Show

14 диких традиций родов у некоторых народов севера

Дата: 29 июля 2019 Автор: Рубрика: Школа жизни 0

Традиции, связанные с беременностью и родами, формировались у разных народов долгие века. Одни кажутся глупыми, другие вызывают ужас, но многие всё ещё соблюдаются. Особенно отличились своими жуткими обычаями народы Крайнего Севера, ведь выживать им труднее всего. Ниже — 14 самых диких традиций родов у некоторых народов севера.

Роженицу прячут у двери за куском брезента

Этот обычай практикуется у саамов — одного из самых немногочисленных народов России. Там роженицу считают «грязной», поэтому с приближением родов отводят ей место возле двери. От остальной части дома её закрывают брезентом или куском парусины.

Новорождённый и его мать

Так как очаг располагается в центре жилища, возле двери морозно, особенно зимой. Поэтому рожать женщине приходится в леденящем холоде. А в XVII веке было ещё хуже: рожениц отправляли в отдельный шалаш, где они в мучениях, холоде и без какой-либо помощи рожали детей.

Считалось, что такая изоляция оберегает женщину и ребёнка от занесения инфекции снаружи, а также очищает её. С той же целью «очищения» всю беременность матерям приходилось окуривать себя дымом от подожжённой шерсти оленя или бобра.

Внутренности оленихи как помощь при родах

У представительниц народа эвенки роды нередко протекали тяжело. Например, случалось, что ребёнок появлялся на свет, но послед не выходил. В этом случае убивали старую олениху и аккуратно вскрывали ей брюхо, стараясь не повредить оболочку вокруг внутренних органов.

Молодая пара кочевников на фоне жилища

Затем брюшину вынимали со всем её содержимым и вносили в помещение, где находилась роженица. Она садилась на брюшину и сидела на ней до рождения последа. Когда послед появлялся, его оборачивали берестой, уносили в глухую тайгу и вешали там на сук.

Умерших младенцев разрезали на части

Пример жилища народов Крайнего Севера

Нанайцы практиковали жуткий магический ритуал, который нёс защитную функцию. Если женщина часто приносила мертворождённых или младенцы умирали вскоре после родов, последнего мёртвого ребёнка разрубали на части и разбрасывали на развилках тропинок. Нанайцы верили, что душа младенца теперь не сможет возродиться, ведь сосуда для неё (тела) больше не существует.

Незаконнорождённых детей уносили в лес

Этот обычай касается орочей и удэгейцев, которые с особой циничностью относились к незаконнорождённым детям. Малышей, которые появлялись на свет от кровосмесительного союза или вне брака, заворачивали в тряпки и уносили вглубь леса. Там ребёнка ждала мучительная смерть.

Младшие представители племенных народов Крайнего Севера

У этих народов детоубийство в раннем возрасте вообще не считалось преступлением: орочи были уверены, что у младенцев душа пока не успела вселиться в тело. Поэтому в лес уносили просто телесную оболочку, а душа могла вернуться в любую точку вселенной и возродиться заново.

Лучше смерть при родах, чем насмешки

У чукчей, как и у многих других северных народов, женщина должна была рожать в гордом одиночестве. После родов она сама отрезала пуповину и обмывала ребёнка, а потом выбрасывала послед и одежду, в которой рожала.

Молодая женщина укачивает ребёнка

Если женщина сама не справляется и просит помощи, над ней всю жизнь будут смеяться. Та же участь ожидает и мужа: к нему навсегда приклеится прозвище «повитушный». А те, кто помогал матери при родах, рискуют разозлить духов. Поэтому женщины рискуют своей жизнью и жизнью ребёнка, чтобы не навлечь на себя презрение окружающих.

Жир и кишки вместо материнского молока

Ребёнок кочевников на фоне стада

У чукотских женщин принято кормить детей молоком до 3–4 лет. Нередко бывает такое, что молока не хватает. В этом случае малышам вместо соски позволяют обсасывать кусочек китового или тюленьего жира. У северных чукчей раньше было принято давать детям кишку морского зайца, наполненную мелко нарубленным мясом. Некоторые племена отдавали новорождённых на выкармливание собакам: собачье молоко считалось целебным и полным витаминов.

Разнополые близнецы — будущие муж и жена

Племена нанайцев и нивхов делились на два лагеря: для одного рождение близнецов было хорошим знаком, для другого — плохим. Но одно оставалось неизменным — если на свет появлялись разнополые близнецы, считалось, что мальчик привёл с собой будущую жену. Повзрослев, родные брат и сестра должны были вступить в брак.

Девочка в национальном костюме народов севера

Инцестом такой союз не считался. К тому же мать близнецов становилась почти неприкосновенной дамой. Ей могли простить множество грехов, даже убийство собственных детей.

