Современная школа, кроме решения образовательных задач на уроках, направляет свою работу ещё и на формирование нравственных и культурных ценностей подрастающих личностей. Детям нужно привить не только понимание того, что такое хорошо, а что — плохо, но и научить толерантности к принципам и взглядам, отличным от их собственных. Какими же средствами достижения поставленной цели обладает школа?
Содержание
Зачем нужна такая воспитательная работа?
Толерантность — это терпимое отношение к взглядам, привычкам и нравам окружающих людей. В социологии этот термин обозначает уважительное отношение к иному мировоззрению и образу жизни. В сложившихся условиях, когда в школах довольно часто вспыхивают межрасовые конфликты между детьми, уроки, на которых ясно и понятно объяснялась бы необоснованность деления на «своих» и «чужих», становятся жизненно необходимыми. Кроме предотвращения расовых притеснений, занятия, посвящённые терпимому отношению друг к другу, решают ряд важных воспитательных задач:
- формируют позитивный взгляд на мир;
- учат взаимодействовать с другими членами социума;
- стимулируют интерес к вопросам человеческого общения;
- прививают уважение к чужому мнению.
Типы толерантности
Уроки толерантности могут проводиться в школе не только как отдельные учебные занятия, но и входить в систему других занятий в виде отдельных вопросов для обсуждения или проектных работ. Учитель может касаться следующих типов терпимого отношения к действительности:
- национального, подразумевающего принятие других способов социального и политического устройства;
- религиозного, рассматривающего позиции различных конфессий;
- этнического, связанного с совокупным культурологическим наследием народов;
- социального, определяющего различный общественный статус людей;
- полового, доказывающего гендерное равноправие;
- связанного с внешними особенностями людей, в том числе необычным внешним видом или физическими недостатками;
- связанного с различными увлечениями и привычками.
Каждый их этих типов может гармонично включаться учителем не только в программные учебные курсы, но и во внеклассную работу, формируя у школьников:
- активную гражданскую позицию;
- уважение к культурному наследию своей страны и традициям других народов;
- навыки бесконфликтного ведения дискуссии.
Писатель Оскар Уайльд говорил: «Понять людей и жить с ними можно, только если относиться к ним терпимо».
Стратегия проведения работы на уроках
В основе разработки занятий, направленных на воспитание терпимости у детей, лежат два принципа:
- гуманизации, определяющий уникальность и индивидуальность каждой отдельной личности;
- интеграции, направленный на необходимость взаимодействия разных культур и социумов для полноценного развития каждого человека и всего человечества в целом.
Для реализации этих стратегий учитель должен отдавать предпочтение живому общению с детьми, предлагая темы для обсуждения на жизненных примерах, а также:
- используя ролевые игры;
- организуя совместную работу учеников;
- взаимодействуя с семьями школьников;
- занимаясь культурным развитием детей.
Примеры методических приёмов для воспитания толерантности на уроках
Терпимому отношению к отличным от собственных обычаям и взглядам необходимо не только посвящать отдельные классные и внеклассные занятия, но и уделять внимание на каждом уроке. Для того чтобы такая работа не носила характер «чтения морали», учителю следует планировать занятие с учётом времени на задания или отдельные приёмы для воспитательной работы. Рассмотрим некоторые примеры таких методических техник.
В большинстве своём дети выказывают неуважение и презрение к тому, о чём мало знают. Поэтому задача любого учителя состоит в том, чтобы заполнить эти пробелы.
На уроке физической культуры и биологии
Во время занятий спортом дети видят физические отличия друг друга. В подростковом возрасте особенно остро ребята реагируют на проблемы с лишним весом. Чтобы привить толерантное отношение к полным одноклассникам, учитель может:
- показать презентацию, в которой рассказывается об особенностях обмена веществ, вызывающих ожирение, и объяснить ученикам, что лишний вес — это, прежде всего, гормональная проблема, а потом уже неправильный образ жизни и переедание;
- провести «День наоборот», дав задание школьникам привязать подушку к животу и попробовать «прожить» один урок физкультуры в образе полного человека.
Последний приём рекомендуется использовать в классах, где полных ребят нет, иначе они воспримут такую игру как оскорбление.
В классах, где есть афроамериканцы и существует притеснение по расовому признаку, можно показать презентацию с подборкой мировых спортивных рекордов, поставленных темнокожими спортсменами, с последующим обсуждением увиденного.
А курс биологии позволяет доступно и аргументировано, с научной точки зрения доказать общность физиологического строения людей разных национальностей. Например, учитель может использовать проекты с презентациями о наборе генов у представителей разных рас.
