Занятия по аппликации в старшей группе на тему «Птицы»

Дата: 29 марта 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

аппликация птицы

Дети старшего дошкольного возраста — это маленькие первооткрыватели, исследующие и познающие окружающий мир посредством эмоционального восприятия и личного чувственного опыта. Важно, чтобы родители и педагоги активно развивали естественную любознательность и творческую инициативность ребёнка, занимаясь вместе с ним изобразительной деятельностью. Аппликация введёт малыша в мир цвета и формы, познакомит с геометрическими фигурами, даст первичные навыки пространственного моделирования, разовьёт представление о пропорции и правилах композиции.

Технические особенности, цели и задачи занятий по аппликации в старшей группе

Аппликация — это создание сюжетных или предметных композиций из прикреплённых к основе (картон, дерево, ткань) фигурных элементов или узоров, вырезанных из бумаги, сухих листьев, ткани, кожи. Разноцветная композиция может крепиться путём приклеивания или пришивания. Такой вид творческого моделирования оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой моторики, образного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка.

Старшие дошкольники благодаря кропотливой работе педагогов совершенствуют свои технические навыки работы с ножницами, что позволяет смелее и увереннее творить и экспериментировать, создавать интересные художественные образы и сюжетные композиции в жанре аппликации. Для воспитанников старшей группы нет тематических ограничений в проведении занятий по аппликации. Это могут быть известные литературные сюжеты или вымышленные истории, праздничные открытки, изображения любимых сказочных или анимационных героев, пейзажи и т. д.

Виды аппликаций по теме «Птицы»:

  • Предметная — моноизображение какого-либо образа птицы, например, утёнка, ласточки, совы и т. д.
  • Сюжетная коллективная композиция — изобразительная форма повествования о каких-то событиях с участием нескольких персонажей (перелётные птицы, пингвины на льдине, птичий двор, кормушка для птиц и т. д.).

Видео: предметная аппликация «Синица»

Развитие абстрактного мышления и умственных способностей детей этого возраста к совершению логических операций позволяет расширить и усложнить задания, связанные с конструированием из бумаги на плоскости, например, использовать симметричные приёмы вырезания и пропорциональное размещение деталей. Кроме того, усиливается способность концентрировать и стабильно удерживать внимание, продолжительность периода осознанной сосредоточенной деятельности увеличивается до 20–25 минут.

Масштабные композиции, которые основаны на развёрнутом сюжете и включают много разнообразных деталей, как правило, создаются коллективно. Подготовительный этап, во время которого вырезаются отдельные детали или фигурки, проводится в небольших подгруппах по 2–3 человека, а затем дети вместе составляют сюжетную картинку на ватмане, приклеивая подготовленные ими силуэты, попутно развивая способности пространственного мышления, а также навыки согласованных действий. При создании аппликации дети опираются как на заданную схему, так и на заранее оговорённое условие или замысел, а сам процесс коллективного моделирования формирует стремление к солидарности и взаимопомощи. Важно, чтобы дети научились соблюдать правильную последовательность работы по созданию многослойной композиции, т. е. воспитатель должен пояснить, что сначала нужно подготовить фоновый рисунок, затем поместить детали второго плана (дерево, облака, звёзды, цветы) и только потом приклеить фигуры первого плана (силуэты птиц).

Коллективные аппликации по теме «Дикие и домашние птицы»

Программные задачи:

  • Пополнить знания о свойствах и характеристиках предметов. Продолжается обучение умению находить различные геометрические формы, различать квадрат и прямоугольник по признакам равенства и параллельности противоположных сторон, улавливать разницу между овалом и кругом. Для формирования понимания геометрических закономерностей занятие аппликацией, которая позволяет сравнивать и сопоставлять детали разной формы, размера и цвета, является незаменимым по эффективности практическим приёмом.
  • Расширять диапазон цветового восприятия, т. е. не только правильно называть цвет, но и определять уровень интенсивности цвета (яркий, тусклый, светлый, тёмный), а также смешанные цвета и оттенки (голубой, розовый, фиолетовый и т. д.). Подобное совершенствование цветовой культуры позволит детям проявлять больше инициативности, свободы и самостоятельности в художественном творчестве, создавать более выразительные и колоритные образы.
  • Развивать пространственное мышление. Дети 5–6 лет испытывают трудности в определении левой и правой стороны, а такой вид художественной деятельности, как аппликация будет способствовать формированию правильного представления о пространственных понятиях.
  • Осваивать новые приёмы работы с ножницами, прежде всего, вырезание многочисленных одинаковых деталей из сложенной гармошкой продолговатой ленты (ленточная техника) и симметричного или парного вырезания из сложенного пополам листа бумаги.
  • В начале учебного года уделяется пристальное внимание развитию и закреплению навыка округлого вырезания, поскольку в средней группе дети только приступили к освоению этого нового технического приёма.
  • Следующий шаг педагогической работы будет направлен в сторону освоения эффективного метода множественного вырезания.
  • Наиболее сложной задачей будет являться обучение приёмам симметричного вырезания, поскольку детям тяжело осознать, что, вырезая половинку контура предмета или детали, можно получить цельное изображение.
  • Основное содержание работ — предметное изображение, основанное на методе плоскостного конструирования.

