Становление разносторонне развитой, творческой личности — ключевая задача образовательной деятельности, решение которой начинается в дошкольный период. Чрезвычайно важно поддерживать природную любознательность и познавательную активность дошкольника разнообразными увлекательными видами изобразительной деятельности. Занятия лепкой в подготовительной группе введут ребёнка в мир пластики формы, познакомят с основными фигурами, сформируют первичные навыки моделирования, представления о правилах композиции, разовьют ручную умелость, а также внимание и наблюдательность.
Лепка — художественное отображение действительности в объёмных предметах посредством пластических средств выражения с использованием мягкого материала (глина, пластилин, тесто, воск). Такой вид пластического моделирования, как лепка, оказывает благотворное воздействие на развитие творческих способностей, мелкой моторики, культуры трудовой деятельности, предметного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.
Содержание
Особенности лепки в подготовительной группе
Виды лепки:
- предметная — обобщённое изображение характерных черт отдельных объектов (утка, сова, ворона и т. д.);
- сюжетная — композиция из нескольких предметов и объектов, художественное воплощение эпизодов сказок, литературных произведений (К. Ушинский «Петушок с семьёй») или сцен из окружающей жизни («Петушок с курочкой», «Курочка с цыплятами»), практикуется только в старшей и подготовительной группах;
- декоративная — пластическое воплощение образа петушка и курочки в стиле традиционной техники народного декоративного искусства по самостоятельно подготовленному ребёнком эскизу с использованием яркой, сочной росписи (геометрические или растительные узоры), например Филимоновская игрушка, или дополнительных материалов (бисера, пёрышек, пуговичек, ракушек, семечек) как оригинального украшения изделия.
Примеры сюжетных композиций по теме «Петушок с семьёй»
Большое внимание уделяется коллективной лепке, благодаря которой дети развивают навыки согласованности действий, работы в команде, совершенствуют психоэмоциональные качества солидарности, проявляют чувства товарищества и ответственности. При исполнении коллективной композиции воспитатель распределяет детей на подгруппы по четыре-пять человек и даёт им разные задания, например, одна группа лепит петушков, другая — курочек, третья — цыплят, четвёртая — придумывает и делает декорации.
Примеры коллективных работ
Технические разновидности лепки:
- Конструктивный — при таком способе образ создаётся путём комбинирования и соединения разных частей или деталей как элементов конструктора. Этот технический приём ребёнок осваивает уже в два-три года, придумывая модель и её составные части.
- Скульптурный — лепка из цельного куска материала, ребёнок разминает и придаёт необходимую форму, вылепливая образ из бесформенного куска, используя целый арсенал вспомогательных мелких пальчиковых движений: вытягивает форму клювика или хвостика, сминает, формируя крылышки, скручивает, прищипывает, передавая фактуру поверхности, вдавливает и т. д.
- Комбинированный — крупная форма вылепливается скульптурным способом, например, туловище, а части и детали (крылья, хвост, клювик, глазки) присоединяются отдельно методом налепа. В старшем дошкольном возрасте дети отдают предпочтение именно этому варианту создания изделий.
- Лепка, использующая готовую форму — тонкую лепёшку раскатанного материала оборачивают вокруг прочной формы (банка, бутылка), убирают лишнее, сглаживают швы. Каркасную форму при необходимости аккуратно вынимают. В данной тематике этот способ чаще всего используется для формирования туловища петушка или цыплят.
- Модульная лепка — изделие создаётся путём конструирования из готовых одинаковых элементов (модулей), например, шариков, жгутиков, пластинок по принципу объёмной мозаики.
Оборудование и инструменты:
- каркасы (палочки разной длины и толщины), которые используются как несущие стержни или крепежи деталей или частей фигуры;
- стеки — заострённые, закруглённые, а также в виде лопаточки и петли палочки, использующиеся для снятия лишней глины, произведения надрезов для лап или крыльев и проработки с помощью прорисовки и штрихов деталей и фактуры (перья, глазки, клювик);
- специальные доски, размер которых зависит от размера фигурки (для фигуры 15х20 см подойдёт доска 22х35 см) или поворотные станки.
Характерные особенности работ по лепке старших дошкольников:
- Стремление более точно передать форму объекта, дополнить его второстепенными деталями (декоративные украшения, внешний интерьер или декорации для сюжетной композиции), изобразить его в движении.
- Самостоятельный выбор эпизода, осуществление планирования работы.
