- Приклеить полоски на большую полукруглую деталь сарафана.
- Свернуть и склеить эту деталь в конус (сарафан).
- Свернуть два маленьких конуса (рукава).
- Приклеить рукава к сарафану.
- Вырезать и приклеить белый круг на силуэт косынки и прорисовать черты лица.
- Смазать клеем две детали косынки и приклеить к сарафану. Бумажная скульптура нашей сказочной героини готова.
- Вот такой ансамбль Алёнушек получился у детей.
«Домики» — модель для игр
Инструкция:
- Вырезать шаблоны. Прорезать отверстия для окон и дверей, затем разукрасить фасады домов цветными карандашами.
- Согнуть по линии, обозначенной пунктиром, и склеить конструкции.
- Получился современный коттеджный посёлок.
«Сруб из брёвен» — модель традиционного домостроительства
Инструкция:
- Сложив гармошкой стандартный лист бумаги, вырезать одинаковые прямоугольники из тонкой бумаги.
- По краю пройти кисточкой клея или клеем-карандашом и закрутить на карандаш в форме трубочки (брёвна).
- Приготовив достаточное количество строительного материала, приступить к строительству сруба, укладывая брёвна в перекрёстной технике, проклеивая места сборки.
- Из картона вырезать крышу, которая должна выступать за стены дома, и боковые стойки.
- Установить крышу и украсить домик.
«Пожарная машина» — поделка из коробок
Материалы: коробки, цветная бумага, оборудование и инструменты
Инструкция:
- Разрезать маленькую коробку и склеить в форме кабины, обклеить обе детали цветной бумагой.
- Дополнить поделку деталями (лестница и окошки из серебристого картона, мигалка из колпачка для ручки), склеить кабину и кузов, приклеить колёса, вырезанные из картона.
«Танк» — поделка из спичечных коробков
Материалы: заготовки из бумаги, три коробка, заготовки для гусениц, инструменты и оборудование.
Инструкция:
Склеить два коробка, обернуть бумагой и ещё один для башни. Приклеить детали для гусениц, звёздочку, крышку от пластиковой бутылки и трубочку (дуло).
«Кораблик» — подарок папам
Материалы: коробка от зубной пасты, цветная бумага, картон.
Инструкция:
- Намазать клеем широкую грань коробки и приклеить, затем последовательно проклеить и обернуть белой бумагой всю коробку (корпус корабля).
- Приклеить полоски картона по двум широким граням так, чтобы края выходили за пределы корпуса.
- Скрутить и склеить мачту.
- Сделать основание с надрезами для крепления к основе.
- Полоски картона склеить, приклеить мачту, вставить нитку для флажков в надрезы на мачте и между полосками картона, зафиксировать.
- Вырезать ленточным способом заготовки для иллюминаторов и флажков.
- Приклеить кружочки, вырезать флажки.
- Склеить флажки, чередуя по цвету и форме. Кораблик готов.
«Парусник» из спичечных коробок
Инструкция:
- Склеить три коробка и отрезать полоску бумаги шириной соответствующей спичечному коробку, по длине равной широкой стороне стандартного листа.
- Обклеить конструкцию.
- Отрезать полоску (примерно 2 см) цветного картона и сложить пополам.
- Приклеить полоску картона (нос), вырезать нижнюю часть корпуса корабля.
- Склеить основу и днище корабля.
- Скрутить стандартный лист (мачта).
- Приготовить паруса и флажок.
- Сделать отверстие в основе, вставить мачту, установить паруса и прикрепить флажок. Такой красавец получился.
«Пароход» в технике оригами
Инструкция:
- Сложить стандартный лист по диагонали, отрезать лишнюю полоску, полученный квадрат сложить по другой диагонали пополам и определить центр квадрата.
- Развернуть деталь и загнуть все углы к центру, получим маленький квадрат.
- Перевернуть маленький квадрат и повторить операцию.
- Ещё раз перевернуть и завернуть углы к центру.
- Перевернуть заготовку и положить перед собой в позиции ромба, верхний и нижний угол распрямить, а боковые углы раздвинуть, кораблик с трубами готов.
«Самолёт» — объёмная фигура из цилиндра и конуса
Инструкция:
- Вырезать шаблоны деталей для самолёта.
- Обвести силуэты деталей на двухсторонней цветной бумаге и вырезать.
- Свернуть цилиндр для фюзеляжа и конус для носовой части, склеить, затем приклеить хвост, крылья и шасси.
