Когда же в школе проходят дроби?… Класс 4-й, кажется, или чуть раньше. Сложная тема, ничего не скажешь. Но вот интересно: жизнь знакомит ребёнка с дробями гораздо раньше школьной программы! Первый раз это происходит, когда хочется поделиться с другом конфетой, а она всего одна. И вот ребёнок уже знает, что такое “половина” и что значит “пополам”. А юные музыканты, придя в первый класс музыкальной школы, сталкиваются с дробями буквально на первом уроке: целые ноты, половинные, четвертные, “восьмушки”. И на примере яблока малышам объясняют, что это такое. Стало быть, можно начинать первое знакомство с дробями пораньше. Почему бы и нет? Если это будет наглядно, доступно, просто, то ребёнок усвоит эту премудрость легко и играючи.
«Дробная» математика для детей
Договоримся сразу, что дробь – это часть целого, меньше единицы. На сколько частей мы будем делить целое? А это как договоримся. Что будем считать единицей? Тоже как договоримся. Вот такие они сговорчивые, эти дроби. И ещё нужно запомнить одну вещь: то число, на сколько частей мы решили делить целое – это знаменатель, сколько этих частей мы взяли – это числитель.
Например, вот такая история. На траве лежат 3 яблока, ёжик взял только 2. За целое (единицу) мы возьмём все яблоки – весь урожай. Но их у нас 3, значит, наш урожай делится на 3 части. 3 – это знаменатель. Весь урожай (единица) – это 3/3, а каждое яблоко – это 1/3 урожая. Раз ёжик взял 2 яблока, значит, он взял 2/3 урожая!
А можно взять лего, такой любимый многими детьми конструктор. Мы ведь давно заметили, что все его элементы разные по размеру, правда? И на каждой детальке разное количество точек-“пупырышек”. Посчитаем – вот одна, две, четыре, шесть и даже восемь.
Давайте за целое (единицу) будем считать “кирпичик” лего с восьмью точками. Для начала сравним его с другими. Сколько деталек лего с 4-мя точками нужно взять, чтобы получился наш “кирпичик”-единица? Правильно, две. Значит, одна деталька с 4-мя точками – это 1/2 нашей “единицы”. А сколько деталек с двумя точками нужно взять, чтобы получить целое? Верно, четыре. Стало быть, одна такая деталька – это 1/4. А деталь с одной точкой -это 1/8, потому что таких деталек понадобится аж 8 штук, чтобы получилось целое. Теперь задачка посложнее: перед нами элемент с шестью точками. В нём помещается 3 “четвертинки”, а если добавить к нему ещё одну – получится целое (единица). Итак, вот и первый пример готов: 3/4+1/4=4/4 или же 1 (если числитель и знаменатель равны, значит, это единица!)
Это далеко не единственный эксперимент, который можно провести с лего. С дробями-то можно договориться о многом. А что, если мы то же самое, будем считать не четвертями, а восьмыми? И знаменателем у нас будет 8? Смотрим на картинку: единица – “кирпичик” с восьмью точками. 1/2 – это получается 4/8, а 1/4=2/8. А это уже история о том, как можно сокращать дроби. Но эта тема, действительно, может немножко подождать!
Автор: Юлия Белка