Изучение особенностей личности крайне важно в детском и подростковом возрасте — периодах, характеризующихся нестабильностью психоэмоциональных состояний. Для определения уровня развития ребёнка дошкольного возраста и старше с успехом используется ряд простых в исполнении графических тестов, самым информативным из которых признан вариант, основанный на авторской проективной методике «Рисунок человека».
Содержание
Описание проективной методики Карен Маховер
Рисуночные тесты стали активно внедряться в практику после Второй мировой войны. Не последнюю роль в этом сыграли американские психологи, активно занимавшиеся клиническими доказательствами результативности графических изображений как способа достоверного анализа личности.
Одним из самых успешных исследований в этой области был тест Лауры Флоренс Гудинаф «Рисунок человека». Позднее Карен Маховер, магистр психологии, преподаватель Бруклинского колледжа, переработала приём для использования его среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целью теста является определение особенностей личности, а именно уровня развития:
- представлений о себе;
- коммуникабельности;
- тревожности;
- агрессивности;
- интеллекта.
Также исследование помогает выявить особенности межличностных отношений и адекватность половой идентичности.
Видео: скрытый смысл детских рисунков
Проведение рисуночного психологического теста
Методика применяется для работы с детьми от 5 лет и старше. Вам потребуется только белый лист А4 и простой карандаш (не твёрдый). Испытуемый получает задание: изобразить человека.
При этом любые уточняющие вопросы малыша (например, «А какой он должен получиться?», «Взрослого или маленького?» и подобные) должны получать с вашей стороны неточные ответы (например, «Изображай такого, как тебе нравится»).
Для анализа имеет огромное значение то, что человек должен быть нарисован в полный рост. Поэтому в случае если испытуемый нарисовал лишь голову, дайте ему ещё один лист и поставьте задачу изобразить фигуру так, как требуется.
Немецкий философ, основоположник марксизма Фридрих Энгельс писал: «Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает».
В процессе проведения теста экспериментатор в протоколе фиксирует:
- любые замечания ребёнка;
- нюансы поведения испытуемого;
- изменения (зачёркивания, стирания) деталей;
- разного рода дополнительные элементы в рисунке;
- время, которое испытуемый потратил на каждую из составных частей рисунка.
После того как рисунок окончен, с малышом проводится беседа. Она может быть в двух формах: в виде ответов на поставленные вопросы либо в виде истории, которую испытуемому нужно придумать про нарисованного героя.
Вариант беседы-истории приемлем для профессиональных психологов, умеющих анализировать личность «художника» через особенности литературной формы, которую он выбрал.
Вопросы для беседы
Что касается первого способа интерпретации, то и здесь всё не так просто. Итак, для диалога экспериментатор предлагает такие вопросы:
- Кто этот человек?
- Где он живёт?
- Есть ли у него друзья?
- Чем он занимается?
- Добрый он или злой?
- На кого он смотрит?
- Кто смотрит на него?
Для дошколят этот комплект дополняется целым списком дополнительных тем (ввиду того, что графическое представление может быть неполным из-за невысокого уровня изобразительных умений малыша):
- Знаком тебе этот человек?
- На кого он похож, кого он напоминает?
- О ком ты думал, когда рисовал?
- Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?
- Сколько ему лет?
- Где он находится?
- Что вокруг него?
- О чём он думает?
- Что он чувствует?
- Чем он занимается?
- Он тебе нравится?
- У него есть плохие привычки?
- У него есть какие-нибудь желания?
- Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?
- Этот человек здоров?
- Что больше всего хочет этот человек?
В процессе разговора взрослый может прояснить для себя некоторые непонятные детали рисунка, уточнить сомнительные элементы. Также стоит спросить ребёнка, как он сам оценивает своё произведение, какие штрихи получились лучше.
Интерпретация полученного рисунка человека и проведённой беседы
Оценка работы испытуемого ведётся по целому ряду критериев. Основная практическая задача — начисление баллов.
За что даются баллы
Экспериментатор, глядя на рисунок, должен отметить наличие или отсутствие следующих деталей:
- У человека нарисована голова.
- У него две ноги.
- Две руки.
- Туловище достаточно отделено от головы.
- Длина и ширина туловища пропорциональны.
- Плечи хорошо прорисованы.
- Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
- Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
- Шея ясно просматривается.
- Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
- У человека нарисованы глаза.
- У него нарисован нос.
- Нарисован рот.
- Нос и рот имеют нормальные размеры.
- Видны ноздри.
- Нарисованы волосы.
- Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
- Человек нарисован в одежде.
- По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
- Вся одежда, изображённая помимо указанной выше, хорошо прорисована.
- Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
- На руках изображены пальцы.
- На каждой руке пять пальцев.
- Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
- Большой палец достаточно хорошо выделен.
- Хорошо прорисованы запястья путём сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.
- Прорисован локтевой сустав.
- Прорисован коленный сустав.
- Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
- Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
- Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
- Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
- Длина и ширина конечностей пропорциональны.
- На ногах можно различить пятки.
- Форма головы правильная.
- Форма тела в целом правильная.
- Очертания конечностей переданы точно.
- Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
- Уши хорошо различимы.
- Уши находятся на своём месте и имеют нормальные размеры.
- На лице прорисованы ресницы и брови.
- Зрачки расположены правильно.
- Глаза пропорциональны размерам лица.
- Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
- Чётко различимы лоб и подбородок.
- Подбородок отделён от нижней губы.
Норма для дошкольников и детей в возрасте до 14 лет
За каждое соответствие вышеуказанным 46 пунктам рисунок получает 1 балл. В итоге экспериментатор может составить общее впечатление об уровне развития испытуемого.
Возрастные нормы:
- 5 лет — 10 баллов;
- 6 лет — 14 баллов;
- 7 лет — 18 баллов;
- 8 лет — 22 балла;
- 9 лет — 26 баллов;
- 10 лет — 30 баллов;
- 11 лет — 34 балла;
- 12 лет — 38 баллов;
- 13 лет — 42 балла;
- 14 лет — больше 42 баллов.
Также 1 баллом оценивается каждая уместная дополнительная деталь:
- зонт;
- портфель или рюкзак;
- ролики и так далее.
Чем выше оценка в сравнении с возрастной нормой, тем выше интеллект ребёнка.
Моменты, которые должны насторожить в первую очередь
Рисунок человека может свидетельствовать об определённых проблемах в психике испытуемого, если:
- глаза расположены в разных проекциях (анфас и профиль);
- отсутствует нос или обозначен в виде точки, чёрточки;
- рот символизирует горизонтальная черта;
- не нарисовано туловище;
- отсутствуют руки или пальцы;
- кисти рук представлены в виде рукавиц;
- не обозначены ступни;
- фигура без признаков пола;
- не нарисована одежда;
- нарушены пропорции тела.
Это список грубых ошибок, каждая из которых считается признаком психического расстройства у ребёнка. Такая трактовка основывается на том, что изображённая фигура является образом собственного тела «художника», которое воспринимает разного рода раздражители внешнего мира.
Испытуемый символически отображает то, что вызывает у него беспокойство.
И чем больше подобных нарушений, тем серьёзнее проблемы у ребёнка. Значительные изменения в психике проявляются, к примеру:
- разрозненностью частей тела;
- постоянным или частым использованием ластика;
- изображением жёсткого, подобно роботу, тела;
- причудливостью форм.
Изображение фигуры противоположного пола говорит о том, что:
- вероятно, у испытуемого сложности с половой идентификацией (мальчик не осознаёт себя мужчиной, а девочка — женщиной);
- испытуемый эмоционально прочно связан с родителем;
- ребёнок зависим от родственника противоположного пола.
