В каждом минусе находить плюс
или учимся позитивно воспитывать детей
Даже если ребенок получил «двойку», вы можете и в этом найти позитивное:
ЗАТО теперь ты знаешь, как это неприятно, и понимаешь, почему мы так хотим, чтобы ты учился хорошо;
ЗАТО по математике сегодня ты получил «пять»;
ЗАТО ты не стал списывать домашнюю работу – ведь зато еще хуже;
ЗАТО это вносит разнообразие в твои оценки, а то даже смотреть твой дневник.
Женщина привела ко мне на прием свою пятилетнюю дочь со словами: «О чем бы я ее ни попросила, она НИКОГДА не выполняет моих указаний. Сделайте что-нибудь». Когда я слышу слова, вроде: всегда, каждый раз, все, везде, никогда в жизни, у меня возникает очень сильное сомнение в правдивости такого описания. Дело, конечно, не в том, что люди намеренно искажают факты, чтобы доказать свою правоту. Часто мы искренне уверены в том, что муж ни разу не пришел домой вовремя, свекровь не сказала нам за всю жизнь ни одного доброго слова, школьные учителя постоянно были к нам несправедливы, абсолютно все наши сотрудники нас недолюбливают, а дети у нас – сплошное наказание. Однако подобное восприятие в большинстве случаев означает, что люди просто носят «очки» того или иного цвета и с их помощью «отфильтровывают» – замечают и запоминают – из внешней реальности только ту информацию, которая соответствует их убеждениям. Но, как известно, у любого правила находятся исключения… Именно поэтому, поговорив с мамой и дочкой, я на всякий случай дала маме простое домашнее задание: всякий раз, когда она просит дочь что-нибудь сделать (помыть руки, убрать игрушки, подать книгу и т.д.), она должна была ставить галочку в блокноте в том случае, если дочь ее поручение выполняет. С этим заданием я и отпустила их домой, и мы договорились встретиться через неделю. К моему приятному удивлению, уже через три дня мама позвонила мне и сказала, что на следующий прием они уже не придут, так как галочек в ее блокноте оказалось очень много, и теперь она поняла, какая у нее на самом деле прекрасная послушная дочь.
Как это ни прискорбно, но подобные шоры очень часто закрывают нам глаза, скрывая от нас большую часть истинной картины происходящего. Есть древняя мудрость про полстакана воды: кто-то, увидев его, скажет, что стакан наполовину полный, а кто-то – что он полупустой. Количество воды останется неизменным, а вот способ описания – принципиально разный.
Часто именно так мы относимся и к своей жизни. Оптимисты опираются на хорошие воспоминания, стараются вынести урок из случайной неприятности и верят, что «лучшее, конечно, впереди». Пессимисты же расценивают успехи как случайности и способны отравить себе всю вечеринку, размышляя, подходят ли друг к другу рубашка и галстук, которые они сегодня надели, и уверены, что такой машины, как у соседа, у них, конечно же, никогда не будет.
К такому – черному или белому взгляду на жизнь мы незаметно приучаем и своих детей. Безусловная радость жизни присуща большинству младенцев. Мир представляется им замечательно огромным и интересным, они счастливы познавать все его разнообразие, и им еще незнакомы запреты и сожаления о случившемся. Однако в более старшем возрасте мы все чаще встречаем детей, которые не способны порадоваться победе, если получили всего лишь второе место, а не первое; запускают учебу, потому что им кажется, что учительница не уделяет им достаточного внимания; всерьез расстраиваются из-за невозможности получить желаемую игрушку; не умеют оценить одного верного друга, потому что им хочется иметь целую компанию. Вот тут-то может легко сложиться низкая самооценка, неуверенность в своих силах, рождаются лень и апатия. Дело в том, что одно и то же событие может интерпретироваться совершенно по-разному в зависимости от сопутствующих обстоятельств. И если задаться целью, то почти везде можно найти свои позитивные стороны.
Оглянитесь на свою жизнь, и вы без труда сможете найти неприятные, на первый взгляд, обстоятельства, которые потом привели к неожиданно хорошему результату. У вас было слишком много братьев и сестер, в то время как вы мечтали быть единственным ребенком, иметь свою собственную комнату и не донашивать чужие вещи?
ЗАТО благодаря этому вы прекрасно научились жить в большом коллективе, считаться с окружающими, оказывать поддержку. Вы не поступили в театральный институт, о котором когда-то мечтали?
ЗАТО это позволило вам по-настоящему реализовать себя в какой-то другой области, вместо того, чтобы бесконечно бороться за получение новой роли, сидеть на строгой диете и паниковать из-за каждой появившейся морщинки.
На вашем жизненном пути было слишком много трудностей? Прекрасно! Ведь именно это закалило ваш характер, сделало вас таким сильным, решительным и ответственным.
Еще более эффективной окажется ваша помощь, если вы будете сочинять свои «зато» вместе с ребенком или даже на семейном совете. Только постарайтесь избежать излишнего морализаторства, вроде: «Теперь это будет тебе уроком на всю жизнь» или «Теперь-то ты научишься обращаться со старшими». Вносите в свой список как можно больше юмора. Мы ведь изобрели пословицы о том, что хорошего человека чем больше, тем лучше, и что лысина – это дополнительная поверхность для поцелуев. Почему бы не научить детей относиться к своим крошечным недостаткам и промахам с тем же чувством юмора? Дети ведь недаром любят сказки с хорошим концом, сочиняют себе фантастические миры, где видят себя” принцессами, волшебниками или героями-победителями. Они нуждаются в чувстве уверенности в своих силах, в добрых помощниках, в «Дружественной Вселенной».