Младший школьный возраст — важнейший этап развития личностных качеств, период приобретения интеллектуального, социального, психологического и физического багажа, с которым ребёнок отправится в подростковую жизнь. Яркая потребность школьников этого возраста — жажда познавать окружающий мир, насыщаться новыми впечатлениями, но определяющими мотивами их активности по-прежнему остаются эмоции. Глубже понять внутренний мир детей, с которыми педагог встречается каждый день, скрытые механизмы детского поведения и реакций поможет методика незаконченных предложений.
Содержание
Суть и цель методики
Диагностический метод незаконченных предложений был разработан Джозефом М. Саксом и Сиднеем Леви в 1950 г. Вариант Сакса и Леви включал шестьдесят незаконченных фраз, которые могли разделяться на пятнадцать тематических групп, имеющих отношение к различным граням межличностных отношений, самооценке и шкале ценностных ориентиров человека. Позже М. Ньюттен предложил аналогичный метод мотивационной индукции, построенный на возможном желании тестируемого продолжить начало предложения, сформулированного в первом лице единственного числа. Такой подход создаёт условия, в которых человек невольно проявляет глубинные личностные мотивы. Для детей тест адаптировал и модифицировал отечественный психолог А. Б. Орлов.
Данная методика относится к группе проективных методов. Ребёнку предоставляют несколько незаконченных высказываний и предлагают их завершить. В своих спонтанных ответах тестируемый проявляет внутренние качества под воздействием провокации (начало высказывания) — таким образом, возникает своеобразный эффект проекции на экран, который отображает:
- скрытые переживания,
- подлинные мотивы деятельности,
- отношения к близким людям и к себе,
- восприятие значимых событий в жизни,
- испытываемые страхи, чувство вины.
Цель — диагностика отношения к социально значимым объектам, своим способностям, а также выявление иерархии ценностей.
Данная диагностика нуждается в подтверждении другими методиками, так как надёжность и точность её невелики — это связано с ограниченным количеством предложений, ориентированных на одну шкалу.
Характеристика метода:
- уход от прямого вопроса, создающего узкие рамки и требующего определённого ответа. Непринуждённая форма выражения своего мнения открывает более полную и объективную картину личности испытуемого;
- использование стимулов, минимально ограничивающих свободу реакций тестируемого и вызывающих раскрепощение;
- эффективность в прояснении соотношения привычной модели поведения испытуемого к тому впечатлению, которое он хочет произвести на окружающих.
Порядок реализации метода незаконченных предложений
Особенности процедуры диагностики:
иссследование проводится как в группе, так и в индивидуальном порядке, может проходить в письменной или устной форме. Ответы в устной форме допускаются исключительно при индивидуальном тестировании;
при письменном варианте проведения теста начала предложений либо озвучивают, либо предоставляют в письменном виде на бланке;
тестирование начинается с установления взаимопонимания с ребёнком для получения искренних ответов;
истинная цель исследования, как правило, остаётся скрытой от тестируемого, основными мотивами, на которые ориентируют ребёнка, являются развитие памяти и внимания;
исследуемого просят отвечать в быстром темпе, продолжать фразы не раздумывая, первыми словами, которые приходят в голову;
детям, не владеющим техникой письма достаточно уверенно, предлагается устный вариант тестирования, тогда психолог сам фиксирует ответы ребёнка в бланке или проводит аудиозапись беседы;
письменное тестирование лучше проводить с детьми раннего подросткового возраста (10–12 лет). При карточном способе проведения тестирования исследуемый записывает на отдельном листе бумаги только финальную часть фразы, при использовании бланков продолжение фиксируется прямо в бланке.
Тест М. Ньюттена в интерпретации А. Б. Орлова (диагностика мотивации учебной деятельности)
Инструктаж ребёнка: «Давай поиграем в увлекательную игру. Правила игры очень простые: я начинаю предложение, а ты заканчиваешь. Нужно отвечать очень быстро, но предложение должно быть законченным по смыслу. Давай проведём небольшую тренировку. Например, я начинаю предложение с такой фразы: «Мой друг (подруга)…»
Если ребёнок долго обдумывает свой ответ, то стоит напомнить правила ещё раз и повторить попытку: «Я очень хотел бы…»
При необходимости стоит вновь пояснить инструкцию, привести примеры. В оригинальном варианте автор рекомендует фиксировать время реакции с помощью секундомера, но такие меры могут вызвать психологическое напряжение и волнение со стороны ребёнка. Практикующие психологи рекомендуют незаметно отслеживать ход секундной стрелки на часах и отмечать в соответствующей графе точкой интервал в три секунды.
