Show

Анализируем родительско-детские отношения с помощью методики PARI (ПАРИ)

Дата: 13 сентября 2016 Автор: Рубрика: Школа 0

Семья у психолога

В отечественной практике довольно много внимания уделяется проблемам взаимоотношений мужчин и женщин, но часто обходится стороной вопрос стиля и особенностей родительских установок в воспитании детей. Огромный шаг в этом направлении был сделан с разработкой методики Parental Attitude Research Instrument — PARI (ПАРИ), позволяющей сделать вывод об особенностях восприятия матерями и отцами различных аспектов семейной жизни.

Характеристика методики PARI (ПАРИ)

Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

Лев Николаевич Толстой

Та модель семьи, при которой взрослеют дети, будет неосознанно копироваться ими в собственной жизни. Поэтому изучение особенностей родительско-детского взаимодействия имеет очень существенное значение. Наиболее полную информацию о стиле таких отношений можно получить, проведя тестирование среди семейных пар, в частности матерей.

Информативнейшей методикой считается диагностика PARI, придуманная американскими психологами Е.С. Шефер и Р.К. Белл, занимавшимися вопросами семейного воспитания. В отечественной практике она была переработана Татьяной Валентиновной Нещерет, социальным психологом, доцентом кафедры психологии СПбГПУ. Тестирование предполагает письменное согласие-несогласие с каждым из 115 представленных в опроснике утверждений, касающихся самых разных сторон внутрисемейных отношений.

Родители и дети

Методика помогает определить, счастливы родители и дети семье или же есть какие-то проблемы

Проведение диагностики стиля родительских отношений

Диагностика может быть как индивидуальной, так и групповой. Рекомендуемое время работы взрослых с бланками — 20 минут. Проводится тестирование по следующему алгоритму:

  1. Экспериментатор выдаёт опросник и бланк для ответов.
  2. Затем инструктирует испытуемого: «Перед вами 115 утверждений. Задача такова: отметить на бланке один наиболее подходящий, на ваш взгляд, вариант ответа. «А» означает «абсолютно согласен», «а» — «больше согласен, чем не согласен», «б» — «больше не согласен, чем согласен», «Б — совершенно не согласен»».
  3. Организатор должен обратить внимание тестируемого на то, что обдумывать ответы долго не стоит. Также следует предвосхитить замечания испытуемого о схожести некоторых вопросов (цель таких заданий — установить мельчайшие разногласия в воспитании детей).
  4. После завершения работы участника диагностики и по прошествии отведённого времени экспериментатор забирает бланк для дальнейшего анализа.

Файл: Опросник для измерения установок и реакций родителей

Стимульный материал, бланк и ключ

Обработка и интерпретация результатов изучения

Семейная ссора

Вероятно, дети являются постоянными свидетелями семейных ссор, если по шкале № 7 испытуемый получил самый высокий балл

Все задания опросника разбиты на 23 шкалы, в каждой из которых по 5 вопросов (см. файл «Стимульный материал, бланк и ключ»). Первая часть, затрагивающая семейную роль испытуемого, состоит из 8 шкал (в скобках указан номер того или иного показателя):

  • зацикленность женщины на семье (№3);
  • ощущение себя матерью-жертвой (№5);
  • частые семейные ссоры (№7);
  • непререкаемый родительский авторитет (№11);
  • нежелание быть хозяйкой дома (№13);
  • отстранённость мужа от семейных дел (№17);
  • авторитарный стиль материнского общения (№19);
  • нерешительность и зависимость от матери (№23).

Родительско-детские отношения описаны 15 признаками:

  • предоставление чаду возможности высказаться (№1);
  • дружеские отношения (№14);
  • поощрение любознательности малыша (№15);
  • уравнительные отношения (№21);
  • несдержанность (№8);
  • строгость (№9);
  • нежелание контактировать с ребёнком (№16);
  • ярко выраженный стиль отношений «сильный-слабый»;
  • угнетение воли (№4);
  • забота о безопасности (№6);
  • отсутствие влияний извне (№10);
  • подавление негативных проявлений (№12);
  • подавление половой роли (№18);
  • чрезмерное присутствие в мире малыша (№20);
  • желание ускорить процесс обучения ребёнка (№22).

Первые четыре шкалы отражают правильность эмоциональной связи с детьми, следующие три показателя — дистанцированность в отношениях с ребёнком, а последние восемь критериев говорят о зацикленности на отпрыске.

За каждый ответ испытуемый получает определённое количество баллов:

  • 4 за А;
  • 3 за а;
  • 2 за б;
  • 1 за Б.

После выведения итоговой суммы и соотнесения результата с нормой по каждой шкале можно определить основные особенности отношений внутри конкретной семьи.

Таблица: Тестовые нормы (отцы)

Номер шкалыРазбивка баллов по оценкам
12345678910
15–1112–131415–16171819202020
25–789411–1213–1415–1617–1819–2020
35–89–1011–121314–151617–18192020
45–91011–12131415–1617181920
55–1112131415–161718–1918–192020
65–1011–12131415–161718192020
75–91011–121314–15161718–192020
85–67–89–101112–1314–161718–192020
95–789–101112–1314–1516171920
105–1011–12131415161718–192020
115–891011–1213–1415–161718–192020
125–89101112–1415–16171819–2020
135–78910–111213–1414–1617–181920
145–1112131415161718–1918–1920
155–12131415–16171819202020
165–910111213–1415161718–1920
175–10111213–141516–1718–19202020
185–89–1011–121314–1516–1718192020
195–789–101112–1314–1516–17181920
205–91011–1213–141516–1718192020
215–14151617–18191920202020
225–89–12131314–151617–18192020
235–1213–141516171819202020

Таблица: Тестовые нормы (матери)

Номер шкалыРазбивка баллов по оценкам
12345678910
15–12131415–16171819202020
256–789–1011–1213–1415–1617–181920
35–891011–1213–1415–1617–18192020
45–101112131415–161718–192020
55–910–111213–141516–1718192020
65–101112–131415–161718192020
75–910–111213–141516–1718192020
85–678–910–1112–1314–1516–1718–192020
95–7891011–1213–14151617–1920
105–10111213–141516–1718192020
115–891011–121314–1516–17181920
125–78–910–1112–131415–1617–18192020
135–678–9101112–1314–151617–1819–20
145–10111213–14141617181920
155–1112–1314–1516171819202020
165–78–910–11121314–1516–17181920
175–1011–121314–1516–171819202020
185–9101112–1314–1516–1718–19202020
195–789–10111213–1415–1617–1819–2020
205–78–1112–131415–1617–1819202020
215–15161718191920202020
225–1011313–141516–1718192020
235–10111213–1415–161718192020
Целующие ребёнка родители

Случается, что в семье всё внимание сосредоточено только на ребёнке. Тест позволяет выявить и это

Чем выше оценка по тому или иному критерию, тем проблемнее ситуация, касающаяся того или иного вопроса:

  • Так, например, большое количество набранных баллов по 7 шкале говорит о том, что ребёнок, скорее всего, регулярно становится свидетелем супружеских ссор.
  • Высокие баллы по 3 критерию указывают на постоянную погружённость в семейные проблемы.
  • А вот большая сумма очков в 13 шкале говорит о нехватке родительского внимания из-за постоянной их занятости на работе (при этом, вероятно, практически полностью отсутствует согласованность в распределении домашних обязанностей).
  • Высокие баллы по шкалам №17, №19, №23 иллюстрируют недостаточную сплочённость родных.

Психологам, работающим с целыми семьями, тест PARI даёт широкие возможности для анализа и коррекции отношений внутри ячейки общества. По итогам диагностики, как правило, проводится беседа, в которой, в зависимости от задач, поставленных специалистом, принимают участие либо все члены семьи сразу, либо только взрослые.

Метки:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Анализируем родительско-детские отношения с помощью методики PARI (ПАРИ)"

Внимание: все отзывы проходят модерацию.