Развитие личности происходит благодаря запечатлению, сохранению и воспроизведению идей, поступков, переживаний. Основная роль в этом процессе принадлежит зрительной памяти — своеобразному «внутреннему фотоаппарату», с помощью которого человек создаёт и сохраняет увиденный образ (изображение, букву, число). Чрезвычайно важно регулярно оценивать, какое количество объектов одновременно может запомнить ребёнок за короткий промежуток времени и насколько точно он способен их назвать. Такую оценку позволяет давать специально разработанная методика.
Содержание
Автор и характеристика методики диагностики памяти
Научной основой теста «Память на числа», представленного в 1996 году Э. Р. Ахмеджановым, стали работы американского психолога, профессора Принстонского университета Джорджа Миллера (1920–2012). Самая известная его книга — «Магическое число семь плюс-минус два». Она опубликована в 1956 году.
Изучая параметры кратковременной памяти операторов телефонной компании, Дж. Миллер установил, что после непродолжительного просмотра человек может точно воспроизвести в среднем от пяти до девяти элементов (слов, букв, чисел). Он остроумно сравнивал память с «кошельком», вмещающим одновременно не более девяти «монет» (семь плюс-минус две).
Опираясь на работы своего предшественника, Э. Р. Ахмеджанов разработал тест, предназначенный для определения объёма и точности кратковременной зрительной памяти детей от 6 до 18 лет. Методика применяется для оценки готовности ребёнка к обучению в школе, при исследовании психологических причин низкой успеваемости, ежегодном мониторинге развития познавательных процессов учащихся.
Процедура проведения тестирования и таблички с числами
Для тестирования используют таблицу, содержащую двенадцать случайных чисел, однозначных или двузначных. Её несколько секунд показывают испытуемому, чтобы он мог запомнить цифры и позже назвать их.
Важно! Не имеет значения, в каком порядке испытуемый воспроизводит стимульный материал.
Тестирование проводится с различными группами детей по разным алгоритмам. У них много общего, но есть и существенные отличия, которые обусловлены возрастными особенностями учащихся.
Процедура тестирования дошкольников и учеников младших классов
- Условия: хорошее освещение, удобное рабочее место и тишина.
- Оборудование: секундомер, таблица с числами, лист бумаги, ручка или карандаш.
Перед началом тестирования с детьми проводят следующий инструктаж: «Сейчас я покажу вам числа от нуля до девяти, постарайтесь запомнить их и потом записать как можно больше. Приготовьтесь, времени на запоминание будет очень мало. Начали!» Дошкольникам и младшим школьникам дают на выполнение теста тридцать секунд.
Таблица: стимульный материал для первого тестирования дошкольников и младших школьников
8 | 3 | 6 | 4 |
5 | 1 | 9 | 5 |
2 | 0 | 3 | 7 |
Нужно приготовить несколько подобных таблиц. При проведении повторного тестирования (например, по итогам серии занятий, направленных на развитие познавательных процессов) новая таблица позволит избежать воспроизведения старой информации.
Таблица: материал для повторного тестирования дошкольников и младших школьников
4 | 8 | 3 | 2 |
1 | 2 | 1 | 9 |
7 | 5 | 6 | 0 |
Проводить диагностику памяти у детей 6–7 лет рекомендуется индивидуально. Психолог или родитель должен подготовить ребёнка к тестированию, помочь ему успокоиться и сосредоточиться, а также оказать помощь в выполнении задания (например, когда ребёнок вспомнил числа, но не может их написать).
Иногда стандартная инструкция не даёт результата. В таком случае можно предложить ребёнку поиграть, представить, что таблица — это многоквартирный дом, в котором живут семьи, большие и маленькие (от двух до девяти человек). Некоторые люди живут одни, а в отдельных квартирах совсем нет жильцов. Малыша нужно попросить запомнить, сколько человек живёт в каждой квартире. И только после этого ему можно предъявлять диагностическую таблицу.