Навыки, которые необходимо усовершенствовать и освоить:

  • вырезать округлые силуэты;
  • вырезать множество одинаковых элементов из бумаги, сложенной гармошкой;
  • освоить приём симметричного или парного вырезания;
  • самостоятельно выполнять замысел, определять сюжетную композицию, выбирать цвет и форму, придумывать декоративные дополнения, соблюдать пропорциональное соотношение при размещении деталей;
  • развивать чувство цвета, приучать к аккуратности, воспитывать художественный вкус;
  • создавать коллективные работы.

Технические приёмы, которые используются в работе со старшими дошкольниками.

Все нижеописанные навыки по силам освоить пятилетним детям при активной целенаправленной работе с ними воспитателей или родителей.

  • Обрывная техника — приём отлично подходит для передачи иллюзии объёма, декоративной фактуры образа, добавляющей ему визуальной эффектности и яркости (облака на небе, пушистый цыплёнок, оперение птицы).
    Петушок

    Аппликация, выполненная в обрывной технике

  • Квиллинг — в буквальном переводе с английского означает перо птицы. Плоскостная или объёмная композиция складывается или дополняется декоративными спиралевидными скрученными из цветной бумаги деталями, которые прекрасно передают фактуру оперения птицы. Одной из разновидностей квиллинга является техника торцевания, которая позволяет добиться эффекта «пушистости» деталей из бумаги довольно незамысловатым и простым в исполнении способом, когда с помощью палочки бумажным квадратикам придаётся форма воронки.
  • Мозаичное выполнение аппликации — основными деталями являются фигурки геометрической формы (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник) различного размера, заранее подготовленные воспитателем, которые выкладываются внутри нарисованной схемы изображения.
  • Симметричная аппликация — заготовку, подготовленную воспитателем, с изображением силуэта детали или предмета, образа (цветочек, листочек, облачко, контур птицы без мелкой детализации) ребёнок складывает пополам, затем, придерживая сгиб сложенного листа, вырезает по контуру.
  • Многослойная техника — при создании образа детали меньшего размера накладываются на детали большей величины (снегирь из кругов разного диаметра).
  • Ленточная аппликация — такой способ очень практичен и удобен для быстрого получения множества одинаковых деталей для коллективной композиции (элементы забора, глазки, клювики, ягодки, фигуры птиц). Продолговатый лист бумаги складывается гармошкой и вырезается необходимый контур.
  • Силуэтная техника исполнения — доступна детям, которые уверенно оперируют ножницами и достигли высокого уровня ручных умений. Воспитатель или ребёнок (это может быть несложный рисунок цыплёнка или пингвина) наносит контур образа на лист бумаги или очерчивает готовый трафарет, затем вырезает.
  • Нетрадиционная — использует необычные материалы, например, пластилин, вату, крупы, макаронные изделия, поролон, ткань, яичную скорлупу, нитки и т. д. Конструирование оригинальных композиций из необычных материалов расширяет границы творческой фантазии, пробуждает вкус к художественной импровизации, развивает и тренирует ручные умения, проявляет чувство формы, цвета.
  • Аппликации из салфеток — дети с удовольствием применяют как яркое и разноцветное декоративное украшение или самостоятельный материал для создания аппликаций. В работе с ним можно обходиться без ножниц, обрывая и скатывая комочки, из которых конструируется композиция. Такой приём прекрасно развивает мелкую моторику.
  • Аппликация из ткани — особенностью работы с тканью является сложность вырезания, поскольку из ткани вырезать элементы аппликации гораздо труднее, чем из бумаги. Кроме того, материя может осыпаться по краю, что вызовет дополнительные проблемы. Поэтому такую разновидность аппликации можно прорабатывать с детьми, у которых развиты навыки свободного владения ножницами.
  • Включение в композицию сухих растений или листьев (флористика) — такой вид работы требует предварительного этапа подготовки, когда во время прогулки вместе с детьми воспитатель собирает необходимый природный материал. Во время занятий по аппликации со старшими дошкольниками можно комбинировать сухие листья разных деревьев (клён, осина, берёза, рябина и т. д.). Аппликации в жанре флористики выглядят оригинально, а из детских работ можно составить картинную галерею, которая станет достойным украшением интерьера детского сада.

