Вальдорфская педагогическая система — одна из самых известных альтернативных методик школьного обучения в мире, цель которой — формирование гармоничной и целостной личности. Особенность данного подхода в том, что основным критерием успешности ребёнка не считается объём усвоенных им знаний. Важнее познание учениками собственной человеческой природы и разностороннее раскрытие их творческого потенциала.
Содержание
Что такое вальдорфская педагогика
Вальдорфская система — явление в России относительно новое. Как и откуда появилась эта методика и в чём её основные особенности?
Цели, задачи и принципы. Философия Штайнера
Вальдорфская педагогика базируется на антропософии австрийского философа Рудольфа Штайнера (1861–1925). Главной целью образования, с его точки зрения, является появление на свет «мудрого человека», который преодолевает свою животную природу и раскрывает в себе божественный источник жизни. Таким образом, обучение и воспитание становятся инструментами в руках мастера, воплощающего чистый и возвышенный образ, по которому человек был задуман изначально.
Ключевым является понятие единства развивающей триады — восприятия, чувства, мысли.
Цель — развить природные способности ребёнка, помочь ему поверить в собственные силы.
Задачи и постулаты вальдорфской педагогики
- Обучение в согласии со своим внутренним миром и единстве духовного, умственного и физического развития.
- Эмоционально насыщенные, живые, пробуждающие творческую фантазию и воображение уроки.
- У детей есть не только пытливый ум, но и умелые руки и открытое сердце, и обращаться с детьми надо соответственно.
- Внимание к становлению личных качеств характера, которые подготовят выпускников к жизни в сложном и противоречивом мире. Развитие способности самостоятельного критического мышления, трепетного отношения к гармонии и красоте.
Полный потенциал личности раскрывается при прохождении через три основных возрастных этапа жизни: детство, отрочество и юность.
На каждой стадии развития интересы ребёнка, его возможности и доступные ему способы познания мира различны. В детстве приоритетно физическое тело, познание происходит через органы чувств, поэтому основной метод обучения — имитация. Малыш не должен испытывать недостаток в обилии звуков, света, цвета, ничто не должно сдерживать его движения, его должны окружать красивые вещи. У каждого возрастного периода свои потребности, понимание которых должно стать основой образовательных программ и планов. Гармоничное развитие ориентируется на развитие личности в целом, а не отдельных её граней.
Особенности подхода к образованию
У вальдорфской системы образования есть характерные черты, отличающие её от обычной школы.
Ценность индивидуальности ребёнка
В вальдорфской системе приоритетным является не столько интеллектуальное развитие, сколько ощущение внутреннего комфорта ребёнка, осознание им своей индивидуальности, обретение своего места в мире. Поэтому принципиально важно создать атмосферу детской солидарности и уважительных отношений с воспитателем, который свой авторитет у детей должен заслужить постоянным самосовершенствованием. Вальдорфская система славится своим традиционным демократизмом, здесь в почёте принцип равенства, отсутствует разделение по расовому, религиозному, материальному или другому социальному признаку. Такой подход позволяет устранить проблему психологических комплексов, в том числе комплекса неполноценности.
Вальдорфская система начинает работать с детьми, когда им исполняется три года. Группы в её детских садиках организованы по принципу большой и дружной многодетной семьи. В группе может быть до двадцати детей (от 3 до 6 лет): старшие поддерживают младших и помогают им, а малыши подражают старшим и учатся у них. В школе обучение начинается с семи лет и традиционно продолжается 11–12 лет.
Вальдорфские педагоги не являются сторонниками идеи форсированного интеллектуального развития и методик раннего обучения. В школе избегают неоправданно большой механической нагрузки на память, полагая, что трансляция извне готовых знаний — это бесполезная практика как для ума, так и для сердца. Порядок обучения и нагрузка должны быть соизмеримы с возрастными, индивидуальными особенностями развития ребёнка, поэтому логика процесса в целом должна подчиняться периодам естественной заинтересованности малыша к определённому виду деятельности. В вальдорфском детском саду не учат письму и счёту, полагая, что для маленького ребёнка более органично идти к познанию через эмоции и образы, а не абстракции в виде цифр и букв. Однако малыши много времени уделяют урокам лепки, вязания или вышивания, на которых приобретают полезные практические навыки и развивают мелкую моторику.
