Лекции – распространенный формат обучения, который позволяет преподавателю за небольшой промежуток времени дать студентам большое количество полезного материала. Порой усваивать материал тяжело и утомительно, голос лектора звучит монотонно и начинает клонить в сон. Существует несколько проверенных подходов, как сохранить бдительность на лекции.
Роль лектора
Представьте самого себя в роли лектора. Что, если вам предстоит тем же вечером рассказывать этот материал перед другой аудиторией? Важность лекции повысится, потому что информация приобрела дополнительную значимость. Вы не уснете, потому что получаемые знания точно пригодятся для вас, когда вы будете вести по данной теме собственную лекцию.
Этот подход имеет несколько преимуществ:
- повышается степень усвоения лекционного материала;
- повышается уровень запоминания информации;
- сохраняется бдительность на протяжении всей лекции;
- есть большая вероятность последующего использования знаний в работе и повседневной жизни.
Адаптация материала
Попробуйте активно взаимодействовать с получаемым материалом. Например, когда вы делаете конспект, заменяйте сложные выражения более простыми и понятными для себя, подбирайте синонимы. Можно использовать образные сравнения и личные ассоциации, вспоминать примеры из собственной жизни. Иногда полезно структурировать материал и оформить его в виде таблицы или графика.
Этот способ поможет не только не уснуть, но и сделать красивый, структурированный конспект. который пригодится в дальнейшем, когда возникнет необходимость повторить пройденный материал.
Чтение по губам
Существует и более простые способы, как уменьшить сонливость во время лекции. Сосредоточьтесь на преподавателе, перенесите фокус внимания на то, как он выговаривает слова. Попробуйте читать по губам. Сначала можно просто наблюдать, изучая движения его губ. После этого вы можете попытаться понять сказанное без звука, абстрагироваться от голоса.
Вы будете удерживать внимание на преподавателе, у вас будет задача, которую необходимо выполнить. Этот способ необычный и не требует больших усилий. Сонливость уменьшится.
Фокусировка на голосе
Помимо фокусировки на движении губ, можно попрактиковать фокусировку на голосе лектора. Закройте глаза и сосредоточьтесь на звуке. Он станет более отчетливым, потому что ничто другое в аудитории не будет вас отвлекать. Смысл сказанного будет лучше восприниматься, а материал может стать более понятным.
Этот прием содержит в себе риски, что, закрыв глаза, вы можете заснуть. Лучше использовать его ограниченно. Он хорошо работает, если преподаватель использует во время лекции примеры из жизни, красочно рассказывает какие-то события. В этот момент можно закрыть глаза и полностью сфокусироваться на контексте, рисуя в воображении определенные образы. Тем не менее, это лучше комбинировать с другими способами сохранения бодрствования.
Рифмы
Еще один нестандартный подход – придумывание рифм на каждое слово преподавателя. Допустим, преподаватель закончил фразу словом “доказать”. Вы можете придумать продолжение этой фразы, зарифмовав ее окончанием “нарисовать” или “не спать”.
Действительно, спать будет хотеться меньше, потому что это занятие забавное и занимательное. Сначала может быть трудно, но потом процесс становится все интереснее, особенно, для творческих людей.
Образы и картинки
Попробуйте наполнить конспект не только словами лектора, но и собственными зарисовками приходящих в голову ассоциаций. Дополните лекции образами, тематическими набросками, которые помогут вам быстрее сориентироваться в материале. Лучше всего, если рисунки будут относиться непосредственно к материалу лекции, потому что такие дополнения способствуют усвоению материала. Тем более, образы запоминаются быстрее и дольше остаются в памяти.
Этот способ также подходит творческим личностям, при этом, он более продуктивен и полезен для студентов.
Существует множество приемов, как сохранить бодрость и не заснуть на лекции. Некоторые из них способствуют усвоению и запоминанию материала (“Роль лектора”, “Адаптация материала”, “Образы и картинка”). Другие же предполагают нестандартный подход (“Чтение по губам”, “Фокусировка на голосе”, “Рифмы”). При этом, все они предполагают работу с фокусом внимания, активируют мозговую активность, заставляют психику работать. Выбирайте наиболее подходящий для себя способ или комбинируйте их, с таким набором вам будет намного проще слушать лекцию и уменьшить сонливость.