Становление разносторонне развитой, творческой личности — ключевая задача образовательной деятельности, решение которой начинается в дошкольный период. Чрезвычайно важно поддерживать природную любознательность и познавательную активность дошкольника любой группы разнообразными увлекательными видами изобразительной деятельности. Занятия лепкой введут ребёнка в мир пластики формы, познакомят с основными фигурами, сформируют первичные навыки моделирования, представления о правилах композиции, разовьют ручную умелость, а также внимание и наблюдательность. Что нужно учесть при подготовке к занятию по теме «Птицы» (в том числе перелётные), и как должны проходить такие уроки в подготовительных группах — читайте далее.
Лепка — художественное отображение действительности в объёмных предметах посредством пластических средств выражения с использованием мягкого материала (глина, пластилин, тесто, воск). Такой вид пластического моделирования, как лепка, оказывает благотворное воздействие на развитие творческих способностей, мелкой моторики, культуры трудовой деятельности, предметного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.
Содержание
Особенности лепки в подготовительно группе детского сада
Виды лепки:
- предметная — обобщённое изображение характерных черт отдельных объектов (утка, сова, ворона и т. д.);
- сюжетная — композиция из нескольких предметов, художественное воплощение эпизодов сказок, литературных произведений или сцен из окружающей жизни («Птичий двор», «Лебединое озеро»), практикуется только в старшей и подготовительной группах;
- декоративная — изображения птиц в стиле традиционной мелкой пластики народного декоративного искусства по самостоятельно подготовленному ребёнком эскизу с использованием яркой, сочной росписи (геометрические или растительные узоры) или дополнительных материалов (бисера, пёрышек, пуговичек, ракушек) как оригинального украшения изделия.
Примеры сюжетных композиций по теме «Птицы»
Большое внимание уделяется коллективной лепке, благодаря которой дети развивают навыки согласованности действий, работы в команде, совершенствуют психоэмоциональные качества солидарности, проявляют чувства товарищества и ответственности. При исполнении коллективной композиции воспитатель распределяет детей на подгруппы по четыре-пять человек и даёт им задание.
Работы по коллективной лепке
Технические разновидности лепки:
- Конструктивный — при таком способе образ создаётся путём комбинирования и соединения разных частей или деталей как элементов конструктора. Этот технический приём ребёнок осваивает уже в два-три года, придумывая модель и её составные части.
- Скульптурный — лепка из цельного куска материала, ребёнок разминает и придаёт необходимую форму, вылепливая образ из бесформенного куска, используя целый арсенал вспомогательных мелких пальчиковых движений: вытягивает форму клювика или хвостика, сминает, скручивает, прищипывает, передавая фактуру поверхности, вдавливает и т. д.
- Комбинированный — крупная форма вылепливается скульптурным способом, например, туловище, а части и детали (крылья, хвост, клювик, глазки) присоединяются отдельно методом налепа. В старшем дошкольном возрасте дети отдают предпочтение именно этому варианту создания изделий.
- Лепка, использующая готовую форму — тонкую лепёшку раскатанного материала оборачивают вокруг прочной формы (банка, бутылка), убирают лишнее, сглаживают швы. Каркасную форму при необходимости аккуратно вынимают.
- Модульная лепка — изделие создаётся путём конструирования из готовых одинаковых элементов (модулей), например, шариков, жгутиков, пластинок по принципу объёмной мозаики.
Оборудование и инструменты:
- каркасы (палочки разной длины и толщины), которые используются как несущие стержни или крепежи деталей или частей фигуры;
- стеки — заострённые, закруглённые, а также в виде лопаточки и петли палочки, использующиеся для снятия лишней глины, произведения надрезов для лап или крыльев и проработки с помощью прорисовки и штрихов деталей и фактуры (перья, глазки, клювик);
- специальные доски, размер которых зависит от размера фигурки (для фигуры 15х20 см подойдёт доска 22х35 см) или поворотные станки.
Психофизические и интеллектуальные данные детей 6–7 лет, способствующие повышению уровня выразительности создаваемого образа в лепке:
- расширение общего горизонта знаний об окружающем мире;
- развитие творческих способностей и художественного воображения;
- совершенствование мелкой моторики кисти руки, укрепление мускулатуры;
- становление умения формулировать собственные эстетические суждения, оценивать качественное состояние предмета, опираясь на понимание его формы и строения.