Примеры работ в жанре флористики

  • Ладошковая — основой такой аппликации является силуэт обведённой карандашом ладошки малыша. Небольшие усилия и дополнительные декоративные элементы, украшающие аппликацию, превратят подобную простую заготовку, например, в сказочную причудливую птицу. Творческий подход и совместная фантазия воспитателя и детей помогут скомпоновать разноцветные силуэты ладошек всех детей в большой яркий хвост волшебной птицы или чудесный цветок, тогда такая аппликация станет символической эмблемой группы.

Планирование занятий по аппликации

В старшей группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение одного занятия по аппликации в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.

Схема занятия:

  1. Вводная часть — включает познавательную или игровую беседу мотивирующего характера, стимулирующую активность детей и настраивающую на работу с конкретным сюжетом (приблизительно 3–5 минут).
  2. Практическая часть — воспитатель объясняет и показывает последовательность и технические приёмы работы, обращает внимание детей на необходимость соблюдать осторожность во время работы с ножницами, аккуратно пользоваться клеем (3–5 минут).
  3. Самостоятельная работа детей (15–20 минут);
  4. Заключительная часть — дети рассматривают и обсуждают созданные ими аппликации или коллективную работу (3 минуты).

Стихотворения и загадки, которые можно использовать для беседы по теме «Птицы»

Аист — долог,
Аист — тонок,
Дом построил без крыльца.
Поглядите — аистёнок
Уродился весь в отца.

Он ещё похож на маму,
Та хлопочет допоздна.
Дай им, дятел, телеграмму,
С новосельем их поздравь! (В. Боков)

Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Пёрышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив-чив-чил! (А. Барто)

Белая голyбка,
Голyбая юбка,
По воде ходила,
Юбкy замочила.

Сизый голyбь говорит:
— Ах, ты, лyжа вредная!
А голyбке говорит:
— Ах, ты, моя бедная! (Н. Орлова)

Собрались гуси-лебеди
Лететь на тёплый юг,
Весёлым нетерпением
Наполнив небо вдруг.

Спешат они, прощаются
До будущей весны…
И вот уж превращаются
В растаявшие сны.

Всё меньше дни осенние
И, в ожиданье вьюг,
Мы видим птиц течение,
Спешащее на юг. (С. Козлов)

Два утёнка подцепили
Дождевого червяка,
Растянули, как резинку, —
Трах! и стало два куска…
Жёлтый вправо, чёрный влево
Вверх тормашками летит,
А ворона смотрит с ветки
И вороне говорит:
«Hевозможные манеры!
Посмотрите-ка, Софи…
Воспитала мама-утка…
Фи, какая жадность! Фи!»
Из окна вдруг тётя Даша
Корку выбросила в сад.
Вмиг сцепились две вороны —
Только пёрышки летят.
А утята страшно рады…
«Посмотрите-ка, Софи…
Кто воспитывал? Барбоска?
Фи! И очень даже фи!» (С. Чёрный)

Журавли летят
Курлы-кувы! Курлы-кувы!
Куда ваш путь? Откуда вы?
В болоте ветры стали злы.
Курлы-кувы! Кувы-курлы!
Луга пустынны и мертвы.
Кувы-курлы! Курлы-кувы!
Дрожат осины без листвы.
Кувы-курлы! Кувы-курлы!
Чернеют голые стволы.
От белых вьюг — на синий юг.
— Курлы-кувы! Курлы-кувы! —
Прощай до молодой травы! (Н. Венгров)

Милая певунья,
Ласточка родная
К нам домой вернулась
Из чужого края.

Под оконцем вьётся
С песенкой живою:
«Я весну да солнце
Принесла с собою». (И. Белоусов)

Пингвины
В далёкой, холодной
И снежной пустыне
Сидят одиноко
Пингвины на льдине.
Мечтают пингвины
Парить в облаках,
Леса и равнины
Увидеть в цветах.
А ночью им снится:
Весна наступает.
Они, как и птицы,
На юг улетают.
Ведёт их дорога,
Туда, где теплей,
Где встретится много
Хороших друзей.
На маленькой льдине
Среди океана
Дрейфуют пингвины
В далёкие страны.
Как хочется, глупым,
Им в небо взлететь,
Чтоб с ветром попутным
На мир посмотреть. (А. Мецгер)

Синичка
К нам в окно стучится птичка –
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: «У вас тепло…

А мне холодно. Обидно:
Зёрнышек нигде не видно.
Я прошу вас: вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек,

А ещё б немного сала
Мне бы в стужу не мешало…
С вами буду я дружить –
Обещайте лишь кормить.