Нюансы анализа
Трактовка частей тела
Эмоциональная сфера и социальное функционирование ребёнка находит своё символическое проявление в изображении частей тела человека. Так экспериментатор может сделать вывод:
- о предпочтительном варианте проявления эмоций;
- о способе переживания трудностей, конфликтов;
- о проявлениях переживаний.
Однако не стоит делать заключение по наличию какого-то одного признака, рисунок должен восприниматься целиком. На патологию указывает 3 и более признака.
Голова
Эта часть тела является центральной, отображающей психический центр ребёнка. Если малыш не уделил должного внимания голове, то это говорит о сложностях его социальной адаптации. Слишком большой череп указывает:
- на частые головные боли;
- на стремление компенсировать своё отставание в умственном развитии.
Обратите внимание, что довольно часто в подростковом возрасте большая голова указывает на желание ребёнка догнать сверстников в учёбе.
Нарисованная шевелюра говорит:
- о желании подчеркнуть мужественность (если «художник» — мальчик);
- о правильном сексуальном развитии (если автор — девочка).
Лицо
Схематично прорисованное лицо наблюдается на рисунках робких, зажатых детей. Также важна очерёдность исполнения: если испытуемый изображает эту часть тела в последнюю очередь, значит, он настроен очень негативно по отношению к другим людям. Агрессивные настроения проявляются в злобных гримасах, оскале и вытаращенных глазах. Если же все черты прорисованы тщательно, то ребёнок обладает здоровой энергетикой и самоуважением.
Иногда на рисунках малыши закрашивают лица — это показатель потери идентичности испытуемого.
Анализ частей лица:
- Подбородок. Хорошо очерченный, выделяющийся подбородок обозначает стремление к лидерству или желание компенсировать свои недостатки. Это находит своё подтверждение и в манере исполнения — с сильным нажимом.
- Брови. Аккуратные дуги говорят о сдержанности, умеренном нраве. А вот растрёпанные брови показывают, что юный художник несдержан, строптив и, возможно, груб.
- Уши свидетельствуют о настороженности к окружающему миру.
Важно отметить, что в возрасте 5–10 лет пропуск этой части тела не является критичным.
- Глаза трактуются в зависимости от их выражения.
Пристальный взор — агрессия, заштрихованные склеры — страх, распахнутые глаза (присущие рисункам девочек) – любопытство, маленькие — скрытность, закрытые — зажатость, тщательно прорисованные — желание нравиться.
- Рот. Открытый рот — скрытая агрессия, прорисованные зубы — вербальная злость, возможно, защитного свойства. Рот-чёрточка — внутреннее напряжение. Стоит присмотреться к рисункам малышей: они очень много времени проводят за прорисовкой рта, так как ещё чувствуют оральную зависимость от мамы (последствия грудного вскармливания). На рисунке подростка эта часть тела означает склонность к самолюбованию.
- Нос не столь информативен, как другие части тела. Но если испытуемый его вообще не нарисовал, то это указывает на проблемы в интеллектуальной сфере.
- Шея. Длинная шея показывает, что ребёнок манерен, склонен к зажатости. А вот короткая, наоборот, показатель прямолинейности. В то время как отсутствие связующего звена между головой и туловищем говорит о незрелости.
Руки
По рукам анализируют общительность испытуемого.
- Чем больше открыты объятия и длиннее руки, тем более контактен испытуемый. И, наоборот, короткие, спрятанные за спиной, прижатые к туловищу конечности свидетельствуют о необщительности, самовлюблённости или напряжении.
- Чем более расслабленными нарисованы предплечья, тем легче ребёнку приспосабливаться к окружающим условиям. А вот негнущиеся конечности показывают нежелание устанавливать контакты с окружающими.
- Большие ладони являются символом взрывного характера, некоторой неконтактности и нежелания работать руками.
Сжатые кулаки показывают склонность к бунтарству. На это также указывают поднятые вверх или закрашенные руки.