Игровая деятельность
Вальдорфская система считает игру одним из лучших средств организации учебного процесса. Большой арсенал игр включает в себя как несложные забавы на пять минут, так и большие сюжетные игры со свободой импровизации. В зависимости от целей и задач, стоящих перед педагогом, а также возраста его учеников, можно подобрать наиболее подходящий к учебной ситуации вариант.
Познание мира через практический опыт
Знание не должно быть оторвано от реальности, в которой живёт человек — вот ещё один тезис вальдорфского подхода. Дети ходят на экскурсии, разыгрывают спектакли, учатся печь хлеб, выращивать урожай и возводить здания.
Уроки домоводства по-вальдорфски
Лепка, приготовление пищи, вязание — этим не удивишь современных школьников. Но многие ли строят настоящие, хоть и небольшие, хижины? Или изготавливают посуду своими руками?
Костюмированные праздники
Для вовлечённости детей в мировую культуру школа любит устраивать костюмированные постановки и праздники, посвящённые тем или иным обычаям и верованиям разных народов. Перед началом каникул все классы проводят отчётные концерты для родителей и гостей школы, а в вестибюле в это время организовываются выставки одежды, которую сшили дети, мастерски изготовленных игрушек, самых аккуратных и образцовых тетрадей, глиняной посуды и т. д.
Организация пространственной среды
Вальдорфский подход к обустройству пространства не приемлет наличие современных технических устройств, таких, как компьютер, телевизор и т. д. Для полноценного и здорового развития ребёнка необходима гармоничная, творческая и спокойная атмосфера. Игровое пространство оснащается мебелью из натурального материала (деревянные столики, плетёные стульчики и кресла, открытые полки с корзинами, где лежат материалы для рукоделия); стены и окна художественно оформляются текстилём в тёплой, светлой цветовой палитре.
Вальдорфский учитель
Преподавание базируется на принципе подражания, преемственности и личного примера учителя. С 6 до 14 лет за классом закреплён один классный руководитель, каждое утро он радушно встречает детей и проводит двухчасовой урок без перемены, но и после 14 лет учащийся может рассчитывать на заботливую помощь и своевременную поддержку своего наставника. Таким образом, ребёнок всё детство и юность находится под покровительством одного человека, который успевает глубоко изучить личностные особенности и индивидуальные потребности каждого подопечного. Такая традиция обеспечивает психологическую стабильность и максимальное раскрытие творческих способностей ученика. Педагог, в свою очередь, получает дополнительный источник вдохновения и мотивации, поскольку может наблюдать конечный результат своей профессиональной деятельности.
Отказ от учебников
Учебники почти не используются, лишь в старших классах они допускаются в качестве дополнительной литературы по основным предметам. Место традиционных учебников занимает так называемая рабочая книга, аналог личного дневника, куда записывается осмысленный опыт, приобретённый школьником в процессе обучения. В первом классе вальдорфской школы дети начинают печатать буквы и рисовать формы, используя восковые мелки. Специально разработанные для детской руки, они дают достаточные силу трения и сопротивление движению на бумаге — это помогает ребёнку держать процесс письма под контролем.
Отказ от состязательности характера обучения и оценок
Оценки в конце четверти заменены детальным индивидуальным отчётом, подробной характеристикой на каждого ученика. Однако ученику, переходящему в обычную школу, выдают табель с оценками.
Внутришкольное управление
Школа во многом опирается на идею коллегиальности: решения обсуждаются совместно всеми сотрудниками, порой к этому привлекают и родителей. Этот принцип выражен здесь сильнее, чем в обычной школе, и иногда приводит к своим проблемам: коллегиальность снижает чувство индивидуальной ответственности.
Плюсы и минусы вальдорфской методики
Вальдорфская педагогическая концепция, несмотря на большое количество преимуществ перед обычной школой, всё же сталкивается со своими проблемами.
Достоинства
- Тёплая, располагающая атмосфера домашнего уюта.
- Компактные классы, в которых предлагают индивидуальный подход и пристальное внимание к каждому ребёнку.
- Отсутствие травмирующего фактора оценки, следовательно, страха перед учёбой.
- Тесный контакт и сотрудничество с родителями, консультирование и необходимая помощь.