Одного из близнецов отдавали соседям

У народа эвенков появление на свет близнецов считалось дурным знаком. Если они были разнополыми, девочку и вовсе называли нагулянной. Чтобы не разозлить духов, молодые родители отдавали свою дочь на воспитание соседям и забывали и ней.

Юный житель племени

Такое отношение к близнецам было актуально только у амурских эвенков. Для остальных народов Сахалина и Нижнего Амура рождение двойняшек было хорошим предзнаменованием.

У умершей беременной вырезали ребёнка

У удэгейцев нередко случалось, что женщина умирала, так и не успев родить. В этом случае несостоявшейся матери разрезали живот, вынимали младенца и хоронили в земле отдельно от неё. Даже если ребёнок подавал признаки жизни.

Роженица и помощники

Это делали для того, чтобы душа малыша не успела вернуться к богине детских душ Тагу Мама. В противном случае душа могла поселиться в плод к другой будущей матери, и та бы тоже умерла.

Молодой матери приносили еду на конце палки

У нганасанов женщины рожали сами, но за процессом наблюдала бабка, которая не имела права помогать. После рождения она омывала ребёнка водой изо рта, а потом катала по снегу, чтобы он «лучше переносил стужу».

Новоиспечённые родители со своим младенцем

Уход за роженицей был максимально простым: ей только приносили еду. Причём пишу клали в старую посуду, которую не жалко было потом выбрасывать. Когда приходило время обеда, бабка ставила тарелку на конец длинной доски и протягивала молодой матери, чтобы не «оскверниться». Несмотря на такие предосторожности, бабка всё равно считалась нечистой.

Недоношенные дети жили в оленьих желудках

Если у долганов ребёнок рождался недоношенным, было принято убивать оленя и вынимать его желудок с непереваренной пищей внутри. Внутрь помещали малыша и держали там 2–3 месяца. Такое содержание было очень затратно, ведь желудок за это время приходилось менять 8–9 раз, каждый раз убивая нового оленя.

Будущий оленевод

Некоторые семьи были настолько бедными, что просто не могли себе позволить так часто убивать животных. В этом случае на помощь должны были прийти сородичи, иначе ребёнок погибал.

Младенца убивали, если умирала мать

У коренных народов севера роды нередко были тяжёлыми. Женщины могли умирать в мучениях во время родов или вскоре после них. Если такое случалось, новорождённого тоже убивали и хоронили вместе с матерью. У чукотских народов младенцев было принято душить.

Закутанный в оленьи шкуры ребёнок

Такой жестокий обычай был связан с невозможностью искусственного вскармливания у народов Севера. Чукчи просто не понимали, как воспитывать новорождённого без матери. Та же процедура практиковалась и у юкагиров, которые убивали детей любым способом.

Ребёнка выталкивали несколько человек

У юкагирок роды тоже нередко протекали очень тяжело. Если женщина не могла родить, на помощь приходили 4 человека — двое мужчин (муж и отец/брат) и две женщины (одинокая и замужняя). Роженица садилась на колени к мужчине, он обнимал её и сильно нажимал на живот сверху вниз. Второй помощник обхватывал их обоих и руками усиливал давление на живот. Если и этого недостаточно, помогали кожаным ремнём или скрученным полотенцем.

Семья кочевников

Ноги роженицы держал столб, торчавший из пола жилища. А женщины тянули руки назад, усиливая давление ещё больше. Чтобы все эти мучения было проще переносить, женщина вцеплялась зубами в кожаный ремень, свисавший с потолка.

Между ног рожающей садилась повивальная бабка, которая должна была поймать ребёнка. Но иногда она не успевала его подхватить, поэтому пол на всякий случай устилали сухой соломой.

Роды стимулировали ходьбой

У юкагирок и эвенских женщин процесс появления на свет почти не отличался. Рожали они, как правило, в полустоячем положении или на коленях. Но перед началом процесса проводили ритуал, который должен был ускорить «удаление» младенца.

Быт племени кочевников

Женщину заставляли ходить кругами по жилищу, пока та не падала на пол от бессилия. А когда это случалось, две женщины брали её под руки и продолжали водить по кругу. Периодически повивальная бабка ощупывала живот. Пока верхняя часть оставалась мягкой, ходьбу продолжали, если затвердела — приходила пора рожать.

Эти традиции и ритуалы показывают, насколько сложной была и остаётся жизнь женщин у кочевых народов. Такой непростой процесс родов и частая тяжёлая беременность вызваны спецификой проблематичной тундровой жизни. Тем не менее народы Севера чувствуют себя счастливыми и пытаются радоваться жизни.

Метки: