Для эффективного управления учебным процессом учителю необходимо регулярно контролировать качество усвоения материала. Одними итоговыми работами в этом случае не ограничиться, ведь нужно ещё и проверить реализацию воспитательной цели урока, а также проследить уровень логического и аналитического мышления школьников. В ряду наиболее эффективных приёмов мониторинга ведущую позицию занимает составление ответов по ПОПС-формуле.
Содержание
Суть приёма ПОПС
ПОПС-формула — это инструмент индивидуального контроля качества усвоения знаний по всем гуманитарным дисциплинам, который направлен на рефлексию учащихся. Приём был разработан Дэвидом Майккойд-Мэйсоном, специалистом в области юриспруденции из ЮАР. В английском варианте расшифровка аббревиатуры обозначает Position-Reason-Explanation or Example-Summary («позиция-причина-объяснение или пример-резюме»), то есть PRES-formula. Один из проректоров Санкт-Петербургского Института права Аркадий Гутников предложил следующий перевод этого названия:
- П — позиция;
- О — объяснение;
- П — пример;
- С — следствие/суждение.
Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро. Последний фактор играет немаловажную роль для каждого учителя, чья работа ограничена строгими временными рамками урока. Технологию можно использовать на занятиях любого типа: от вводных до контрольных. Её можно вводить на стадии:
- проверки домашнего задания;
- фронтального опроса на этапе повторения изученного;
- подготовки к контрольной работе, написанию сочинения, эссе;
- создания проекта по теме или целому блоку тем.
ПОПС-формула позволяет:
- за короткое время опросить нескольких учащихся;
- получить информацию о глубине понимания ребёнком темы;
- узнать, какую нравственную оценку даёт ученик тому или иному событию, явлению.
Такая рефлексия, кроме всего прочего, помогает:
- формировать оценочное мышление у детей;
- учит ребят лаконично выражать свои мысли;
- структурировать идеи.
Более того, школьники учатся работать самостоятельно, ощущая при этом свободу творчества, что важно для развития креативности школьников.
Жан-Жак Руссо писал: «У ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим».
Технология составления устного ответа или эссе по формуле
А. Гутников не только перевёл формулу на русский язык, но ещё и несколько дополнил её. Особенность детей такова, что, даже имея представления о том или ином вопросе, в процессе ответа они начинают «нукать» или заменять слова междометиями. Вследствие этого возникает неловкость и раздражение: у школьника в связи с трудностями при подборе слов, а у педагога — из-за потери драгоценного времени на ожидание ответа. Поэтому для каждого уровня составления высказывания по формуле предлагаются речевые клише, помогающие быстрее сформулировать мысль:
- Я считаю, что…/ Мне кажется, что…/ Я согласен с …/ На мой взгляд… – эти формулировки помогают высказать собственное мнение по заданной проблеме.
- Потому что…/ Так как… – на этом уровне ПОПС-структуры дети приводят всевозможные аргументы, подтверждающие предыдущее суждение. Основной вопрос, на который учащиеся отвечают в данном блоке: почему ты так считаешь?
- Например…/ Я могу доказать это на примере… – чтобы подтвердить уверенность в своих словах, школьникам следует привести не менее трёх примеров, основываясь на теоретических знаниях или на собственном опыте. Важно быть убедительным на этой стадии ответа.
- Таким образом…/ Поэтому…/ Исходя из вышесказанного… – эти выражения помогают организовать мысли для подведения итога, окончательных выводов.
Эти клише могут использоваться не только при подготовке устного ответа, но и при написании эссе по ПОПС-формуле. В последнем случае письменное рассуждение будет отличаться лишь объемом информации, данной по каждому пункту.
Примеры использования метода на различных уроках
История
Для темы «Россия в последние десятилетия XIX века» можно составить ответ по схеме так:
Я считаю, крепостное право к середине XIX полностью себя изжило.
Потому что крепостничество тормозило развитие всех сфер общественной, экономической и политической жизни общества.
Я могу доказать это тем, что Россия была отстающей державой (в сравнении с другими европейскими странами), была проиграна Крымская война, нарастало недовольство народных масс.
Поэтому важная реформа стала настолько значимым событием в истории, предопределив большие преобразования в конце века.
Таким может быть высказывание по теме «Пётр I и его политика»:
Я думаю, правление Петра было самым продуктивным за всю историю.
Потому что Россия добилась небывалого прогресса.
Например, открывались школы, ввозились новые продукты, налаживались торговые связи.
То есть методы правления Петра I были эффективными.
Обществознание
При рассмотрении потребительского кредита на уроке обществознания ПОПС-формула поможет составить такой ответ:
Я думаю, что брать потребительский кредит не следует.
Потому что назвать кредит выгодным вложением сложно.
Могут доказать это тем, что возвращать приходится значительно большую сумму. Получение быстрых денег не приносит удовлетворения от результата усилий по заработку средств, а также может произойти ситуация, когда оплачивать кредит станет нечем.
Таким образом, вместо того чтобы отдавать большие проценты, лучше накопить собственные средства на покупку.
Ещё один пример использования ПОПС на уроке обществознания, но по другой теме – «Безработица — способ регулирования государством рынка труда»:
Мне кажется, что безработица действительно регулирует трудовой рынок.
Потому что безработица сопутствует развитию рынка труда, трудоспособное население хочет найти работу и соглашается на условия работодателя, продиктованные экономической ситуацией в стране. Желающие получать регулярный заработок готовы переучиваться и осваивать новые профессии.
Поэтому безработица — важный элемент развития рынка труда в стране.
Литература
Для урока литературы ПОПС-формула удобна на этапе подготовки к сочинению. К примеру, тема: «Что составляет личность?» (по произведению М. Булгакова «Собачье сердце»).
На мой взгляд, Шариков не может считаться полноценной личностью.
Нельзя измениться, если сам сопротивляешься этим переменам.
Так как, во-первых, он — результат лабораторного опыта, во-вторых, нарушает принцип существования личности в обществе — принцип уважения к окружающим, в-третьих, он всячески сопротивляется интеллектуальному развитию.
Личность формируется на основе мирного сосуществования в коллективе и саморазвития.
Английский язык
ПОПС является эффективным приёмом и для составления высказывания на уроке английского языка, особенно в старших классах, когда темы приобретают дискуссионный характер. Например, «Parenthood — responsibility or natural issue?».
I think we should learn how to become good parents.
The more we learn, the more we realize.
Examples: we behave like our mothers and fathers, we need to see role models. Psychology is very important.
Parenthood is the most difficult task in life.
ПОПС-формула позволяет ученику научиться грамотно излагать свои мысли, выражать идеи и стремиться к познанию нового, опираясь на собственный опыт. А педагог, научив школьников правильно пользоваться технологией составления ответа по такой схеме, получает возможность эффективнее использовать время урока и качественнее проверять уровень знаний детей.