- Если конечности вовсе отсутствуют, то, вероятнее всего, испытуемый пассивен, необщителен и не склонен к активным действиям. А вот в сочетании с недорисованным ртом и незаконченным туловищем этот элемент говорит о плохой приспособляемости ребёнка. Обычно такие черты присущи рисункам малышей до 9 лет, в старшем возрасте эти особенности изображения конечностей говорят о скрытом чувстве вины.
Дети, отдающие предпочтение силе над умом, рисуют большие руки, а вот те, кто признаёт своё физическое несовершенство, могут изобразить эту часть тела хрупкой.
Туловище
Это символическое изображение собственного облика.
- Мускулистый торс в исполнении слабого физически малыша говорит о желании компенсировать то, чего ему недостаёт. Такой же торс на рисунке испытуемого со среднестатистическим телосложением, говорит о силе эго «художника».
Сильный ребёнок, изображающий слабое тело, таким образом показывает свою психологическую слабость.
- Массивные плечи чаще всего встречаются на иллюстрациях подростков. И это может быть фактом нарушения сексуальной роли.
- Пупок на рисунках малышей — признак завышенной оценки своего «я», а на рисунках детей 10–16 лет — знак инфантильности.
- Форма торса показывает эмоциональное состояние испытуемого: округлая — спокойствие, угловатая — экспрессия.
- Подчёркивание туловища деталями, например, такими, как пряжки, пояса, подтяжки, говорит о стремлении выделить себя на фоне остальных людей.
Изображение внутренностей на рисунке ребёнка любого возраста свидетельствует о серьёзных психических расстройствах испытуемого.
Ноги
Эта часть тела показывает направленность испытуемого на практическую деятельность.
- Стопы в профиль рисуют уверенные в себе дети.
- Пальцы ног, направленные в сторону наблюдателя, или их отсутствие на рисунке, говорят о неуверенности в себе.
- Короткие ноги с заштрихованными пальцами выражают слабость, неприятие себя.
- Если пальцы нижних конечностей нарисованы у одетой фигуры, то это может быть признаком сильной агрессии.
- Неустойчивые ступни часто рисуют маленькие дети, чувствующие себя незащищёнными.
Половые органы
В норме эти части тела рисуются скрытыми под одеждой. Особенно значимо их открытое изображение в период скрытой сексуальности — 6–12 лет. Причиной же откровенного изображения половых органов может быть:
- эмоциональное и физическое развитие не по годам, когда детям уже известны функции репродуктивной системы человека;
- пережитые операции на грыжу, обрезание — факты, способствующие проявлению интереса к этим органам;
- пережитое сексуальное насилие или домогательство.
Анализ расположения и размера фигуры
Все детали манеры изображения очень тесно связаны с личностью испытуемого.
- Маленькие фигурки на небольшом пространстве листа говорят о том, что ребёнок испытывает чувство тревожности. А вот испытуемые, которые не имеют проблем с чувством безопасности, располагают рисунок пропорционально листу.
Слишком большие фигуры говорят о слабом самоконтроле.
- Чем больше наклон у фигуры, тем менее уравновешен ребёнок.
- Смещение в левую сторону говорит о желании акцентировать внимание на себе любыми средствами, наклон вправо — наоборот, о стремлении быть среди людей.
Если рисунок тяготеет к верху страницы, то испытуемый оптимист, к низу — пессимист. Размещение в центре свидетельствует о желании быть признанным лидером.
- Оторванная от земли фигура может указывать на то, что ребёнок имеет слабый контакт с реальной жизнью и предпочитает витать в облаках.
- Перспектива. Мальчики-подростки довольно часто рисуют неестественно повёрнутого человека туловищем анфас, а головой в профиль, что говорит о чувстве вины, которое испытывает автор. Причём связано это со сферой повседневного общения.
Если же и ноги, и голова изображены в профиль, то у испытуемого не только нарушение ощущения пространства, но и проблемы с умственным развитием.
Особенности манеры изображения
Для диагностики личностных особенностей испытуемого не менее важно обращать внимание на то, как ребёнок подходит к созданию рисунка.
- Прозрачность. Элементы, которые как бы просвечиваются сквозь другие, вполне приемлемы на иллюстрациях детей 5–6 лет. А вот в старшем возрасте при наличии большого количества подобных элементов можно говорить о дезорганизации личности, которая связана с отставанием в интеллектуальном развитии.
- Дополнительные, но необязательные детали. Кроме предсказуемого значения дорисованных элементов, как, например, оружие — символ враждебного отношения к миру, есть ещё ряд акцентов. Пуговицы, карманы являются воплощением инфантильности характера. Галстук, шляпа носят эротический подтекст, как и трубка, трость и ширинка на брюках.
- Разрозненность деталей. Отдельные части тела, не интегрированные в единое целое, являются показателями отклонений от нормы развития личности.
- Фигуры-роботы. Их рисуют ребята, имеющие нарушения в развитии эмоциональной сферы, а также те, кто испытывает затруднения в обучении.
- Штриховка. Чрезмерное количество отрывистых линий наблюдается в иллюстрациях детей с повышенным чувством тревожности. У ребят в возрасте 5–12 лет штриховка в области половых органов говорит о том, что дети испытывают давление со стороны взрослых. После 13 лет такая манера рисования говорит о расстройствах эмоциональной сферы (частой смене настроения, приступах депрессивных состояний).
- Изображение неодушевлённых предметов вместо человека. Это свидетельствует о том, что испытуемый чувствует трудности в общении с окружающими людьми.
Такие фигуры обычно рисуют аутисты.
- Природа. Добавление такого элемента, как солнце, показывает, что ребёнок обладает хорошей приспособляемостью к разным ситуациям. Часто в рисунках малышей солнце наделяется улыбкой. А вот добавление облаков с дождём показывает, что малыш несчастлив, подавлен.
- Стирание линий. Чем чаще испытуемый обращается за ластиком, тем более он неудовлетворён и тревожен.
Частое стирание линий ведёт к ухудшению работы, а не к улучшению, что считается ещё одним подтверждением внутреннего конфликта.
Пример анализа
Рисунок выполнен девочкой 13 лет. Диагноз ребёнка — лёгкая умственная отсталость. По результатам обработки графической информации изображение было оценено в 7 баллов, что на 35 позиций ниже возрастной нормы.
Наличие таких негативных проявлений, как обозначенные чёрточками нос и рот, а также угловатое непропорциональное туловище, свидетельствуют о расстройствах психики испытуемого. Большой размер головы указывает на желание девочки компенсировать свою отсталость, следовательно, психическое расстройство ею осознаётся. Это даёт возможность предположить тот факт, что оно проявляется в лёгкой форме. Судя по размеру глаз, испытуемая отличается любопытством к окружающему миру. Манера изображения рта и отсутствие шеи свидетельствуют о незрелости и внутреннем напряжении ребёнка. Хотя при этом она стремится находиться в обществе, что показывает наклон рисунка вправо. Большие руки показывают темпераментность девочки и стремление подчиняться не уму, а силе. Направление пальцев ног указывает на неуверенность в себе. Судя по отсутствию волос, ребёнок испытывает сложности с половой идентификацией.
Тест «Рисунок человека» даёт возможность оценить уровень умственного и личностного развития ребёнка от 5 до 14 лет. Но, как и любой проективный тест, его проведение и особенно последующий анализ требует тщательной специальной подготовки экспериментатора. Желательно, чтобы она включала не только теоретические знания о методике, но и практическое ознакомление с её осуществлением. Ведь для получения достоверного результата может потребоваться не только предоставить ребёнку лист бумаги и карандаш, но и установить с ним «позитивный» контакт и настроить его на действительно продуктивную работу, суметь что-то объяснить в процессе, не влияя на детали рисунка, а также в понятной форме задать нужные вопросы, чтобы получить правдивые ответы.