Ребёнок не хочет учиться. Что делать?

Дата: 14 сентября 2018 Автор: Рубрика: Родителям 0

С проблемой отсутствия у ребёнка желания учиться сталкивается большинство родителей. Какого-то одного универсального рецепта решения этой проблемы не существует, т.к. причины чаще всего носят индивидуальный характер, и какие-то эффективные советы и рекомендации можно дать только после тщательного анализа конкретного случая. Но несколько общих закономерностей всё-таки нужно определить, чтобы адекватно понимать проблему в её общих очертаниях.

Итак, что делать, если ребёнок не хочет учиться? Сначала надо понять — почему не хочет.

Причины

Причины бывают разные. Всё зависит от целого ряда факторов — возраста ученика, пола, ситуации в семье, негативного отношения к конкретному учителю, полного отсутствия интереса к учёбе вообще, отсутствия способностей, индивидуальных психологических особенностей.

Школьник

Мальчик играет в машинку, обложившись учебниками

Одно дело, когда не хочет учиться ученик начальной школы, который просто никак не может приспособиться к учебному процессу — постоянно опаздывает, отвлекается на уроке, плохо усваивает учебный материал.

Совсем другое дело, когда речь идёт об ученике 10–11 класса, уже вполне серьёзно смотрящего на жизнь, который уже давно понял, что неспроста он все школьные годы считается нерадивым учеником (двоечником), т.к. не дано ему понять ни сложных точных наук, ни более простых гуманитарных. Но он уже, возможно, знает про себя, что он способен делать много другого, чего не умеют делать его прилежные в учёбе одноклассники — или автомобили ремонтировать, или хорошо в футбол играть, или на гитаре играть. Такой ученик уже давно махнул рукой на учёбу, ходит в школу уже просто так, лишь бы хоть как-то её закончить, получить аттестат. Учиться его заставить очень сложно.

Отдельно можно выделить такую распространённую проблему, как нежелание учится у мальчиков в старших классах, вызванное элементарным стремлением показать свой «мужской характер» в период активного полового созревания. Такое поведение является очень распространённым среди подростков. Оно является абсолютно нормальным с точки зрения психологии, несмотря на то, что нередко перерастает в откровенное хамство по отношению к учителям.

Также следует различать ещё несколько моментов: является ли нежелание учиться временным или постоянным, распространяется ли оно на все учебные дисциплины, или только на некоторые. Нередко бывает, что мотивация пропадает у учеников по сезонам — в начале или в конце четверти (учебного года).

Что делать, чтобы заставить ребёнка учиться

Независимо от индивидуальных особенностей конкретной ситуации и конкретного ребёнка, есть несколько общих рекомендаций, как исправить положение.

Первое: создать максимально благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу

Очень часто родители и учителя совершают большую ошибку, когда пытаются заставить ребёнка учиться одними только криками, руганью, наказаниями, шантажом. Этого всего делать не надо. Чем больше на ребёнка давят, тем больше он сопротивляется. И даже если он под сильным прессингом всё-таки будет выполнять какие-то конкретные действия — выучит параграф, решит задачу — это не будет способствовать формированию у него благожелательного отношения к учебному процессу. Наоборот — внутри него будет копиться только злость, обида и ненависть, которую он будет вымещать при каждом удобном случае.

Мальчик с учителем

Ребенок пытается учиться

Поэтому надо постараться избавиться от привычки постоянно ругать (и уж тем более бить!) ребёнка за отсутствие желания учиться. Нужно стараться действовать уговорами, каким-то методами поощрения и т.д.

Здесь немаловажное значение имеет общая жизненная ситуация, и особенно — наличие какого-то дорогого ему друга. Кто будет выполнять роль этого друга — это уже второй вопрос. Важно, чтобы это был кто-то из тех взрослых, кто постоянно присутствует в его жизни, и к кому ребёнок хорошо относится. Это может быть один из родителей, или старший брат (сестра), если он уже взрослый, или кто-то из учителей, или просто сосед дядя Вася. Важно найти такого человека и поручить ему быть именно добрым взрослым другом. И пусть он при каждом удобном случае очень мягко пытается уговорить ребёнка сделать домашнее задание.

Также будет очень хорошим фактором, если получится договориться с учителями не ставить ребёнку двойки, хотя бы временно.

Второе: попытаться вызвать интерес к изучаемому предмету

Этот метод может быть актуален не в целом для всего учебного процесса, а для одного отдельного предмета, если у ученика нет тяги именно к нему. Такое бывает часто — ученик не хочет учиться, к примеру, на уроках биологии. И даже если он своё нежелание объясняет родителям негативным отношением к учителю, который, по его словам, сильно и несправедливо к нему придирается, то одного только изменения отношения учителя к ученику будет недостаточно. Даже если после ряда разговоров и переговоров учитель согласится относиться к этому ученику намного более доброжелательно — от этого не возникнет у него желание учиться. От преподавателя потребуется разработать какую-то индивидуальную методику, чтобы заинтересовать этого ученика именно объектом изучения — животным миром, растениями, интересными фактами, или интересными формами работы на уроке (играми).