Если вам не жалко крошек –
Созову моих подружек.
Вместе станем прилетать,
На окошке щебетать». (С. Богдан)

Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)

Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)

Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавель)

Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает. (Курица)

Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица)

Кто такой весенним днём
Сплёл рукавичку над окном,
Вывел в ней новых жильцов —
Маленьких таких птенцов? (Ласточка)

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)

На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться —
Два могучие крыла
У хозяина. (Орёл)

Проживает в странах жарких,
А в нежарких — в зоопарках.
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам. (Павлин)

В деревне есть часы такие,
Не мёртвые, а живые.
Ходят без завода,
Они птичьего рода. (Петух)

Скажи ты мне, какой чудак
И днём и ночью носит фрак? (Пингвин)

В сценарии занятия педагог указывает цели и задачи. В процессе планирования, организации и проведения занятий аппликацией со старшими дошкольниками обычно ориентируются на решение таких задач:

  • Обучение конструированию из кусочков ваты, ткани, листьев на картонной или бумажной основе, использование пластилина, дальнейшее совершенствование умений работать с ножницами, клеем и цветной бумагой.
  • Развитие самостоятельности и творческой инициативности при определении сюжета или жанра (предметная картина, пейзаж) аппликации.
  • Развитие умения слышать и понимать музыкальное или поэтическое сопровождение, которое звучит во время исполнения творческого задания. Такое интересное объединение различных способов эмоциональных и художественных инструментов воздействия нацелено на достижение всестороннего эстетического развития детей, формирование художественного вкуса и чувства прекрасного.

Конспект творческого занятия по аппликации на тему “Жар-птица». На основе конспекта занятия по аппликации «Птица счастья» Рейторовской Н.Ф.

Цель: овладение техническими навыками силуэтного вырезания, размещения и закрепления отдельных элементов материала композиции на фоне, освоение приёмов создания объёмной аппликации.

Задачи.

Развивающие:

  • Научить различать образы окружающей действительности и сказочного мира фантазии.
  • С помощью увлекательного рассказа, оригинального музыкального сопровождения, демонстрации интересных иллюстраций по теме пробудить воображение, стимулировать творческую инициативу детей и предложить им воплотить образ сказочной птицы в форме аппликации, используя яркие и необычные фрагменты декоративных деталей.

Образовательные:

  • Продолжать знакомство воспитанников с искусством изготовления объёмной аппликацией.
  • Продемонстрировать силуэтный и ленточный способ вырезания шаблона деталей.
  • Развивать такие качества, как усидчивость, внимательность, умение уверенно оперировать ножницами и контролировать действия рук.
  • Позволить каждому ребёнку проявить творческую фантазию в выборе элементов украшений, способствовать развитию художественных способностей, нестандартного мышления, самостоятельности с опорой на свободный выбор.

Воспитательные:

  • Создать комфортную эмоциональную атмосферу, воспитывать доброжелательность и желание помочь товарищам.
  • Формировать трепетное и заботливое отношение к природе, учить замечать, ценить красоту и неповторимость окружающего мира.

Подготовительный этап:

  • организация художественной галереи на тему «В поисках Жар-птицы»;
  • знакомство с картинками или репродукциями к сказочному сюжету об огненной птице;
  • чтение русской народной сказки «Жар-птица и Василиса-царевна», сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»;
  • проведение тематического занятия «Сказочная птица» по лепке и рисованию.

Материалы: готовые трафареты деталей, цветная бумага, лист картона (основа), ножницы, простой карандаш, фломастеры. Клей.

Жар-птица

Готовые шаблоны деталей для аппликации

Технические приёмы: силуэтное и ленточное вырезание, накладное приклеивание.

Сценарий занятия.

1. Вводная беседа.

— Доброе утро, ребята. Представьте, что мы оказались на сказочной поляне волшебного леса и нас с вами окружают чудесные птицы, изготовленные детьми и взрослыми (рисунки, аппликации, объёмные фигуры в технике «Оригами», лепные фигурки). Назовите, пожалуйста, птиц, которых вы узнали. А те птицы, названия которых вам не известны, наверное, живут в сказке, поэтому и называются сказочными.

— Что у этих птиц особенного, чем их облик отличается от облика знакомых вам обитателей живой природы окружающего мира?

— А чем они похожи, что у них общего?

— Каких птиц вы заметили раньше других и почему? Какие из них вам понравились больше?

— Вокруг нас много разнообразных птиц, реальных и вымышленных, но не видно главной виновницы нашего путешествия в загадочный лес — Жар-птицы. Наши далёкие предки верили, что живёт на белом свете птица, питающаяся молодильными яблоками, приносящая жизнь, пробуждение природы после долгой зимней спячки, весеннюю радость и солнечное тепло. Да и сама она осенью умирает, а весной вновь возрождается в новом золотом наряде и от её хвоста исходит сияние, которое может даже исцелять, возвращая здоровье больным. Как бы её описали, расскажите, как она выглядит (дети отвечают).

