Становление разносторонне развитой, творческой личности — ключевая задача образовательной деятельности, решение которой начинается в дошкольный период. Чрезвычайно важно поддерживать природную любознательность и познавательную активность дошкольника любой группы разнообразными увлекательными видами изобразительной деятельности. Занятия лепкой введут ребёнка в мир пластики формы, познакомят с основными фигурами, сформируют первичные навыки моделирования, представления о правилах композиции, разовьют ручную умелость, а также внимание и наблюдательность. Что нужно учесть при подготовке к занятию по теме «Птицы» (в том числе перелётные), и как должны проходить такие уроки в подготовительных группах — читайте далее.
Лепка — художественное отображение действительности в объёмных предметах посредством пластических средств выражения с использованием мягкого материала (глина, пластилин, тесто, воск). Такой вид пластического моделирования, как лепка, оказывает благотворное воздействие на развитие творческих способностей, мелкой моторики, культуры трудовой деятельности, предметного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.
Содержание
Особенности лепки в подготовительно группе детского сада
Виды лепки:
- предметная — обобщённое изображение характерных черт отдельных объектов (утка, сова, ворона и т. д.);
- сюжетная — композиция из нескольких предметов, художественное воплощение эпизодов сказок, литературных произведений или сцен из окружающей жизни («Птичий двор», «Лебединое озеро»), практикуется только в старшей и подготовительной группах;
- декоративная — изображения птиц в стиле традиционной мелкой пластики народного декоративного искусства по самостоятельно подготовленному ребёнком эскизу с использованием яркой, сочной росписи (геометрические или растительные узоры) или дополнительных материалов (бисера, пёрышек, пуговичек, ракушек) как оригинального украшения изделия.
Примеры сюжетных композиций по теме «Птицы»
- Синички-сестрички
- Семейка попугайчиков
- Уточки на пруду
- Ворона и Лиса
- Прекрасный лебедь
- Весёлые петушки
- Малыш лебедь на прогулке
- Лебединое озеро
- Уточка с детками
- Утята учатся плавать
Большое внимание уделяется коллективной лепке, благодаря которой дети развивают навыки согласованности действий, работы в команде, совершенствуют психоэмоциональные качества солидарности, проявляют чувства товарищества и ответственности. При исполнении коллективной композиции воспитатель распределяет детей на подгруппы по четыре-пять человек и даёт им задание.
Работы по коллективной лепке
- Птичий двор
- Лебединое озеро
- Птичьи забавы
- Птичья столовая
- Снегири на ветке
- Утиная школа
- Утиная семья
Технические разновидности лепки:
- Конструктивный — при таком способе образ создаётся путём комбинирования и соединения разных частей или деталей как элементов конструктора. Этот технический приём ребёнок осваивает уже в два-три года, придумывая модель и её составные части.
- Скульптурный — лепка из цельного куска материала, ребёнок разминает и придаёт необходимую форму, вылепливая образ из бесформенного куска, используя целый арсенал вспомогательных мелких пальчиковых движений: вытягивает форму клювика или хвостика, сминает, скручивает, прищипывает, передавая фактуру поверхности, вдавливает и т. д.
- Комбинированный — крупная форма вылепливается скульптурным способом, например, туловище, а части и детали (крылья, хвост, клювик, глазки) присоединяются отдельно методом налепа. В старшем дошкольном возрасте дети отдают предпочтение именно этому варианту создания изделий.
- Лепка, использующая готовую форму — тонкую лепёшку раскатанного материала оборачивают вокруг прочной формы (банка, бутылка), убирают лишнее, сглаживают швы. Каркасную форму при необходимости аккуратно вынимают.
- Модульная лепка — изделие создаётся путём конструирования из готовых одинаковых элементов (модулей), например, шариков, жгутиков, пластинок по принципу объёмной мозаики.
Оборудование и инструменты:
- каркасы (палочки разной длины и толщины), которые используются как несущие стержни или крепежи деталей или частей фигуры;
- стеки — заострённые, закруглённые, а также в виде лопаточки и петли палочки, использующиеся для снятия лишней глины, произведения надрезов для лап или крыльев и проработки с помощью прорисовки и штрихов деталей и фактуры (перья, глазки, клювик);
- специальные доски, размер которых зависит от размера фигурки (для фигуры 15х20 см подойдёт доска 22х35 см) или поворотные станки.