Девочка и мама

Мама помогает дочке делать уроки

Третье: установить тотальный контроль

По собственному тяжёлому педагогическому опыту знаю: максимально доброжелательное отношение к ребёнку вкупе с очень строгим тотальным контролем — это очень действенный (если не самый действенный) метод. Как мы написали выше — надо постараться создать вокруг ребёнка благоприятную психологическую обстановку, избавить его от ругани и наказаний.

Но! При этом надо постоянно его контролировать: сделал ли уроки дома, все ли принадлежности положил в рюкзак, вовремя ли вышел из дома утром, все ли уроки посетил. Такой контроль должны осуществлять совместно все взрослые — родители, классный руководитель (это его прямая обязанность) и учителя-предметники. Нужно приучить ребёнка к тому, что если, к примеру, не сделал домашнее задание, то он обязательно должен будет его сделать — всё это проконтролируют. Ребёнок должен знать, что теперь родители не будут верить ему на слово, когда он просто отвечает на их вопрос коротко: «Уроки сделал». Они должны обязательно проверить — всё ли сделал. Проверить каждый предмет, каждое задание.

Зачастую нерадивые ученики привыкают откровенно лгать родителям, а те просто делают вид, что верят. Он сказал, что сделал все уроки — родители сделали вид, что поверили. А так быть не должно. Они должны лично сами убедиться, что он их сделал. А поскольку он на самом деле не сделал, то очень настойчиво (но без злости, крика, ругани) ему сказать, что он должен сделать уроки. Просто потому что должен, и всё. И чем чаще будут такие проверки, тем меньше у него будет желания лгать. Особенно эффективно это будет работать, если не разрешать ребёнку делать то, что ему хочется, пока не сделает уроки. Метод старый, но действенный.

Школьник с тетрадями и учебниками

Контроль над школьником

Многие родители не хотят лишний раз конфликтовать с ребёнком, и именно поэтому делают вид, что верят ему. Но нужно помнить, что формирование мотивации к учёбе — дело сложное и долгое, требующее большого терпения.

И обязательно эта работа должна быть совместной. Будет отнюдь не лишним, если классный руководитель и учителя-предметники будут проявлять пусть и не совсем удобную, но всё-таки необходимую настойчивость (или даже назойливость). Учителя могут, к примеру, вечером звонить (а то и прийти прямо домой) с вопросом: «Готов ученик к завтрашнему дню? Все уроки сделал?» Уж лучше быть излишне настырным, но при этом доброжелательным, чем отстранённым, но при этом злым и раздражённым.

Так же строго необходимо контролировать посещаемость. Если ученику свойственно опаздывать или даже прогуливать уроки, то нужно взять это дело именно под строгий контроль — постоянно следить за ним.

Как показывает опыт, даже самых нерадивых учеников таким методом можно за 2–3 месяца заставить хоть что-то делать на уроках и дома. Тут важны терпение и полное взаимопонимание между родителями и педагогическим коллективом.

Четвёртое: разработать систему поощрений

Этот метод является самым спорным и неоднозначным с точки зрения педагогики. Но очень часто бывает, что, во-первых, без него уже никак не обойтись, а во-вторых — он приносит свои плоды. Метод прост: от взрослых требуется за каждую хорошую оценку ребёнка чем-то поощрять. Что конкретно будет ему преподноситься — вопрос второй. Важно, чтобы у ученика была вполне конкретная цель — что-то заработать. Это может быть какая-то покупка («Закончишь год без троек — купим тебе велосипед»), поездка куда-нибудь летом и т.д.

Ребенок с ангелом и дьяволом

Система поощрений и наказаний для школьника

Важно, чтобы все обещания родителей всегда сдерживались. Поэтому нужно давать только выполнимые обещания, и на всякий случай заранее договариваться о каких-то запасных вариантах.

И желательно по возможности поощрять детей нематериальными ценностями (и уже тем более не деньгами), а какими-то другими радостями.

Чего делать не надо

  1. Постоянно только наказывать и ругать ребёнка. Даже при самом нерадивом отношении к учёбе, при самом хамском отношении к учителям надо постараться понять причины такого поведения, поискать приемлемые способы мотивации.
  2. Всегда идти на поводу у ребёнка, при первой же его жалобе сразу идти в школу и скандалить. От каких бы то ни было скандалов с педагогами лучше вообще постараться отказаться. Не стоит при каждом случае стремиться перевести ребёнка в другой класс или даже другую школу.
  3. Всегда надеяться только на учителей. Родители должны помнить, что у педагогов нет всех тех действенных методов воздействия на ребёнка, которые есть у родителей. И если ребёнок учиться не хочет, то решить эту проблему можно только сообща!
  4. Постоянно игнорировать все замечания учителей, вызовы в школу и т.д. На каждый сигнал из школы обязательно надо реагировать.
  5. Впадать в уныние, разводить руками и отказываться вообще хоть что-то предпринимать, объясняя это тем, что «всё бесполезно, его не заставишь». Побудить к учёбе можно даже глубокого старика, если суметь его по-настоящему заинтересовать.

Обязательно проявляйте интерес к жизни своих детей, каждый день обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе — сложный, но посильный процесс. Родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

(Visited 797 time, 4 visit today)

Метки: