Умение последовательно воспроизводить события — важное качество сформировавшейся личности. Процесс овладения этим навыком начинается в раннем детстве. Определить, правильно ли развивается у ребёнка логическое мышление и способность воссоздавать порядок действий или явлений, поможет методика Александра Николаевича Бернштейна «Последовательность событий».
Характеристика методики А.Н. Бернштейна
Методика «Последовательность событий» была разработана под руководством Александра Николаевича Бернштейна — представителя известной в России и зарубежом династии психологов. В начале ХХ века он занимался изучением возможностей психоанализа в области исследования умственных способностей. В рамках этой работы был создан ряд приёмов, позволяющих определить уровень развития интеллекта.
Тест «Последовательность событий» направлен на:
- выявление уровня сообразительности ребёнка;
- диагностику умения выстраивать логические умозаключения и устанавливать связи между событиями и явлениями;
- выяснение способности испытуемого обобщать факты.
Благодаря тому, что тест проводится в устной форме, экспериментатор может сделать вывод ещё и о том, насколько хорошо у малыша сформирована речь.
Применять методику рекомендуется для тестирования детей 5–12 лет – в период поступления в школу и начала обучения в среднем звене, когда происходит активное умственное развитие. Стимульный материал представляет собой набор из 5 карточек с 2–8 картинками на каждой, которые между собой объединены одним сюжетом. Задача испытуемого — определить последовательность произошедших на иллюстрациях событий и рассказать историю. Изображения представлены в двух вариантах:
- с очевидной фабулой, когда герои попадают в ситуацию, о характере которой можно судить по изображению (например, цыплёнок залез в лежащий на земле дымоход, а вылез оттуда вымазанным в саже — такая карточка подходит для детей 5–7 лет);
- со скрытым сюжетом (в этом случае испытуемому 8–12 лет понадобится использовать определённые знания о каких-то явлениях природы, закономерностях окружающего мира).
Проведение теста среди дошкольников и младших школьников
Диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком, но для тренировки логического мышления картинки теста могут применяться и в организации групповой письменной работы (в этом случае обсуждение сюжета с детьми ведётся коллективно). Чтобы исследование было информативным, важно проводить его в атмосфере доброжелательности и спокойствия.
Инструкция по организации тестирования:
- Экспериментатор объясняет ребёнку суть задания: «Давай поиграем в составление рассказа. Я положу перед тобой фрагменты одной картинки, которые перепутались между собой. Тебе придётся сложить их так, как задумывал художник».
- Затем малыш приступает к рассмотрению изображения и начинает его собирать.
- Когда всё готово, организатор теста просит ребёнка составить по получившейся картинке рассказ.
- В случае ошибки в повествовании взрослый задаёт испытуемому наводящие вопросы («Куда залезли цыплята, что так испачкались?»), цель которых — стимулировать смекалку малыша, а также научить его исправлять свои же ошибки. Если ребёнок настойчиво повторяет одно и то же нарушение сюжетной линии, то необходимо почётче подтолкнуть его к пониманию развития событий («Смогла бы птица попить воды, если бы не увидела камешки рядом с кувшином?»). Когда и после второй подсказки ребёнок не справляется с заданием, организатор рассказывает ему, как должно быть, и просит повторить, снова разложив картинки.
В работе с маленькими детьми поддержка взрослого заключается в том, чтобы проследить, не расположены ли части перед ребёнком вверх тормашками. Учащимся среднего звена помощь уже не нужна.
По итогам теста формируется протокол:
Фамилия, имя испытуемого | |||
Номер карточки | Порядок картинок | Объяснение испытуемого | Итог (+ или — за рассказ и установление последовательности) |
Экспериментатору, прежде чем заполнять форму, следует внимательно посмотреть на порядок, которым руководствовался ребёнок, выстраивая элементы. Записывать в отчёт его можно, выслушав рассказ испытуемого до конца (например, 5, 3, 2, 1, 4).
Файл: Картинки к диагностике «Последовательность событий»
Обработка и интерпретация результатов
Знаменитая английская писательница Агата Кристи говорила: «Неопровержимая логика характерна только для ненормальных людей».
На основании проделанной работы экспериментатор может сделать следующие умозаключения об интеллектуальном уровне развития испытуемого:
- высокий – малыш сам установил последовательность изображений (даже с 1 ошибкой), придумал логичный рассказ, связно рассказал историю;
- средний – ребёнок воспроизвёл порядок событий, но рассказ составить не смог, лишь позднее подхватил наводящие вопросы взрослого и в конце концов сформулировал историю;
- низкий – испытуемый не смог выставить картинки в правильном порядке, а также отказался составлять рассказ или же:
- по карточкам, расставленным самостоятельно, придумал абсолютно нелогичное повествование;
- придуманный сюжет не соответствует изображениям;
- каждую картинку испытуемый описывает как отдельную историю;
- малыш просто называет отдельные нарисованные на листе предметы.
Кроме этого, об интеллектуальном развитии ребёнка свидетельствует ряд сопутствующих факторов:
- Если испытуемый с удовольствием подхватывает подсказки взрослого, то это говорит о том, что развитие логического мышления малыша находится в пределах нормы, но может быть немного инертным. Для активизации мыслительных процессов ребёнку нужно как можно чаще читать вслух и выполнять задания после чтения (например, отвечать на вопросы, воспроизводить последовательность событий узнанной истории). Когда испытуемый не понимает замечаний взрослого, то следует обратить внимание на стиль общения с малышом. Возможно, на него в семье часто кричат, потому он и не вслушивается в слова экспериментатора.
- Если речь ребёнка связная, грамматически верно построенная, то образно-логическое мышление у испытуемого находится на высоком уровне. При нарушениях грамматики языка малыша нужно тренировать. Для этого необходимо просить его комментировать всё происходящее вокруг — так испытуемый научится связывать образы с описанием в своём сознании.
- Если тестируемый изъясняется лаконично, то, скорее всего, это особенность его темперамента, а вот в случаях излишней детализации и связанных с этим отвлечений можно говорить о низком уровне процессов обобщения.
Методика А.Н. Бернштейна «Последовательность событий» поможет узнать, умеет ли ребёнок логически рассуждать и выстраивать причинно-следственные связи, что важно для успешного обучения малыша в школе. Допускается также использовать её и для тренировки обозначенных навыков.