Show

Социализация детей дошкольного возраста

Дата: 23 января 2014 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

Социальное развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста

Английский психолог Тони Бьюзен выделил десять типов интеллекта, наряду с творческим, физическим и прочими среди них присутствует интеллект социальный. Но, как и остальные, будучи врожденным (все мы знаем – невозможно «жить в обществе и быть свободным от него»), он нуждается в социальном развитии, и, пожалуй, является основополагающим фактором будущей успешности и осознания личностной свободы вашим ребенком.

В советской психологии данное направление в развитии личности назвали бы «социализацией» – данный термин знаком практически каждому, но в нем есть некая абстрактность и безличность, тогда как формулировка «социальный интеллект» отражает всю комплексную сущность данного понятия. Это не только неизбежный процесс, к которому, только родившись, подключается человек, это еще и проявление личных качеств, индивидуального интеллекта человека, выбирающего взаимодействие с окружающим миром вместо замкнутой обособленности. Ведь все мы помним Шекспира: «одинокий путь подобен смерти». Возможно, есть некоторая взаимосвязь между «быть счастливым» = «быть открытым». И «открытым» не только с окружающими людьми (все-таки невозможно интровертов превратить в экстравертов), но и «быть открытым» окружающему миру вообще: во всем богатстве его красок и существ. Умение запечатлевать в своем воображении прекрасные фрагменты мира – это также проявление открытости; умение запоминать стихи, высказывания, лица, сюжеты и делиться этим с другими – и есть «социальный интеллект». Мир ребенка интерактивен по своим неведомым законам бытия: ни один ребенок не устоит перед тем, чтобы не рассказать родителям или близким о том, что его, действительно, поразило или потрясло. И это ценное качество ребенка, нужно стимулировать и, в хорошем смысле, использовать для развития социального интеллекта. Давайте посмотрим, что каждый из нас, родителей, может сделать для воспитания этой составляющей каждой личности.

Игра в ассоциации

Попробуйте на каждого игрока (к примеру, за столом сидят мама, папа и ребенок) взять одно слово (понятие, обозначение предмета) и пусть каждый напишет к нему 10 ассоциаций. Потом каждый игрок «раскрывает карту», т.е. показывает листок всем, и на отдельном листочке вы выписываете те ассоциации, которые оказались общими для всех. К примеру, слово «снег». Каждый из членов семьи/круга друзей назовет снег «белым» – выпишите это слово, и поставьте рядом с ним цифру «3» (т.е. слово появилось сразу у трех участников игры). Но среди других общих слов-ассоциаций для «снега» могут оказать также «холодный» и «легкий». Остальные 7 слов у каждого, скорее всего, будут разными. У ребенка, да и у взрослого, могут появиться целые реплики (если ребенок дошкольник, пусть за него вписывает взрослый, или – игру можно превратить в устное перечисление ассоциаций), “снег” – «из нее медведь делает берлогу», «белые комары», «красота», «что-то сладкое»… И каждый игрок, при раскрытии карт, понимает – какие мы все разные. Игру можно продолжать до бесконечности: после «снега» может последовать «мама», «школа», «форточка» и «воспитательница» и т.д. Можно на листочке общих слов, где около слов мы пишем цифренное обозначение того, сколько раз встретилось слово, потом подвести общий итог, сколько было совпадений. Конечно, здесь нет выигравших и проигравших, однако, если сложные ассоциации одного человека совпадут с такими же у другого – это здорово!

Детский творческий вечер

Очень многим из нас знаком страх выступления перед публикой. И даже ежедневно, будучи вовлеченными, в поток социальных коммуникаций, в нас может вызвать некоторую нервозность и смятение обычная просьба руководства компании, аттестационной комиссии подготовить доклад, отчет, презентацию и т.д. Возможно, воспитание раскованности и умения выступать публично во взрослой жизни окажет ребенку самое очевидное подспорье в карьере, да и просто в жизненных ситуациях, порою требующих убедительных высказываний и логически выстроенных умозаключений, отчетливо высказанных вслух.

Для первого публичного выступления перед публикой, доброжелательно расположенной к ребенку, можно подготовить стихотворение или песню. Чтобы выступление получилось выразительным, эмоционально-насыщенным, пусть заученное будет искренне интересно Вашему ребенку.

Если каким-то образом ребенка все же постигла паника или страх, отгоните его, сказав: что выступление перед множеством людей – это практически то же самое, как если бы ты выступал только бы передо мною или папой. Ведь каждый человек услышит и увидит тебя по-своему. А самый главный слушатель – это ты сам, ведь только ты, который разучивал это, знаешь, что правильно ты произнес, а что нет.

Для ощущения значимости момента и появления ответственности, неплохо было бы собрать компанию друзей ребенка, где каждый мог бы проявить себя. Приготовьте нарядную одежду, импровизированную или настоящую трибунку и микрофон.

Хорошей практикой для появления самооценки и самокритичного взгляда, необходимого для совершенствования творческих навыков публичных выступлений, будет индивидуальный просмотр (с родителем) видеозаписи с такого концерта. Когда ребенок сам сможет указать на свои ошибки и достоинства, а родитель сможет подбодрить свое чадо, если ребенок немного сникнет. Сделать возможным исправление ошибок с помощью тренировок – это необходимый ключ к следующему успеху.

Театр

В психологии сюжетные игры принято называть «ролевыми». Смысл данного понятия заключается в том, что каждый из «актеров» может поставить себя на место другого, пусть даже неодушевленного персонажа. Выберете самые разные ситуации, которые могут неоднократно обыгрываться и получать каждый раз новые инсценировки.

Именно в таких домашних постановках Вы сможете определить, какое мировосприятие у ребенка/детей, и, подключив этот самый нужный «реквизит», можно только помогать ребенку в некоторых сюжетных поворотах. И, – конечно, не забывайте предоставлять ребенку и реальную бутафорию: табуретки, красивые тряпки, платки, обычные шапки, чемоданы, шкатулки, небьющиеся статуэтки из Вашего серванта.

Самой, пожалуй, важной ролевой игрой для ребенка до 6-ти лет является игра «в семью», «дочки-матери». Это традиционная, переходящая от поколения к поколению игра, закладывает самые устойчивые и необходимые каждому человеку понятия: о любви, взаимопонимании, взаимовыручке, заботе. Именно в этой игре старшее поколение наиболее естественно, без страха подавить творческую фантазию ребенка, может поделиться взрослым опытом, научив юного актера находить выход из сложившихся ситуаций, или просто: показать, как общаются между собой члены семьи, как они могут проявить любовь и заботу. А ребенок, в свою очередь, играя в данную игру, поможет Вам понять возможные недостатки Вашей семейной жизни. Исходя из чего, можно смело приступать к их исправлению. Игра в семью лучше других поможет снять некоторые психологические комплексы ребенка: сделав их доступными пониманию, Вы также сможете перейти к их корректировке. К примеру, во время игры, оказалось, что мальчик побаивается дедушку или родную тетю: теперь у Вас есть информация, и Вы сможете найти из нее тот или иной выход.

Комплименты

Детское общество, как известно, это самая строгая и взыскательная аудитория. Не менее строго дети относятся и к своим сверстникам. Поэтому весьма полезной окажется игра «в комплименты». Объясните детям, что у каждого в мире человека есть достоинства и недостатки, и в каждом человеке можно найти хорошее. Посадите знакомых друг другу детей в круг, и устройте небольшую игру (в зависимости от количества детей): пусть последовательно, один за другим, каждый скажет 5 комплиментов одному ребенку. И в участи получателя таких комплиментов должен оказаться каждый. Эта игра непременно сблизит детей, создаст доброжелательную атмосферу, привнесет в небольшой коллектив ауру единства.

Метки:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Социализация детей дошкольного возраста"

Внимание: все отзывы проходят модерацию.