- Для учеников занятия проводятся в увлекательной живой форме, что стимулирует познавательные и творческие способности.
- Прививаются практические навыки жизни, развиваются качества самостоятельного критического мышления, детей приучают к дисциплине и самоконтролю.
- Занятия творчеством чередуются с ручным трудом и физическими упражнениями, что позволяет распределять нагрузку плавно и гибко, не переутомляя ребёнка.
Недостатки вальдорфской педагогической модели
- В основе процесса познания, с точки зрения Штайнера, находится личный чувственно-сверхчувственный опыт, поэтому изучение наук, основанных на логике, анализе, техническом развитии и экспериментальной практике, недооценивается и вытесняется из учебной программы.
- Ученики могут иметь трудности в дальнейшем, столкнувшись с требованиями стандартной системы (например, в университете или обычной школе).
- Учение Штайнера оперирует эзотерическими понятиями, такими как «эфирные, астральные или высшие духовные тела», к которым приобщается ребёнок по мере своего духовного развития. Такой эзотерический акцент педагогической концепции Штайнера некоторые методисты считают несколько странным, кроме того, непредсказуемо опасным для интеллекта ребёнка и разрушительным для его психики.
- Успешное образование в вальдорфской школе находится в непосредственной зависимости от степени личного профессионализма и одарённости педагога.
Для каких детей вальдорфская школа станет оптимальным вариантом
Школа больше подойдёт творчески одарённым детям, нацеленным на самореализацию в этом направлении. Кроме того, школа поможет эмоционально чувствительным детям с заниженной самооценкой преодолеть комплексы, стать более коммуникабельными и открытыми. Выпускники вальдорфских школ чаще всего профессионально успешны в таких сферах, как медицина или педагогика.
Вальдорфская система обучения
Вальдорфское образование строится на оригинальных принципах, раскрывающих сущность этого подхода.
Принцип цикличности программы
Жизнь подчиняется законам ритмичности и повторения. Эти закономерности можно наблюдать в природной смене циклов года, течении времени, а традиционный образ жизни всегда был согласован с природой. Последователи Штайнера образно представляют течение времени как ритмическое чередование «вдоха» и «выдоха». На метафорической фазе «вдоха» ребёнок усваивает неведомые ему ранее знания. Фаза «выдоха» увлекает ребёнка игрой, в которой он открывает свои чувства, реализует фантазии.
Дни недели тоже складываются из последовательно сменяющих друг друга занятий — понедельник посвящён рисованию, во вторник занимаются вязанием, в среду дети увлечены лепкой, в четверг им предлагают потренироваться в мастерстве выпечки, а пятница — день генеральной уборки. Годовой цикл зависит от смены погоды, поэтому весна зовёт детей на грядки, лето — выращивать цветы, осень — собирать веточки и шишки для поделок, зима — строить всем вместе снежную крепость и проходить спортивные испытания. Такая жизнь даёт ощущение стабильности и умиротворения. Умственная деятельность утомляет и отнимает силы, считают вальдорфцы, поэтому должна ритмически должна перетекать к занятиям музыкой, живописью, гимнастикой или ремеслом.
В период начальной школы классический набор учебных дисциплин представлен в расписании в сокращённом, если не минимальном, объёме. Чтение появляется только во втором классе, до этого дети изучают буквы. В этой концепции своё понимание важности тех или иных школьных уроков: в вальдорфских школах более важными считаются дисциплины, которые в обычных школах чаще воспринимаются как второстепенные: иностранные языки, музыкальная культура, искусство, рукоделие, садоводство и т. д. Здесь доминирует убеждение, что художественная среда пробуждает живой интерес и активизирует естественные познавательные способности ребёнка.
Отдаётся предпочтение педагогической технике преподавания предметов в атмосфере художественного творчества, а не сухой интеллектуальной зубрёжке или натаскиванию без глубокого понимания. С первых дней в школе изучается два иностранных языка, благодаря чему дети приобщаются к духовному миру других народов, знакомятся с их культурными особенностями и традициями. Изучение иностранного языка, как и родного, проводится в игровой форме с песнями и стихами, театральными импровизациями на тему народных и религиозных праздников. Одновременно такие занятия ненавязчиво тренируют память, расширяют кругозор и прививают уважение к традициям предков, а также толерантность.
