Неспокойно нынче в океане образования – буря! И кидает школьный корабль от рифа к рифу (читай от реформы к реформе), от инициативы к инициативе и от одного нововведения к другому. Очередная новость: домашние задания у старшеклассников могут стать необязательными, то есть по желанию учащегося. Эта инициатива принадлежит весьма уважаемых педагогам московских гимназий, она одобрена и принята к рассмотрению мэром Москвы и президентом России В.В. Путиным.
Делать или не делать? – вот в чем вопрос…
Аргументы по-своему логичны и даже изящны: старшеклассники настолько загружены школьной программой, что у них не остаётся времени на то, чтобы присмотреться к будущей профессии и подготовиться к поступлению, чтобы культурно и с пользой для своего развития провести свой досуг. Ведь Москва – это образовательная среда, а отсутствие свободного времени делает невозможным использование её ресурсов в полной мере.
Звучит и правда красиво. Старшеклассники (а речь идёт только о них) – то есть почти уже взрослые, серьёзные и ответственные люди – будут иметь возможность выбора и смогут планировать своё время самостоятельно, исходя из своих интересов и приоритетов.
Но это предложение вызвало шквал негативных откликов, тоже вполне логичных, не столь изящных, но – увы! – правдивых. Волна реплик об окончательном развале образования и деградации молодых людей накатывает на волну опасений всеобщей компьютерной зависимости, а также роста преступности, пьянства и наркомании среди подростков. И, как неизменный рефрен, «подколы» в сторону столицы – дескать, может, там и образовательная среда, а где же прикажете повышать свой культурный уровень в рабочем поселке?
Выходит, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги»?
И в этом шквале негодования тонут слова родителей, видимо, сознательных учеников. Их мысли о том, что должен быть выбор, что хороший педагог способен преподнести материал таким образом, чтобы домашние задания были не нужны, о том, что если ребёнок заинтересован, то его не нужно заставлять делать уроки – он их сделает без принуждения, о возможностях для самообразования. Более того, есть такие профессии, которым нужно учиться с детства, и есть такие дети, которые такие профессии осваивают – а на это нужно много времени.
Так вот в чём вопрос – в осознанности и серьёзности ученика, в желании и умении учиться. А эти качества и навыки либо прививает школа, либо нет. Чаще – нет. Загадка: абсолютное большинство первоклашек (за редким исключением) идут в школу с удовольствием, доверием, радостью и предвкушением. И буквально через год-два картина меняется кардинально! Вот как это удаётся сделать школе так быстро и талантливо? То есть, выходит, что реформы и новшества бесполезны? Видимо, да, по крайней мере, пока образовательная система не изменится по сути своей. К вопросу о добровольных домашних заданиях: во все времена были ученики, которые хотели – делали уроки, не хотели – не делали. Для таких детей с принятием этой инициативы не изменится ничего.
Недавно в интернете на глаза попалось обсуждение на тему: «чему не учат в школе, а следовало бы?» Предложения были одно другого интереснее: навыкам первой медицинской помощи, ораторскому искусству, основам программирования, ИЗО, психологии отношений, йоге. Представишь – и душа радуется. Но, зная реалии большинства российских школ, можно себе представить, в какую рутину может это превратится, когда перемелется в «мясорубке» обязаловки, методичек и программ, бумаг и отчётов.
Образование – это инструмент. Как, например, нож – им можно нарезать хлеб и накормить людей, им можно вырезать прекрасное произведение искусства из дерева, им можно сделать операцию и спасти жизнь человека. А можно вырезать нецензурное слово на скамейке, а можно и вовсе убить… Дело не в ноже, а в руках, в которых он будет, в созидательности или разрушительности мыслей того, кто им пользуется.
Так с какой же ниточки начинать распутывать этот школьный клубок?
Автор: Юлия Белка