Процедура тестирования учеников средних и старших классов
Условия и оборудование остаются те же. Инструкция должна звучать следующим образом: «Сейчас я покажу вам таблицу с числами. У вас будет двадцать секунд, чтобы запомнить их как можно лучше. После того как я уберу таблицу, запишите те из них, которые вспомните, на лист бумаги. Приготовьтесь, начали!»
Таблица: двенадцать случайных чисел для первого тестирования учеников средних и старших классов
13 | 91 | 47 | 39 |
65 | 83 | 19 | 51 |
23 | 94 | 71 | 87 |
Для проведения повторного тестирования, как и в случае с младшими школьниками, необходима таблица с другими числами. Учащимся среднего и старшего возраста во время диагностики предлагают более сложный вариант — таблицу, состоящую из двузначных чисел.
Таблица: двенадцать случайных чисел для повторного тестирования учеников средних и старших классов
34 | 68 | 38 | 24 |
18 | 82 | 16 | 98 |
27 | 56 | 62 | 40 |
Обработка и интерпретация результатов
При определении объёма и точности кратковременной зрительной памяти испытуемого учитывается количество правильно воспроизведённых чисел.
Нормативы для всех возрастов таковы:
- 9–12 — высокий уровень;
- 8 — выше среднего уровня;
- 6–7 — средний уровень;
- 5 — ниже среднего уровня;
- 0–4 — низкий уровень.
Психологи выделяют три уровня памяти:
- Высокий — информация быстро запоминается, долго сохраняется и быстро воспроизводится.
- Средний — информация запоминается медленно, сохраняется достаточно долго и точно воспроизводится.
- Низкий — информация медленно запоминается, быстро забывается, воспроизводится с ошибками.
Низкий уровень памяти характерен для тех, кто, как правило, испытывают серьёзные трудности в обучении: делают орфографические ошибки, с трудом заучивают таблицу умножения, допускают ошибки при списывании с доски, не могут самостоятельно решать математические задачи. Этой категории детей необходимо выполнять специальные упражнения, направленные на развитие памяти и внимания.
Кто и как может разработать зрительную память
Для улучшения зрительной памяти на числа необходимо сочетать традиционные методы запоминания — повторение и осмысление материала — и мнемотехнику (специальные приёмы запоминания с использованием ассоциаций).
Алгоритм метода повторения
- Повторите числа, которые нужно запомнить, про себя. Закрыв глаза, постарайтесь их увидеть на «внутреннем экране».
- Подождите несколько секунд и повторите цифры снова (с образными ассоциациями, подглядыванием).
- Подождите 10 минут и опять повторите (с подглядыванием, если необходимо).
- Третье повторение необходимо сделать через 2–3 часа (образные ассоциации желательны, подглядывание — при необходимости).
- Четвёртое повторение (и все последующие) – через 24 часа до уверенного перевода в долговременную память.
Приёмы мнемотехники для запоминания чисел
Некоторым детям сложно запоминать числа, которые записаны, например, в таблицах сложения или умножения. Для упрощения процесса запоминания можно посоветовать им мысленно связать цифры со зрительными образами, например:
- ноль — солнце, бублик, круг;
- один — фонарный столб, свеча, спица;
- два — пара сапог, шнурки, лебедь;
- три — змейка, трёхколёсный велосипед, треугольник;
- четыре — перевёрнутый стул, четыре лапы кошки, квадрат;
- пять — морской конёк, звезда, пятиугольник;
- шесть — буква «б», открытый навесной замок, свисток;
- семь — жираф с длинным носом, коса, кочерга;
- восемь — снеговик, очки, неваляшка;
- девять — хвостик поросёнка, улитка, дельфин.
Чем фантастичнее, нелепее и смешнее будут зрительные образы, тем лучше и надёжнее они сохранятся в памяти.
Дошкольники нуждаются в помощи родителей и педагогов, а ученики средних классов звена и старшеклассники могут и самостоятельно овладеть искусством запоминания чисел.
Видео: как запоминать числа
Разработка Э. Р. Ахмеджанова позволяет дать разностороннюю оценку кратковременной зрительной памяти ребёнка, сделать выводы о способности школьника накапливать новый опыт и использовать его в учебной деятельности.