Стимульный материал:
- Я думаю, что хороший ученик — это тот, кто…
- Я думаю, что плохой ученик — это тот, кто…
- Больше всего я люблю, когда учитель…
- Больше всего я не люблю, когда учитель…
- Больше всего мне школа нравится за то, что…
- Я не люблю школу за то, что…
- Мне радостно, когда в школе…
- Я боюсь, когда в школе…
- Я хотел бы, чтобы в школе…
- Я не хотел бы, чтобы в школе…
- Когда я был маленьким, я думал, что в школе…
- Если я невнимателен на уроке, я…
- Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…
- Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я…
- Я всегда могу проверить, правильно ли я…
- Я никогда не могу проверить, правильно ли я…
- Если мне нужно что-нибудь запомнить, я…
- Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я…
- Мне всегда интересно, когда на уроках…
- Мне всегда неинтересно, когда на уроках…
- Если нам не задают домашнего задания, я…
- Если я не знаю, как решить задачу, я…
- Если я не знаю, как написать слово, я…
- Я лучше понимаю, когда на уроке…
- Я хотел бы, чтобы в школе всегда…
Тест Сакса для младших школьников в интерпритации В. Михала
Адаптированный вариант теста Сакса для детей, предложенный В. Михалом, включает 23 предложения для выявления уровня социализации и степени понимания самого себя. Иными словами, тест направлен на диагностику отношения ребёнка к членам семьи, школьному окружению, своим способностям, а также обнаружение целей, ценностей, внутренних противоречий и переживаний. Ответы фиксируются дословно. Порядок предложений в протоколе можно менять, но важно не озвучивать последовательно все предложения отдельной тематической группы.
Стимульный материал:
- Я думаю, что людей больше…
- Ребёнок в семье…
- Мы любим маму, а…
- Бываем среди детей, но…
- Мой брат (сестра)…
- Я достаточно ловкий, чтобы…
- Отцы иногда…
- Дети, с которыми я играю…
- Чтобы наш папа…
- Мои близкие думают обо мне, что я…
- Если бы мой брат (сестра)…
- Мои друзья меня часто…
- Я хочу, чтобы у меня не было…
- Больной ребёнок…
- Я думал, что мама чаще всего…
- Если бы не было школы…
- Я весь трясусь, когда…
- Когда думаю о школе, то…
- Если бы все ребята знали, как я боюсь…
- Я был бы очень счастлив, если бы я…
- Я самый слабый…
- Мой учитель (учительница, учителя)…
- Всегда мечтаю…
Подведение итогов и анализ результатов
Интерпретация включает анализ следующих аспектов:
- содержательная сторона ответов;
- скорость реакции, время формулирования мыслей;
- мнение ребёнка по поводу соответствия предложений ситуациям в реальной жизни (по наблюдениям психологов дети часто об этом говорят).
На диагностику социального положения ребёнка направлены предложения, имеющие отношение к семейному кругу, учителям, коллективу сверстников. Стоит обратить особое внимание на слова ребёнка, которые сигнализируют о повышенном фоне напряжённости или конфликтности. Проблемы в межличностных отношениях являются серьёзными симптомами патологии развития личности и свидетельствуют о необходимости коррекционной работы со стороны профессионального психолога. Восприятие ребёнком самого себя исследуется с помощью фраз, раскрывающих переживания, страхи, уровень самооценки, способность к самоанализу. Если двенадцатилетний подросток отвечает: «Я не знаю, что думаю о себе», то возможны две глубинные причины такой реакции:
- Инфантильность и запоздание формирования способности к самоанализу.
- Позиция психологической обороны. В этом случае предложения о родственниках, как правило, имеют нейтральную или конфликтную эмоциональную окраску.
Приведённый пример показывает, что для получения объективной картины ответы должны анализироваться в комплексе.
Для учеников младшей школы предусмотрена упрощённая шкала интерпретации результатов. Каждое продолжение оценивается по шкале восприятия:
- +1 — положительная эмоциональная реакция, ребёнок с интересом воспринимает начало высказывания и заканчивает его в позитивном ключе;
- 0 — нейтральное, безразличное;
- -1 — отрицательное отношение к объекту или субъекту.
Подсчитывается сумма положительных и отрицательных оценок, результаты сравниваются. В классическом методе также оцениваются отдельные ответы, которые позволяют выявить проблемные зоны.
В классическом варианте теста внутри двух крайних позиций возможны дополнительные градации оценки:
- + 2 — усиленное положительное отношение к обозначенному субъекту или объекту;
- – 2 — максимально отрицательное отношение.
Для интерпретации результатов в варианте Михала предложения распределены на следующие группы:
- отношение к матери — 3, 15;
- отношение к отцу — 7, 9;
- отношение к братьям, сёстрам — 5, 11;
- отношение к семье — 2, 10;
- отношение к ровесникам — 4, 8,12;
- отношение к учителям и школе — 22, 16, 18;
- отношение к людям в целом — 1;
- отношение к собственным способностям — 6, 21;
- негативные переживания, страхи — 13, 17, 19;
- отношение к болезни — 14;
- мечты и планы на будущее — 20, 23.
Видео: процесс тестирования и анализ результатов
https://youtube.com/watch?v=6S_P7gZyuGs
Система социальных отношений и самооценка человека наделены подвижным характером и могут существенно меняться, напрямую воздействуя на качество жизни. Исследование подлинных мотивов и ценностей личности, а также эмоциональной окраски отношений человека со значимыми для него людьми и самим собой обнажает скрытый от сознания пласт этих отношений. По мнению психологов, метод незаконченных предложений обладает высокой эффективностью и продуктивностью, поэтому позволит своевременно обнаружить проблему и вовремя обратиться за профессиональной помощью. Методика проста в реализации, поэтому может оказаться полезной как в школьной практике, так и в кругу семьи.