В отечественной практике довольно много внимания уделяется проблемам взаимоотношений мужчин и женщин, но часто обходится стороной вопрос стиля и особенностей родительских установок в воспитании детей. Огромный шаг в этом направлении был сделан с разработкой методики Parental Attitude Research Instrument — PARI (ПАРИ), позволяющей сделать вывод об особенностях восприятия матерями и отцами различных аспектов семейной жизни.
Характеристика методики PARI (ПАРИ)
Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.
Та модель семьи, при которой взрослеют дети, будет неосознанно копироваться ими в собственной жизни. Поэтому изучение особенностей родительско-детского взаимодействия имеет очень существенное значение. Наиболее полную информацию о стиле таких отношений можно получить, проведя тестирование среди семейных пар, в частности матерей.
Информативнейшей методикой считается диагностика PARI, придуманная американскими психологами Е.С. Шефер и Р.К. Белл, занимавшимися вопросами семейного воспитания. В отечественной практике она была переработана Татьяной Валентиновной Нещерет, социальным психологом, доцентом кафедры психологии СПбГПУ. Тестирование предполагает письменное согласие-несогласие с каждым из 115 представленных в опроснике утверждений, касающихся самых разных сторон внутрисемейных отношений.
Проведение диагностики стиля родительских отношений
Диагностика может быть как индивидуальной, так и групповой. Рекомендуемое время работы взрослых с бланками — 20 минут. Проводится тестирование по следующему алгоритму:
- Экспериментатор выдаёт опросник и бланк для ответов.
- Затем инструктирует испытуемого: «Перед вами 115 утверждений. Задача такова: отметить на бланке один наиболее подходящий, на ваш взгляд, вариант ответа. «А» означает «абсолютно согласен», «а» — «больше согласен, чем не согласен», «б» — «больше не согласен, чем согласен», «Б — совершенно не согласен»».
- Организатор должен обратить внимание тестируемого на то, что обдумывать ответы долго не стоит. Также следует предвосхитить замечания испытуемого о схожести некоторых вопросов (цель таких заданий — установить мельчайшие разногласия в воспитании детей).
- После завершения работы участника диагностики и по прошествии отведённого времени экспериментатор забирает бланк для дальнейшего анализа.
Файл: Опросник для измерения установок и реакций родителей
Стимульный материал, бланк и ключ
Обработка и интерпретация результатов изучения
Все задания опросника разбиты на 23 шкалы, в каждой из которых по 5 вопросов (см. файл «Стимульный материал, бланк и ключ»). Первая часть, затрагивающая семейную роль испытуемого, состоит из 8 шкал (в скобках указан номер того или иного показателя):
- зацикленность женщины на семье (№3);
- ощущение себя матерью-жертвой (№5);
- частые семейные ссоры (№7);
- непререкаемый родительский авторитет (№11);
- нежелание быть хозяйкой дома (№13);
- отстранённость мужа от семейных дел (№17);
- авторитарный стиль материнского общения (№19);
- нерешительность и зависимость от матери (№23).
Родительско-детские отношения описаны 15 признаками:
- предоставление чаду возможности высказаться (№1);
- дружеские отношения (№14);
- поощрение любознательности малыша (№15);
- уравнительные отношения (№21);
- несдержанность (№8);
- строгость (№9);
- нежелание контактировать с ребёнком (№16);
- ярко выраженный стиль отношений «сильный-слабый»;
- угнетение воли (№4);
- забота о безопасности (№6);
- отсутствие влияний извне (№10);
- подавление негативных проявлений (№12);
- подавление половой роли (№18);
- чрезмерное присутствие в мире малыша (№20);
- желание ускорить процесс обучения ребёнка (№22).
Первые четыре шкалы отражают правильность эмоциональной связи с детьми, следующие три показателя — дистанцированность в отношениях с ребёнком, а последние восемь критериев говорят о зацикленности на отпрыске.
За каждый ответ испытуемый получает определённое количество баллов:
- 4 за А;
- 3 за а;
- 2 за б;
- 1 за Б.
После выведения итоговой суммы и соотнесения результата с нормой по каждой шкале можно определить основные особенности отношений внутри конкретной семьи.
