Как провести классный час, посвященный дню манер.
Классный час ” О хороших манерах”
Цель занятия: прививать детям этические нормы культурного поведения.
Оборудование: аудиозаписи песни “Улыбка”, музыкальные фрагменты, магнитофон, карточки со словами, цветные полоски, удостоверение «Знаток вежливых слов».
Ход занятия
Учитель. Любому взрослому и маленькому человеку не достаточно уметь хорошо читать, писать, считать, рисовать. Также очень важно правильно и достойно вести себя в различных жизненных ситуациях.
Манера – это способ поведения с другими людьми, т. е, что и как вы говорите и делаете.
Хорошими манерами всегда считались: скромность, вежливость, сдержанность, тактичность, умение контролировать себя, говорить приятные слова.
Плохими манерами принято считать: привычку очень громко говорить и смеяться, неряшливо одеваться, грубить, говорить плохие слова, курить, опаздывать и др.
Задание (хлопок, если учитель называет хорошие манеры, «у-у-у» – плохие).
Мыть руки перед едой, смеяться над ошибками товарищей, читать чужие письма, бегать по школьным коридорам, предложить гостю чай, долго разговаривать по телефону, уступать место в автобусе, жадничать, ябедничать, посадить дерево, говорить обидные слова.
Вывод: вы прекрасно знаете, что хорошо и что плохо. А всегда ли вы поступаете хорошо?
Английский учёный сказал: «Лучшая защита от плохих манер – это хорошее воспитание».
На доске: “Этикет – это комплекс правил поведения человека в обществе других людей”.
– Как называют человека, знающего правила этикета и соблюдающего их?
– Его называют культурным, воспитанным человеком.
– Всё начинается с детского возраста.
– Кто должен научить ребёнка правилам этикета? (родные и близкие)
Ситуация № 1
– Представьте, что вы старший брат или сестра. Как и чему вы будете учить своих младших братьев и сестёр? (словами, игрой, своим примером).
– Когда ребёнок подрос и пошёл в детский сад, кто продолжает учить его хорошим манерам?
– Вспомните, чему вы научились в детском саду? (обращаться к взрослым и детям, играть с другими ребятами, правилам поведения на утренниках, как держать ложку и вилку и т. д.)
– И вот вы в уже школе. Какие правила поведения вы здесь узнали? (как вести себя на уроках и переменах, на спектаклях и в библиотеке, и т. д.)
Загадка. «Здоров ли ваш скот?» – говорят монголы.
«Я тебя вижу!» – произносят в Африке.
«Ели вы сегодня?» – можно услышать в Китае.
– А как звучит это на русском языке? (Здравствуйте!)
– Почему нужно здороваться? (показывает своё хорошее отношение, желает добра и здоровья)
– С кем, по вашему мнению, нужно здороваться?
– Нужно ли здороваться со всеми подряд в школе? Почему?
Игровое задание «Приветствия» (карточки со словами, обозначающими людей)
Необходимо поприветствовать данного человека и что-нибудь у него спросить.
o Учитель
o Мама
o Знакомый мальчик
o Незнакомая девочка
o Лучший друг (пожать руку)
Учитель. Но, к сожалению, правила этикета часто нарушаются детьми!
Ситуация № 2 “Случаи из школьной жизни”
В новой школе,
В дружном классе
Появился паренёк.
Что такое вежливость,
Ему и невдомёк.
“Простите”, “здравствуйте”, “спасибо” –
Говорить он не привык,
А от слова “извините”
У него болит язык.
Очень-очень-очень лень
Просто сказать : “Добрый день!”
Он уходит по-английски,
Даже не махнув рукой.
И откуда в нашем классе
появился он такой.
– Что неправильно делал мальчик?
– Что мы ему посоветуем?
– Почему вежливые слова обязательно нужно знать и говорить друг другу?
Ситуация № 3 Ученик читает стихотворение «Волшебные слова» М. Танича.
– О какой таблице уважения говорит поэт?
«Путешествие в прошлое» (учитель)
В русском языке до 16 века широко употреблялось многозначное слово «вежа». (Карточка крепится на доску.)
1. Вежа – ведать, знать.