— А теперь предлагаю вам создать образ этой прекрасной птицы в виде аппликации.

(Дети рассаживаются за заранее приготовленные рабочие места.)

2. Практическая часть.

— Итак, вы сами обратили внимание на то, что несмотря на всё разнообразие, у них много общего, например, настоящие птицы из реальной жизни и необычные жители волшебных миров имеют голову, туловище, оперение, хвост и т. д.

Воспитатель наглядно демонстрирует и комментирует правильный пошаговый алгоритм действий для детей.

— Какой получится именно ваша сказочная героиня, зависит только от вашей фантазии и изобретательности, выбор цветовых оттенков и дополнительных украшений — всё это только в ваших руках. Поэтому у каждого получится своя, не похожая ни на какую другую, особенная Жар-птица. Чем оригинальнее, своеобразнее будет ваша аппликация, тем больше радости она принесёт окружающим.

3. Самостоятельная работа детей.

Дети самостоятельно работают, но воспитатель подсказывает и помогает воспитанникам, испытывающим затруднение в процессе изготовления аппликации, напоминает о необходимости придерживаться правил безопасной работы с ножницами.

Пошаговая инструкция:

  1. Обвести большой контур шаблона хвоста.
    Жар-птица

    Контур хвоста по шаблону

  2. Вырезать основу хвоста, на которую будут накладываться детали меньшего размера.
    Жар-птица

    Основа хвоста

  3. Аналогично обвести и вырезать второй силуэт хвоста меньшего размера.
    Жар-птица

    Второй силуэт хвоста, который накладывается на основу

  4. Приклеить основу хвоста к картону-фону, смазывая клеем только центральную часть.
    Жар-птица

    Смазанная клеем основа хвоста

  5. Наклеить вторую деталь хвоста птицы.
    Жар-тпица

    Хвост, состоящий из двух склеенных деталей

  6. Вырезать декоративные детали для оформления перьев, для этого сложить гармошкой ленту цветной бумаги и вырезать по шаблону деталь №1, по внешнему контуру сделать неглубокие надрезы, которые придадут эффект пышности оперения.
    Жар-птица

    Декоративная деталь № 1 для украшения хвоста

  7. Аналогично вырезать деталь № 2 и 3.
    Жар-птица

    Декоративные детали для оперения

  8. Скомпоновать декоративное украшение пера, используя накладную технику.
    Жар-птица

    Склеить все детали для оперения хвоста

  9. Приклеить перья, промазывая деталь наполовину таким образом, получим визуальный эффект объёма.
    Жар-птица

    Оформление хвоста декоративными деталями-перьями

  10. Обвести по шаблону туловище и голову птицы, вырезать.
    Жар-птица

    Туловище птицы, вырезанное по шаблону

  11. Дорисовать глаза, клюв.
    Жар-птица

    Нарисовать глаза и клюв

  12. Приклеить нижнюю часть туловища к хвосту так, чтобы оно было чуть ниже линии хвоста.
    Жар-птица

    Приклеить туловище

  13. Вырезать две детали для крыла.
  14. Надрезать по контуру и склеить (вторую деталь приклеить наполовину, кончик загнуть).
    Жар-птица

    Крыло из двух деталей

  15. Приклеить крыло к туловищу.
    Жар-птица

    Готовая работа

Ещё один вариант аппликации «Птица счастья» можно создать как коллективную работу, если на занятии по рисованию предложить каждому ребёнку разукрасить перо (вырезанное по шаблону) сказочной птицы по нарисованному карандашом узору, образцу, продуманному воспитателем. Каждый ребёнок трудится над своим пёрышком, а на занятии по аппликации всё складывается в изображение чудесной птицы.

Птица счастья

Коллективная работа

4. Заключительная часть.

Выставочная галерея для родителей и гостей группы.

— Ребята, мы создали целую стаю ослепительных Жар-птиц, давайте порадуемся этой красоте и поблагодарим друг друга. Дети рассматривают работы и высказывают своё мнение.

— Ребята, Жар-птица является символом жизни, весны, приносит долголетие и здоровье, поэтому станет замечательным подарком, в котором будет частичка вашего сердца, любви и тепла. Чем больше радости и света мы дарим другим, искренне желаем здоровья и счастья, тем больше этого душевного богатства появляется у нас. С кем бы вы хотели поделиться своим душевным теплом, кому подарите своё творение?

Схемы и поэтапное описание выполнения аппликаций

«Павлин» — коллективная работа в ладошковой технике

Материалы: шаблон туловища птицы, цветная бумага, картон для основы, конфетти, ножницы, клей.

