Занятия по конструированию из бумаги в подготовительной группе

Дата: 29 марта 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

конструирование из бумаги

Формирование развитой, многогранной, творчески активной личности — ведущая задача образования, решение которой начинается с раннего детства. Особенно важно стимулировать природную любознательность и познавательную активность дошкольника из подготовительной группы разнообразными увлекательными формами художественной деятельности. Благодаря конструированию из бумаги ребёнок откроет для себя волшебный мир разнообразия цвета и формы, познакомится с основными геометрическими фигурами, освоит первичные навыки моделирования, приобретёт начальные представления о правилах комбинаторики, разовьёт ручную умелость, а также внимание и наблюдательность.

Конструирование — в переводе с латинского означает создание модели, творческое выстраивание определённой гармоничной и целостной системы взаимоотношений между различными элементами, деталями или предметами.

Такой вид творческого моделирования как конструирование из бумаги оказывает благотворное воздействие на развитие творческих способностей, мелкой моторики, культуры трудовой деятельности, предметного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.

Конструирование из бумаги

Складывание из бумаги — это не просто забава. Это близкое и доступное детям искусство

Особенности конструирования из бумаги в подготовительной группе

Значение

  • Интеллектуальное развитие — обогащение познавательного багажа понятиями о свойствах и закономерностях окружающего мира, расширение знаний о разнообразии форм, величин и цветовых оттенков предметов, пространственном расположении объектов по законам пропорциональности. Кроме того, формируются умственные операции сравнения, обобщения, абстрактное и логическое мышление, совершенствуется образная, связная речь.
  • Нравственное воспитание — занятия пробуждают чувство товарищества, способствуют становлению таких волевых качеств характера, как инициативность, самоорганизация, сосредоточенность, целеустремлённость, умение преодолевать трудности.
  • Развитие сенсорики — конструирование опирается на чувственное восприятие и стимулирует познание свойств и качеств предметов.
  • Художественно-эстетическое развитие — формирование чувства вкуса к художественно-эстетической деятельности, благодаря которой развивается восприятие ритмической гармонии цвета и формы, конструктивной целостности и красоты окружающего мира.
  • Трудовое воспитание — развиваются технические навыки ручных умений, формируются трудолюбие и бытовая самостоятельность.

Конструирование из бумаги считается художественно-эстетическим творчеством, т. е. дети воплощают некий образ (сказочный или литературный персонаж, украшение интерьера, образы из реальной жизни), передают его характер, опираясь на цвет, форму, выражают свою эмоциональную реакцию, личное отношение к этому образу. Педагогическую практику стоит выстраивать с учётом психоэмоциональных особенностей дошкольников.

Занятие по конструированию из бумаги

Конструирование из бумаги помогает развивать художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию пространственного воображения

Особенности детского творчества

  • Субъективный характер новизны получаемого результата, т. е. продуктивная деятельность детей обладает новизной исключительно для них самих в процессе познания ими окружающего мира, проявляется в оригинальности создаваемого продукта и вариативности решений и является важнейшим фактором их интеллектуального и эмоционального развития.
  • Сам процесс создания какого-либо продукта вызывает живой интерес и приносит большее удовольствие, чем собственно результат.
  • Первоначально поведению ребёнка присуще свободное спонтанное экспериментирование, лишённое глубокого осмысления и анализа, поэтому новые действия превращаются в увлекательную лёгкую игру, не отягощённую страхом возможного поражения.

Этапы конструирования

  • возникновение замысла, в основе которого лежит творческий поиск и мыслительная деятельность;
  • исполнение, которое опирается на практическую деятельность.

Проблемные точки детского творчества, на которые необходимо обратить внимание во время занятия конструированием:

  • размытость замысла, т. е. дети не могут чётко представить структуру образа;
  • нестабильность замысла — в процессе деятельности цели меняются, т. е. создавали один объект, а получили другой, который также приносит чувство эмоционального удовлетворения;
  • чрезмерная поспешность и увлечённость исполнением, замысел при этом перемещается на второй план;
  • слабое представление о последовательности практических шагов, несовершенство навыков создания алгоритма действий и планирования;
  • отсутствие умения анализировать задачу, что может привести к примитивизации детского конструирования.

Проблемы традиционного подхода к конструированию из бумаги:

  • обучение базируется на подражательной деятельности — демонстрируется образец, показ и детальное разъяснение этапов изготовления поделки;
  • большое количество пошаговых операций, которые ребёнок может только механически запомнить и воспроизвести без увязывания всех этапов в единое целое;
  • невозможность экспериментальной апробации самостоятельно найденного ребёнком решения в силу технической сложности приёмов (складывание, надрезание), поэтому решения не носят универсальный характер и не могут широко использоваться, а привязаны к алгоритму изготовления конкретной поделке.

Эффективные методические приёмы в обучении конструированию:

  • Обучение нескольким опорным и довольно простым способам конструирования (для каждого возраста), благодаря комбинации которых можно создавать разнообразные поделки.
  • Задания проблемного характера, которые направлены на переориентацию детей с получения конечного результата (поделки) на поиск способов и средств создания новых образов с использованием знакомых приёмов.
  • Самостоятельное творчество детей (особенно для старшего школьного возраста) — задачи самостоятельного конструирования по произвольному замыслу.

Основная задача конструирования по замыслу для старших дошкольников — сформировать независимое творческое конструирование, проявляющееся в умении самостоятельно изготавливать оригинальные образы, изобретать нестандартные способы, находить необычные решения, комбинировать изученные приёмы, выбирать материал по цвету, форме.

Принципы системы обучения конструированию:

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, которые развивали качества согласованности и ответственности поведения;
  • взаимосвязь с ролевой или театрализованной игрой, рисованием, аппликацией и т. д., что способствует повышению уровня осознанности действий, заинтересованности, развитию творческого мышления и речи.
Занятие по конструированию

Каждый ребёнок создаёт поделку, которая станет частью коллективного проекта

Технические приёмы работы:

  • сминание и разрывание (три-четыре года);
  • сгибание и разрезывание (с пяти лет).

Разновидности конструирования из бумаги:

  • Оригами — традиция, пришедшая из Японии, техника получения изделия путём многократного сгибания. Оригинальная поделка из бумаги — трогательный подарок с символическим смыслом и проявление сердечного отношения.
  • Киригами — техническое сочетание приёмов складывания и вырезания (силуэты декоративных цветов и снежинок, разнообразные фигурки). Обе эти техники требуют концентрации внимания, дисциплинированности, трудолюбия, усидчивости и точного следования определённому порядку действий.
  • Скульптура из бумаги (осваивается детьми старшего дошкольного возраста) – изготовление широкого спектра разнообразных поделок как по тематике, так и по конструктивному решению путём сочетания самостоятельно созданных детьми разных форм.
Поделка из бумаги

«Весенний букет» в технике киригами

Планирование и методика обучения конструированию из бумаги воспитанников подготовительной группы

Этапы обучения

Этап 1 (5 занятий) – освоение новых приёмов и способов конструирования объёмной скульптуры.

Приёмы создания объёмной скульптуры, которые осваивают и совершенствуют дети в подготовительной группе:

  • закручивание круга в форму конуса (приземистый);
  • закручивание полукруга в конус (стройный);
  • трансформация квадрата в куб или кирпичик способом складывания и надрезания;
  • плетение из бумажных полосок и ленточек (новый способ).

Методика:

В начале занятия дети изучают и закрепляют новый технический приём без привязки к конкретному образу, а затем самостоятельно изготавливают различные модели из бумаги, используя основные способы, трансформируя их и дополняя произвольными деталями. Для эффективного изучения новых приёмов используются игровые сюжеты волшебного превращения плоской фигуры в объёмную (как квадрат превратился в кирпичик). Заметим, что игровая линия не предусматривает показа, а ограничивается лишь словесными формулировками и описанием, например:

«Красный круг так расхрабрился, взял и пополам сложился, половинки приподнял, в конус закрутил и встал».

  • На первом занятии на основе низкого конуса дети могут создавать такие поделки, как колокольчик, зонтик, грибочки, лягушку, шапочку, лукошко и др.
  • На втором занятии, используя высокий конус как основу, дети конструируют ёлочку, колпак петрушки, ракету, цветок, лису с сачком и др.
  • На третьем занятии дети техникой «плетения» создают разноцветный коврик, сумочку, вазочку для цветов, коробочку и др.
  • На основе коробочек кубической и брусковой формы (четвёртое и пятое занятия) дети конструируют грузовую машину, автобус, домик, телевизор, стол, кухонную мебель, мордочки для кубикового театра и др.

Примеры детских работ (фотогалерея)

Второй этап (5 занятий) – решение проблемных задач.

Занятия выстраиваются в соответствии с логикой усложнения заданий.

Первые два занятия — индивидуальная работа с поиском своего решения задачи. Воспитатель показывает разнообразные варианты конструкций строений и предлагает проанализировать и обозначить известные детям способы трансформации плоской фигуры (круг, квадрат) в объёмную (куб, конус, кирпичик) путём закручивания и надрезания. Затем дети выбирают заинтересовавшее их строение и пытаются самостоятельно по образцу воспроизвести конструкцию. Результатом может стать коллективная композиция «Наш город» из домов разных конфигураций и этажности.

Второе занятие — педагог озвучивает условия, которым должно соответствовать изделие, например, нужно сделать столик: обеденный, журнальный или письменный, с овальной или прямоугольной поверхностью, определённой высотой и формой ножек.

Поделки по теме «Мебель»

Ребёнок ищет индивидуальное решение общей задачи, например, создаёт предметы мебели, украшая их орнаментом

Третье занятие — работа в парах по изготовлению одной поделки для коллективной композиции. Воспитатель демонстрирует скульптуры животных, состоящих из нескольких деталей разного размера в форме конуса, воспитанники должны определить способ комбинирования и трансформировать путём сплющивания или надрезания один из конусов. Эту задачу дети должны выполнить самостоятельно.

Четвёртое занятие — педагог называет два приёма, которые освоены детьми, (скручивание конуса и отгибание углов) и формулирует задачу создания образа одного из героев сказки «Теремок» по выбору детей.

Пятое занятие — объединение нескольких новых приёмов и одного их освоенных в старшей группе, например, создание цилиндра из прямоугольника. Воспитатель оговаривает только тему, например, «Железнодорожный транспорт», вместе с детьми обсуждает возможные варианты поделок (вагончики, рельсы, здание вокзалов и станций) и объединения их в единую сюжетную композицию. Дети работают в подгруппах из четырёх-пяти человек, сами выбирают материал, придумывают способы конструирования, комбинирую известные им приёмы.

Третий этап (несколько занятия и самостоятельная работа детей вне формата плановых занятий) – дети конструируют коллективные композиции, опираясь на свой опыт создания поделок из бумаги.