Психофизические и интеллектуальные данные детей 6–7 лет, способствующие повышению уровня выразительности создаваемого образа в лепке:
- расширение общего горизонта знаний об окружающем мире;
- развитие творческих способностей и художественного воображения;
- совершенствование мелкой моторики кисти руки, укрепление мускулатуры;
- становление умения формулировать собственные эстетические суждения, оценивать качественное состояние предмета, опираясь на понимание его формы и строения.
Характерные особенности работ по лепке воспитанников подготовительной группы:
- Стремление более точно передать форму объекта, дополнить его второстепенными деталями (трава, дерево), изобразить его в движении.
- Самостоятельный выбор эпизода, осуществление планирования работы.
- Широкий диапазон технических приёмов и используемых материалов (глина, пластилин, тесто).
- Работы детей старшего дошкольного возраста воплощают обобщённый образ, передающий яркие признаки предмета без глубокой конкретизации и проработки деталей.
Базовые навыки и знания, приобретённые старшими дошкольниками шести лет на предыдущих этапах и варианты их дальнейшего развития:
- Умение отличать и лепить формы шара, цилиндра, конуса и диска.
- В подготовительной группе детей обучают передавать соотношение величин (больше-меньше), проводить сравнение однородных предметов, составлять композиции («Перелётные птицы», «Курица с цыплятами», «Лебединое озеро») из окрашенной глины или цветного пластилина и размещать их на подставке.
- Использование освоенных в старшей группе ленточного способа прикрепления к основе лентообразной формы, приёмов вдавливания и оттягивания, прищипывания, изучение метода кругового налепа.
- Лепка птиц, животных, игрушек в стиле народных промыслов, например, дымковской игрушки, из цельного куска способом вытягивания отдельных частей или деталей, в дальнейшем детям показывают варианты лепки отдельных частей фигуры птицы (голова и туловище из конуса, плоская лепка крыльев) и их соединения.
Организация, структура и методика проведения занятия в подготовительной группе
Примерные общеобразовательные программы для дошкольных образовательных организаций ориентируют на получасовую продолжительность непрерывного занятия в подготовительной группе с перерывами на физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 3–5 минут. Занятия по лепке рекомендуется проводить один раз в две недели.
Организация и подготовка к занятию.
Организация и подготовка рабочего места детьми в подготовительной группе производится самостоятельно, т. е. каждый сам определяет необходимое количество глины или пластилина и подбирает стеки для лепки. Детям до занятия предлагается выбрать образ, например, лепить по выбору птиц в коллективной работе «Птичий двор», определиться с количеством и характером материала (глина или пластилин, возможно, тесто), обдумать форму, пропорции, способы передачи динамики. Только после такой предварительной работы дети приступают к реализации замысла.
Структура занятия
1. Организационный этап.
Для стимулирования рождения мысленного образа персонажа и его большей выразительности воспитатель показывает игрушки по теме, иллюстрации, слайд шоу, читает отрывки из сказок, художественной литературы, стихотворения, загадки.
Стихотворения и загадки о птицах
Одета ворона Не хуже барона – Фрак серебристый, Черны рукава. Голову склонит – Ну, чем не матрона? Ходит степенно, Крылья в бока. (А. Гейкер) Чёрная-пречерная ворона — Здравствуй, милая ворона! Повелось так с самой древности: Учит курица цыплят | Расшумелись утром куры: «Почему ты Петя, хмурый, Песен звонких не поёшь, А зерно клюёшь, клюёшь?» Ну, а Рябушка сказала: «Петушка мне жалко стало, Наш хороший петушок, Золотистый, гребешок. Пусть поёт, поёт с утра, С добрым утром детвора!» (З. Письман) Воробьишка-воробей, Среди белых голубей Мы воробьи. Мы с вами круглый год. Ночью спят и зверь и птица, Ой ты, Совушка-Сова, | Петушок проснулся рано, Разбудил он солнышко, Засверкали в росах травы – Изумрудов зёрнышки. «Ты не пой, Петушок, У нашего окошка, Пускай Никитушка поспит Ну, хоть ещё немножко.» Петушку знакома жалость, Он вернулся к курочкам: «Ну,куда ж вы разбежались, Маленькие дурочки?» Ему в ответ: « Кудах-тах-тах, К тебе спешим мы, Петя! Ты для нас, любимый птах, Милее всех на свете!» (Л. Юшкова) За окном на ветке птички – Отдохнут пускай игрушки. Шустрые синички, Петя, Петя, петушок, | Прилетела на базар, Громко всем сказала: «Кар! Пусть я в школе не учёна, Но умна, ведь я – (ворона) « Хочет с детства эта птица Серо-чёрная та птица, С жёлтой грудкой у окошка Небольшая и пёстрая птица, Прилетели, сели, Вот так птица — какова! Гордая птица,
Я весь день ловлю жучков. |
2. Практический этап.