Характерные особенности работ по лепке воспитанников подготовительной группы:
- Стремление более точно передать форму объекта, дополнить его второстепенными деталями (трава, дерево), изобразить его в движении.
- Самостоятельный выбор эпизода, осуществление планирования работы.
- Широкий диапазон технических приёмов и используемых материалов (глина, пластилин, тесто).
- Работы детей старшего дошкольного возраста воплощают обобщённый образ, передающий яркие признаки предмета без глубокой конкретизации и проработки деталей.
Базовые навыки и знания, приобретённые старшими дошкольниками шести лет на предыдущих этапах и варианты их дальнейшего развития:
- Умение отличать и лепить формы шара, цилиндра, конуса и диска.
- В подготовительной группе детей обучают передавать соотношение величин (больше-меньше), проводить сравнение однородных предметов, составлять композиции («Перелётные птицы», «Курица с цыплятами», «Лебединое озеро») из окрашенной глины или цветного пластилина и размещать их на подставке.
- Использование освоенных в старшей группе ленточного способа прикрепления к основе лентообразной формы, приёмов вдавливания и оттягивания, прищипывания, изучение метода кругового налепа.
- Лепка птиц, животных, игрушек в стиле народных промыслов, например, дымковской игрушки, из цельного куска способом вытягивания отдельных частей или деталей, в дальнейшем детям показывают варианты лепки отдельных частей фигуры птицы (голова и туловище из конуса, плоская лепка крыльев) и их соединения.
Организация, структура и методика проведения занятия в подготовительной группе
Примерные общеобразовательные программы для дошкольных образовательных организаций ориентируют на получасовую продолжительность непрерывного занятия в подготовительной группе с перерывами на физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 3–5 минут. Занятия по лепке рекомендуется проводить один раз в две недели.
Организация и подготовка к занятию.
Организация и подготовка рабочего места детьми в подготовительной группе производится самостоятельно, т. е. каждый сам определяет необходимое количество глины или пластилина и подбирает стеки для лепки. Детям до занятия предлагается выбрать образ, например, лепить по выбору птиц в коллективной работе «Птичий двор», определиться с количеством и характером материала (глина или пластилин, возможно, тесто), обдумать форму, пропорции, способы передачи динамики. Только после такой предварительной работы дети приступают к реализации замысла.
Структура занятия
1. Организационный этап.
Для стимулирования рождения мысленного образа персонажа и его большей выразительности воспитатель показывает игрушки по теме, иллюстрации, слайд шоу, читает отрывки из сказок, художественной литературы, стихотворения, загадки.
Стихотворения и загадки о птицах
Одета ворона Не хуже барона – Фрак серебристый, Черны рукава. Голову склонит – Ну, чем не матрона? Ходит степенно, Крылья в бока. (А. Гейкер) Чёрная-пречерная ворона — Здравствуй, милая ворона! Повелось так с самой древности: Учит курица цыплят | Расшумелись утром куры: «Почему ты Петя, хмурый, Песен звонких не поёшь, А зерно клюёшь, клюёшь?» Ну, а Рябушка сказала: «Петушка мне жалко стало, Наш хороший петушок, Золотистый, гребешок. Пусть поёт, поёт с утра, С добрым утром детвора!» (З. Письман) Воробьишка-воробей, Среди белых голубей Мы воробьи. Мы с вами круглый год. Ночью спят и зверь и птица, Ой ты, Совушка-Сова, | Петушок проснулся рано, Разбудил он солнышко, Засверкали в росах травы – Изумрудов зёрнышки. «Ты не пой, Петушок, У нашего окошка, Пускай Никитушка поспит Ну, хоть ещё немножко.» Петушку знакома жалость, Он вернулся к курочкам: «Ну,куда ж вы разбежались, Маленькие дурочки?» Ему в ответ: « Кудах-тах-тах, К тебе спешим мы, Петя! Ты для нас, любимый птах, Милее всех на свете!» (Л. Юшкова) За окном на ветке птички – Отдохнут пускай игрушки. Шустрые синички, Петя, Петя, петушок, | Прилетела на базар, Громко всем сказала: «Кар! Пусть я в школе не учёна, Но умна, ведь я – (ворона) « Хочет с детства эта птица Серо-чёрная та птица, С жёлтой грудкой у окошка Небольшая и пёстрая птица, Прилетели, сели, Вот так птица — какова! Гордая птица,
Я весь день ловлю жучков. |
2. Практический этап.
Методика проведения занятия предусматривает практическую часть, когда воспитатель показывает и объясняет последовательность скрепления частей или деталей в одно целое, обращая внимание на необходимость плотного промазывания деталей со всех сторон. Своими вопросами воспитатель подводит воспитанников к осознанию алгоритма действий. Отдельные технические приёмы использования инструментов и пластические способы передачи выразительности педагог демонстрирует всей группе сразу, затем подсказывает индивидуально каждому ребёнку в зависимости от замысла.
3. Самостоятельная работа детей.
Воспитанникам подготовительной группы демонстрируют только неизвестные им технические приёмы, в основном работу дети осуществляют самостоятельно, вмешательство воспитателя ограничивается подсказкой или вопросом. Особое внимание уделяется развитию и совершенствованию навыков ручной работы, осмыслению образа и способов его художественного воплощения.
4. Подведение итогов, анализ и самоанализ.
В конце задания дети обсуждают и оценивают получившиеся фигурки, отмечая степень выразительности, пропорциональности, сопоставляя их с моделью и своим представлением, сформировавшимся в процессе наблюдения в реальной жизни. Если работы небольшие, то их помещают на выставочную доску с фамилиями ребят.
Планирование занятия
В сценарии занятия педагог указывает цели и задачи. В процессе планирования, организации и проведения занятий аппликацией со старшими дошкольниками обычно ориентируются на решение таких задач:
- совершенствование зрительного восприятия предметной формы, например, её изменения в зависимости от действий объекта;
- использование разнообразных техник (доминирующими являются конструктивная и комбинированная), а также разнообразных средств, приёмов и инструментов (стеки, подпорки для соединения частей, печатки для декоративного оформления) с целью достижения большей художественной и эмоциональной выразительности образа, передачи динамики предмета;
- совершенствование навыков передачи формы (создание объекта из нескольких частей), соблюдения пропорций предметов, закрепление технического приёма создания образа из цельного куска;
- развитие сюжетной лепки, поскольку дети могут вылепить несколько объектов (две-три скульптуры) в течение одного занятия и составить из персонажей композицию в определённом взаимодействии;
- дальнейшее развитие самостоятельности и творческой инициативы, обучение самостоятельному выбору сюжета на основе знакомых сказок или литературных произведений.
Пример конспекта по лепке «Прилетайте в гости» для детей подготовительной группы (Денисова Елена Николаевна)
Цель: Учить детей лепить синицу, передавая характерную форму, пропорцию тела и его частей, правильную посадку головы, положение хвоста, крыльев. Задачи: Учить детей конструктивному способу лепки синицы из нескольких частей, различающихся по форме и размеру, используя дополнительный материал (бисер вместо глаз, семечко подсолнуха вместо клюва). Развивать у детей самостоятельность в поиске способов передачи движения вылепленной птицы (голова опущена вниз — синица клюёт, крылья приподняты вверх — птичка перелетает с места на место). Развивать чувство формы, способность к композиции, зрительное восприятие, согласованность движений рук, мелкую моторику. Воспитывать интерес к живой природе, желание помогать в холодное время года зимующим птицам. Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке детского сада, в парке с родителями. Беседа о синицах, их пользе. Изготовление родителями и детьми кормушек для зимующих птиц. Рассматривание изображений разных синиц (большая синица, лазоревка, московка, длиннохвостая и хохлатая синицы, буроголовая гаичка, ремез) в презентации. Чтение Р. Новикова «Поможем птицам», В. Гвоздев «Прилетайте к нам, синицы». Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: иллюстрации «Синица», «Птицы на кормушке», схема поэтапной лепки синицы. Раздаточный материал: пластилин жёлтого и синего цвета, стеки, зубочистки для крепления лап, семечки подсолнечника для клюва, чёрные бусины для глаз, салфетки бумажные и матерчатые; крупа и семечки — корм для синичек в кормушку. Оборудование: проектор, мультимедийный экран, презентация Power Point, компьютер, магнитофон, аудиозапись со спокойной фоновой музыкой, кормушка, как основа для коллективной композиции. Ход непосредственно образовательной деятельности: 1. Организационный момент: Воспитатель включает презентацию (слайд №2) «Птицы на кормушке» и читает детям стихотворение Т. Лавровой: На берёзе возле дома Кто-то тенькает знакомо. У кормушки шум, веселье – Там справляют новоселье. Шустро зёрнышки клюёт, Спать с утра нам не даёт Голосистая певичка – Желтопузая синичка. Воспитатель: Помните, как на прогулке мы с вами наблюдали за птицами на кормушке?
Мотивация:
Воспитатель: Сегодня мы будем лепить синицу из отдельных частей (на доску крепится схема лепки синицы конструктивным способом):
Воспитатель: Посмотрите, что может моя синица!
Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Александровой «Птичья ёлка»: |
Технологические карты, инструкции
«Ворона» из пластилина в конструктивной технике — поэтапная инструкция
Инструкция:
- Из чёрного пластилина скатать конус средней величины (туловище) и придать форму овала основанию. Скатать два небольших шарика и придать им форму цилиндра (ноги). Для изготовления лапок скатать два маленьких шарика из коричневого пластилина, расплющить в форме лепёшки, стеками сделать надрезы, сформировав коготки.
- Скрепить лапки и ноги, затем прилепить к туловищу птицы.
- Скатать небольшой шар из чёрного пластилина (голова), из коричневого сформировать конус (клюв) и прилепить к шару. Глазки делаются из шариков фиолетового пластилина, сплющенных в форме лепёшки, и прилепленных с обеих сторон к голове, зрачки оформляются пластилином чёрного цвета.
- Скрепить голову и туловище.
- Скатать два небольших шарика для крыльев, придать каплевидную форму, затем сплющить. С помощью стеки штрихами начертить контуры перьев, прикрепить крылья к туловищу. Изделие готово.
«Ворона» в конструктивной технике с использованием каркасных стержней
Материал и инструменты: чёрный пластилин, стека, спички.
Инструкция:
- Скатать два шарика разного диаметра.
- Соединить шарики, воспользовавшись каркасным стержнем (спичкой), большому шару придать яйцевидную форму, сгладить переход между туловищем и головой.
- К задней части туловища прилепить пластины, стекой «распушить» хвост.
- Подготовить из шариков две сплюснутые лепёшки треугольной формы, стекой штрихами прорисовать контуры оперения.
- Прилепить крылья к туловищу, внешние края завернуть и слегка придавить к спинке.
- К мордочке присоединить конусообразный клювик, оформить глазки с помощью маленьких шариков, сплюснутых в лепёшки.
- Оформить лапки, для чего вставить две половинки спички в туловище, налепить на стержни пластилин.
- Установить поделку на основу.
«Пластилиновая ворона» из басни «Ворона и Лиса» (фрагмент сюжетной композиции)
Материалы: пластилин, стека, зубочистки для крепежа.
Инструкция:
- Скатать три шарика разного размера для туловища и крыльев, приплюснуть, придав форму треугольника с закруглёнными краями.
- Вставить крепежи, вылепить конус, стекой сделать неглубокий надрез, придав форму открытого клюва.
- Скрепить туловище и крылья, прилепить клюв и глазки, стекой начертить штрихи, имитирующие оперение.
- Завернуть кончик хвостика, вылепить кусочек сыра.
- Скатать большую колбаску (ствол) из коричневого пластилина и несколько маленьких (ветки) из зелёного, слегка приплюснуть, прилепить ветки к стволу, дерево установить на подставку. Ворону посадить на вершину дерева, мини-композиция готова.
«Царевна-лебедь» — коллективная композиция (лепка с использованием готовой формы)
Инструкция:
- Обмазать пробку белым пластилином так, чтобы получилось тело прекрасной птицы.
- Вылепить тонкую шею.
- Скатать шарик, расплюснуть в лепёшку, стекой сделать несколько неглубоких штрихов, так получим крыло.
- К шее добавить клювик красного цвета, изящно изогнуть, скрепить все детали методом налепа.
- Аналогично сделать несколько белых и чёрных лебедей.
- Царевна-лебедь должна быть особенной, поэтому всё будет зависеть от фантазии ребёнка, можно предложить такой вариант, главное — не забыть про корону.
«Лебёдушка» в комбинированной технике
Инструкция:
- Используется большой кусок пластилина.
- Придать форму веретена, вытянуть и выгнуть шею.
- Кончик шеи трансформировать в форме конуса (клюв).
- Из скатанных шаров подготовить импровизированные крылья.
- Примазать заготовки в виде крыльев к туловищу, пригнув к краям.
«Лебедь» в конструктивной технике с использованием перьев
Инструкция:
- Скатать два овала и жгутик для шеи.
- Скрепить детали между собой.
- Добавить клюв, глазки и перья.
«Синичка» из пластилина в конструктивной технике
Инструкция:
- Вылепить два шара для туловища и головы, соединить с помощью крепежа (спички).
- Из жёлтого пластилина вылепить лепёшку (грудка) и прикрепить к торсу.
- Аналогично прилепить зелёную лепёшку на спинку, и небольшую белую на голову.
- Смешать голубой пластилин и чёрный. Вылепить три детали в форме треугольника и соединить в виде хвоста, спичкой или зубочисткой нанести штрихи, нанизать на спичку.
- Используя мелкую технику налепа сформировать разноцветные крылья из лепёшек зелёного, голубого, белого и чёрного оттенков.
- Прилепить крылья к туловищу птицы, нижнюю часть торса оформить бежевым пластилином.
- Зафиксировать хвост.
- Белыми лепёшками для щёчек, шариками для глаз и конусом для клюва оформить мордочку.
- На спички налепить пластилин, сформировав лапки, прикрепить синичку к веточке, наша птичка из пластилина готова.
«Яркая синичка»
Инструкция:
- Прилепить шар к овалу.
- Смешать жёлтый пластилин с чёрным, скатать шар и сплюснуть в лепёшку.
- Прилепить пластину жёлтого цвета вперёд, а спинку покрыть слоем зелёного пластилина.
- На голову налепить синюю шапочку, к мордочке прилепить три белых лепёшки на месте глаз и на макушку.
- Из голубого и чёрного пластилина сформировать хвост и прочертить оперение стекой.
- Прикрепить хвост и сверху промазать шов зелёным пластилином.
- Вылепить из комбинации зелёного и голубого пластилина остроконечные крылья, стекой прорисовать линии.
- Прикрепить крылья, прижав к корпусу синички.
- Дополнить изделие оранжевыми лапками, клювиком и глазкам.
- Вот такая красавица получилась в итоге.
«Воробышек» из пластилина в конструктивной технике
Инструкция:
- Скатать два шарика из светло-коричневого или бежевого пластилина.
- Слепить две детали, сглаживая переход между торсом и головой.
- Прилепить коричневую пластинку к голове, шее и передней части грудки.
- Оформить остроконечный клювик и узенькие чёрные полоски как основу для глаз.
- Вылепить плоский треугольник для хвоста, нанести стекой насечки.
- Прикрепить хвост к туловищу.
- Вылепить крылья, прикрепить тоненькие белые полоски, стекой прочертить контуры оперения.
- Прилепить крылья, пригнув к корпусу.
- Из серых треугольников стекой сделать лапки, вырезав три пальчика.
- Прикрепить к основе.
«Дымковский петушок» в скульптурной технике с декоративными деталями
Материал: скульптурный пластилин.
Инструкция:
- Разделить пластилин на два куска, один для корпуса, другой для декоративных деталей. Куску побольше придать форму треугольника, затем наметить где будет голова и хвост.
- Используя мелкую технику вытягивания придать округлую форму подставке.
- Вылепить голову с клювом.
- Прилепить корону, скатать жгуты и приплюснуть их.
- Плоские ленты волнообразно трансформировать.
- Декоративные оборки присоединить к части корпуса на месте крыльев и по внешнему контуру хвоста.