Инструкция:

  1. Каждый ребёнок обводит простым карандашом свою ладошку на листе цветной бумаги, затем вырезает по контуру.
    Павлин в ладошковой технике

    Вырезанные силуэты детских ладошек

  2. По трафарету вырезать туловище птицы.
  3. На лист-основу в накладной технике приклеить разноцветные ладошковые силуэты, на получившийся хвост прикрепить туловище.
    Павлин в ладошковой технике

    На хвост из разноцветных силуэтов ладошек приклеить туловище

  4. Туловище украсить конфетти.
    Павлин в ладошковой технике

    Украсить аппликацию конфетти

    «Сказочный павлин» — аппликация из ткани

Материал: лоскутики ткани, шаблон, картон и ткань для основы, бисер, ножницы, клей.

Обвести по шаблону на лоскутиках ткани контуры хвоста и туловища с головой. Вырезать и приклеить на основу (картон с тканью), украсить бисером.

Сказочный павлин

Аппликация из ткани

«Петушок» из цветных салфеток

Петушок — связан с солнцем, царством света, тепла и жизни, символизирует изгнание тьмы и борьбу за правое дело (только петух справляется с вероломством хитрой лисы, обманом захватившей избушку зайки). Самый известный образ солнечной птицы связан со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке».

Материал: шаблон петушка, цветные салфетки, клей, ножницы.

  1. Распечатать или нарисовать силуэт петушка на плотной бумаге.
    Петушок из салфеток

    Шаблон

  2. Из кусочков цветных салфеток скатать яркие разноцветные шарики.
    Петушок из салфеток

    Скатать шарики из кусочков салфеток

  3. Постепенно промазывать клеем внутреннее пространство прорисованных контуров силуэта (голова, клюв, гребешок, бородка, перья хвоста, крылья, шейка, лапки) и заполнять шариками разного цвета.
    Петушок из салфеток

    Приклеить цветные шарики из салфеток

  4. Оформить фон голубыми и зелёными шариками (небо и травка). Работа закончена.
    Петушок из салфеток

    Оформить фон

«Синичка» из крупы

Материал: шаблон птицы, пшено, семечки, бумага, картон, ножницы, клей.

  1. Обвести шаблон птички, вырезать силуэт, затем приклеить на картонную основу.
    Синичка

    Вырезать шаблон

  2. Нанести клей на силуэт синички, подождать пока немного подсохнет, затем присыпать пшеном грудку, голову и спинку выложить чёрными семечками. Зёрна пшена и семечки выкладывать плотно друг к другу, чтобы не было пробелов, прижимая пальцами.
    Синичка

    Приклеить пшено и семечки

«Птицы в небо улетают» — объёмная аппликация

Материалы: шаблон птицы для симметричного вырезания, кусочки цветной бумаги разного цвета и размера (вполне подойдут обрезки), лист синего картона (основа), фломастеры, клей, ножницы.

Техника исполнения: симметричное вырезание.

Инструкция:

  1. Хорошо смять листочки цветной бумаги, затем расправить.
    Перелётные птицы

    Смять листочки цветной бумаги

  2. Сложить мятые кусочки пополам и срезать верхние уголки, получатся кроны деревьев в осенней палитре.
    Перелётные птицы

    Вырезать силуэты крон деревьев в симметричной технике

  3. Приклеить силуэты деревьев на нижнюю часть листа, создавая, таким образом, прекрасный лес.
    Перелётные птицы

    Приклеить силуэты деревьев

  4. Сложить белые прямоугольники пополам, обвести шаблон птицы простым карандашом, вырезать по контуру силуэты трёх птиц.
    Перелётные птицы

    Вырезать силуэты птиц по шаблону

  5. Приклеить одну половину силуэта птицы, вторую загнуть так, чтобы возник визуальный эффект размаха крыльев, а фигурки птичек приобрели объём. Сделать по краю крыла неглубокие надрезы, дорисовать глазики и клювики, стволы деревьев и веточки.
    Перелётные птицы

    Готовая работа

«Аист» из ватных дисков

Журавли, аисты — птицы солнца, их возвращение символизирует весеннее пробуждение жизни, долголетие, пополнение семейства, процветание. Сказки «Лисица и аист», «Журавль и аист».

Материал: ватные диски, деревянная палочка, цветной картон, красная нить, клей, фломастер.

Инструкция:

  1. Нанести клей на ватный диск и приклеить к деревянной палочке.
    Аист

    Приклеить ватный шарик-голову

  2. Приклеить второй диск по примеру первого.
    Аист

    Приклеить второй шарик

  3. Вырезать из картона клювик и приклеить между дисками, таким образом, получили голову аиста.
    Аист

    Приклеить второй шарик и клюв

  4. Повторяем шаги с приклеиванием ватных дисков к палочке, создавая туловище.
    Аист

    Приклеить туловище

  5. Вырезать из чёрного картона круг такого же диаметра, как и ватный диск, затем круг сложить пополам, смазать клеем внутри и приклеить к туловищу, получим крыло.
    Аист

    Из чёрного круга сделать крыло

  6. Чуть ниже туловища привязать красную нить и намотать на палочку (лапка), глазик дорисовать фломастером.
  7. Вот таким оригинальным украшением интерьера садика может стать наш декоративный аист.
    Аист

    Готовая работа

«Лебедь» — объёмная аппликация-открытка

Материалы: шаблон лебедя, белый лист бумаги, синий картон, клей, ножницы.

Инструкция:

  1. Обвести шаблон лебедя, получится силуэт птицы.
  2. Вырезать с помощью силуэтной техники, дорисовать фломастерами глазик.
    Лебедь

    Вырезанный по шаблону силуэт

  3. Приклеить к синему картону (основа).
  4. Вырезать полоски белой бумаги (20 см х 1 см), затем разрезать их пополам.
    Лебедь

    Вырезать полоски

  5. Склеить края получившихся полосок так, что они будут напоминать пушистые перья лебедя, придавая плоской фигуре птицы объём.
    Лебедь

    Склеить полоски за края

  6. Приклеить первый ряд перьев, начиная с края силуэта.
    Лебедь

    Приклеить первый ряд полосок-перьев

  7. Доклеить полоски, заканчивая создание образа лебедя.
    Лебедь

    Готовая работа

«Снегирь на ветке»

Предваряем занятие небольшим рассказом о среде обитания, особенностях внешнего вида (красная грудка), поясняя, почему именно эта птица является своеобразным символом зимы.

Инструкция:

  1. Вырезать по шаблону два полукруга красного и чёрного цвета, полукруг для головы, крыло и хвостик из чёрной бумаги.
    Снегирь на ветке

    Шаблоны для аппликации

  2. Нарисовать на основе синего цвета ветку рябины, приклеить красный (грудка) и чёрный (спинка) полукруг.
    Снегирь

    Приклеить два полукруга красного и чёрного цвета

  3. Приклеить голову.
    Снегирь на ветке

    Приклеить третий полукруг (голову)

  4. Добавить хвост с надрезами по краю, имитирующим оперение.
    Снегирь на ветке

    Приклеить хвост

  5. Присоединить крыло.
    Снегирь на ветке

    Присоединить крыло

  6. Вырезать кружки (ягоды рябины), используя ленточную технику.
    Снегирь на ветке

    Вырезать ягоды

  7. Приклеить ягоды, глазик. Аппликация готова.
    Снегирь на ветке

    Готовая работа

«Пингвины на Северном полюсе»

Вводная беседа «Путешествие на северный полюс»: информация о Северном полюсе, Ледовитом океане, превратившимся в ледяную пустыню, животном мире (загадки о животных станут уместной подсказкой и оживят беседу) этого сурового, морозного края. Когда дети догадались, что речь идёт о пингвинах, стоит поговорить об образе жизни, питании нелетающих птиц.

Материалы: шаблон пингвина, серебристый или голубой картон (основа), белые салфетки, цветная бумага, клей, ножницы.

Техника вырезания: силуэтная и ленточная из сложенной гармошкой бумаги (глазки, клювики, животики, силуэты пингвинов).

Инструкция:

  1. На картоне-основе нарисовать контуры ледяных гор, нанести клей на силуэты айсбергов.
  2. Оторвать уголок салфетки и приклеить к вершине горы, оставшуюся часть приклеить, полностью повторяя силуэт айсберга.
    Пингвины

    Контуры ледяных гор на основе, оформление айсбергов салфетками

  3. Аналогичным образом приклеить салфетки к оставшимся айсбергам. Произвольно оторванные мелкие кусочки салфетки приклеить в нижней части композиции (льдины).
    Пингвины

    Айсберги и льдины из салфеток

  4. Обвести шаблон пингвина на бумаге чёрного цвета. Сложить гармошкой бумагу и вырезать три одинаковые фигуры пингвинов, затем приклеить к основе.
    Пингвины

    Вырезать трёх пингвинов по шаблону из чёрной бумаги

  5. Вырезать глазики, клювики, животики и приклеить к фигуркам пингвинов.
    Пингвины

    Приклеить глазики, клювики, животики к фигуркам пингвинов

  6. Вырезать по шаблону силуэт ёлочки.
    Пингвины

    Вырезать силуэт ёлочки

  7. Используя ленточную технику множественного вырезания одинаковых фигур, подготовить звёздочки и шарики для ёлки. Затем дополнить этими декоративными деталями фон, приклеить ёлочку с шарами. Композиция готова.
    Пингвины

    Готовая работа

«Вестник весны» — накладная аппликация

Аппликация посвящена месячнику птиц, который начинается с 22 марта. Именно с этой даты издавна начинались праздничные мероприятия, связанные с ожиданием прихода весны: по старинной традиции пекли булочки в форме птичек, которые назывались жаворонками, развешивали скворешники, пели песни, устраивали хороводы, проводили игры.