Примеры творческих идей и коллективных работ, выполненных детьми (фотогалерея)

Шаблоны для конструирования из бумаги (фотогалерея)

Планирование занятия по конструированию из бумаги

Примерные общеобразовательные программы для дошкольных образовательных организаций ориентируют на получасовую продолжительность непрерывного занятия в подготовительной группе с перерывами на физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5–10 минут. Занятия по конструированию рекомендуется проводить один раз в две недели.

Схема проведения занятия:

  1. Подготовительная организационная часть — беседа мотивирующего и развивающего характера, которая сопровождается демонстрацией наглядного материала, чтением стихов и загадок, прослушиванием фрагмента музыкального или литературного произведения (примерно 5 минут).
  2. Практическая часть — воспитатель показывает и объясняет детям что и как они должны сделать (3–5 минут).
  3. Самостоятельная работа детей над созданием аппликаций (примерная продолжительность 20–25 минут).
  4. Заключительная — показ и анализ детских работ (3–5 минут).

Пример обыгрывания задания в организационной части.

Воспитатель обращает внимание детей на геометрические фигуры и начинает рассказывать забавную историю.
«Был летний день. Братья-круги сидели на лавочке. Вдруг, откуда ни возьмись, интересная фигура — конус. Подкатился он к кругам, да и говорит: «Рад видеть вас, братья!» Удивились круги и спрашивают: «Какие же мы с тобой братья?» Рассмеялся конус и воскликнул: «Как же вы меня не узнали! Я тоже круг, только взял да и превратился в конус». — «Как же тебе это удалось?» — спросили круги. — «Очень просто», — отвечал маленький красный конус и запел свою песенку:

Есть у бумажного кружочка
Как раз посередине точка.
Надрез к ней сделай, мой дружок,
И в конус скручивай кружок.

В сценарии занятия педагог указывает цели и задачи.

В процессе планирования, организации и проведения занятий по конструированию со старшими дошкольниками обычно ориентируются на решение таких задач:

  • Продолжать знакомить детей со способами техники бумажной скульптуры.
  • Знакомить детей со способами закручивания круга в конус, трансформации квадрата в куб или кирпичик, плетения из бумажных полосок и ленточек.
  • Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок.
  • Активизировать воображение детей.
  • Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.

Конспект занятия по конструированию из бумаги по теме «Домики для гномов» (автор Немыслова О.В.)

Задачи:
  • продолжить знакомить детей со способами техники бумажной скульптуры;
  • продолжить учить делить лист бумаги на квадраты, делать из него объёмные предметы (домики), с помощью деталей передавать сказочный колорит;
  • активизировать воображение детей;
  • совершенствовать навыки работы с ножницами и бумагой;
  • приучать экономно расходовать материал, воспитывать аккуратность в работе, внимательное отношение к просьбам товарищей.

Материал: квадратные листы цветной и белой бумаги (20×20 см) для дома, полоски цветной бумаги (10×10 см) для крыши, обрезки и мелкие полоски цветной бумаги — для украшения, образец, ножницы, карандаши, клей, письмо от гномов.
Организация рабочего места: Дети сидят парами, материал лежит на подносах посередине стола, обрезки и мелкие полоски бумаги в отдельной коробке. Перед каждым ребёнком кисть, ножницы, простой карандаш, баночка для клея.

Ход занятия.
1.Организационный момент.
— Ребята, сегодня утром для нашей группы пришло письмо от знакомых гномов. Вот оно (дети рассматривают красочно иллюстрированное письмо). Они в письме благодарят нас за альбомы и книжки с картинками, которые мы для них уже сделали. Пишут, что им очень нравится наша группа, потому что вы очень дружные и весёлые ребята, и просят построить для них дома, чтобы они могли поселиться у нас в группе.

2. Показ способов работы.
— Посмотрите, ребята, вот такой домик получился у меня.
— Из какого материала он сделан? (Из бумаги)
— Правильно, домик сложен из бумаги, разделённой на много квадратов Давайте вспомним, как разделить лист на квадраты.
— Итак, берём лист квадратной формы. Складываем лист пополам, цветной стороной наружу, совмещаем углы и стороны. Складываем от себя, проглаживаем линию сгиба ладошкой. Чтобы стены дома получились ровными, ещё раз проглаживаем линию сгиба верхней частью ножниц. Теперь разворачиваем лист и оба верхних края по очереди прикладываем к середине, к линии сгиба. Новые линии сгиба приглаживаем ножницами. Снова разворачиваем лист и складываем его пополам, края прикладываем к линии сгиба. С одной и с другой стороны по линии и сгиба делается надрез на один квадратик.
(Дети самостоятельно выполняют этап работы, воспитатель следит за ходом и по необходимости помогает)
— Что предстоит нам сделать теперь? (сложить выкройку)
— Правильно, из готовой выкройки сложим домик: сначала надо сложить два средних надрезанных квадрата, затем на них наложить два крайних. (На стенах домика дети намечают карандашом место для окон и дверей, затем вновь раскладывают выкройку)
— Ребята, гномы очень разные человечки, так давайте и домики у них будут тоже разные, не похожие один на другой, давайте по-разному украсим домики, чтобы гномы их не путали.
(Дети самостоятельно наклеивают на дома элементы украшения. В процессе работы воспитатель помогает детям справиться с заданием, тем, кто украсил дом, напоминает, как надо его склеить).
— Ребята, как правильно поступить, чтобы получилась у домика красивая крыша (сложим цветную полоску бумаги пополам и приклеим её)
3. Самостоятельная работа детей.
4. Оценка работы.
Дети рассматривают готовые домики на столе. Воспитатель обращает внимание на аккуратность склеивания поделки, на чёткость линии сгиба, оригинальность украшения домиков.
— Посмотрите, в каких ярких и нарядных домиках будут жить гномы.