Таблица: Тестовые нормы (отцы)
Номер шкалы | Разбивка баллов по оценкам | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | 5–11 | 12–13 | 14 | 15–16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20 | 20 |
2 | 5–7 | 8 | 9 | 4 | 11–12 | 13–14 | 15–16 | 17–18 | 19–20 | 20 |
3 | 5–8 | 9–10 | 11–12 | 13 | 14–15 | 16 | 17–18 | 19 | 20 | 20 |
4 | 5–9 | 10 | 11–12 | 13 | 14 | 15–16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
5 | 5–11 | 12 | 13 | 14 | 15–16 | 17 | 18–19 | 18–19 | 20 | 20 |
6 | 5–10 | 11–12 | 13 | 14 | 15–16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20 |
7 | 5–9 | 10 | 11–12 | 13 | 14–15 | 16 | 17 | 18–19 | 20 | 20 |
8 | 5–6 | 7–8 | 9–10 | 11 | 12–13 | 14–16 | 17 | 18–19 | 20 | 20 |
9 | 5–7 | 8 | 9–10 | 11 | 12–13 | 14–15 | 16 | 17 | 19 | 20 |
10 | 5–10 | 11–12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18–19 | 20 | 20 |
11 | 5–8 | 9 | 10 | 11–12 | 13–14 | 15–16 | 17 | 18–19 | 20 | 20 |
12 | 5–8 | 9 | 10 | 11 | 12–14 | 15–16 | 17 | 18 | 19–20 | 20 |
13 | 5–7 | 8 | 9 | 10–11 | 12 | 13–14 | 14–16 | 17–18 | 19 | 20 |
14 | 5–11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18–19 | 18–19 | 20 |
15 | 5–12 | 13 | 14 | 15–16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20 | 20 |
16 | 5–9 | 10 | 11 | 12 | 13–14 | 15 | 16 | 17 | 18–19 | 20 |
17 | 5–10 | 11 | 12 | 13–14 | 15 | 16–17 | 18–19 | 20 | 20 | 20 |
18 | 5–8 | 9–10 | 11–12 | 13 | 14–15 | 16–17 | 18 | 19 | 20 | 20 |
19 | 5–7 | 8 | 9–10 | 11 | 12–13 | 14–15 | 16–17 | 18 | 19 | 20 |
20 | 5–9 | 10 | 11–12 | 13–14 | 15 | 16–17 | 18 | 19 | 20 | 20 |
21 | 5–14 | 15 | 16 | 17–18 | 19 | 19 | 20 | 20 | 20 | 20 |
22 | 5–8 | 9–12 | 13 | 13 | 14–15 | 16 | 17–18 | 19 | 20 | 20 |
23 | 5–12 | 13–14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20 | 20 |
Таблица: Тестовые нормы (матери)
Номер шкалы | Разбивка баллов по оценкам | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | 5–12 | 13 | 14 | 15–16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20 | 20 |
2 | 5 | 6–7 | 8 | 9–10 | 11–12 | 13–14 | 15–16 | 17–18 | 19 | 20 |
3 | 5–8 | 9 | 10 | 11–12 | 13–14 | 15–16 | 17–18 | 19 | 20 | 20 |
4 | 5–10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15–16 | 17 | 18–19 | 20 | 20 |
5 | 5–9 | 10–11 | 12 | 13–14 | 15 | 16–17 | 18 | 19 | 20 | 20 |
6 | 5–10 | 11 | 12–13 | 14 | 15–16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20 |
7 | 5–9 | 10–11 | 12 | 13–14 | 15 | 16–17 | 18 | 19 | 20 | 20 |
8 | 5–6 | 7 | 8–9 | 10–11 | 12–13 | 14–15 | 16–17 | 18–19 | 20 | 20 |
9 | 5–7 | 8 | 9 | 10 | 11–12 | 13–14 | 15 | 16 | 17–19 | 20 |
10 | 5–10 | 11 | 12 | 13–14 | 15 | 16–17 | 18 | 19 | 20 | 20 |
11 | 5–8 | 9 | 10 | 11–12 | 13 | 14–15 | 16–17 | 18 | 19 | 20 |
12 | 5–7 | 8–9 | 10–11 | 12–13 | 14 | 15–16 | 17–18 | 19 | 20 | 20 |
13 | 5–6 | 7 | 8–9 | 10 | 11 | 12–13 | 14–15 | 16 | 17–18 | 19–20 |
14 | 5–10 | 11 | 12 | 13–14 | 14 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
15 | 5–11 | 12–13 | 14–15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20 | 20 |
16 | 5–7 | 8–9 | 10–11 | 12 | 13 | 14–15 | 16–17 | 18 | 19 | 20 |
17 | 5–10 | 11–12 | 13 | 14–15 | 16–17 | 18 | 19 | 20 | 20 | 20 |
18 | 5–9 | 10 | 11 | 12–13 | 14–15 | 16–17 | 18–19 | 20 | 20 | 20 |
19 | 5–7 | 8 | 9–10 | 11 | 12 | 13–14 | 15–16 | 17–18 | 19–20 | 20 |
20 | 5–7 | 8–11 | 12–13 | 14 | 15–16 | 17–18 | 19 | 20 | 20 | 20 |
21 | 5–15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 19 | 20 | 20 | 20 | 20 |
22 | 5–10 | 11 | 3 | 13–14 | 15 | 16–17 | 18 | 19 | 20 | 20 |
23 | 5–10 | 11 | 12 | 13–14 | 15–16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20 |
Чем выше оценка по тому или иному критерию, тем проблемнее ситуация, касающаяся того или иного вопроса:
- Так, например, большое количество набранных баллов по 7 шкале говорит о том, что ребёнок, скорее всего, регулярно становится свидетелем супружеских ссор.
- Высокие баллы по 3 критерию указывают на постоянную погружённость в семейные проблемы.
- А вот большая сумма очков в 13 шкале говорит о нехватке родительского внимания из-за постоянной их занятости на работе (при этом, вероятно, практически полностью отсутствует согласованность в распределении домашних обязанностей).
- Высокие баллы по шкалам №17, №19, №23 иллюстрируют недостаточную сплочённость родных.
Психологам, работающим с целыми семьями, тест PARI даёт широкие возможности для анализа и коррекции отношений внутри ячейки общества. По итогам диагностики, как правило, проводится беседа, в которой, в зависимости от задач, поставленных специалистом, принимают участие либо все члены семьи сразу, либо только взрослые.