2. Вежа – человек, знающий, как вести себя. Отсюда и «вежество», («невежество»). Вежеству учили в школах наряду с арифметикой, грамотой и молитвами. Затем это слово изменилось в «вежливость». (Карточки «вежа», «вежество», «вежливость» на доске)
Состязание знатоков этикета.
1. Ты с товарищем идешь по улице. Он приостановился и поздоровался с неизвестным тебе человеком,. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)
2. Кто должен поздороваться первым при встрече старший или младший? (Младший)
3. Дети вошли в автобус (троллейбус) в заднюю дверь и заметили, что у передней стоят ваши знакомые. Надо ли здороваться с ними? Каким образом это сделать? (Да, можно кивнуть)
4. Если вы опоздали в театр или кино, нужно ли искать своё место?
(Необходимо занять ближайшее свободное место).
Физкультминутка
Игра «Пожалуйста!» (музыкальное сопровождение)
Дети выполняют упражнения не по приказу, а после слова «Пожалуйста».
Попрыгайте, руки вверх, присядьте, руки на пояс, поворот назад, руки за голову…
Речевое задание
Начало сказки читает учитель, а дети придумывают её окончание.
Жили-были вежливые слова. Жили хорошо, дружно. При встрече они пожимали друг другу руки, желали счастья, радости, добра. И не только желали, но и помогали друг другу. Рядом с этими словами хорошо жилось и людям. И только злой волшебник бил недоволен счастливой жизнью людей и слов. Вот однажды заколдовал он вежливые слова.
Проснулись люди утром – не слышно вежливых слов, пожеланий. Загрустили они, перестали смеяться… (добрый волшебник, слова вернулись …)
Учитель. Игровое задание «Закончите предложение» (хором)
o Растаять может ледяная глыба, услышав тёплое (спасибо).
o Улыбнётся старый пень, если сказать ему (добрый день).
o Больше кушать мы не в силах, скажем бабушке (спасибо).
o И в мае, и в июле, и в августе при встрече говорят (здравствуйте).
o Чтоб не ругала мама нас за шалости, мы скажем ей (прости, пожалуйста).
o И в Англии, и у нас, и в Дании, прощаясь говорят (до свидания).
o На уроки не проспите. А опоздав, скажите (извините).
Игровое задание «Дорожка вежливых»
(2 ученика по обе стороны цветных полосок поочерёдно говорят вежливые слова без повторений) Победителю вручается удостоверение «Знаток вежливых слов».
Ситуация № 4 Учитель читает стихотворение А. Антонова “Вежлив Витя или нет”
– Что можете сказать о Вите?
Ситуации № 5 «Учим друг друга»
1. Мальчик крикнул прохожему: “Скажи, сколько сейчас часов?”
– Какие ошибки он допустил?
2. Девочка крикнула однокласснику: “Эй, ты!” Витька!»“
– Помогите ей советом.
3. Ученик и учитель столкнулись в школьных дверях.
– Как им разойтись?
Ситуации № 6 Дети читают «Вредные советы» Остера.
– Как поступили бы вы в данных ситуациях?
1. Если ты пришел к знакомым …
2. Если друг твой самый лучший …
3. Девчонок надо никогда нигде не замечать …
4. Например, у вас в кармане …
5. Решил подраться – выбирай …
Итог
Когда-нибудь люди не будут грубить.
Невежды уйдут навсегда.
Вот здорово будет всем тогда жить
Придёт золотая пора.
Речевое задание «Продолжи высказывание»
– В речи я буду употреблять только…
– Мне бы хотелось, чтобы окружающие…
В заключении все поют песню “Улыбка”.
Замечательный материал! С небольшой адаптацией можно смело брать для проведения в пришкольном лагере для детей начальных классов. Спасибо!
Очень жаль, что нельзя скачать материал. Следовательно, не воспользуемся в школе. Перепечатывать его что ли? Глупо! Зато ссылки для соц.сетей продуманы ДО МЕЛОЧЕЙ! Даже коммент нормально нельзя здесь написАть! И зачем вам тогда мой ящик электронный? Я всё равно не смогу воспользоваться вашим материалом!