«Осеннее дерево» — киригами из плоских деталей
Материалы: шаблоны дерева и листьев, плотная бумага для ствола дерева и цветная для листьев, ножницы, клей.
Инструкция:
- Обвести и вырезать шаблон дерева (мелкие контуры веточек поможет вырезать воспитатель).
- В симметричной технике вырезать силуэты листьев.
- Сложить гармошкой.
- Скрутить из бумажной ленты палочку и приклеить к листочку (коллективно дети могут сделать много листьев).
- Прикрепить осеннюю листву к веткам дерева.
«Дерево» — конструкция из объёмных модулей в технике оригами
Инструкция:
- Расчертить лист цветной бумаги для кроны дерева на квадраты (4х4 см), разрезать, рациональнее использовать ленточную технику вырезания.
- Сложить каждый квадратик по диагонали, развернуть и повторить операцию для определения центра.
- Одну грань сложить пополам и склеить, так получится пирамидка — простой модуль. Сделать много пирамидок.
- Свернуть прямоугольник в форме цилиндра — получится ствол дерева.
- Сделать сверху надрезы, имитирующие ветки, к ним приклеить пирамидки (крона).
«Тюльпан» — оригами букет
Инструкция:
- Для того чтобы наметить пересекающиеся по центру линии сгиба, дважды сложить квадрат пополам.
- Аналогично дважды сложить по диагонали.
- Сложить квадрат пополам, соединяя верхнюю и нижнюю стороны, одновременно складывая по линиям сгиба боковые стороны квадрата внутрь.
- Получился треугольник.
- Два нижних уголка поднять к вершине.
- В треугольнике должен получится ромб с осевой линией разлома по центру.
- Перевернуть и повторить, образовался ромб. Правую часть ромба перехлестнуть на левую, перевернуть и повторить.
- Загнуть левый уголок верхнего слоя, затем правый.
- Раскрыть кармашек правого треугольника и заправить в него левый.
- Перевернуть фигурку и повторить аналогичные операции. Получится вот такая заготовка.
- Загнуть лепестки, в основании цветка найти отверстие, надуть цветок, придавая ему объём, и вставить стебель.
- Получился такой бутон тюльпана. Овладев этой техникой можно смастерить прекрасный весенний букет.
«Сумочка» из бумаги
Инструкция:
- К листу картона приклеить ручки, лист цветной бумаги, сложить гармошкой две половинки листа цветной бумаги.
- Сложить пополам основу, между сторонами вклеить детали, сложенные гармошкой.
«Лисичка» — фигурка с элементами салфеточной аппликации
Инструкция:
- Обвести силуэты шаблонов на листе цветной бумаги.
- Вырезать детали для конструирования скульптурной фигурки, сложить туловище по линиям сгиба, склеить вершину.
- Приклеить голову и хвост.
- Скатать бумажные шарики из квадратиков, нарезанных из салфетки, оформить ими шубку лесной красавицы.
«Котёнок» — объёмная фигурка в технике оригами
Инструкция:
- Квадрат сложить по диагонали, наметив линию сгиба.
- Развернуть и расположить в позиции ромба, боковые углы завернуть к центру.
- Нижний острый угол завернуть к вершине фигуры.
- Два нижних угла завернуть в форме треугольников.
- Перевернуть, отогнуть ушки.
- Завернуть верхний слой нижнего угла.
- Отвернуть вниз в форме носика.
- Дорисовать глазки.
- Квадрат сложить по диагонали (тело).
- Завернуть хвостик. Приклеить голову.
«Слоник» — оригинальная поделка из плоских деталей
Инструкция:
- Нарисовать контуры туловища слона, обведя шаблон и вырезать.
- Обвести шаблон ушей и вырезать деталь.
- Делать надрез, вставить уши так, чтобы конструкция была устойчивой.
- Вставить уши так, чтобы конструкция была устойчивой.
- Оформить фигурку с помощью красок или цветной бумаги.
Ребёнок в процессе художественной деятельности исходит из личного замысла, основанного на жизненном опыте, эмоциональном восприятии окружающего мира. Но дошкольнику ещё тяжело справляться с планированием и глубоким осмыслением содержания своей работы, поскольку реализация художественного образа носит зачастую спонтанный характер. Задача воспитателя состоит прежде всего в том, чтобы направить свои усилия, используя весь арсенал педагогических приёмов и профессиональное мастерство, на обучение детей практике предварительного обдумывания своей работы, воспитывая, таким образом, мыслительную культуру.