Фотогалерея: иллюстрации из школьной жизни
Обучение проходит по учебным эпохам с месячными циклами изучения. Предметы делятся на еженедельные и так называемые эпохальные. Такие предметы, как русский язык и литература, история, математика, физика, химия, биология и география даются в соответствии с эпохами (блоками, каждый из которых рассчитан на 3–4 недели). Под эпохами подразумеваются не исторические периоды, а скорее разные отрасли знания: эпоха минералогии, эпоха строительства и так далее. На основном уроке эпохи, который длится примерно 2 часа, учитель добивается полного погружения ребят в материал. Итогом прохождения эпохи становится отдельная тетрадь с текстами, картами и схемами.
Расписание одной из российских школ, работающей по вальдорфской системе — таблица
день недели | 4 класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Понедельник | Урок эпохи Подвижные игры Музыка Немецкий./Англ Англ./Немецкий История | Урок эпохи Англ./Нем. Нем./Англ. Ансамбль/Эвритм Эвритмия/Ансамб Литература | Урок эпохи Англ./Нем. Нем./Англ. Физкультура Физкультура Садоводство | Урок эпохи Математика Русский Пласт./ИЗО ИЗО/Пласт. Информатика | Урок эпохи Математика математика Информат./Нем. Нем./Информат. Музыка | Урок эпохи Англ./Нем. Нем./Англ. Математика Математика Физкультура Физкультура | Урок эпохи Гимнастика Музыка Русский Русский Живопись Живопись | Урок эпохи Русский Русский Нем./Англ. Нем./Англ. с/к обществознание |
Вторник | Урок эпохи Подвижные игры Немецкий/Англ. Русский Театр История | Урок эпохи Англ./Нем. Математика Обществознание Живопись Живопись | Урок эпохи Англ./Нем. Русский Математика Музыка | Урок эпохи Информат/Гитара Гитара/Информат Нем./Англ. Англ./Нем. Обществознание | Урок эпохи Литература Нем./Англ. Англ./Нем. Астрономия ИГЗ Математика | Урок эпохи Гимнастика/Нем. Гимнастика/Англ. Хор Нем./Англ. Лоза/Дерево Лоза/деоево | Урок эпохи Математика Математика Хор Обществознание с/к литература, биология,физика | Урок эпохи Обществознание Обществознание Хор Литература Физкульткра Физкультура |
Среда | Урок эпохи Подвижные игры Английск./Нем. Рукоделие Рукоделие История | Урок эпохи Нем./Англ. Русский Физкультура Физкультура Классный час | Урок эпохи Ансамбль/Дерево Дерево/Ансамбль Литература ИЗО/Рукоделие Рукоделие/ИЗО | Урок эпохи Русский Оркестр Нем./Англ. Англ./Нем. Физкультура Физкультура | Урок эпохи Русский Оркестр Англ./Информат. Англ./Информат. ИГЗ Математика | Урок эпохи Математика Оркестр Русский Хор Лоза/Дерево Лоза/дерево | Урок эпохи Обществознание Англ./Нем. Англ./Нем. Хор Живопись Живопись | Урок эпохи Нем./Англ. Математика Математика Хор с/к литература, физика |
Четверг | Урок эпохи Подвижные игры Англ./Нем. Нем./Англ. Математика Литерат. чтение | Урок эпохи Русский Математика Нем./Эвритмия Эвритмия/Нем. Музыка | Урок эпохи Русский Англ./Нем. Литература Танцы | Урок эпохи Нем./Англ. Математика Русский Литература Садоводство | Урок эпохи Обществознание Литература Живопись/Маски Живопись/Маски Ансамбль | Урок эпохи Литература Обществознание Информатика Информатика Физкультура | Урок эпохи Математика Математика Анг./Нем. Англ./Нем. Физкультура Физкультура | Урок эпохи Физкультура/Нем. Англ./Физкультура Математика с/к математика, история |
Пятница | Урок эпохи Подвижные игры Математика Англ./Нем. Литер. чтение История | Урок эпохи Русский Литература Физкультура Физкультура Оркестр | Урок эпохи Русский Математика Обществознание Англ./Нем. Оркестр | Урок эпохи Англ./Гимнастика Гимнастика/Нем. ИЗО/Дерево ИЗО/Дерево Литература | Урок эпохи Математика Классный час Русский Литература Физкультура Физкультура | Урок эпохи Русский Литература Социально- Обществознание с/к Химия Обществознание | Урок эпохи Англ./Нем. Англ./Нем. художественные История икусств | Урок эпохи Русский Русский проекты Пластицирование/переплёт Пластицирование/переплёт |
Суббота | Урок эпохи Подвижные игры Рисование Рисование История | Урок эпохи Дерево/Англ. Англ./Дерево Рукоделие Рукоделие | Урок эпохи Рукоделие/ИЗО ИЗО/Рукоделие Нем./Англ. Литература | Урок эпохи Астрономия Музыка Дерево/Пластицир Пластицир/Дерево | Урок эпохи Нем./Маски Нем./Маски Живопись/Англ. Живопись/Англ. | Урок эпохи Литература Классный час Немец./Англ. Немецк./Англ. с/к Биология | Урок эпохи Информатика Информатика Литература Литература с/к история | Урок эпохи Англ./нем. Англ./нем. Классный час Музыка Пластицирование/переплёт |
Эта таблица даёт более полное представление о специфике учебного процесса. Каждая школа имеет своё расписание с вариативностью предметов и учебной нагрузки.