Материалы: шаблоны птицы и цветов, краски, цветная бумага, клей и ножницы.

Инструкция:

  1. Вырезать птицу по распечатанному шаблону.
    Вестник весны

    Шаблон птицы

  2. Разукрасить силуэт птицы красками и приклеить к голубой бумаге (основе).
    Вестник весны

    Приклеить силуэт птицы к синей бумаге

  3. Отрезать полоску от листа бумаги зелёного цвета, скрутить в форме стебелька, вырезать листочек и приклеить к клювику.
    Вестник весны

    Приклеить стебелёк

  4. Вырезать два цветочка одной формы, но разного размера, приклеить меньший на больший, добавить серединку.
    Вестник весны

    Шаблон цветов и листочка

  5. Из кусочков ваты сделать облака. Композиция готова.
    Вестник весны

    Готовая аппликация

«Утята» — коллективная объёмная аппликация, выполненная способом торцевания и с помощью мозаичной и обрывной техники

Материал: шаблон уточки, ватман, цветная бумага, клей, ножницы, карандаши.

Инструкция:

  1. Обвести простым карандашом шаблон уточки.
    Утята

    Контур шаблона утёнка, очерченного простым карандашом

  2. Нарезать многочисленные мелкие квадратики (примерно 2х2 см) из жёлтой бумаги с помощью ленточной техники. Сделать торцовки (объёмные элементы), сжимая карандашом жёлтые квадратики в форме воронки.
    Утята

    Сделать торцовки (объёмные элементы) для уточек

  3. Приклеить получившиеся торцовки (пёрышки) на силуэт утёнка.
    Утята

    Приклеить торцовки к силуэту уточки

  4. Каждый ребёнок создаёт своего утёнка, затем вырезает по контуру.
    Утята

    Вырезать силуэты утят

  5. Оторвать голубую, синюю, розовую и зелёную бумаги и приклеить на ватман-основу.
    Утята

    Приклеить полоски, приготовленные в отрывной технике, к ватману-фону

  6. Приклеить утят, результатом коллективных усилий ребят станет симпатичное оригинальное панно.
    Утята

    Готовая композиция

«Птичья столовая» — коллективная работа о зимующих птицах

Создание композиции включает несколько этапов. Сначала воспитатель рассказывает детям о зимующих птицах и о том, что нужно им помочь пережить суровую зиму, показывает картинки, читает стихотворения и небольшие рассказы. Дети выбирают птичек, рисуют их силуэты по шаблону и разрисовывают красками, затем можно приступать к воплощению художественного замысла.

Инструкция:

  1. Нарисовать фон, деревья.
    Птичья столовая

    Подготовить фон

  2. Вырезать и приклеить кормушку.
    Птичья столовая

    Приклеить кормушку

  3. Каждый ребёнок вырезает свою птичку и приклеивает на фон.
    Птичья столовая

    Вырезать и приклеить птичек

  4. Приклеить зёрнышки (крупу) в кормушке.
    Птичья столовая

    Приклеить зёрнышки в кормушке

  5. Дорисовать сугробы.
    Птичья столовая

    Дорисовать сугрубы

  6. Ягодки рябины сделать из салфеток, затем покрасить красной краской.
    Птичья столовая

    Сделать ягодки из салфеток

  7. Ват такая красота получится в итоге.
    Птичья столовая

    Готовая композиция

Видео: объёмная аппликация «Попугай»

Шаблоны птиц

Путешествие в мир художественного моделирования из бумаги малыш начинает с наклеивания готовых деталей, подготовленных взрослыми, но со временем, овладевая разнообразными приёмами и навыками вырезания, размещения отдельных элементов материала композиции на фоне, ребёнок может выполнять всё более сложные задания, самостоятельно придумывать и воплощать оригинальные сюжеты и образы. Задача воспитателя состоит в том, чтобы развить ручные умения, пробудить воображение, стимулировать творческую инициативу детей, предложив им воплотить образы мира природы в жанре аппликации, используя классические и нетрадиционные художественные техники. Ваша фантазия может быть безгранична, а творческая игра принесёт не меньше удовольствия, чем детям.

Метки: