Последние годы система образования в нашей стране претерпевала фундаментальные изменения. Были разработаны новые требования к работникам вузов, пересмотрена учебная программа, расширились методы преподавания и пр. Что получилось в результате реформы и достиг ли российский студент необходимых стандартов? Разберемся в данном вопросе подробнее.
Количество вузов
Последние годы Роспотребнадзор проводил масштабную проверку образовательных учреждений РФ, которая была завершена в 2017. В результате количество вузов в нашей стране сократилось с 2605 на 1 сентября 2013 года до примерно 1100 в 2017 году (данные за январь 2018). Проверку не прошли те учреждения, которые не давали качественных знаний или, попросту, торговали дипломами.
Большинство университетов расположено в центральной части РФ. Москва, Санкт-Петербург и их области — очевидные образовательные лидеры, к ним примыкают: Астраханская, Кировская, Новосибирская, Оренбургская, Свердловская области, Татарстан, Красноярский, Забайкальский и Хабаровский край.
Высшие учебные учреждения вносят значительный вклад в прогресс своих субъектов Федерации в сферах:
- экономического развития (отчисления учебных заведений в региональный бюджет, доходы, полученные от приезжих студентов (проживание, проезд в транспорте и пр.);
- развития человеческого капитала (университеты готовят для рынка труда квалифицированных работников. Кроме того, приезжие граждане часто остаются в том регионе, где учились и, тем самым влияют на потенциал общества, его конкурентоспособность);
- инновационного развития (производство новых знаний и технологий, коммерциализация разработок).
Международный рейтинг QS
Международный рейтинг QS — мировой рейтинг лучших университетов мира. Компания Quacquarelli Symonds разрабатывает предметные и отраслевые, региональные рейтинги: «Арабский регион», «Азия», «Латинская Америка», «БРИКС», «Развивающаяся Европа и Центральная Азия», рейтинг по трудоустройству выпускников университетов и т.д.
В список «Развивающаяся Европа и Центральная Азия» вошло 350 университетов мира, из них 105 учебных заведений из России. Лидером рейтинга, а также первым среди отечественных вузов стал МГУ им. Ломоносова. На втором месте оказался СПбГУ, на третьем — Новосибирский государственный университет.
Знаменитые российские ВУЗы расположились следующим образом: МФТИ (Московский физико-технический) занял 11 место, МИФИ — 24, Высшая школа экономики — 17, МГИМО оказался на 56 позиции.
Бюджетные места и стоимость учебы
Бюджетные места распределяет Министерство науки и высшего образования РФ. В 2018/2019 учебном году их число составило 514 тысяч, в 2019 году данная цифра сократилась до 495,5 тысяч.
Количество бюджетных мест в каждом вузе зависит от факторов:
- насколько востребована специальность по оценке государства;
- уровень самого вуза.
Примерно 40% студентов обучаются за свой счет, 60% – за средства бюджета.
Обучение на очном отделении бакалавриата, специалитета в среднем составит 220-240 000 рублей в год (минимум – 121 000 рублей, максимум – 770 000 рублей в год). Магистры и аспиранты должны платить около 240-280 000 рублей в год. Минимальная стоимость – 127 000 рублей в год, максимальная – 450 000 рублей.
Для сравнения, обучение заграницей обойдется в следующую сумму:
- Оксфордский университет в Великобритании – 21 287 долларов в год, к этому придется доплатить почти 10 тысяч долларов ежегодного взноса (около 2 миллионов рублей в год);
- Кембридж — 26 844 доллара в год и ежегодный взнос в размере 8 630 долларов (2,3 миллиона рублей);
- Стэнфордский университет в США – 62 363 доллара или 4 миллиона рублей;
- Гарвардский университет – 67 580 долларов или 4,3 миллиона рублей.
Размер стипендии
Размер стипендии определяется государством, но некоторые вузы или субъекты федерации могут на свое усмотрение увеличивать данную сумму. Минимальная академическая стипендия высшего учебного учреждения в 2019 году составляет 1633 руб., социальная стипендия — 2452 руб. Отличники могут получать 5000 — 7000 руб. Аналогичный доход аспиранта составляет 7400 — 14 000 руб. в зависимости от посещаемого факультета успехов в учебе.
Данных средств едва хватает молодым людям на еду, поэтому многие студенты вынуждены жить на средства родителей, другие подрабатывают во внеурочное время, выполняют студенческие работы для однокурсников, выходят замуж (женятся) и пр.
Работа по специальности
По данным исследовательского центра SuperJob, трудоустройство по профилю зависит от специальности, которую получил студент. Например, выпускники медицинских вузов, программисты чаще всего работают по диплому.
А вот граждане, окончившие факультеты «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», «Технология легкой промышленности», «Политология», редко связывают свою жизнь с данной сферой.
В процентном соотношении, количество трудоустроившихся по диплому составляет от 30 до 50%. Остальные выпускники уходят в смежные или в абсолютно другие отрасли. Причины могут быть разные:
- отсутствие мест работы по профилю;
- неактуальность образования;
- переизбыток людей в данной сфере труда.
Как показывает практика, российское образование дает неплохую теоретическую базу знаний, но большинство выпускников не умеет или не может применять их на практике. Современная система не готовит конкурентоспособных выпускников, и работодатель не всегда хочет тратить время на обучение молодого специалиста.
Вузы играют важную роль в развитии регионов. Тем не менее, количество университетов за последние несколько лет сократилось почти вдвое. Связано это с попытками улучшить систему образования в стране. Принятые меры пока не показали существенных результатов и выпускники, к сожалению, не могут стать эффективными работниками.
“Последние годы система образования в нашей стране претерпевала фундаментальные изменения. Были разработаны новые требования к работникам вузов”.
Требования-то новые, а вот зарплата по-прежнему самая маленькая в мире (исключения Украина и Армения), а аудиторная нагрузка по-прежнему самая большая в мире (Ливанов “рекомендовал” ректорам вузов не увеличивать ее свыше 900 часов в год).
В статье не говорится о самом кардинальном изменении – введении в госвузах наряду с бесплатным платного образования.
Ничего не говорится в статье и о Болонской декларации, – в результате ее подписания срок получения полного высшего образования увеличился на год.