На уроке английского языка
Занятия по иностранному языку открывают массу возможностей для привития детям уважения к разным культурам и традициям. Если говорить об уроках английского, то рекомендуется использовать такие виды работы:
- групповая работа «Международная конференция» (дети представляют 2–3 страны, задача участников — презентовать «свой» народ с наиболее интересной и занимательной стороны, например, рассказав о национальной кухне или семейных традициях);
- подготовка проектов, представляющих ту или иную страну через достижения в искусстве или науке;
- инсценировки из произведений мировой классики (например, монологи героя «Хижины дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, сцена суда в произведении Харпер Ли «Убить пересмешника» и так далее);
- работа над сочинением на тему «Космополит — это…» в старших классах.
На уроках истории и обществознания
Эти занятия позволяют в полной мере раскрыть нюансы общественного и политического строя тех или иных народов. Однако очень важно сделать акцент на том, что у разных народов есть общие корни. В качестве примеров тем для занятий можно привести:
- создание проекта генеалогического дерева языковых семей;
- презентация докладов о жизни и обычаях малых народов;
- подготовка и защита рефератов о притеснении евреев в годы Второй мировой войны;
- диспут о сходствах взглядов на мир в разных вероисповеданиях.
Кроме того, учитель обязательно должен делать упор на культурное многообразие родной страны.
На занятиях по психологии
При создании школьного курса психологии методисты постарались учесть необходимость введения понятия «толерантность» в темы некоторых уроков. Однако учителю всё равно нужно использовать на каждом занятии те или иные виды работ для воспитания терпимости у ребят. Особенно это касается превентивных мер в отношении различных проявлений жестокости. В качестве приёмов можно предложить:
- проведение эксперимента «7 дней без грубых слов», что особенно актуально для учащихся среднего звена, расценивающих нецензурную брань как показатель своей взрослости;
- подготовку вопросника «Почему возникают конфликты?» с методикой анализа ответов;
- анкетирование ребят «Способен ли ты на жестокость?»;
- дискуссии и круглые столы, посвящённые поиску решения проблемы половой дискриминации.
Нюансы формирования терпимости в разном возрасте
Не секрет, что восприятие в младшем школьном возрасте отличается от понимания тех или иных вопросов в старшем. Поэтому так важно подбирать приёмы воспитания толерантности, уместные для разных категорий учеников.
В начальной школе
Как уже отмечалось, работа по воспитанию толерантности — это не отдельные уроки и не только классные часы, посвящённые темам, вызывающим споры, но и введение методических приёмов, позволяющих привить детям уважение к иным взглядам и обычаям. В начальном звене ими может быть:
- «Эстафета»: организация любой деятельности таким образом, чтобы дети взаимодействовали друг с другом;
- «Акцент на лучшее»: учащимся рекомендуется рассмотреть нечто негативное с точки зрения наличия позитивных черт (например, на уроке чтения при изучении «Сказки о военной тайне» А. Гайдара детям можно предложить найти положительные стороны характера Мальчиша-Плохиша);
- «История про себя»: каждому ребёнку необходимо придумать рассказ о себе, а задача одноклассников — пересказать её.
В 5–9 классах
Для подростков очень важен личный опыт, поэтому основными приёмами в этом возрасте могут быть ролевые игры.
- «Мизансцена». Методика работы в подвижных группах, когда учитель меняет местами членов команды по ходу выполнения заданий.
- «Обмен ролями». Приём, который предполагает, что дети в процессе обсуждения будут примерять на себя роли своих оппонентов (например, во время литературного суда над героем).
- «Общее мнение». Ученикам предлагается вопрос, отвечать на который следует по цепочке, то есть каждому следующему отвечающему нужно для собственного ответа учесть мнение предыдущего товарища.
У старшеклассников
В старшем школьном возрасте ребятам важно высказать свою точку зрения, поделиться своими соображениями на тему. Вот почему приёмы воспитания толерантности должны быть дискуссионного характера.
- «Прогнозирование». Методика этой работы заключается в высказывании предположений по поводу возможного развития обсуждаемой ситуации (например, на уроке истории дети могут рассуждать о том, как изменился бы вектор развития страны без переворота 1917 года).
- «Поиск толерантной позиции». Два ученика предлагают аргументы в защиту своей позиции по тому или иному вопросу, а задача одноклассников — выбрать наиболее доказательную.
- «Импровизация на свободную тему». Детям предлагается перенести определённые условия на почву современности. Например, школьникам требуется поразмышлять над таким вопросом: могло ли рабовладение и угнетение темнокожих появиться в XXI веке?
Урок толерантности не должен рассматриваться как 45-минутное нравоучение о необходимости быть терпимым к другим людям. Такая работа должна расцениваться как жизненный урок, который преподаёт школа формирующимся личностям. Задача педагогов — приложить все усилия, чтобы ученики выросли достойными гражданами страны, которые обеспокоены судьбами других людей, а также хотят и могут искать мирные способы решения конфликтов, связанных с национальными, религиозными и другими противоречиями.