Художественное творчество как средство гармоничного развития личности
Художественная деятельность ребёнка вальдорфской школы включает разнообразную и насыщенную программу: рисование, лепка, музыка, театрализованные постановки. Этой сфере жизни детей уделяется подчёркнуто повышенное внимание, поскольку именно с её помощью происходит реализация главного вальдорфского мировоззренческого принципа о восприятии человека в единстве душевного и телесного начал. Энтузиазм, увлечённость детей жизнью закладывается путём вовлечения их в художественную активность, где происходит слияние душевных порывов с каждой клеточкой тела, пробуждается глубинный инстинкт познания окружающего мира.
С первых дней пребывания в вальдорфской школе дети начинают осваивать изображение простых форм, которые они наблюдают в природе (снежинки, листики, кисть руки). В живописном рисунке поощряется обнаружение геометрических форм. Во время уроков эвритмии играют в «движение по спирали», очерчивают в беге «восьмёрку», а затем телесную память воспроизводят в живописной импровизации на уроке рисования. Во время упражнений в изучении форм учеников подводят к осознанию понятий «внешнее» и «внутреннее», просят подобрать зеркальное изображение, и тогда обычное рисование форм становится не просто увлекательным занятием, а ещё и открывает глубинные тайны мира.
Фотогалерея: художественное творчество учеников школы
Живопись прекрасно способствует исцелению эмоциональной неуравновешенности, в цвете выплёскиваются чувства возбуждения или подавленности. Легковозбудимый, импульсивный ребёнок будет рисовать в горячей палитре огненных оттенков, а индифферентный и заторможенный, скорее всего, предпочтёт спокойный и холодный синий цвет. Смысл цветотерапии в том, что внешний возбудитель отражается внутри человека противоположным внутренним эхом, то есть красный может зеркально трансформироваться в зелёный и оказать психологический эффект умиротворения. Необходимо создать ребёнку условия для самовыражения, и тогда он сам найдёт правильный путь к обретению внутренней гармонии. Таким образом, занятия живописью используются в качестве средства для корректировки темперамента и поведенческих особенностей обучающихся.
Эвритмия и гимнастика
Эвритмия основывается на чередовании и сочетании гласных и согласных звуков, которым необходимо придать зрительное воплощение в танце, песне, стихотворении, хореографической пластике или актёрском мастерстве.
Эвритмия — это визуальная речь жеста и мимики, искусство перехода внутреннего звукового напева души во внешнее движение тела, прежде всего в форме исполнения стихов и песен. Эвритмии обучают в специализированных центрах, и этот предмет включён в обязательную программу вальдорфских школ.
Диапазон занятий эвритмией очень разнообразен — от простейших одиночных ритмических упражнений в начальной школе до масштабных театральных постановок и костюмированных праздников, в которых важен принцип коллективной согласованности.
