Театрализованное уличное представление.
Интерактивная игра – квест «Золотой Ключик»
Поскольку этот день выпадает на 1 июня, когда в школах занятия закончены, а заезды в лагерях еще не начались, можно устроить данный праздник на улице: в городском парке, он получится достаточно масштабным — что-то типа ярмарки, со всеми присущими ей развлечениями для детей. Или же эта игра-представление будет устроена 1 июня сама по себе, и для каждой группы детей необходимо заранее озвучить время, к которому дети будут доставлены в парк. Участниками представления могут быть и преподаватели учебных заведений, и старшеклассники, и студенты вузов, и молодые актеры профессиональных и любительских театров.
Эта игра направлена на детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста: из детских садов; детских домов; из классов, еще не разъехавшихся в места летнего отдыха.
Для того, чтобы осуществить постановку, подготовить реквизит и костюмы, пригласить профессиональных театральных и цирковых артистов, скорей всего потребуются средства — возможно, спонсорские, частично из городского бюджета. Финансовая сторона устройства такого праздника предусматривает несколько вариантов, но тем не менее, их придется рассматривать. Главное, что для детей и их родителей (не говоря уж о воспитанниках детских домов), это мероприятие должно быть бесплатным, ведь приурочено оно к Дню защиты детей.
За время праздника в этой игре успеют поучаствовать несколько групп ребят, каждая по 10 человек. На входе всех будет встречать Буратино.
Под зону игры стоит выделить определенное ограниченное пространство, немного в стороне от главного входа в парк, чтобы не мешать остальным гуляющим. Пусть это пространство будет разделено на несколько тематических зон — «Аллея Пьеро», «Домик Мальвины и Артемона», «Арена Арлекина», «Пруд Тортиллы», «Трактир Дуремара».
Все зоны должны территориально следовать друг за другом, поскольку это игра-квест, и, без прохождения одного «уровня» будет невозможно пройти в другой. В то же время, квест должен быть достаточно прост, чтобы у ребят не возникало затруднений при прохождении заданий. Разумеется, аниматоры, играющие роли кукол, будут по мере возможности помогать детям справляться с трудностями, если они появятся.
На дорожках можно поставить указатели-стрелки с названиями зон. Игра, в целом, должна получиться не очень большая, чтобы была возможность «пропустить» как можно больше детских групп. В конце пути ребят ожидает «Каморка Папы Карло», и символический вход в Театр Буратино — это могут быть импровизированные ворота, сделанные из любого подходящего материала, на которых нарисован очаг. Когда ребята, добыв Золотой Ключик, подходят к этим воротам, их створки открывают, а за ними оказывается сцена, на которой и разыгрывается представление для ребят.
План игры
Буратино встречает ребят на входе в парк:
— Добрый день, дорогие ребята! Как же хорошо, что вы сегодня пришли ко мне в гости. Ведь именно сегодня, в День защиты детей мне хотелось бы видеть ваши веселые и радостные лица. Но я боюсь все пошло немного не по плану. Карабас Барабас, руководитель нашего кукольного театра, совсем «закрутил гайки», и куклам стало очень тяжело. У нас один выход — открыть свой собственный театр, чтобы никакой Барабас не мог диктовать нам что делать!
Правильный вопрос вы задаете, ребята! Как это сделать? Сейчас мы все вместе отправимся в путь, по дороге соберем всех наших друзей — ведь у каждого из них есть что-то одно, помогающее добыть Золотой Ключик от ворот нашего будущего театра. Но по-отдельности эти вещи совсем не действуют, поэтому мы обязательно должны найти или заработать каждую из них, и применить правильно. Пойдемте со мной, я отведу вас к нашему Пьеро!
Буратино ведет ребят к «Аллее Пьеро»
Пьеро:
— Ребята! У меня есть подруга — Мальвина, я ее очень люблю! Но вчера мы с ней поссорились, и она отказывается со мной разговаривать. Глупый, но преданный ей пес Артемон, сторожит домик Мальвины, и я не могу туда попасть. Только встану под окном, начну читать Мальвине свои стихи, а собака тут как тут — лает так, что ничего не слышно, а вчера даже штаны мне порвала (показывает детям прореху на штанах).
В общем, помогите мне — надо отвлечь Артемона, и всем вместе пробраться к Мальвине, чтобы убедить ее отдать то, что спрятал у нее Буратино. Давайте мы вот что сделаем: Артемон терпеть не может стихов и воздушные шарики. Кто-нибудь сейчас начнет громко читать стихи, а я раздам вам по воздушному шарику. Артемон выбежит на стихи, и, увидев еще и шарики, начнет за вами гоняться, чтобы их прокусить. Тот, чей шарик уже лопнул, подбегает ко мне и ждет остальных. Когда уставший Артемон сядет отдохнуть, мы и проберемся к Мальвине!
Наверняка ребята знают стишки, пусть прочитают два-три. После первого стихотворения из-за кустов начинает рычать Артемон, после второго — лаять, а после третьего — вылетает и начинает гоняться за ребятами. Главное тут поставить перед детьми условие, что пространство, где ребята бегают было достаточно ограниченным, например, только по небольшому участку аллеи, не выбегая на траву, иначе участник, изображающий Артемона будет очень долго «отлавливать» ребят.
Когда все шарики лопнули, Артемон «садится», тяжело дыша, и говорит:
— Ну все, сколько же можно! Это не дети, а просто банда какая-то! Пьеро, я думал ты размазня и хлюпик, а ты вон какой хитрый ход придумал! Идите уж, Мальвина ждет вас, но учтите — легко не будет!
Ребята переходят в следующую игровую зону. Там, за столом, сидит Мальвина, перед ней стопка школьных тетрадей, чернильница и ручка.
Мальвина:
— Ах, какая делегация ко мне! Добрый день, мальчики и девочки! Я надеюсь, вы хорошо воспитаны, и мне не придется вас перевоспитывать? Я надеюсь, вы не сажаете в тетради кляксы? Как? Вы не знаете, что такое кляксы? Да я вам сейчас расскажу! Глупый Буратино, когда гостил у меня в домике, насажал этих самых клякс видимо-невидимо, да при этом еще и пытался писать носом. Представляете, носом!!! Дело в том, что в нашей сказочной стране и в помине нет тех ручек, к которым вы все привыкли, у нас все по старинке. Ну что, давайте, я вас научу пользоваться таким необычным предметом, как перьевая ручка. Надеюсь, вы будете прилежнее, чем Буратино.
Ребятам раздают тетрадки и чернильницы, в которые надо макать перья. Мальвина показывает, как правильно писать такой ручкой, как макать ручку в чернила, и убирать с нее излишки чернил, а потом диктует классическую фразу «А роза упала на лапу Азора». Ребята пытаются воспроизвести это предложение на бумаге перьевой ручкой. Конечно, учитывая возраст детей, они или только научились писать печатными буквами, или только начали писать прописными в школе. Но тем интересней им будет узнать, чем учились писать их прадедушки (а может быть и дедушки), что такое промокашка, и зачем она нужна.
Мальвина собирает тетради:
— Да, ребята, вы все же пишете гораздо лучше этого Буратино. И на Пьеро я уже не обижаюсь, ведь он привел вас ко мне. Поэтому я отдам вам то, что будет вам необходимо, чтобы продвинуться в поисках Золотого Ключика.
Мальвина раздает каждому по мячику для пинг-понга, и провожает группу до «Арены Арлекина».
Пусть Арлекином будет человек, который умеет играть в настольный теннис. На участке, куда выходят ребята, стоит стол для пинг-понга.
Арлекин:
— Привет, ребята! Ну что, дальше хода нет. Я так соскучился по хорошим партнерам в этой игре, что не пропущу вас дальше, пока вы все не поиграете со мной!
Ребята разбиваются на пары, чтобы каждая пара играла против одного Арлекина. Каждой паре дается ровно две минуты времени, и за эти минуты дети должны постараться обыграть Арлекина. Конечно, этот игрок будет немного поддаваться, ведь наверняка немногие ребята умеют хорошо играть в настольный теннис.
После того, как все партии сыграны, Арлекин говорит:
— Спасибо, порадовали! Но у Арлекина не может быть все по правилам и без неожиданностей! Сейчас я вынесу мешок, из которого вам нужно будет вытащить нужные для вас вещи. Но глаза у вас при этом будут завязаны! Каждому надо будет достать из мешка гладкий небольшой камешек — он вам пригодится на пруду у Черепахи Тортиллы.
Всем ребятам завязывают глаза, и подносят небольшой мешок. В нем лежат различные предметы — легкие шарики для настольного тенниса, мягкие шарики-«лизуны», и гладкие камешки-голыши. Ребятам на ощупь нужно определить — что у них в руках, и взять себе именно камешек.
Арлекин провожает ребят к «Пруду Тортиллы». В этой зоне стоит надувной бассейн, наполненный водой, на поверхности которого плавают десять разноцветных пластмассовых колец. Диаметр бассейна может быть совсем небольшим, а диаметр колец должен быть не очень маленьким, ведь ребятам предстоит попасть в определенное кольцо с первой попытки.
Черепаха Торилла:
— Добрый день, дети! Как хорошо, что вы наконец добрались до моего пруда! У меня есть то, что поможет найти вам Золотой Ключик! Но сначала нужно будет сыграть в одну игру, которая даст возможность его получить! Сейчас каждый из вас будет кидать свой камешек в то кольцо, которое я укажу. Кому скажу — в синее кольцо, тот кидает в синее, в красное — значит в красное. Помните, попытка у вас только одна!
Важно, чтобы ребята, когда кто-то кидает свой камешек, находились достаточно далеко от бассейна, и желательно, за спиной кидающего — дети есть дети. За каждый удачный бросок черепаха Тортилла выдает участнику по резиновому или пластиковому лягушонку — такие натуралистичные модели продаются в магазинах игрушек. Главное, чтобы в общем эти десять лягушат весили как минимум сто грамм. Зачем — будет понятно дальше.
Черепаха Тортилла провожает ребят в Трактир, где за столом сидит Дуремар, а под столом уже прячется Буратино. Перед Дуремаром стоят весы.
Дуремар:
— Таааак! И кто это ко мне пожаловал? Дальше прохода нет! Хотя… Скажите мне, милые дети, а нет ли у вас с собой, совершенно случайно, пиявок? Нет? Какая беда! А нет ли у вас с собой ужей? Опять нет? Да что же за день неудачный! Ну хорошо, а может быть у вас есть лягушки? Есть? Тогда давайте их сюда, в эту банку. Сто грамм лягушек, и идите себе дальше!
Ребята складывают в банку лягушек, и Дуремар поднимает перед ними символический шлагбаум — его можно сделать из большой ветки, или поставить маленький, но «настоящий». Буратино выбирается из-под стола, и прячась среди детей, чтобы Дуремар не увидел, пробегает вместе с ребятами.
В следующей зоне «Каморка Папы Карло» стоят ворота, с нарисованным на них очагом.
Буратино:
— Вот, ребята, мы и дошли до заветной двери, за которой находится наш театр! Но у нас до сих пор нет от нее Золотого Ключика! Нам предстоит последнее испытание — отыскать на этой полянке все ключи, которые здесь спрятаны — и среди них обязательно найдется наш, Золотой!
На полянке должны быть спрятаны десять разных ключей в коробочках. Пусть ключи будут покрыты золотистой краской, чтобы все выглядели как тот, что ребята ищут. Но подойдет к замку в воротах только один ключик. Конечно, настоящий замок в ворота ставить не нужно, достаточно просто сделать отверстие в виде замочной скважины.
С обратной стороны ворот могут стоять «привратники», которые будут придерживать ворота, чтобы они не отрывались пока не будет вставлен последний, десятый ключик. «Привратники» ориентируются по комментариям Буратино, озвучивающего порядковый номер каждого ключика, и на десятом ключе ворота плавно и медленно откроются.
Что касается поисков мест, в которых спрятаны ключи, то можно упростить задачу группе, раздав детям нарисованный план полянки, с отмеченными крестиками тайничками. Так будет гораздо интереснее — заодно дети поиграют и в поиск сокровищ. Конечно, тайники не должны быть сложными, например, если коробочка находится в земле, то неглубоко, а аниматорам стоит запастись лопаткой. Если на дереве — то совсем невысоко, во избежание травм при падениях. Стоит минимизировать риск оцарапаться, удариться, упасть.
• Привратники рассаживают ребят перед небольшой, импровизированной сценой (это может быть даже не сцена, а просто условно выделенная кулисами территория), где им будет показано небольшое представление из нескольких юморесок — сюжеты для мини-постановок можно взять из «Ералаша». Может быть, это будет небольшой спектакль местного театра юного зрителя.
• Кроме того — это может быть и кукольный театр, или вертеп с Петрушкой. Для этих видов ярмарочных развлечений характерно музыкальное сопровождение звуками шарманки. Наверняка современные дети никогда не видели шарманку, и не представляют, что это такое. Если вдруг случится чудо, и шарманка для представления найдется, то потом ребятам стоит рассказать, что это за аппарат, и как он работает.
• Также представление может быть и не театральным, а цирковым — фокусники, дрессировщики собачек, жонглеры. Особенность в том, что в обычном цирке дети смотрят на представление с расстояния, а тут все чудеса происходят совсем рядом, только для них, для такой небольшой группы, работают настоящие циркачи.
Автор: Анастасия Дузь
На день защиты детей не так просто найти хороший сценарий, спасибо, у вас отменный!