Как поднять самооценку ребенку
Самооценка формируется в раннем детстве. Воспитание у ребёнка чувства самоуважения – очень важный процесс в ходе его развития. Чувством самоуважения должен обладать каждый человек, ведь уважая себя, человек будет уважать и других людей. Процесс воспитания чувства собственного достоинства начинается в раннем детстве.
Психологи определяют детей на три категории по наличию у них данного признака:
– дети, имеющие завышенную самооценку;
– дети с адекватной самооценкой;
– дети, имеющие заниженную самооценку.
Помогать необходимо как первой категории детей в выравнивании самооценки, так и третьей категории в её повышении. Считается, что у родителей с высокой самооценкой, как правило, и дети тоже с завышенной самооценкой и наоборот. Но, к сожалению, это бывает не всегда. На сегодняшний день данный генетический вопрос не изучен до конца. Коррекция черт характера определяется воспитанием, поэтому чувство самоуважения можно у ребёнка развить.
В воспитании самоуважения большую роль играют:
– люди, окружающие ребёнка;
– события, происходящие в жизни человека;
– родители, которые оказывают на ребёнка особое влияние.
Именно родители могут сформировать у малыша адекватную самооценку. Унижая своего ребёнка, родители формируют у него заниженную самооценку. Поддерживая любой, даже незначительный успех малыша, родители формируют у него чувство собственного достоинства.
Не меньшее значение имеет для развития адекватной самооценки то, с кем ребёнок общается, в какой социальной группе. Коллектив, ориентированный на успех, развивает высокую самооценку. Коллектив, в котором главенствуют безнравственные законы, занижает самооценку ребёнка. Если в такой группе человека постоянно унижают, то никакого самоуважения к себе не воспитаешь.
Влияют на развитие самооценки человека его друзья:
– уважение к другу вызывает повышение самооценки;
– друг, желающий главенствовать над другом, унижает его и занижает самооценку, поэтому родителям желательно контролировать процесс выбора друзей и подруг.
Большое влияние на ребёнка имеют учителя, воспитатели, тренеры, инструкторы, то есть те люди, с которыми ребёнок проводит много времени. Они воспитывают ребёнка и тоже формируют его чувство собственного достоинства. Каким будет это чувство, во многом зависит от этих людей:
– если эти люди видят таланты и способности ребёнка, начинают их развивать, нацеливают малыша на достижение всё больших и больших результатов, то самооценка ребёнка повышается. С уверенностью в своих силах, внушённых нам педагогами, мы шагаем по жизни с гордо поднятой головой.
– если ребёнок слышит только упрёки в том, что не сделал то, не выполнил это, не оправдал надежд, на него возложенных, то самооценка его не возрастёт.
Наши дела, наш жизненный выбор, который мы определяем сами или под воздействием других людей тоже формируют нашу самооценку:
– обучение нелюбимой профессии приведёт нас к заниженной самооценке, а учёба с интересом и радостью повысит её;
– успешность человека определяется интересом к делу и любовью к нему. Если есть успех, то и самооценка возрастает.
Таким образом, чувство самоуважения человека к себе формируется на протяжении всей нашей жизни, оно может меняться под влиянием разных факторов.