Фотогалерея: занятия эвритмией, гимнастикой, пластицированием
Цель гимнастических упражнений была сформулирована ещё Штайнером. Занятие гимнастикой призвано развить тонкое восприятие пространства и сформировать волевые качества у учеников. Начальный период школьного образования совпадает с физически-телесным этапом формирования личности, поэтому задача учителя превратить гимнастические уроки на ловкость в свободную, соревновательную игру. С шестого класса детей целенаправленно ориентируют на преодоление трудностей и развитие силы воли. Подход должен быть дифференцированным, с максимальным уважением к ребёнку и его возможностям.
Музыка — основа эстетического воспитания
Вальдорфская система полагает, что музыкальное образование должно быть полноправной и обязательной частью программы общеобразовательной школы, такой же, как чтение, математика или письмо.
Цели: развитие музыкальных способностей способствует формированию интеллектуально и социально полноценной личности, музыка поможет реализовать задачи по развитию общей культуры чувства и сформировать цельную личность.
Видео: выступление оркестра средних классов Самарской Вальдорфской школы
Выпускники вальдорфской школы владеют знаниями в области истории музыкальных стилей и направлений, общей теории музыки. Кроме того, они должны овладеть хотя бы одним музыкальным инструментом и иметь опыт игры в камерном оркестре.
Рукоделие и ремесло
Вальдорфская система воспитания настаивает на существовании связи между ловкостью пальцев и ловкостью ума. Ремесленная деятельность — это не столько практическое занятие, сколько искусство ручного творчества и методологический приём для развития гибкости интеллекта и способности к независимому критическому мышлению, профилактика тупости и косности.
Уроки ремесленного творчества
В зависимости от года обучения ребятам доверяют всё более сложные виды работы. В начальной школе дети осваивают мастерство вязания крючком и на спицах, лепки из глины и резьбы по дереву, к старшей школе овладевают премудростями шитья, работы по металлу и камню.
Игры
Как уже отмечалось выше, вальдорфская педагогика активно применяет игры в образовательном процессе.
Подвижные игры
Подвижные игры отлично соответствуют штайнеровской идее многостороннего развития ребёнка, поскольку в них задействованы и психика, и тело.
Видео: русские народные подвижные игры
Русские народные игры, адаптированные для маленьких детей, учат ребят ориентироваться в пространстве, повышают скорость реакции и ловкость, служат средством разрядки.
Райген
В вальдорфской системе практикуются хороводы в виде импровизации на тему традиционных игр предков. Популярны особые игры — «райгены», смысл которых в том, что дети в пластических подражательных движениях вживаются в роль, изображая, например, распускающийся цветок или движения разных животных, людей разной профессиональной занятости.
Игра «Солнышко»
Исходное положение: сидя на корточках, упираясь ладонями с широко раздвинутыми пальцами в пол. При этом мизинцами нужно прикасаться к своему соседу, образовывая тем самым единую цепь со всеми участниками игры. На полу появляется символический круг из пальчиков, которые напоминают лучики — это «солнце спит». Затем дети не спеша поднимаются, отрывая ладошки от пола, поднимают раскрытые ладошки к небу, образно в телесной пластике изображая рассвет.
Фотогалерея: в вальдорфском школьном образовании задействовано множество игр
Пальчиковые игры
Игры необходимы для развития мелкой моторики, создания прекрасного весёлого настроения, в основе каждой игры — песенка или стихотворение. Такие игры пришли из далёкого прошлого и прошли многовековое испытание временем, доказав свою необходимость и востребованность. Пальчиковая гимнастика развивает речь, память, гибкость пальчиков, внимание, быстроту реакции, забавные стихи снимают психологические зажимы и расслабляют. Прекрасно подойдут для пятиминуток на уроках или при проведении детских праздников.
Видео: песня «Купим мы, бабушка, тебе курочку»
Суть этой музыкальной игры-песни в том, что в каждой её строчке названо какое-либо живое существо (курочка, уточка, индюшонок и т.д.), которое дети должны изобразить через движение и жесты, причём каждой зверюшке соответствует свой жест. Все строчки несколько раз повторяются. Игра забавная и отлично развивает память.
Однако есть любопытный нюанс: с одной стороны, подобранная песенка — пример живого и весёлого упражнения для детей, с другой стороны — материал, даже с учётом его народного происхождения, вызывает некоторые нарекания с точки зрения орфоэпии русского языка (неправильные ударения и т. д.). И хотя эта песенка нередко используется при работе с детьми вообще, это подсказывает, что методы и инструменты школы требуют внимательного, осмотрительного отношения.
Особенности игрушек для детей разного возраста
Вальдорфцы критически относятся к игрушкам, изготовленным в условиях массового промышленного, бездушного и обезличенного производства из экологически вредного синтетического пластика. Предпочитают игрушки простые, сделанные вручную из природных и экологически чистых материалов. Рукотворные игрушки предполагают многовариантность использования, развивают фантазию и образное мышление ребёнка.
Воображение малыша каждый раз заново рисует авторскую сюжетную картину, он придумывает всяческие образы — здесь нет места скуке и монотонности! Материалом для кукольного творчества могут стать шишки, поленья, веточки, ракушки, жёлуди, каштаны, камушки и т. д. Рукодельная фантазия воспитателей, родителей, детей рождает трогательную куклу, сказочного гнома, волшебного эльфа или деревянную игрушку, напоминающую загорскую.
Куклы
Идея пришла из исторических глубин традиционного творчества. Прототипом вальдорфской куклы стала народная тряпичная кукла. Натуральные материалы буквально напитываются душевной энергетикой автора, а тепло рук мастера в игре передаётся ребёнку. Самой кукле присущи плавность и мягкость линий, пластичность форм, благодаря чему малыш с удовольствием обнимает и прижимает её к себе. Характерной особенностью вальдорфской куклы является принципиальное требование соблюдения пропорциональности. Классическая формула телесной гармонии: соотношение размера головы к размеру тела — одна треть от него.
Видео: мастер-класс по изготовлению вальдорфской куклы-бабочки своими руками
Правила «Золотого сечения» вальдорфской куклы:
- Геометрический центр у младенца совпадает с пупком. Длина торса, ручки и ножки составляет 1,5 диаметра головы, высота головы равна 1/4 длины тела.
- Ширину туловища определяет диаметр головы с добавлением одного сантиметра. Если увеличиваем ширину туловища на 1 см, то длина увеличивается на 4 см.
- Толщину ручки находим, посчитав 2/5 от диаметра головы.
- Высота головы у ребёнка от двух до четырёх лет составляет 1/5 тела, пяти-шести лет — 1/6.
У этих кукол — только лёгкий, едва заметный намёк на выражение лица. Это не случайная небрежность, а осознанная задумка — для того, чтобы не ограничивать свободу воображения. Ребёнок будто оживляет куклу своими мыслями и чувствами в мире фантазий. Взрослея, малыши воплощают в кукольном творении более проработанные черты её образа.
Куклы для детей от 1,5 до 3–4 лет
Самых маленьких порадуют куклы-подушки, куклы-уголки, куклы-бабочки, куклы-пеленашки и так называемые узелковые куклы.
Детям постарше можно предложить кукол, в которых уже угадываются контуры тела. По типологии это всё ещё куклы-подушки, но у них уже есть ручки, остальная часть тела имеет форму мешочка. Их называют «куколками в комбинезонах» или ласкательными куклами. Ребёнок ещё слишком мал для того, чтобы самостоятельно одевать свою любимицу, поэтому уместной будет простая жилетка или фартук. На лице уже есть вшитые глазки и ротик, волосы пока заменяет тряпичная шапочка или вязаный колпачок.
Куклы для детей 4,5–5 лет
Малыш дорос до сюжетно-ролевой игры, воображение активно вовлекает его в игру с распределением ролей. Кукла становится любимым другом, членом семьи, о котором малыш с нежностью заботится. Кукла тоже будто взрослеет, усложняется, ручки детальнее прорабатываются, становятся подвижными, появляется выраженный большой пальчик, ступни ножек.
У куколки «вырастают» волосы, ребёнок с интересом делает причёски, расчёсывает и заплетает свою «подругу». Добавляется гардероб. Одевая и раздевая куклу, завязывая шарфики, застёгивая крошечные пуговички, малыш развивает мелкую моторику пальцев рук. Ручки пришивают к основанию шеи, и кукла уже может обнимать своего хозяина.
