Show

Методика «Память на числа» Э. Р. Ахмеджанова — эффективный способ проверить и улучшить способности ребёнка

Дата: 22 июня 2017 Автор: Рубрика: Школа 0

ребенок память

Развитие личности происходит благодаря запечатлению, сохранению и воспроизведению идей, поступков, переживаний. Основная роль в этом процессе принадлежит зрительной памяти — своеобразному «внутреннему фотоаппарату», с помощью которого человек создаёт и сохраняет увиденный образ (изображение, букву, число). Чрезвычайно важно регулярно оценивать, какое количество объектов одновременно может запомнить ребёнок за короткий промежуток времени и насколько точно он способен их назвать. Такую оценку позволяет давать специально разработанная методика.

Содержание

Автор и характеристика методики диагностики памяти

Научной основой теста «Память на числа», представленного в 1996 году Э. Р. Ахмеджановым, стали работы американского психолога, профессора Принстонского университета Джорджа Миллера (1920–2012). Самая известная его книга — «Магическое число семь плюс-минус два». Она опубликована в 1956 году.

Изучая параметры кратковременной памяти операторов телефонной компании, Дж. Миллер установил, что после непродолжительного просмотра человек может точно воспроизвести в среднем от пяти до девяти элементов (слов, букв, чисел). Он остроумно сравнивал память с «кошельком», вмещающим одновременно не более девяти «монет» (семь плюс-минус две).

Опираясь на работы своего предшественника, Э. Р. Ахмеджанов разработал тест, предназначенный для определения объёма и точности кратковременной зрительной памяти детей от 6 до 18 лет. Методика применяется для оценки готовности ребёнка к обучению в школе, при исследовании психологических причин низкой успеваемости, ежегодном мониторинге развития познавательных процессов учащихся.

Джордж Миллер, автор методики тестирования памяти с помощью чисел

Джордж Миллер разработал основы методики «Память на числа»

Процедура проведения тестирования и таблички с числами

Для тестирования используют таблицу, содержащую двенадцать случайных чисел, однозначных или двузначных. Её несколько секунд показывают испытуемому, чтобы он мог запомнить цифры и позже назвать их.

Важно! Не имеет значения, в каком порядке испытуемый воспроизводит стимульный материал.

Тестирование проводится с различными группами детей по разным алгоритмам. У них много общего, но есть и существенные отличия, которые обусловлены возрастными особенностями учащихся.

Процедура тестирования дошкольников и учеников младших классов

  • Условия: хорошее освещение, удобное рабочее место и тишина.
  • Оборудование: секундомер, таблица с числами, лист бумаги, ручка или карандаш.

Перед началом тестирования с детьми проводят следующий инструктаж: «Сейчас я покажу вам числа от нуля до девяти, постарайтесь запомнить их и потом записать как можно больше. Приготовьтесь, времени на запоминание будет очень мало. Начали!» Дошкольникам и младшим школьникам дают на выполнение теста тридцать секунд.

Таблица: стимульный материал для первого тестирования дошкольников и младших школьников

8364
5195
2037

Нужно приготовить несколько подобных таблиц. При проведении повторного тестирования (например, по итогам серии занятий, направленных на развитие познавательных процессов) новая таблица позволит избежать воспроизведения старой информации.

Таблица: материал для повторного тестирования дошкольников и младших школьников

4832
1219
7560

Проводить диагностику памяти у детей 6–7 лет рекомендуется индивидуально. Психолог или родитель должен подготовить ребёнка к тестированию, помочь ему успокоиться и сосредоточиться, а также оказать помощь в выполнении задания (например, когда ребёнок вспомнил числа, но не может их написать).

Мама и девочка занимаются

Помощь взрослых во время тестирования очень ценна для дошкольников

Иногда стандартная инструкция не даёт результата. В таком случае можно предложить ребёнку поиграть, представить, что таблица — это многоквартирный дом, в котором живут семьи, большие и маленькие (от двух до девяти человек). Некоторые люди живут одни, а в отдельных квартирах совсем нет жильцов. Малыша нужно попросить запомнить, сколько человек живёт в каждой квартире. И только после этого ему можно предъявлять диагностическую таблицу.

Процедура тестирования учеников средних и старших классов

Условия и оборудование остаются те же. Инструкция должна звучать следующим образом: «Сейчас я покажу вам таблицу с числами. У вас будет двадцать секунд, чтобы запомнить их как можно лучше. После того как я уберу таблицу, запишите те из них, которые вспомните, на лист бумаги. Приготовьтесь, начали!»

Старшеклассники на тестировании

Ученикам старших классов нужно предоставить удобные рабочие места для прохождения теста

Таблица: двенадцать случайных чисел для первого тестирования учеников средних и старших классов

13914739
65831951
23947187

Для проведения повторного тестирования, как и в случае с младшими школьниками, необходима таблица с другими числами. Учащимся среднего и старшего возраста во время диагностики предлагают более сложный вариант — таблицу, состоящую из двузначных чисел.

Таблица: двенадцать случайных чисел для повторного тестирования учеников средних и старших классов

34683824
18821698
27566240

Обработка и интерпретация результатов

При определении объёма и точности кратковременной зрительной памяти испытуемого учитывается количество правильно воспроизведённых чисел.

Нормативы для всех возрастов таковы:

  • 9–12 — высокий уровень;
  • 8 — выше среднего уровня;
  • 6–7 — средний уровень;
  • 5 — ниже среднего уровня;
  • 0–4 — низкий уровень.

Психологи выделяют три уровня памяти:

  1. Высокий — информация быстро запоминается, долго сохраняется и быстро воспроизводится.
  2. Средний — информация запоминается медленно, сохраняется достаточно долго и точно воспроизводится.
  3. Низкий — информация медленно запоминается, быстро забывается, воспроизводится с ошибками.

Низкий уровень памяти характерен для тех, кто, как правило, испытывают серьёзные трудности в обучении: делают орфографические ошибки, с трудом заучивают таблицу умножения, допускают ошибки при списывании с доски, не могут самостоятельно решать математические задачи. Этой категории детей необходимо выполнять специальные упражнения, направленные на развитие памяти и внимания.

Кто и как может разработать зрительную память

Для улучшения зрительной памяти на числа необходимо сочетать традиционные методы запоминания — повторение и осмысление материала — и мнемотехнику (специальные приёмы запоминания с использованием ассоциаций).

Алгоритм метода повторения

  1. Повторите числа, которые нужно запомнить, про себя. Закрыв глаза, постарайтесь их увидеть на «внутреннем экране».
  2. Подождите несколько секунд и повторите цифры снова (с образными ассоциациями, подглядыванием).
  3. Подождите 10 минут и опять повторите (с подглядыванием, если необходимо).
  4. Третье повторение необходимо сделать через 2–3 часа (образные ассоциации желательны, подглядывание — при необходимости).
  5. Четвёртое повторение (и все последующие) – через 24 часа до уверенного перевода в долговременную память.

Приёмы мнемотехники для запоминания чисел

Некоторым детям сложно запоминать числа, которые записаны, например, в таблицах сложения или умножения. Для упрощения процесса запоминания можно посоветовать им мысленно связать цифры со зрительными образами, например:

  • ноль — солнце, бублик, круг;
  • один — фонарный столб, свеча, спица;
  • два — пара сапог, шнурки, лебедь;
  • три — змейка, трёхколёсный велосипед, треугольник;
  • четыре — перевёрнутый стул, четыре лапы кошки, квадрат;
  • пять — морской конёк, звезда, пятиугольник;
  • шесть — буква «б», открытый навесной замок, свисток;
  • семь — жираф с длинным носом, коса, кочерга;
  • восемь — снеговик, очки, неваляшка;
  • девять — хвостик поросёнка, улитка, дельфин.

Чем фантастичнее, нелепее и смешнее будут зрительные образы, тем лучше и надёжнее они сохранятся в памяти.

Дошкольники нуждаются в помощи родителей и педагогов, а ученики средних классов звена и старшеклассники могут и самостоятельно овладеть искусством запоминания чисел.

Девушка за столом с карандашом в руке

Регулярные самостоятельные занятия позволяют значительно улучшить память

Видео: как запоминать числа

Разработка Э. Р. Ахмеджанова позволяет дать разностороннюю оценку кратковременной зрительной памяти ребёнка, сделать выводы о способности школьника накапливать новый опыт и использовать его в учебной деятельности.

Метки:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Методика «Память на числа» Э. Р. Ахмеджанова — эффективный способ проверить и улучшить способности ребёнка"

Внимание: все отзывы проходят модерацию.