Методика проведения занятия предусматривает практическую часть, когда воспитатель показывает и объясняет последовательность скрепления частей или деталей в одно целое, обращая внимание на необходимость плотного промазывания деталей со всех сторон. Своими вопросами воспитатель подводит воспитанников к осознанию алгоритма действий. Отдельные технические приёмы использования инструментов и пластические способы передачи выразительности педагог демонстрирует всей группе сразу, затем подсказывает индивидуально каждому ребёнку в зависимости от замысла.
3. Самостоятельная работа детей.
Воспитанникам подготовительной группы демонстрируют только неизвестные им технические приёмы, в основном работу дети осуществляют самостоятельно, вмешательство воспитателя ограничивается подсказкой или вопросом. Особое внимание уделяется развитию и совершенствованию навыков ручной работы, осмыслению образа и способов его художественного воплощения.
4. Подведение итогов, анализ и самоанализ.
В конце задания дети обсуждают и оценивают получившиеся фигурки, отмечая степень выразительности, пропорциональности, сопоставляя их с моделью и своим представлением, сформировавшимся в процессе наблюдения в реальной жизни. Если работы небольшие, то их помещают на выставочную доску с фамилиями ребят.
Планирование занятия
В сценарии занятия педагог указывает цели и задачи. В процессе планирования, организации и проведения занятий аппликацией со старшими дошкольниками обычно ориентируются на решение таких задач:
- совершенствование зрительного восприятия предметной формы, например, её изменения в зависимости от действий объекта;
- использование разнообразных техник (доминирующими являются конструктивная и комбинированная), а также разнообразных средств, приёмов и инструментов (стеки, подпорки для соединения частей, печатки для декоративного оформления) с целью достижения большей художественной и эмоциональной выразительности образа, передачи динамики предмета;
- совершенствование навыков передачи формы (создание объекта из нескольких частей), соблюдения пропорций предметов, закрепление технического приёма создания образа из цельного куска;
- развитие сюжетной лепки, поскольку дети могут вылепить несколько объектов (две-три скульптуры) в течение одного занятия и составить из персонажей композицию в определённом взаимодействии;
- дальнейшее развитие самостоятельности и творческой инициативы, обучение самостоятельному выбору сюжета на основе знакомых сказок или литературных произведений.
Пример конспекта по лепке «Прилетайте в гости» для детей подготовительной группы (Денисова Елена Николаевна)
Цель: Учить детей лепить синицу, передавая характерную форму, пропорцию тела и его частей, правильную посадку головы, положение хвоста, крыльев. Задачи: Учить детей конструктивному способу лепки синицы из нескольких частей, различающихся по форме и размеру, используя дополнительный материал (бисер вместо глаз, семечко подсолнуха вместо клюва). Развивать у детей самостоятельность в поиске способов передачи движения вылепленной птицы (голова опущена вниз — синица клюёт, крылья приподняты вверх — птичка перелетает с места на место). Развивать чувство формы, способность к композиции, зрительное восприятие, согласованность движений рук, мелкую моторику. Воспитывать интерес к живой природе, желание помогать в холодное время года зимующим птицам. Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке детского сада, в парке с родителями. Беседа о синицах, их пользе. Изготовление родителями и детьми кормушек для зимующих птиц. Рассматривание изображений разных синиц (большая синица, лазоревка, московка, длиннохвостая и хохлатая синицы, буроголовая гаичка, ремез) в презентации. Чтение Р. Новикова «Поможем птицам», В. Гвоздев «Прилетайте к нам, синицы». Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: иллюстрации «Синица», «Птицы на кормушке», схема поэтапной лепки синицы. Раздаточный материал: пластилин жёлтого и синего цвета, стеки, зубочистки для крепления лап, семечки подсолнечника для клюва, чёрные бусины для глаз, салфетки бумажные и матерчатые; крупа и семечки — корм для синичек в кормушку. Оборудование: проектор, мультимедийный экран, презентация Power Point, компьютер, магнитофон, аудиозапись со спокойной фоновой музыкой, кормушка, как основа для коллективной композиции. Ход непосредственно образовательной деятельности: 1. Организационный момент: Воспитатель включает презентацию (слайд №2) «Птицы на кормушке» и читает детям стихотворение Т. Лавровой: На берёзе возле дома Кто-то тенькает знакомо. У кормушки шум, веселье – Там справляют новоселье. Шустро зёрнышки клюёт, Спать с утра нам не даёт Голосистая певичка – Желтопузая синичка. Воспитатель: Помните, как на прогулке мы с вами наблюдали за птицами на кормушке?