Видео: конспект НОД по конструированию из бумаги в подготовительной группе

Программа кружка по оригами в подготовительной группе

Цель программы – развитие творческих способностей и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста путём ознакомления их с искусством модульного оригами.
Программа кружка «Модульное оригами» рассчитана на 33 часа (1 год обучения в подготовительной группе, 1 занятие в неделю по 1 часу), в ходе которого предполагаются как групповые занятия, так и оказание педагогом индивидуальной помощи каждому ребёнку.
Содержание программы
  1. Теоретическое занятие «Знакомство с оригами» (история направления, виды).
  2. Знакомство с понятием «базовые формы» и их применение в технике оригами.
  3. Изготовление базовой формы «квадрат» и изделий на её основе.
  4. Знакомство с условными обозначения в оригами.
  5. Термины, принятые в оригами. Кармашек (кошелёк).
  6. «Стилизованный цветок». Работа с базовой формой «Треугольник».
  7. «Лисёнок и собачка». Изучение разметки сгибанием. Знакомство с понятие о графических изображениях, их назначением. Планирование работы с опорой на графические инструкционные карты.
  8. «Яхта и пароход». Знакомство с приёмами чтения схем оригами. Упражнения на деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части.
  9. «Стаканчик». Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические).
  10. «Синица и снегирь». Создание композиции «Птицы в лесу». Планирование работы по составлению композиции. Оформление изделия. Выставка работ.
  11. «Кролик и щенок». Ознакомление с новой базовой формой. Чтение схем складывания изделий в технике оригами. Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги.
  12. «Утка». Повторение названий базовых форм. Повторение правил пользования ножницами. Изготовление поделки. Оформление изделия, выставка.
  13. «Сказочные птицы». Составить образы сказочных птиц, оформить композиции с этими сказочными персонажами.
  14. Создание композиции «Домашние птицы на лужайке». Заготовка изделий и составление панно.
  15. Рыбка и бабочка. (Теория и практика.) Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
  16. «Лилия». Изделие, складывающееся из одинаковых деталей — модулей.
  17. Создание композиции «Водоём». Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
  18. Жаба. (Теория и практика.) Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приёмами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.
  19. «Стрекоза». Выбор базовой формы. Беседа о насекомых живущих вблизи водоёмов. Декоративное оформление изделия.
  20. Создание композиции «Островок в пруду». Составить композицию, работая в группе. Организация выставки работ детей.
  21. «Пароход». Складывание заготовки вдоль и поперёк, вкладывание боков. Украшение работ узорами на выбор.
  22. «Подводная лодка». На основе базовых форм путём сгибания меньших сторон прямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных частей, характерных для изделия.
  23. Создание композиции «В море», подготовка её к выставке.
  24. Изготовление открытки «Букет гвоздик» путём складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
  25. Создание композиции «Бутоны роз» путём складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
  26. «Подснежник» путём складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
  27. «Парусный кораблик». Работа с базовыми формами и техникой сгибания меньших сторон прямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных декорирующих частей, характерных для изделия.
  28. «Весёлое письмо». Складывание фигур по диагонали путём захвата маленького треугольника без использования базовых форм.

Схемы для оригами (фотогалерея)

Конспект занятия по оригами в подготовительной группе по теме «Рыбка» (автор Тасмиля Н. Б.)

Задачи:
— Учить детей складывать угол ступенькой (угол вперёд, потом назад), уметь аккуратно работать ножницами — делать надрезы, распушить хвост. Вспомнить базовую форму «двойной треугольник».
— Развивать у детей мыслительную деятельность, умение дополнять свою работу цветными карандашами, фломастерами. Закрепить знания о геометрических фигурах: квадрат, треугольник, углы верхние и нижние, уметь ориентироваться на листе бумага.
Оборудования: волшебный сундучок, поделка «рыбка», ножницы, простой и цветные карандаши, лист квадратной белой бумага размером 20×20, шаблоны.
Ход занятия.
1. Организационная часть.
В воде живёт, немой слывёт. Одета в латах, спит в зелёных палатах, на обед червячок — и молчок… (рыбка).
Из волшебного сундучка появляется «золотая рыбка». Вспомнить в каких сказках она присутствует, какие роли (положительные или отрицательные) исполняет.
Хорошо ребята, а сейчас приступим к работе. На столах лежит все необходимое к работе: шаблоны, ножницы, простой и цветные карандаши.
2. Практическая часть.
Все готовы, внимательно слушаем.
Вначале мы изготовим знакомую нам базовую форму «двойной треугольник».
Таня, выйди и покажи нам это делается. Девочка самостоятельно изготавливает базовую форму, т. к. дети знакомы с ней со старшей группы.
Садись, далее продолжу я. Для этого мне нужно на нашем треугольнике нарисовать, пометить хвост и плавники. На поделке, в увеличенном виде на доске показываю, рисую хвост и плавники.
Затем по отмеченным линиям вырезаю точно, не срезая лишнего. Дорисовываю простым карандашом туловище, глаза, рот. Цветными карандашами или фломастерами разукрашиваю поделку, не выходя за линии. Вот и готовая поделка «рыбка золотая «.
3. Самостоятельная работа.
Предлагаю детям приступить к работе.
Новеньким помогаю в складывании формы, слежу за правильным загибанием углов и изображения хвоста и плавников. Провожу пальчиковую гимнастику «Рыбка»
Рыбки весело резвятся.
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом).
После гимнастики дети продолжают работу в оформлении поделки. Воспитатель оказывает посильную помощь, следит за последовательностью в работе.
4. Подведение итогов.
По истечении времени на доске появляется огромное море, в котором размещаются работы детей. Дети анализируют свои работы, делятся своими впечатлениями. Воспитатель желает детям, чтобы в их жизни попалась тоже им «золотая рыбка», которая исполнит только одно заветное желание. В конце занятия дети высказывают свои желания.

Работы в технике оригами (фотогалерея)

Видео: занятие по оригами в подготовительной группе

Схемы и идеи конструирования в подготовительной группе

«Рыбка» в технике бумагоплетения

Инструкция:

  1. Из полосок для квиллинга начинаем плести ромбик способом перекрёстного плетения.
    «Рыбка»

    Из полосок для квиллинга начинаем плести ромбик

  2. Когда появился ромбик, склеиваем кончики.
    «Рыбка»

    Сплести ромбик и склеить концы

  3. Ножницами вырезать полукруглую форму плавников.
    «Рыбка»

    Готовая фигурка

«Рыбки» — фигурки из бумаги в технике киригами

Материалы: двухсторонняя цветная бумага, фломастеры, оборудование и инструменты.

Инструкция:

  1. Вырезать квадрат, сложить по диагонали, развернуть, затем к линии образовавшегося сгиба завернуть уголками внутрь две стороны как показано на фотографии.
    «Рыбки»

    Загнуть уголками к линии сгиба две стороны квадрата

  2. Снова сложить квадрат по диагонали и сделать параллельные надрезы до линии сгиба.
    «Рыбки»

    Прорезать полоски до линии сгиба

  3. Склеить деталь корпуса рыбки так, чтобы она приобрела объёмную форму, вырезать детали для глаз, плавничков и хвоста.
    «Рыбки»

    Придать фигуре объём

  4. Приклеить все мелкие дополнительные детали и разрисовать фломастером.
    «Рыбки»

    Приклеить плавники, хвостик и глазки

  5. Вот так легко и быстро можно сконструировать ярких и разнообразных рыбок для целого аквариума или композиции на морскую тематику.
    «Рыбки»

    Коллективными усилиями можно смастерить рыбок для целого аквариума

«Два лебедя» — сюжетная композиция из бумажных фигур в технике киригами

Работа по созданию композиции может быть приурочена к Международному дню птиц (1 апреля) и стать практическим занятием в рамках тематики о перелётных птицах, их возвращению из тёплых краёв и наступлению долгожданной весны. Детям будет интересно узнать, почему эти благородные и грациозные птицы в культуре разных народов воспринимаются как символ верности.

Материалы: цветная бумага, инструменты и оборудование.

Инструкция:

  1. Вырезать из белой бумаги прямоугольник (20х15 см), затем сложить его пополам.
    «Два лебедя»

    Сложить прямоугольный лист пополам

  2. Обвести шаблон и вырезать по контуру силуэт птицы, прочертить полоски примерно по 1 см и сделать надрезы по линии сгиба.
    «Два лебедя»

    Обвести шаблон и вырезать силуэт по контуру. сделать надрезы

  3. Хвостик загнуть внутрь заготовки.
    «Два лебедя»

    Загнуть хвостик внутрь

  4. Края подтянуть к грудке фигурки и зафиксировать клеем.
    «Два лебедя»

    Зафиксировать края клеем

  5. С обеих сторон приклеить детали глаз и клюва.
    «Два лебедя»

    Приклеить глазки и клюв

  6. Аналогично смастерить чёрного лебедя, поместить поделки на синем картоне, дополнить композицию лилиями (конструкция из простых конусов).
    «Два лебедя»

    Готовая сюжетная композиция

«Лебедь» — силуэтная конструкция из бумаги и салфетки

Инструкция:

  1. Вырезать из плотной бумаги в силуэтной технике две фигурки лебедя.
    «Лебедь»

    Вырезать два силуэта лебедя

  2. Склеить два силуэта по верхнему краю так, чтобы фигурка была устойчивой, сложить салфетку гармошкой и протянуть её через надрез, завернуть вверх и распушить крылья.
    «Лебедь»

    Готовая фигурка

«Ласточка» — объёмная фигурка из бумаги

Материалы: шаблоны, цветная бумага, инструменты и оборудование.

Инструкция:

  1. Вырезать необходимые детали по шаблону.
    «Ласточка»

    Вырезать детали по шаблону

  2. Короткую полоску из чёрной бумаги завернуть в форме цилиндра и скрепить с помощью степлера или клея. Деталь туловища (длинная полоска с раздвоенным хвостиком) завернуть, придавая объём, и скрепить.
    «Ласточка»

    Завернуть детали для головы и туловища и закрепить

  3. Приклеить белые декоративные детали к брюшку и голове.
    «Ласточка»

    Приклеить белые декоративные детали

  4. Соединить голову и туловище. Оформить голову, приклеив глаза и клюв, затем приклеить крылья к корпусу.
    «Ласточка»

    Склеить голову и туловище, оформить голову глазками и клювиком

  5. Ласточка готова к полёту.
    «Ласточка»

    Готовая поделка

«Птица счастья» — с элементами конструирования из подручного материала

Материалы: шаблоны птицы, цветные карандаши, наклейки, яблоко, салфетка, инструменты и оборудование.

«Птица счастья»

Материалы для поделки

Инструкция:

  1. Разрисовать цветными карандашами шаблоны деталей для фигурки птицы.
    «Птица счастья»

    Разрисовать силуэт птицы

  2. Вырезать силуэт и украсить птичку с помощью наклеек.
    «Птица счастья»

    Украсить силуэты птички

  3. Положить яблоко на салфетку, собрать салфетку пучком и закрепить резинкой (тело птички), распушить хвостик.
    «Птица счастья»

    Из яблока и салфетки сделать туловище

  4. Приклеить голову и крылья, чудесная фигурка птицы готова стать домашним оберегом и символом счастья и процветания.
    «Птица счастья»

    Готовая работа

«Зимняя прогулка» — объёмная сюжетная композиция из плоских деталей

Материалы: шаблоны, тонкий картон, простой карандаш, краски, инструменты и оборудование.

Инструкция:

  1. Обвести простым карандашом силуэты деталей по шаблону, вырезать и разукрасить детали белой и синей краской.
    «Зимняя прогулка»

    Вырезать и разукрасить детали

  2. Дорисовать чёрным фломастером глазки и носики.
    «Зимняя прогулка»

    Нарисовать глазки и носики чёрным фломастером

  3. Собрать детали фигурок.
    «Зимняя прогулка»

    Начать сборку деталей

    «Зимняя прогулка»

    Собранные фигурки

    «Зимняя прогулка»

    Собранные фигурки композиции

  4. Можно оживить композицию фигурками из конструктора «Лего», тогда игра станет по-настоящему увлекательной.
    «Зимняя прогулка»

    Готовая композиция

«Алёнушка» — бумажная скульптура на основе конуса

Материалы: шаблоны, цветная бумага, инструменты и оборудование.

«Алёнушка»

Шаблоны

Инструкция:

  1. Распечатать и вырезать шаблоны. Обвести контуры деталей на цветной бумаге и вырезать.
    «Алёнушка»

    Вырезать детали для фигурки

  2. Приклеить полоски на большую полукруглую деталь сарафана.
    «Алёнушка»

    Приклеить полоски к сарафану

  3. Свернуть и склеить эту деталь в конус (сарафан).
    «Алёнушка»

    Свернуть и закрепить клеем конус

  4. Свернуть два маленьких конуса (рукава).
    «Алёнушка»

    Сформировать два маленьких конуса (рукава)

  5. Приклеить рукава к сарафану.
    «Алёнушка»

    Приклеить рукава к сарафану

  6. Вырезать и приклеить белый круг на силуэт косынки и прорисовать черты лица.
    «Алёнушка»

    Вырезать, приклеить круг на платочек и прорисовать черты лица

  7. Смазать клеем две детали косынки и приклеить к сарафану. Бумажная скульптура нашей сказочной героини готова.
    «Алёнушка»

    Готовая фигурка

  8. Вот такой ансамбль Алёнушек получился у детей.
    «Алёнушка»

    Вот такие красавицы получились у детей

«Домики» — модель для игр

Инструкция:

  1. Вырезать шаблоны. Прорезать отверстия для окон и дверей, затем разукрасить фасады домов цветными карандашами.
    «Домики»

    Вырезать шаблоны

  2. Согнуть по линии, обозначенной пунктиром, и склеить конструкции.
    «Домики»

    Согнуть по пунктирной линии и склеить

  3. Получился современный коттеджный посёлок.
    «Домики»

    Готовые модели домов

«Сруб из брёвен» — модель традиционного домостроительства

Инструкция:

  1. Сложив гармошкой стандартный лист бумаги, вырезать одинаковые прямоугольники из тонкой бумаги.
    «Сруб»

    Подготовить прямоугольники для брёвен

  2. По краю пройти кисточкой клея или клеем-карандашом и закрутить на карандаш в форме трубочки (брёвна).
    «Сруб»

    Скрутить трубочки (брёвна)

  3. Приготовив достаточное количество строительного материала, приступить к строительству сруба, укладывая брёвна в перекрёстной технике, проклеивая места сборки.
    «Сруб»

    Приступить к сборке

  4. Из картона вырезать крышу, которая должна выступать за стены дома, и боковые стойки.
    «Сруб»

    Из картона сделать крышу

  5. Установить крышу и украсить домик.
    «Сруб»

    Готовая конструкция

«Пожарная машина» — поделка из коробок

Материалы: коробки, цветная бумага, оборудование и инструменты

«Пожарная машина»

Материалы для конструирования машины

Инструкция:

  1. Разрезать маленькую коробку и склеить в форме кабины, обклеить обе детали цветной бумагой.
    «Пожарная машина»

    Склеить кабину и обклеить цветной бумагой

  2. Дополнить поделку деталями (лестница и окошки из серебристого картона, мигалка из колпачка для ручки), склеить кабину и кузов, приклеить колёса, вырезанные из картона.
    «Пожарная машина»

    Готовое изделие

«Танк» — поделка из спичечных коробков

Материалы: заготовки из бумаги, три коробка, заготовки для гусениц, инструменты и оборудование.

«Танк»

Материалы и заготовки

Инструкция:

Склеить два коробка, обернуть бумагой и ещё один для башни. Приклеить детали для гусениц, звёздочку, крышку от пластиковой бутылки и трубочку (дуло).

«Танк»

Готовые поделки

«Кораблик» — подарок папам

Материалы: коробка от зубной пасты, цветная бумага, картон.

