Ах, какое сладкое слово – похвала! Будто перекатывается на языке, как конфетка. Наверное, недаром это слово похоже и на пахлаву, и на халву. Что греха таить – похвала приятна и нужна всем, не только детям, но и взрослым. А детям она и вовсе необходима как воздух. Доброе слово и подбадривает, и самооценку повышает, и вдохновляет. Но ведь если сладкого переесть, могут возникнуть проблемы, это всем известно. Неужели и с похвалой так же? Можно ли хвалить «неправильно» и как не перехвалить своего ребёнка?
Кто-то уверен, что хвалить нужно человека, а порицать его поступок. Кто-то советует не скупиться на похвалу, а кто-то – хвалить только за дело. Как ни странно, и те и другие правы. Потому что главный критерий «правильной» похвалы – искренность. Похвала может быть любой и за что угодно, но главное – от души, не формально. Дети мгновенно чувствуют фальшь, так рождается недоверие другим и неверие в себя.
За что мы хвалим
Малыш впервые встал на ножки, взял ложку, сказал первое слово. Конечно, по меньшей мере, странно хвалить за такие «подвиги» потом, когда уже это стало нормой и привычкой. Но впервые – это же открытие! Похвала-радость, похвала-благодарность, она обращена не только к ребёнку, но и ко всему миру, Вселенной, Богу. Тут переборщить трудно! И как же тяжело это осознать страшим братишкам и сестрёнкам: им искренне не понять, за что же хвалят этого карапуза.
Прежде чем что-то сделать, мы сначала думаем об этом и представляем себе «картинку», потом возникает импульс – готовность к действию, энергетическое «топливо» для него. Это называется намерение – исток, из которого рождаются все наши действия и поступки. И очень часто само намерение заслуживает ободрения и похвалы. Сложно попросить прощения, когда ты не прав, но догадаться это сделать – уже шаг. Пусть в силу каких-то причин не получилось помочь кому-то, но само желание «рвануть» на помощь – это главное. Порой очень важно помочь этому ростку пустить корешки, а помочь можно доброй похвалой.
Процесс – это основа жизни и развития ребёнка
Попытка, увлечённое действие, независимо от результата заслуживают похвалы! Пусть пока на полу лужи и грязные разводы после уборки, но ведь ребёнок вымыл полы сам! Правда, есть маленькое слово «пока»- в какой-то момент именно качество результата выходит на первый план. Когда именно количество переходит в качество – это вопрос к родительской интуиции, она подскажет, как, избежав излишней строгости, всё же провоцировать ребёнка на рост и саморазвитие.
Любопытно мнение Р.Нарушевича, что девочек и мальчиков нужно хвалить по-разному. Потому что в девочке необходимо развить женское начало, а в мальчике – мужское. Женщина – это свет, внутренняя красота, уют, атмосфера, а мужчинка – это решения, дела, поступки, умение видеть перспективу. Выходит, что девочку нужно хвалить не за вкусный салат, а за то, что она хорошая хозяюшка, не за аккуратно вышитый платочек, а за то, что она прекрасная рукодельница и умница. А мальчика соответственно – за конкретные поступки и дела, потому что «мужчине хорошо только, если он чего-то достигает» (Р.Нарушевич). Интересная мысль, есть над чем поразмыслить.
Похвала – очень разноплановое действие. Это и ободрение, и провокация, и маячок для ребёнка в оценке себя и своих поступков: «хорошо-плохо», «правильно-неправильно», это выражение радости победы, это корректировка поведения… да много ещё дел у похвалы! И в зависимости от действия и ситуации рождается её форма – не обязательно в словах, похвала может выражаться в незаметном пожатии руки, в быстром поцелуе, в исполненном гордости взгляде. Если похвала рождается из любви, ей навредить невозможно. Любовь и внимание найдёт и верную форму, и нужные пропорции. Хвалите своих детей от души!
меня мало хвалили в детстве, а теперь я не знаю как правильно хвалить и хвалить ли. Спасибо, интересный материал1 Я раньше думала. что похвала для всех одинаковая, нет разницы- для мальчика или для девочки…