Как помочь ребенку раскрыть свой талант?
Жил-был паренёк. Хороший вроде бы парнишка, весёлый. Только вот огорчение – колобок он был. Да-да, катился по жизни кубарем – куда ведёт извилистая дорожка, туда и катится, не разбирая пути. Даже песенку сам про себя сложил: «руки сами по себе, ноги сами по себе, голова то ли тут, то ли там». Одним словом – непутёвый, все вокруг сошлись на том, что не будет из него толку. И вдруг как по мановению волшебной палочки парень становится ответственным, заботливым, смелым, взрослеет прямо на глазах.
Наверное, все вспомнили Кешу – «усатого няня». Много таких парнишек-«колобков», да и девчонок тоже, по жизни катается. И далеко не всем попадаются такие вот чуткие директора детских садиков, которые могут видеть не только форму, но и суть, и заботливые Арины Родионовны с домашними тапочками. Зато все, абсолютно все встречают на своём пути школьную систему, которая не готова замечать и развивать что-либо, в любую сторону выходящее за рамки стандарта. Трудно систему винить в этом, ибо в этом её суть: прописывать правила и учить подчиняться ним, акцентировать внимание на ошибках, подчёркивать их красным карандашом и не замечать радости победы. Ставить во главу угла результат, очень часто в ущерб процессу и совершенно не допуская индивидуального пути. Сравнивать, копить баллы и создавать усреднённый образ «успешного» гражданина. Ставить клеймо «неудачника», если по каким-то параметрам человек не вписывается в заданные рамки. Она должна всё это делать, иначе просто перестанет быть системой!
Справедливости ради нужно сказать, что далеко не каждый двоечник и разгильдяй – гений. Или наоборот – любой, кто удачно вписался в школьную систему (читай – отличник), далеко не всегда напрочь лишён индивидуальности и таланта. Вовсе нет! Говорят, что правила не признаёт либо бездарность, либо гениальность. Но их, хоть они и находятся на разный полюсах, спутать порой очень легко. Спутать… и прикрыться тем самым: я же не такой как все, а индивидуальный и особенный! Тоже опасный поворотик. Кстати, умение играть по правилам, причём не только по своим – хорошее умение! Речь не об этом, а о том, что у каждого есть свой талант и свой путь. Помочь найти? Нет, скорее, не мешать найти – вот задачка.
Нет неталантливых детей – очень избитая фраза, которую повторяют везде на разные лады. Но ведь и правда – нет. Или почти нет: молодой человек, превратившийся по каким-то причинам в стопроцентного потребителя, потерявший врождённую способность и потребность отдавать – это отдельная история, и очень хочется верить, что это исключение. Но в большинстве своём, даже если кажется, что ребёнок не интересуется ничем, интерес есть, просто не всегда он находится в привычных и стереотипных областях. Увидеть его и помочь развить – да, конечно, но, к сожалению, нарочно это сделать сложно. Сам и только сам человек может найти (или вспомнить?) свой путь и, как здорово сказал Ш.А.Амонашвили: «служить ему». Можно только создать атмосферу для этого поиска. Атмосферу любви, поддержки, веры, готовности быть рядом и помочь в любой момент, готовности разделить радость и боль. Да уж, на школьную систему в этом вопросе надежды быть не может. Ну и ладно! Ведь есть любящая семья, верно?
И пусть слова Ш.А. Амонашвили станут поводом для родительского размышления: «любой ребенок – носитель огромного богатства, которое мы запираем в сейфы так, что потом дети никогда сами не смогут открыть».
Автор: Юлия Белка