Мотивация:
Воспитатель: Сегодня мы будем лепить синицу из отдельных частей (на доску крепится схема лепки синицы конструктивным способом):
Воспитатель: Посмотрите, что может моя синица!
Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Александровой «Птичья ёлка»: |
Технологические карты, инструкции
«Ворона» из пластилина в конструктивной технике — поэтапная инструкция
Инструкция:
- Из чёрного пластилина скатать конус средней величины (туловище) и придать форму овала основанию. Скатать два небольших шарика и придать им форму цилиндра (ноги). Для изготовления лапок скатать два маленьких шарика из коричневого пластилина, расплющить в форме лепёшки, стеками сделать надрезы, сформировав коготки.
- Скрепить лапки и ноги, затем прилепить к туловищу птицы.
- Скатать небольшой шар из чёрного пластилина (голова), из коричневого сформировать конус (клюв) и прилепить к шару. Глазки делаются из шариков фиолетового пластилина, сплющенных в форме лепёшки, и прилепленных с обеих сторон к голове, зрачки оформляются пластилином чёрного цвета.
- Скрепить голову и туловище.
- Скатать два небольших шарика для крыльев, придать каплевидную форму, затем сплющить. С помощью стеки штрихами начертить контуры перьев, прикрепить крылья к туловищу. Изделие готово.
«Ворона» в конструктивной технике с использованием каркасных стержней
Материал и инструменты: чёрный пластилин, стека, спички.
Инструкция:
- Скатать два шарика разного диаметра.
- Соединить шарики, воспользовавшись каркасным стержнем (спичкой), большому шару придать яйцевидную форму, сгладить переход между туловищем и головой.
- К задней части туловища прилепить пластины, стекой «распушить» хвост.
- Подготовить из шариков две сплюснутые лепёшки треугольной формы, стекой штрихами прорисовать контуры оперения.
- Прилепить крылья к туловищу, внешние края завернуть и слегка придавить к спинке.
- К мордочке присоединить конусообразный клювик, оформить глазки с помощью маленьких шариков, сплюснутых в лепёшки.
- Оформить лапки, для чего вставить две половинки спички в туловище, налепить на стержни пластилин.
- Установить поделку на основу.
«Пластилиновая ворона» из басни «Ворона и Лиса» (фрагмент сюжетной композиции)
Материалы: пластилин, стека, зубочистки для крепежа.
Инструкция:
- Скатать три шарика разного размера для туловища и крыльев, приплюснуть, придав форму треугольника с закруглёнными краями.
- Вставить крепежи, вылепить конус, стекой сделать неглубокий надрез, придав форму открытого клюва.
- Скрепить туловище и крылья, прилепить клюв и глазки, стекой начертить штрихи, имитирующие оперение.
- Завернуть кончик хвостика, вылепить кусочек сыра.
- Скатать большую колбаску (ствол) из коричневого пластилина и несколько маленьких (ветки) из зелёного, слегка приплюснуть, прилепить ветки к стволу, дерево установить на подставку. Ворону посадить на вершину дерева, мини-композиция готова.
«Царевна-лебедь» — коллективная композиция (лепка с использованием готовой формы)
Инструкция:
- Обмазать пробку белым пластилином так, чтобы получилось тело прекрасной птицы.
- Вылепить тонкую шею.
- Скатать шарик, расплюснуть в лепёшку, стекой сделать несколько неглубоких штрихов, так получим крыло.
- К шее добавить клювик красного цвета, изящно изогнуть, скрепить все детали методом налепа.
- Аналогично сделать несколько белых и чёрных лебедей.
- Царевна-лебедь должна быть особенной, поэтому всё будет зависеть от фантазии ребёнка, можно предложить такой вариант, главное — не забыть про корону.
«Лебёдушка» в комбинированной технике
Инструкция:
- Используется большой кусок пластилина.
- Придать форму веретена, вытянуть и выгнуть шею.
- Кончик шеи трансформировать в форме конуса (клюв).
- Из скатанных шаров подготовить импровизированные крылья.
- Примазать заготовки в виде крыльев к туловищу, пригнув к краям.
«Лебедь» в конструктивной технике с использованием перьев
Инструкция:
- Скатать два овала и жгутик для шеи.
- Скрепить детали между собой.
- Добавить клюв, глазки и перья.
«Синичка» из пластилина в конструктивной технике
Инструкция:
- Вылепить два шара для туловища и головы, соединить с помощью крепежа (спички).
- Из жёлтого пластилина вылепить лепёшку (грудка) и прикрепить к торсу.
- Аналогично прилепить зелёную лепёшку на спинку, и небольшую белую на голову.
- Смешать голубой пластилин и чёрный. Вылепить три детали в форме треугольника и соединить в виде хвоста, спичкой или зубочисткой нанести штрихи, нанизать на спичку.
- Используя мелкую технику налепа сформировать разноцветные крылья из лепёшек зелёного, голубого, белого и чёрного оттенков.
- Прилепить крылья к туловищу птицы, нижнюю часть торса оформить бежевым пластилином.
- Зафиксировать хвост.
- Белыми лепёшками для щёчек, шариками для глаз и конусом для клюва оформить мордочку.
- На спички налепить пластилин, сформировав лапки, прикрепить синичку к веточке, наша птичка из пластилина готова.
«Яркая синичка»
Инструкция:
- Прилепить шар к овалу.
- Смешать жёлтый пластилин с чёрным, скатать шар и сплюснуть в лепёшку.
- Прилепить пластину жёлтого цвета вперёд, а спинку покрыть слоем зелёного пластилина.
- На голову налепить синюю шапочку, к мордочке прилепить три белых лепёшки на месте глаз и на макушку.
- Из голубого и чёрного пластилина сформировать хвост и прочертить оперение стекой.
- Прикрепить хвост и сверху промазать шов зелёным пластилином.
- Вылепить из комбинации зелёного и голубого пластилина остроконечные крылья, стекой прорисовать линии.
- Прикрепить крылья, прижав к корпусу синички.
- Дополнить изделие оранжевыми лапками, клювиком и глазкам.
- Вот такая красавица получилась в итоге.
«Воробышек» из пластилина в конструктивной технике
Инструкция:
- Скатать два шарика из светло-коричневого или бежевого пластилина.
- Слепить две детали, сглаживая переход между торсом и головой.
- Прилепить коричневую пластинку к голове, шее и передней части грудки.
- Оформить остроконечный клювик и узенькие чёрные полоски как основу для глаз.
- Вылепить плоский треугольник для хвоста, нанести стекой насечки.
- Прикрепить хвост к туловищу.
- Вылепить крылья, прикрепить тоненькие белые полоски, стекой прочертить контуры оперения.
- Прилепить крылья, пригнув к корпусу.
- Из серых треугольников стекой сделать лапки, вырезав три пальчика.
- Прикрепить к основе.
«Дымковский петушок» в скульптурной технике с декоративными деталями
Материал: скульптурный пластилин.
Инструкция:
- Разделить пластилин на два куска, один для корпуса, другой для декоративных деталей. Куску побольше придать форму треугольника, затем наметить где будет голова и хвост.
- Используя мелкую технику вытягивания придать округлую форму подставке.
- Вылепить голову с клювом.
- Прилепить корону, скатать жгуты и приплюснуть их.
- Плоские ленты волнообразно трансформировать.
- Декоративные оборки присоединить к части корпуса на месте крыльев и по внешнему контуру хвоста.
«Дымковский индюк» из природной глины
Техника: комбинированный способ.
Инструкция:
- Из цельного куска глины сформировать шею, голову и туловище. Второй кусок глины разделить на две части.
- Одну половинку использовать для лепки хвоста, из другой вылепить крылья.
- Присоединить хвост.
- Крылья прикрепить в виде оборок из плоских лент, украсить голову мелкими шариками, грудку и хвост украсить цветочками методом налепа.
- Просушка длится три-пять дней.
- С помощью гуашевых красок разукрасить птицу, фантазия ребёнка подскажет цветовое решение и выбор орнамента.
Видео: «Дымковский индюк» из глины в подготовительной группе
«Сова» в комбинированной технике
Материал: пластилин.
Инструкция:
- Из шара, методом вытягивания сформировать овал, отделить голову от торса и утончить шею.
- Методом налепа присоединить остроконечный клюв, сплюснутые кружочки для глаз и брови.
- Из светло-коричневого пластилина сделать маленькие треугольники и прилепить к лицевой части торса (оперение на груди).
- Сформировать два треугольника для крыльев, стекой сделать волнообразные углубления для имитации оперения.
- Прикрепить крылья к корпусу.
- Добавить лапки, фигурка лесной жительницы готова.
«Сова из Вини-Пуха»
Инструкция:
- Скатать два шара, большему по размеру придать форму луковицы, присоединить шар меньшего диаметра (голова).
- Налепить лепёшку из розового пластилина на лицевую часть туловища.
- Аналогичную операцию повторить с головой, добавив две маленькие лепёшки в виде овалов. На тёмные лепёшки прилепить жёлтые кругляшки и тёмные зрачки.
- Добавить конусообразный клюв.
- Над глазами присоединить два жгутика в форме рожек, которые будут бровями.
- К цилиндрику синего цвета присоединить широкие поля шляпы, закрепить на голове.
- Вылепить крылья, прикрепить к туловищу, одно крыло развёрнуто, другое — прижато.
- Из плоских треугольников стекой вырезать пальчики, полученные лапки присоединить к корпусу. Пластилиновая скульптурка символа мудрости готова.
«Снегирь» в комбинированной технике
Инструкция:
- Придать основному куску пластилина форму каплевидного овала.
- Добавить к широкой части овала кусочек серого пластилина, лицевую часть туловища залепить красным пластилином (грудка).
- Раскатать колбаску их кусочка чёрного пластилина, сплющить, стекой провести бороздки, имитирующие оперение хвоста.
- Прикрепить хвост, вылепить и присоединить клюв и глазки.
- Скатать шарики серого и чёрного цвета, приплюснуть, соединить, стекой провести штрихи, таким образом, получим крылышки.
- Прикрепить крылья, лапки сделать из спичек, прикрепить пальчики из пластилина.
«Утка» в конструктивной технике
Инструкция:
- Сформировать шар из коричневого пластилина (туловище), придать ему форму ореха, налепить бежевый пластилин (брюшко). Голову и шею слепить из зелёного пластилина, подготовить тонкий жгутик для маскировки шва.
- Соединить корпус с шеей, добавить жгутик.
- Крылья вылепить из коричневого и зелёного пластилина в виде плоских треугольников, дополнить чёрными жгутиками между пластинками, прорисовать стекой штрихи.
- Присоединить крылья к корпусу.
- Вылепить хвостик.
- Прилепить клювик, глазик и хвостик.
- На овальных лепёшках (лапках) вырезать контуры перепонок.
- Присоединить лапки.
Видео: лепка птичек из солёного теста
Ребёнок в процессе художественной деятельности исходит из личного замысла, основанного на жизненном опыте, эмоциональном восприятии окружающего мира. Но дошкольнику ещё тяжело справляться с планированием и глубоким осмыслением содержания своей работы, поскольку реализация художественного образа носит зачастую спонтанный характер. Задача воспитателя состоит прежде всего в том, чтобы направить свои усилия, используя весь арсенал педагогических приёмов и профессиональное мастерство, на обучение детей практике предварительного обдумывания своей работы, воспитывая, таким образом, мыслительную культуру.