Деревянные игрушки, пазлы, кубики
Вальдорфский стиль игрушек предполагает их многофункциональность и универсальность, и кубики не являются исключением из этого правила. Под простым и незамысловатым названием «кубики» скрываются многочисленные наборы-конструкторы строительного профиля, игровые декорации в форме гор, деревьев, мостов и дорог. Кубики помогают ребёнку экспериментировать и в увлекательной игровой деятельности познавать сложные законы физического мира, такие как равновесие и балансировка. Отличительными чертами вальдорфских кубиков являются:
- природный (дерево) и зачастую необработанный материал;
- неправильная, несимметричная форма в подражание природным линиям;
- большой размер, делающий их доступными для совсем маленьких детей;
- отсутствие прочных креплений, позволяющих ребёнку на собственном опыте познакомиться с представлениями о пропорциональной соразмерности предметов и законами равновесия.
Кубики можно включать в игровое пространство малыша уже с года благодаря их соответствию экологическим стандартам и безопасности. Они будут источником радости и вдохновения, сопровождая ребёнка в его играх до семи лет. К более сложным мозаикам-головоломкам прилагается схема, по которой необходимо складывать кубики.
Игрушки из дерева изготавливаются вручную из материала, наполненного теплом и светом, дарящего живую энергию. Такие игрушки превращаются в настоящий оберег для их обладателей. Игрушки обрабатываются льняным маслом, поэтому они не нанесут вред самым маленьким деткам, которые все тянут в рот. Моделирование частей конструкции пазлов в форме деревьев, гор, кустов птиц и животных и т. д. является частью ролевой игры дома и на улице. Ребёнок воочию создаёт волшебный мир сказочного леса, в котором обитают фигурки птиц и животных, и развивает при этом ловкость пальцев, усидчивость и терпение в достижении цели.
Фотогалерея: деревянные игрушки, кубики, пазлы
Игрушки вальдорфской школы зарекомендовали себя во всём мире.
Отзывы родителей
У меня было много знакомых, чьи дети учились в вальдорфской школе. Если все подытожить, то вывод — хорошо тем, кто 1. ищет психологический комфорт пусть даже в ущерб чему-то ещё. 2. может сам себя отлично организовывать, дисциплинировать и мотивировать к учёбе.
2 основных мифа о вальд. школе: там плохо учат и там дети не знакомы с жизнью. Это как раз неправда: все, кто хотел, поступили, куда готовились, и результаты по ЕГЭ высокие, и дети приучены думать самостоятельно и им интересно учиться; а насчёт жизни — да, там неагрессивная среда, очень дружные классы — но жизни более чем достаточно, они очень много ездят, в походы ходят, и дети из самых разных семей в социальном смысле. Известно, что вальд. дети часто выбирают профессии, требующие высокой социальности — психологи, журналисты, соц.работники и т. п., как раз потому, что они открыты к жизни и позитивно мыслят.
Отзыв. Я работаю в такой школе. Это школа и детский сад (туда ходит мой сын). Своего ребёнка не отдала бы ни в какое другое заведение. Школьников первых классов ведёт директор — из первой волны Вальдорфа, с огромным опытом, не растерянным и ни на йоту не очерствевшим (что часто бывает среди педагогов за многие годы работы). О педагогике нужно читать и смотреть. Бросается в глаза, что наши детки — живые, часто приходящие с проблемами и уравновешивающиеся здесь. Очень творческие, деятельные и взрослые, самостоятельные. И СВОИ.
Не понравилось. Совсем. Походили в сад с этой программой, потом можно было перейти в школу с этой же программой. На мой взгляд, сама идея хорошая, но мы попали, видимо, к не очень здоровым людям, правда напоминает секту. Ищите педагогов, которые действительно понимают, о чём идёт речь. Лично меня передёргивает от одного упоминания о «вальдорфской школе», насмотрелась, брррр…. Но это лично моё мнение, наверняка мне просто не повезло.
Ключевой педагогический вопрос, который ставит вальдорфская система — не в том, что необходимо знать и уметь для социальной адаптации и успешной карьеры, а в том, как развить заложенное в самом человеке, как открыть внутренние дары и сокровища. Только счастливый человек, познавший свою душу и развивший тело, способен созидать и быть гармоничным звеном социума. Вальдорфская школа продолжает оставаться преданным борцом за идеи гармоничного гуманистического развития, хотя её методы стоит использовать с осознанностью.