Инструкция:

  1. Намазать клеем широкую грань коробки и приклеить, затем последовательно проклеить и обернуть белой бумагой всю коробку (корпус корабля).
    «Кораблик»

    Обернуть коробку белой бумагой

  2. Приклеить полоски картона по двум широким граням так, чтобы края выходили за пределы корпуса.
    «Кораблик»

    Приклеить полоски

  3. Скрутить и склеить мачту.
    «Кораблик»

    Скрутить с склеить мачту

  4. Сделать основание с надрезами для крепления к основе.
    «Кораблик»

    Сделать основание для крепления

  5. Полоски картона склеить, приклеить мачту, вставить нитку для флажков в надрезы на мачте и между полосками картона, зафиксировать.
    «Кораблик»

    Склеить полоски, установить мачту

  6. Вырезать ленточным способом заготовки для иллюминаторов и флажков.
    «Кораблик»

    Заготовки для иллюминаторов и флажков

  7. Приклеить кружочки, вырезать флажки.
    «Кораблик»

    Приклеить кружочки

  8. Склеить флажки, чередуя по цвету и форме. Кораблик готов.
    «Кораблик»

    Готовая поделка

«Парусник» из спичечных коробок

Инструкция:

  1. Склеить три коробка и отрезать полоску бумаги шириной соответствующей спичечному коробку, по длине равной широкой стороне стандартного листа.
    «Парусник»

    Склеить три коробка

  2. Обклеить конструкцию.
    «Парусник»

    Обклеить конструкцию

  3. Отрезать полоску (примерно 2 см) цветного картона и сложить пополам.
    «Парусник»

    Отрезать полоску и сложить пополам

  4. Приклеить полоску картона (нос), вырезать нижнюю часть корпуса корабля.
    «Парусник»

    Приклеить нос и вырезать дно

  5. Склеить основу и днище корабля.
    «Парусник»

    Приклеить дно

  6. Скрутить стандартный лист (мачта).
    «Парусник»

    Скрутить мачту

  7. Приготовить паруса и флажок.
    «Парусник»

    Приготовить паруса и флаг

  8. Сделать отверстие в основе, вставить мачту, установить паруса и прикрепить флажок. Такой красавец получился.
    «Парусник»

    Готовая поделка

«Пароход» в технике оригами

Инструкция:

  1. Сложить стандартный лист по диагонали, отрезать лишнюю полоску, полученный квадрат сложить по другой диагонали пополам и определить центр квадрата.
    «Пароход»

    Дважды сложить квадрат по диагоналям и развернуть

  2. Развернуть деталь и загнуть все углы к центру, получим маленький квадрат.
    «Пароход»

    Загнуть все углы к центру, получится квадрат

  3. Перевернуть маленький квадрат и повторить операцию.
    «Пароход»

    Перевернуть квадрат и повторить операцию

  4. Ещё раз перевернуть и завернуть углы к центру.
    «Пароход»

    Ещё раз перевернуть и вновь загнуть углы к центру

  5. Перевернуть заготовку и положить перед собой в позиции ромба, верхний и нижний угол распрямить, а боковые углы раздвинуть, кораблик с трубами готов.
    «Пароход»

    Перевернуть заготовку, два угла развернуть, в боковые раздвинуть

«Самолёт» — объёмная фигура из цилиндра и конуса

Инструкция:

  1. Вырезать шаблоны деталей для самолёта.
    «Самолёт»

    Шаблоны для самолёта

  2. Обвести силуэты деталей на двухсторонней цветной бумаге и вырезать.
    «Самолёт»

    Вырезать детали из цветной бумаги

  3. Свернуть цилиндр для фюзеляжа и конус для носовой части, склеить, затем приклеить хвост, крылья и шасси.
    «Самолёт»

    Готовая конструкция

«Осеннее дерево» — киригами из плоских деталей

Материалы: шаблоны дерева и листьев, плотная бумага для ствола дерева и цветная для листьев, ножницы, клей.

«Осеннее дерево»

Шаблон листочка

«Осенне дерево»

Шаблон дерева

Инструкция:

  1. Обвести и вырезать шаблон дерева (мелкие контуры веточек поможет вырезать воспитатель).
    «Осеннее дерево»

    Вырезать два силуэта дерева по шаблону и сложитьконструкцию

  2. В симметричной технике вырезать силуэты листьев.
    «Осеннее дерево»

    Вырезать силуэты листьев

  3. Сложить гармошкой.
    «Осеннее дерево»

    Сложить силуэт листа гармошкой

  4. Скрутить из бумажной ленты палочку и приклеить к листочку (коллективно дети могут сделать много листьев).
    «Осеннее дерево»

    Приклеить палочку

  5. Прикрепить осеннюю листву к веткам дерева.
    «Осеннее дерево»

    Готовая композиция

«Дерево» — конструкция из объёмных модулей в технике оригами

Инструкция:

  1. Расчертить лист цветной бумаги для кроны дерева на квадраты (4х4 см), разрезать, рациональнее использовать ленточную технику вырезания.
    «Дерево»

    Разрезать лист на квадраты

  2. Сложить каждый квадратик по диагонали, развернуть и повторить операцию для определения центра.
    «Дерево»

    Сложить квадратик дважды по диагонали

  3. Одну грань сложить пополам и склеить, так получится пирамидка — простой модуль. Сделать много пирамидок.
    «Дерево»

    Сделать пирамидки-модули

  4. Свернуть прямоугольник в форме цилиндра — получится ствол дерева.
    «Дерево»

    Сделать цилиндр для ствола

  5. Сделать сверху надрезы, имитирующие ветки, к ним приклеить пирамидки (крона).
    «Дерево»

    Склеить пирамидки в форме кроны дерева

«Тюльпан» — оригами букет

Инструкция:

  1. Для того чтобы наметить пересекающиеся по центру линии сгиба, дважды сложить квадрат пополам.
    «Тюльпан»

    Дважды сложить пополам

  2. Аналогично дважды сложить по диагонали.
    «Тюльпан»

    Дважды сложить по диагонали

  3. Сложить квадрат пополам, соединяя верхнюю и нижнюю стороны, одновременно складывая по линиям сгиба боковые стороны квадрата внутрь.
    «Тюльпан»

    Сложить пополам, заправляя боковые стороны внутрь по линиям сгиба

  4. Получился треугольник.
    «Тюльпан»

    Получили двухслойный треугольник

  5. Два нижних уголка поднять к вершине.
    «Тюльпан»

    Загнуть боковые углы верхнего слоя к вершине треугольника

  6. В треугольнике должен получится ромб с осевой линией разлома по центру.
    «Тюльпан»

    Получили ромб в треугольнике

  7. Перевернуть и повторить, образовался ромб. Правую часть ромба перехлестнуть на левую, перевернуть и повторить.
    «Тюльпан»

    Перевернуть и повторить операцию

  8. Загнуть левый уголок верхнего слоя, затем правый.
    «Тюльпан»

    Загнуть левый уголок верхнего слоя, а затем правый

  9. Раскрыть кармашек правого треугольника и заправить в него левый.
    «Тюльпан»

    Раскрыть кармашек правого треугольника и заправить в него левый

  10. Перевернуть фигурку и повторить аналогичные операции. Получится вот такая заготовка.
    «Тюльпан»

    Перевернуть и повторить

  11. Загнуть лепестки, в основании цветка найти отверстие, надуть цветок, придавая ему объём, и вставить стебель.
    «Тюльпан»

    Завернуть лепестки и надуть цветок

  12. Получился такой бутон тюльпана. Овладев этой техникой можно смастерить прекрасный весенний букет.
    «Тюльпан»

    Готовый цветок

«Сумочка» из бумаги

Инструкция:

  1. К листу картона приклеить ручки, лист цветной бумаги, сложить гармошкой две половинки листа цветной бумаги.
    «Сумочка»

    К листу картона приклеить ручки

  2. Сложить пополам основу, между сторонами вклеить детали, сложенные гармошкой.
    «Сумочка»

    Сложить пополам в вклеить боковые детали

«Лисичка» — фигурка с элементами салфеточной аппликации

Инструкция:

  1. Обвести силуэты шаблонов на листе цветной бумаги.
    «Лисичка»

    Обвести силуэты деталей по шаблонам

  2. Вырезать детали для конструирования скульптурной фигурки, сложить туловище по линиям сгиба, склеить вершину.
    «Лисичка»

    Вырезать детали, сложить по линиям сгиба деталь для туловища и склеить вершину

  3. Приклеить голову и хвост.
    «Лисичка»

    Приклеить детали головы и хвост

  4. Скатать бумажные шарики из квадратиков, нарезанных из салфетки, оформить ими шубку лесной красавицы.
    «Лисичка»

    Готовая поделка

«Котёнок» — объёмная фигурка в технике оригами

Инструкция:

  1. Квадрат сложить по диагонали, наметив линию сгиба.
    «Котёнок»

    Квадрат сложить по диагонали

  2. Развернуть и расположить в позиции ромба, боковые углы завернуть к центру.
    «Котёнок»

    Боковые углы завернуть к центру

  3. Нижний острый угол завернуть к вершине фигуры.
    «Котёнок»

    Острый угол содинить с вершиной

  4. Два нижних угла завернуть в форме треугольников.
    «Котёнок»

    Два нижних угла завернуть в форме треугльников

  5. Перевернуть, отогнуть ушки.
    «Котёнок»

    Перевернуть и загнуть ушки

  6. Завернуть верхний слой нижнего угла.
    «Котёнок»

    Завернуть нижний угол верхнего слоя

  7. Отвернуть вниз в форме носика.
    «Котёнок»

    Отвернуть вниз (носик)

  8. Дорисовать глазки.
    «Котёнок»

    Дорисовать глазки

  9. Квадрат сложить по диагонали (тело).
    «Котёнок»

    Квадрат сложить пополам

  10. Завернуть хвостик. Приклеить голову.
    «Котёнок»

    Готовая фигурка

«Слоник» — оригинальная поделка из плоских деталей

Инструкция:

  1. Нарисовать контуры туловища слона, обведя шаблон и вырезать.
    «Слоник»

    Обвести шаблон туловища

  2. Обвести шаблон ушей и вырезать деталь.
    «Слоник»

    Обвести деталь для ушей по шаблону

  3. Делать надрез, вставить уши так, чтобы конструкция была устойчивой.
    «Слоник»

    Сделать надрез для сборки деталей

  4. Вставить уши так, чтобы конструкция была устойчивой.
    «Слоник»

    Собрать детали

  5. Оформить фигурку с помощью красок или цветной бумаги.
    «Слоник»

    Закончить оформление с помощью цветной бумаги, красок или наклеек

Ребёнок в процессе художественной деятельности исходит из личного замысла, основанного на жизненном опыте, эмоциональном восприятии окружающего мира. Но дошкольнику ещё тяжело справляться с планированием и глубоким осмыслением содержания своей работы, поскольку реализация художественного образа носит зачастую спонтанный характер. Задача воспитателя состоит прежде всего в том, чтобы направить свои усилия, используя весь арсенал педагогических приёмов и профессиональное мастерство, на обучение детей практике предварительного обдумывания своей работы, воспитывая, таким образом, мыслительную культуру.

Наталья Фоминых

44 года. Высшее педагогическое образование, специальность: история и право, аспирантура. Стаж работы в высшей школе — 22 года. Сфера профессиональной деятельности — проведение лекционных и семинарских занятий, учебно-методическая и научная работа (есть научные публикации).

Подробнее

Метки: