Восприятие и идентификация предметов окружающей действительности — важный этап интеллектуального развития ребёнка. Кроме того, это один из показателей готовности малыша к обучению в школе. Для определения его соответствия возрастным нормам применяется методика Р.С. Немова «Какие предметы спрятаны в рисунках?».
Методика Р.С. Немова: автор, суть, цели
Особенностью живого детского ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.
Связное словесное описание увиденного является ключевым пунктом диагностики детей при поступлении в школу. Для этого используется несколько методик, самой известной из которых считается тест прославленного отечественного психолога, педагога, члена-корреспондента Международной академии психологических наук, автора более десятка учебников по психологии и психодиагностике Роберта Семёновича Немова «Какие предметы спрятаны в рисунке?». Приём предполагает определение ребёнком за минуту четырнадцати знакомых предметов, которые представлены в трёх контурных изображениях. Целями тестирования автор выделил:
- оценку уровня восприятия малыша;
- выявление способности формировать образы в сознании;
- определение умения составлять умозаключения, связанные с этими образами;
- анализ словесного выражения идей относительно предмета рассуждения.
Методика используется в работе с детьми 4–6 лет.
Проведение теста «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Форма проведения диагностики — индивидуальная, так как малыш непременно должен устно назвать увиденные предметы (при этом задача взрослого — зафиксировать сказанное). Чтобы результаты теста были объективными, необходимо выбрать момент, когда испытуемого ничего не беспокоит, он уравновешен и готов поиграть.
Инструкция по организации тестирования:
- В начале работы ребёнку представляются 3 рисунка, которые сопровождаются комментарием взрослого: «Ты видишь очертания предмета, внутри него, как в мешке Деда Мороза, спрятались разные интересные штуковины. Попробуй их найти и как можно быстрее назвать».
- Малыш определяет распознанные объекты, а взрослый фиксирует их количество удобным для себя способом.
- Если ребёнок спешит, не найдя все предметы на одной картинке сразу же переходит к следующей, то экспериментатору следует мягко вернуть малыша к работе над предыдущим изображением.
- По прошествии минуты взрослый подсчитывает результаты.
Обработка и интерпретация результатов
Для оценки результатов исследования необходимо учесть время, затраченное на работу:
- 10 баллов — внятно названы все 14 объектов меньше чем за 20 секунд;
- 8–9 — ребёнком правильно определены 14 предметов за 21–30 секунд;
- 6–7 — испытуемый отыскал всё за 31–40 секунд.
- 4–5 — малышу потребовалось 41–50 секунд;
- 2–3 — на поиск ушло 51–60 секунд;
- 0–1 — больше чем за 1 минуту малыш так и не смог назвать все скрытые объекты.
По итогам подсчёта баллов экспериментатор может сделать вывод об уровне образного восприятия ребёнка:
- 10 очков — очень высокий;
- 8–9 — высокий;
- 4–7 — средний уровень;
- 2–3 — ниже среднего;
- 0–1 — очень низкий.
Если малыш получил оценку от 4 до 7 баллов, то достаточно продолжать занятия с ним, направленные на концентрацию внимании и образное восприятие информации. Для этого отлично подходит чтение сказок вслух с последующим выполнением заданий (решением ребусов, разгадыванием кроссвордов, ответами на вопросы к тексту, зарисовками главных героев повествования и так далее). При показателях от 0 до 3 очков рекомендуется обратиться к дефектологу, который поможет ребёнку научиться концентрироваться и выделять основное в увиденном и услышанном с помощью индивидуально разработанной программы коррекции.
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» – быстрый и эффективный способ определения уровня развития образного мышления ребёнка. Тест позволяет также оценить, насколько хорошо испытуемый может составлять умозаключения по поводу увиденного и передавать их словами. Рассматриваемый приём входит в обязательную программу тестирования будущих первоклассников.