«Дымковский индюк» из природной глины
Техника: комбинированный способ.
Инструкция:
- Из цельного куска глины сформировать шею, голову и туловище. Второй кусок глины разделить на две части.
- Одну половинку использовать для лепки хвоста, из другой вылепить крылья.
- Присоединить хвост.
- Крылья прикрепить в виде оборок из плоских лент, украсить голову мелкими шариками, грудку и хвост украсить цветочками методом налепа.
- Просушка длится три-пять дней.
- С помощью гуашевых красок разукрасить птицу, фантазия ребёнка подскажет цветовое решение и выбор орнамента.
Видео: «Дымковский индюк» из глины в подготовительной группе
«Сова» в комбинированной технике
Материал: пластилин.
Инструкция:
- Из шара, методом вытягивания сформировать овал, отделить голову от торса и утончить шею.
- Методом налепа присоединить остроконечный клюв, сплюснутые кружочки для глаз и брови.
- Из светло-коричневого пластилина сделать маленькие треугольники и прилепить к лицевой части торса (оперение на груди).
- Сформировать два треугольника для крыльев, стекой сделать волнообразные углубления для имитации оперения.
- Прикрепить крылья к корпусу.
- Добавить лапки, фигурка лесной жительницы готова.
«Сова из Вини-Пуха»
Инструкция:
- Скатать два шара, большему по размеру придать форму луковицы, присоединить шар меньшего диаметра (голова).
- Налепить лепёшку из розового пластилина на лицевую часть туловища.
- Аналогичную операцию повторить с головой, добавив две маленькие лепёшки в виде овалов. На тёмные лепёшки прилепить жёлтые кругляшки и тёмные зрачки.
- Добавить конусообразный клюв.
- Над глазами присоединить два жгутика в форме рожек, которые будут бровями.
- К цилиндрику синего цвета присоединить широкие поля шляпы, закрепить на голове.
- Вылепить крылья, прикрепить к туловищу, одно крыло развёрнуто, другое — прижато.
- Из плоских треугольников стекой вырезать пальчики, полученные лапки присоединить к корпусу. Пластилиновая скульптурка символа мудрости готова.
«Снегирь» в комбинированной технике
Инструкция:
- Придать основному куску пластилина форму каплевидного овала.
- Добавить к широкой части овала кусочек серого пластилина, лицевую часть туловища залепить красным пластилином (грудка).
- Раскатать колбаску их кусочка чёрного пластилина, сплющить, стекой провести бороздки, имитирующие оперение хвоста.
- Прикрепить хвост, вылепить и присоединить клюв и глазки.
- Скатать шарики серого и чёрного цвета, приплюснуть, соединить, стекой провести штрихи, таким образом, получим крылышки.
- Прикрепить крылья, лапки сделать из спичек, прикрепить пальчики из пластилина.
«Утка» в конструктивной технике
Инструкция:
- Сформировать шар из коричневого пластилина (туловище), придать ему форму ореха, налепить бежевый пластилин (брюшко). Голову и шею слепить из зелёного пластилина, подготовить тонкий жгутик для маскировки шва.
- Соединить корпус с шеей, добавить жгутик.
- Крылья вылепить из коричневого и зелёного пластилина в виде плоских треугольников, дополнить чёрными жгутиками между пластинками, прорисовать стекой штрихи.
- Присоединить крылья к корпусу.
- Вылепить хвостик.
- Прилепить клювик, глазик и хвостик.
- На овальных лепёшках (лапках) вырезать контуры перепонок.
- Присоединить лапки.
Видео: лепка птичек из солёного теста
Ребёнок в процессе художественной деятельности исходит из личного замысла, основанного на жизненном опыте, эмоциональном восприятии окружающего мира. Но дошкольнику ещё тяжело справляться с планированием и глубоким осмыслением содержания своей работы, поскольку реализация художественного образа носит зачастую спонтанный характер. Задача воспитателя состоит прежде всего в том, чтобы направить свои усилия, используя весь арсенал педагогических приёмов и профессиональное мастерство, на обучение детей практике предварительного обдумывания своей работы, воспитывая, таким образом, мыслительную культуру.