Как выбрать игрушку ребенку любого возраста? С чего начать и куда податься?
– У вас мальчик или девочка? Какого возраста? – любезно интересуется вежливая девушка-консультант в магазине игрушек. Логичный вопрос, но как мало нужной информации может дать ответ на него! Все дети настолько разные, что выбор интересной и востребованной ребёнком игрушки порой становится не радостью, а мучением, особенно если ребёнок не твой. Родителям проще – кто же ещё знает малыша лучше, чем они? Хотя, и для родителей порой симпатия или равнодушие ребёнка к той или иной новой игрушке становится откровением. А если нужно выбрать подарок ребёнку друзей? Как выбрать игрушку по возрасту? А ещё по развитию и интересам ребёнка? Молчит консультант. Что ж, попробуем разобраться сами.
Да…, переступив порог магазина игрушек, становишься витязем на распутье: налево пойдёшь – радиоуправляемые машинки найдёшь, прямо пойдёшь – кукол всех видов и мастей, а направо – кубики да пластмассовые конструкторы. А если за угол завернуть – там что-то звенит и лопочет, мигает разноцветными лампочками и поёт «Jingle Bells». Разнообразие и пестрота ошарашивает, вот и стоишь посередине всего этого великолепия, крепко сжимая в руке корзину для покупок. Ничего! Главное, не потеряться и заблудиться в этой феерии красок и звуков и достичь своей цели – доставить радость маленькому человеку. Несколько заметочек в помощь.
Заметочка первая: «безопасность»
Любая игрушка для любого возраста должна быть безопасной. Мелкие детали, острые углы, прочность игрушки, качество материалов – на всё это нужно обратить внимание. Без фанатизма: если ребёнок уже не имеет привычки пробовать на зуб всё вокруг, то мелкие детали конструктора и пазла для него уже не так опасны (исключение – магнитный конструктор, к нему – особое внимание в любом возрасте!). К тому же всегда можно играть в какие-то игрушки в присутствии родителей или вместе с ними.
Заметочка вторая: «звонок другу»
То есть родителям ребёнка. Пусть для взрослых не получится сюрприза, зато больше шансов, что ребёнку подарок действительно понравится. Привычные стереотипы работают не всегда: не у каждой девочки новая кукла вызовет восторг, и не каждый мальчик будет без ума от новой машинки.
Заметочка третья: «что на этикетке?»
Возрастной «ценз» на этикетке далеко не всегда соответствует действительности. Грустная перечёркнутая рожица, символизирующая запрет на игрушку детям до 3 лет, изображена везде – даже на ведёрке для песка. Всё верно, производители не хотят рисковать в случае каких-то проблем. Но ведь это не значит, что ребёнку до 3-х лет нельзя лепить куличики или играть в мяч. И наоборот – иногда производители стремятся расширить диапазон потенциальных покупателей и торжественно обещают, что данная игра по силам ребёнку от 3-х лет, забывая уточнить, что разве что в качестве наблюдателя за игрой старших. Поэтому не ориентируемся на рекомендуемый возраст, а включаем логику и здравый смысл.
Заметочка третья: «ещё о возрасте и здравом смысле»
«Сыну ещё года нет, а мы уже купили набор для творчества для двухлеток!». Часто родители стремятся опередить время, покупая игрушки, особенно развивающие, «на вырост». Напрасно! Даже самые профессиональные рекомендации детских психологов и педагогов не смогут дать точный и исчерпывающий ответ, во что «нужно» играть в том или ином возрасте. Поэтому ориентируемся по ребёнку и только по нему! Кстати, дети любят не только узнавать новое, но и повторять старое, уже ставшее простым для себя – в этом нет ничего страшного. С удовольствием наблюдала за шестилетними, замечательно развитыми детьми, которые почему-то с упоением складывали пирамидку. Правда, по каким-то своим особым правилам.
Заметочка четвёртая: «странные игрушки и страшные игрушки»
То, что забавно и «прикольно» для взрослого, не всегда на пользу малышу. Монстры и чудища, звери-мутанты кислотного окраса – плод разыгравшегося воображения создателей игрушек – нужны ли они ребёнку? Вот так и оставим вопрос открытым – для размышления.
Заметочка пятая: «интерактивные игрушки – истина в простоте»
Дети доказывают нам это изо дня в день, выбирая в качестве любимых игрушек простые, а то и примитивные вещи. Всё правильно, игрушки нужны для того, чтобы ИГРАТЬ – то есть, фантазировать, воображать, сочинять! Игрушка – это символ, отправная точка и повод для игры. А мы не слышим наших детей: одни взрослые придумывают игрушки, смысл в которых сводится к нажатию кнопочек – игрушка всё делает сама, а другие взрослые покупают эти игрушки. Взрослым хорошо, они довольны собой и друг другом: один сумел продать игрушку дорого (ещё бы – столько всего она умеет!), а другой купил – вот какую яркую, качественную, дорогую вещь (для своего ребёнка ничего не жалко!). А детям всё равно – нажимать на кнопочки надоедает быстро, и лежит новая игрушка без дела. Берём на заметку: хорошая игрушка – это провокатор, который заставляет включать собственную мысль и творчество.
Ну что ж, выбор сделан – в корзине лежит будущий подарок, осталось только оплатить его на кассе. И пусть эта игрушка принесёт радость!
Автор: Юлия Белка
Замечательное дополнение к подарку, небанальное, вызвало море эмоций у моего племянника – поздравление от героя тачек Маквина. Можно найти в гугле по запросу Multmagic