- Широкий диапазон технических приёмов и используемых материалов (глина, пластилин, тесто).
- Работы детей старшего дошкольного возраста воплощают обобщённый образ, передающий яркие признаки предмета без глубокой конкретизации и проработки деталей.
Базовые навыки и знания, приобретённые детьми шести лет на предыдущих этапах и варианты их дальнейшего развития:
- Умение отличать и лепить формы шара, цилиндра, конуса и диска.
- В подготовительной группе детей обучают передавать соотношение величин (больше-меньше), проводить сравнение однородных предметов, составлять композиции («Озорные петушки», «Курица в уютном гнёздышке», «Цыплята на прогулке») из окрашенной глины или цветного пластилина и размещать их на подставке.
- Использование освоенных в старшей группе ленточного способа прикрепления к основе лентообразной формы, приёмов вдавливания и оттягивания, прищипывания, изучение метода кругового налепа. Эти навыки мелкой ручной техники особенно востребованы в процессе лепки в декоративном стиле.
- Лепка птиц, животных, игрушек в стиле народных промыслов, например, дымковской игрушки, из цельного куска способом вытягивания отдельных частей или деталей, в дальнейшем детям показывают варианты лепки отдельных частей фигуры птицы (голова и туловище из конуса или цилиндра, плоская лепка крыльев) и их соединения.
Организация, структура и методика проведения занятия
Примерные общеобразовательные программы для дошкольных образовательных организаций ориентируют на получасовую продолжительность непрерывного занятия в подготовительной группе с перерывами на физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 3–5 минут. Занятия по лепке рекомендуется проводить один раз в две недели.
Организация и подготовка к занятию.
Подготовка рабочего места детьми производится самостоятельно, т. е. каждый сам определяет необходимое количество глины или пластилина и подбирает стеки для лепки. Детям до занятия предлагается выбрать образ, например, лепить по выбору птиц в коллективной работе «Птичий двор», определиться с количеством и характером материала (глина или пластилин, возможно, тесто), обдумать форму, пропорции, способы передачи динамики. Только после такой предварительной работы дети приступают к реализации замысла.
Структура занятия
1. Организационный этап.
Для стимулирования рождения мысленного образа персонажа и его большей выразительности воспитатель показывает игрушки по теме, иллюстрации, слайд шоу, читает отрывки из сказок, художественной литературы, стихотворения, загадки.
Пример организационной части занятия по лепке в традиции глиняной игрушки (из конспекта «Знакомство с филимоновской игрушкой. Лепка петушка», автор: Абдинова Роза Рушановна )
Цель: Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, выделять элементы росписи. Задачи: 1. Закреплять способ лепки на основе овала или цилиндра, добиваться точности в передаче формы, использовать приёмы соединения деталей, сглаживание мест соединения. 2. Развивать самостоятельность и творчество, воображение и чувство формы. 3. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам, эстетические чувства при восприятии предметов декоративно-прикладного искусства. 4. Активизация слов: выставка, мастерская. Предварительная работа: -рассматривание филимоновских игрушек; -беседа о народных промыслах; -рассматривание альбома «Филимоновские игрушки-свистульки; -чтение стихотворений, загадок; -лепка филимоновской курочки. Материал: глина, дощечки, салфетки матерчатые, схема с показом способа лепки, игрушки филимоновские, каргопольские, дымковские. Организационная часть: Дети заходят в группу, встают полукругом на ковре, здороваются с гостями. В-ль: Ребята, вам нравятся сюрпризы?(ответы детей). Посмотрите, на столе нас ждёт какой-то сюрприз. Какая красивая коробка, её принёс почтальон. Интересно, кто же прислал и что лежит в коробке (читаю, что написано на коробке). В детский сад №12, детям 11 группы от народных умельцов. «Дорогие ребята, мы дарим вам нашу игрушку и хотим пригласить к нам в гости, в нашу мастерскую, чтобы вы научились лепить такие же игрушки. Ждём. В-ль: Ребята, вы хотели бы побывать в гостях у народных умельцев и научиться лепить игрушки? (ответы детей). А как же мы узнаем, где живут эти мастера, ведь обратного адреса, может быть мы рассмотрим игрушку которую нам прислали и сможем узнать, кто её прислал (открываю коробку и показываю детям филимоновскую игрушку). В-ль: Посмотрите внимательно, какая это игрушка? Дети: Филимоновский петушок. В-ль: Почему её называют филимоновская? Дети: Потому что её сделали в деревне Филимоново. В-ль: Как вы думаете из чего делают филимоновские игрушки? Дети: из глины. В-ль: У филимоновских игрушек есть отличительная особенность. Может, кто-то из вас догадался? Дети: Длинная шея, маленькая голова. В-ль: Верно, они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются. Ребята, какие узоры на филимоновских игрушках? Дети: Полоски, точки, круги, звёздочки, ёлочки. В-ль: А какие цвета используют мастера, когда расписывают игрушки? Дети: Жёлтый, малиновый, зелёный, синий, красный. В-ль: Молодцы, вы назвали все отличительные признаки филимоновских игрушек. Ребята, а как мы можем добраться до Филимоново? Дети: На машине, поезде и т. д. В-ль: Ребята, слышите, какие красивые звуки доносятся, что же это может быть? (включается аудиозапись). Дети: Свистульки. В-ль: Правильно это свистульки, может быть это филимоновские игрушки. Давайте пойдём туда, откуда доносятся звуки. (дети идут на звук и подходят к столу с игрушками). В-ль: Посмотрите ребята, сколько здесь игрушек, мы добрались с вами до деревни Филимоново. Филимоновские мастера нам устроили выставку народных игрушек. А вы знаете, что означает слово выставка? (ответы детей) В-ль: Ребята, как вы думаете, на выставке все игрушки филимоновские? Назовите какие ещё есть? Д/игра «Третий лишний» – дети находят на каждой полке лишнюю — дымковскую или каргопольскую. (ответы детей) В-ль: Вы заметили, что одна полка осталась свободной, я думаю что её оставили для игрушек которые вы слепите. Чтобы у вас все получилось произнесём волшебные слова и сделаем волшебные движения. Физминутка. Раз, два, раз, два Спали дети мастера Сели встали, сели встали Мы работать не устали Ручки хлоп-хлоп-хлоп Ножки топ-топ-топ Раз, два, раз, два Наши дети мастера |
Слайд шоу по теме «Филимоновская игрушка»
Видео: демонстрационный ролик «Филимоновская игрушка»
2. Практический этап.
Методика проведения занятия предусматривает практическую часть, когда воспитатель показывает и объясняет последовательность скрепления частей или деталей в одно целое, обращая внимание на необходимость плотного промазывания деталей со всех сторон. Своими вопросами воспитатель подводит воспитанников к осознанию алгоритма действий. Отдельные технические приёмы использования инструментов и пластические способы передачи выразительности педагог демонстрирует всей группе сразу, затем подсказывает индивидуально каждому ребёнку в зависимости от замысла.
3. Самостоятельная работа детей.
Воспитанникам подготовительной группы демонстрируют только неизвестные им технические приёмы, в основном работу дети осуществляют самостоятельно, вмешательство воспитателя ограничивается подсказкой или вопросом. Особое внимание уделяется развитию и совершенствованию навыков ручной работы, осмыслению образа и способов его художественного воплощения.
4. Подведение итогов, анализ и самоанализ.
В конце задания дети обсуждают и оценивают получившиеся фигурки, отмечая степень выразительности, пропорциональности, сопоставляя их с моделью и своим представлением, сформировавшимся в процессе наблюдения в реальной жизни. Если работы небольшие, то их помещают на выставочную доску с фамилиями ребят.
Планирование занятия
В сценарии занятия педагог указывает цели и задачи. В процессе планирования, организации и проведения занятий аппликацией со старшими дошкольниками обычно ориентируются на решение таких задач:
- совершенствование зрительного восприятия предметной формы, например, её изменения в зависимости от действий объекта;
- использование разнообразных техник (доминирующими являются конструктивная и комбинированная), а также разнообразных средств, приёмов и инструментов (стеки, подпорки для соединения частей, печатки для декоративного оформления) с целью достижения большей художественной и эмоциональной выразительности образа, передачи динамики предмета;
- совершенствование навыков передачи формы (создание объекта из нескольких частей), соблюдения пропорций предметов, закрепление технического приёма создания образа из цельного куска;
- развитие сюжетной лепки, поскольку дети могут вылепить несколько объектов (две-три скульптуры) в течение одного занятия и составить из персонажей композицию в определённом взаимодействии;
- дальнейшее развитие самостоятельности и творческой инициативы, обучение самостоятельному выбору сюжета на основе знакомых сказок или литературных произведений.
Пример конспекта занятия по лепке на тему «Петушок с семьёй» (за основу взят конспект НОД Надежды Личман)
Цель: Продолжать формировать знания о скульптуре, относиться к ней как к произведению искусства. Задачи:
1. Организационная часть. Ребята, посмотрите, какой чудесный построен теремок, 4. Подведение итогов. А сейчас мы будем кормить наших птиц. |
Технологические карты, схемы
«Петушок» из пластилина в конструктивной технике — образец лепки с фото
Инструкция:
- Наметить кусочки для деталей туловища, головы и шеи (примерно один, два и полсантиметра).
- Разрезать стекой пластилин по намеченным линиям, самый маленький кусочек разделить пополам.
- Получившиеся кирпичики скатать в шарики.
- Самому большому шару придать форму цилиндра, остальные трансформировать в форму конуса.
- Соединить туловище и шею, сгладив шов.
- Стекой провести штрихи на месте соединения шеи и туловища, имитируя оперение.
- Оформить голову мелкими деталями, изображающими глазки и остроконечный клювик.
- Из красного пластилина вылепить две маленькие капельки для бородки и волнообразную лепёшку с надрезами для гребешка.
- Прикрепить детали гребешка и бородки к голове петушка.
- Расчертить оранжевый брусок пластилина линиями в промежутке полусантиметра.
- Разрезать стекой пластилин по намеченным линиям.
- Из получившихся кусочков вылепить изогнутые жгутики (перья) для хвоста.
- Собрать детали оперения хвоста в пучок.
- Прикрепить хвост.
- Оставшийся кусок от бруска оранжевого цвета разрезать пополам для формирования крыльев.
- Размять и сплюснуть каждый кусочек, по краю сделать надрезы.
- Присоединить крылья к корпусу птицы.
- Добавить ножки в форме конусов.
- Вылепить маленькие треугольники (лапки), стекой вырезать форму пальчиков.
- Вот такая эффектная скульптура петуха получилась в итоге.
«Чернушка» — декоративная лепка сюжетной композиции с использованием природного материала
Инструкция:
- Вылепить в скульптурной технике из цельного куска пластилина корпус птицы, сформировав голову и сплющенную форму хвоста.
- Крылья сделать из тыквенных семечек в несколько рядов.
- Начиная сверху, аналогично оформить несколькими рядами семечек хвостик.
- Острой стороной вставить в основу семечки, постепенно заполняя всю поверхность головы и грудки корпуса курочки.
- Вылепить глазки, гребешок и клювик, затем прикрепить к фигурке.
- Приготовить гнёздышко и поместить Чернушку в него.
«Курочка в уютном гнёздышке» — сюжетная композиция в конструктивной технике
Инструкция:
- Разделить бруски жёлтого, коричневого, бежевого оттенков на тонкие кусочки, затем скатать из них стерженьки для хвороста. Вырезать из картона круг, на который сложить получившийся хворост для имитации гнезда.
- Скатать из кусочка коричневого пластилина овал для туловища.
- Вылепить форму головы, плавно переходящей в шею и расширяющуюся к основанию, прикрепить к туловищу.
- Оформить голову круглыми деталями глазок, конусом клюва и капельками бородки, стекой прорисовать штрихи оперения.
- Скатать два небольших шарика, сплюснуть в форме треугольника (крылья), закруглить края, нанести стекой штрихи, изображающие перья.
- Прилепить крылья к корпусу птицы.
- Из трёх маленьких шариков сделать плоские кружочки для гребешка, прикрепить к поверхности головы, сзади присоединить три лепёшки, которые станут хвостиком.
- Поместить скульптуру курочки на сформированное из хвороста гнездо.
«Озорной петух» в комбинированной технике
Инструкция:
- Скатать вытянутый овал, один кончик немного заузить и завернуть под прямым углом (шея и голова).
- Скатать шесть маленьких стерженьков для крыльев.
- Слепить по три стерженька вместе, придав заострённую форму крыльев, и прикрепить к туловищу.
- Сформировать из красного шарика сплюснутую капельку (гребень), слегка изогнуть и прилепить к голове, добавить горошинки для глаз и клювик.
- Скатать несколько разноцветных палочек для хвоста.
- Скрепить получившиеся стерженьки в пучок и присоединить к корпусу.
- Присоединить ножки в форме конусов.
- Скатать шесть коротеньких жгутиков, сформировать из них лапки и присоединить к ножкам.
- Готовая фигурка.
«Цыплёнок» — конструктивная лепка
Инструкция:
- Скатать два шарика, один больше (туловище), другой поменьше (голова).
- Больший шарик деформировать, вытянув хвостик, вставить крепёж (спичку) для присоединения головы.
- Нанизать меньший шарик на спичку.
- Стекой нанести штрихи для имитации пушистых пёрышек.
- Сформировать плоские лепёшки для крылышек, придать им остроконечную форму.
- Стекой прорисовать контуры перьев.
- Присоединить крылья к туловищу.
- Добавить кружочки для глазок, клювик в форме маленького конуса и хохолок из трёх коротеньких жгутиков. На крепежи присоединить лапки.
«Филимоновский петушок» в комбинированной технике из глины
Инструкция:
- Скатать из куска глины вытянутый конус размером со среднюю морковку, стекой отделить четвёртую часть на подставку, маленький шарик для гребешка и бородки.
- Из основной части скатать конус (корпус петушка), толщина которого будет зависеть от замысла образа будущей скульптуры.
- Согнуть основную деталь в виде подковы, утолщённый конец будет хвостовой частью, а острому кончику придать форму мордочки с клювиком. Участки сгибов для профилактики трещин сгладить мокрыми пальцами.
- Утолщённому концу придать форму плоского хвоста, сплющивая его большим и указательным пальцами.
- Скатать маленький шарик, приплюснуть его в форме круглой лепёшки, придавив его большим пальцем к поверхности стола, получившийся кружочек разрезать стекой пополам, смазать поверхность головы жидкой глиной, плотно прижимая полукруг, присоединить гребешок.
- Бородку сделать из небольшого шарика в форме капли, смазать шликером и прикрепить под клюв.
- Скатать шар (диаметр примерно 5 см), придать ему форму конуса, в основание конуса вставить палочку от кисти для рисования и, раскатывая палочкой конус по столу, сделать полым внутреннее пространство конуса. Необходимо следить за тем, чтобы стенки конуса были равномерными по толщине. Дети с удовольствием выполняют этот технический приём, с помощью которого можно сделать подставку для поделки или колокольчик, юбку для наряда барышни.
- Подставку установить на столе, смазать жидкой глиной и прикрепить фигурку петушка, наша скульптура готова.
- Сушка займёт 4–5 дней, затем их можно разрисовать акриловыми красками или гуашью с добавлением клея ПВА, нарядив их в декоративное убранство.
«Курочка» — филимоновская игрушка из глины в скульптурной технике
Инструкция:
- Скатать вытянутый цилиндр, один конец сделать толще, другой утончить. Дугообразно выгнуть. Более толстый конец преобразовать в хвост, более тонкий вытянуть в форме изгиба шеи.
- Вылепить остроконечную форму клюва.
- Высушить, затем расписать красками в декоративном стиле.
«Филимоновский петушок» из пластилина в скульптурной технике
Инструкция:
- Лепка производится из цельного куска.
- Размять пластилин в форме вытянутой рогатки, наметив, где будет хвост и голова.
- Хвост загнуть, шею вытянуть и выгнуть, сделав тонкой и изящной, сформировать стилизованную подставку.
- Конкретизировать детали, вытянув аккуратный гребень, остроконечный клюв и бородку. Петушок готов.
«Курочка» в стиле филимоновской игрушки из пластилина
Инструкция:
- Фигурка обладает более округлыми формами, шея гораздо короче. Цельный кусок изогнуть, наметив голову, гибкий переход к шее, более широкий конец для хвоста, округлый выступ для подставки.
- Плавными движениями пальцев усовершенствовать пластику форм. Курочка готова.
- Вот такая симпатичная пара получилась.
Ребёнок в процессе художественной деятельности исходит из личного замысла, основанного на жизненном опыте, эмоциональном восприятии окружающего мира. Но дошкольнику ещё тяжело справляться с планированием и глубоким осмыслением содержания своей работы, поскольку реализация художественного образа носит зачастую спонтанный характер. Задача воспитателя состоит прежде всего в том, чтобы направить свои усилия, используя весь арсенал педагогических приёмов и профессиональное мастерство, на обучение детей практике предварительного обдумывания своей работы, воспитывая, таким образом, мыслительную культуру.